Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ян Ю. СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ И НОВЫХ МЕДИА // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(39). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 46-52.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СМИ И НОВЫХ МЕДИА

Ян Юэ

аспирант, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,

РФ, г. Москва

Каждый раз, когда речь заходит о продвижении «новых медиа», звучат весьма смелые прогнозы относительно их будущего. Но нелишне ещё раз задуматься о роли и судьбе традиционных медиа, ведь театр, кинематограф по-прежнему существуют, весьма успешно издаются книги, газеты и журналы, но при этом мало кто станет оспаривать тот факт, что в последнее время электронные средства массовых коммуникаций заметно опережают традиционные [1].

Новые медиа по отношению к основным четырем видам традиционных медиа – газетам, телевидению, радиовещанию, журналам – выступают «пятым медиа» и включают в себя цифровые трансляции, типа онлайн газет или радио, блоги и микроблоги, энциклопедические ресурсы, которые подобны Википедии, видеоигры и разнообразные социальные медиа [2].

Рассмотрение новых медиа как инструмента социальных изменений, подтверждает мысль о том, что новые медиа давно обогнали печатные. Делать это имеет смысл прежде всего при положительном ответе на вопрос: становится ли электронная форма подачи (передачи) информации однозначно лучше и качественнее по сравнению с печатной? Однозначного ответа на этот вопрос пока дать нельзя. Целеориентированный и прагматический ответ получим, если в качестве примера взять художественную литературу, когда классический медиум – печатная книга, сохраняя свою привлекательность, не кажется нам каким-либо анахронизмом, а гарантирует медленное, приятное погружение в мир чтения, на который в той или иной мере уже замахнулись быстрые и хищные новые медиа. Из данного посыла следует, что любой текст, как например, и текст данной статьи, сначала печатается электронном виде, а затем, после выхода журнала в свет, становится доступным достаточно большому количеству читателей [3].

Таким образом, медиа как система средств коммуникации имеют, по преимуществу, символический характер. Через неё проходит большой объем информации, в ней люди выражают свои чувства, мироощущения, направляют свои связи и отношения наружу, фиксируют разнообразные моменты прожитого, продуманного или мнимого. В широком смысле всё это можно обозначить как знаки медиа. Правда, следует признать, что в большинстве случаев медиа – это лишь технические и аппаратные средства трансляции для сохранения или передачи различных видов сообщений. Но в контексте их быстрого распространения в начале ХХI в. всё заметнее становится их дифференциация: если для бытового понимания медиа достаточно выделения массово-информационных функций прессы, радио и телевидения и других функций, то новые вызовы, применительно к данной проблеме, нацеливают на выяснение социальных ролей нового поколения медийных инструментов, на определение границ новой медийной парадигмы.

Хотя многие работники традиционных СМИ рассматривают «мы-медиа» в качестве вспомогательного средства для расширения собственного профессионального влияния, однако некие сетевые гиганты также обнаружили прекрасные перспективы, которые открываются перед «мы-медиа». По статистике, в последние 5 лет почти половина важных репортажей осуществляется через мы-медиа, к тому же, данная доля увеличивается с каждым днем.

Шэнь Чжэнфу отмечает, что в эпоху новых медиа, из-за двойной суперпозиции внешней среды и внутренних факторов, традиционные средства массовой информации постепенно сократились с точки зрения их распространения, власти, влияния и общественного доверия. Несмотря на то, что новые средства массовой информации обладают сильной связью и влиянием, она по своей сути неэффективна в распространении положительной энергии и продвижении основного мнения в обществе. Шэнь Чжэнфу отмечает, что ведущая сила и авторитет новых медиа уступают традиционным средствам массовой информации [4].

Как уже было отмечено, «Weibo» – одна из самых популярных в Китае социальная сеть, ежедневно около 300 млн абонентов публикуют там различную информацию, в частности, немало работников традиционных СМИ. Блоггер по имени Синь Хайгуан является одним из них, поэтому на его примере мы можем рассмотреть как соприкасаются традиционные средства массовой информации и новые медиа. В «Weibo» Синь Хайгуан располагает поддержкой 350 тыс. фанатов. Наряду с этим, он более десяти лет работал в области традиционных СМИ, в свое время был главным редактором нескольких городских газет. Когда блог, как социальная платформа, только что начал развиваться в Китае, он стал публиковать в сети свои статьи. От газет, журналов до сайтов и так называемой мы-медиа – за прошедшие 10 лет он стал свидетелем колоссальных перемен, произошедших в китайских СМИ.

Синь Хайгуан высказывался по поводу «мы-медиа» следующим образом: «Поначалу я не имел никакого представления о мы-медиа и лишь проявил интерес к ним. Даже после того, как стал одним из известных блоггеров, я все еще рассматривал это как свое хобби. 10 лет назад, когда блог только появился, Синь Хайгуан зарегистрировался там и впервые окунулся в работу социальных сетей. В то время в собственном блоге он лишь размещал свои статьи, опубликованные в различных газетах. Это вызвало у него удивление, поскольку, по мере непрерывного роста количества статей, опубликованных в блоге, появлялось все больше и больше людей, которые проявляли большой интерес к нему. Благодаря этому его влияние в сети изо дня в день росло, опередив влияние в области традиционных СМИ. К тому же, многие сайты начали специально предлагать его статьи в качестве главного содержания.

Колоссальное влияние социальных медиа не только потрясло Синь Хайгуана, но и заставило его всерьез задуматься над различиями между традиционными СМИ и сетевыми медиа. С тех пор он начал сознательно двигаться по направлению к новым медиа. Он поочередно открыл персональную веб-страницу, микроблог и «WeChat» (программа для обмена сообщениями с помощью мобильных телефонов), и таким образом в конце концов сформировалась собственная «мы-медиа».

Благодаря развитию собственной «мы-медиа» [5], влияние Синь Хайгуана, который раньше пользовался большой популярностью лишь в области традиционных СМИ, стремительно распространяется на широкую общественность. В настоящее время каждое его слово, каждая его фотография, каждый его комментарий за несколько секунд могут быть переданы многочисленным пользователям и становятся главными темами для разговоров и обсуждения. Самое удивительное то, что, несмотря на такое значительное влияние в сети, «мы-медиа» – это не профессия Синь Хайгуана, они также не являются главным источником его доходов. Ныне он работает в одной из медиа-компаний.

Традиционная индустрия вещания в узком смысле относится к индустрии новостных программ, которые передаются по радиоволнам. В широком смысле это относится к индустрии беспроводного вещания, которая использует звук как форму выражения. С момента рождения радиовещательной индустрии в 1920-х годах индустрия вещания уже существует на протяжении почти ста лет. За эти 100 лет индустрия вещания испытала несколько поворотов, но до сих пор традиционная индустрия вещания не отошла на задний план в обществе.

Благодаря развитию новых медиа и анализу современного состояния традиционной индустрии вещания можно отметить, что ощущается отчетливое влияние традиционных СМИ на новые медиа и наоборот. Влияние появления новых медиа на традиционных средства массовой информации можно обобщить в трех аспектах, а именно:

– влияние удержания аудитории;

 – своевременный обмен сообщениями;

– диверсификация носителей новостей.

После появления новых медиа удержание аудитории в традиционной индустрии вещания постепенно снижается. Такая тенденция удержания аудитории в основном связана с тем, что преимущества традиционной трансляции значительно сократились в новой медиа-среде. Традиционная трансляция изначально имела стабильную аудиторию из-за ее удобства, но с популяризацией новых медиа и смартфонов это преимущество уже не очевидно. Все больше людей считают, что новые медиа более удобны в аспекте доступа к информации, чем традиционное вещание. Новые средства массовой информации отказались от традиционного вещания. В настоящее время аудитория традиционных СМИ относительно стабильна только для определенных видов СМИ, таких как радио, конкретные программные аудитории и бортовые радиопрограммы.

Отдельно необходимо отметить влияние новых медиа на своевременность новостей в традиционных СМИ. Новые медиа способствуют повышению скорости распространения информации, что в свою очередь требует от традиционных СМИ повышения своевременности информации. В противном случае традиционные средства массовой информации станут не актуальными.

Кроме этого, традиционные медиа пассивны и интерактивность новых медиа бросает им вызов. Есть ли взаимодействие с публикой или его нет – может считаться прямым показателем для различения традиционного и нового медиа. Средства массовой информации по существу являются «конструктором отношений между разными субъектами». В этом смысле значение медиа включает в себя «соединение и связь».

Преимущества новых средств массовой информации в борьбе с рабством пространства и времени и диверсификация средств коммуникации только сделали его коммуникационные возможности чрезвычайно мощными, но «распространение» основано на «соединении». Самое важное различие между старыми и новыми медиа – это разные связи между субъектами. Проще говоря, традиционные СМИ просто установили одностороннюю связь между субъектами, в то время как Интернет сделал реальное ощущение взаимодействия между разными субъектами. Газеты и журналы – очень типичные односторонние СМИ. Хотя газеты и журналы часто публикуют такие столбцы, как «письма от читателей», это не меняет того, что газеты и журналы являются газетами или журналами, которые распространяются в одностороннем порядке аудитории. С другой стороны, новые медиа – это все наоборот. Новые медиа действительно обеспечили сильную интерактивность, и даже новые медиа иногда существуют только как сугубо подключенная пользовательская платформа, а не контент-провайдер. Это также может объяснить, почему это происходит только в эпоху новых медиа.

Сильная интерактивность является основным преимуществом новых медиа: отсутствие интерактивности является недостатком традиционных средств массовой информации.

Новые средства массовой информации разрабатываются на основе Интернета, а сам Интернет обладает своего рода «всенаправленным» характером. Поэтому новые медиа, естественно, являются «средствами массовой информации». Основываясь на этой особенности новых средств массовой информации, формы новых медиа очень разнообразны, а средства распространения стали еще более разнообразными. Используется мобильный телефон для просмотра новостей, и новости могут быть представлены не только текстом, но и звуком, изображениями, видео и другими формами. Однако традиционные средства массовой информации часто могут быть представлены только одним носителем. Газеты и журналы - это текст и изображения, но они не могут содержать звук и видео, широковещательные передачи звучат, но невозможно включить текст, изображения и видео, телевидение может содержать текст, изображения и видео, но из-за мгновенного характера телевизора и пользователя неконтролируемость делает телевизор внутренне предвзятым. Это главные недостатки традиционных СМИ. Фактически, это также может объяснить, почему телевидение является новым медиа по сравнению с газетами, но телевидение не свергает газеты и журналы, а новые СМИ могут свергнуть все предыдущие традиционные СМИ. Телевизор - это образ, и нет серьезных конфликтов с газетами, которые предвзяты с точки зрения средств коммуникации. Однако новые медиа, такие как целые СМИ, имеют прямые конфликты со всеми традиционными средствами массовой информации. Единство средств коммуникации является основным недостатком традиционных средств массовой информации.

Новые медиа оказывают влияние на диверсификацию носителей сообщений. Несмотря на то, что традиционные трансляции требуют простого редактирования текста и передачи звука, благодаря инновациям в области информационных технологий новые медиа могут в один прекрасный момент завершить мультимедийную интеграцию аудио, видео и изображений и доставить информацию аудитории более живым способом. Этот диверсифицированный носитель новостей оказал определенное влияние на традиционную радиовещательную индустрию. В то же время он также заставил традиционные вещательные предприятия сделать переход. Разнообразие средств массовой информации в новых медиа проявляется не только в средствах массовой информации, но и в каналах передачи.

Новые медиа могут быть распространены либо на смартфонах, либо на компьютерах и ноутбуках. Кроме того, производные электронные продукты, такие как смарт-часы и планшетные ПК, также могут использоваться в качестве новых медиа-ресиверов. Этот диверсифицированный носитель связи и средства связи значительно расширили возможности распространения новых медиа, что оказало большое влияние на традиционную радиовещательную индустрию [6].

При таком массовом воздействии традиционным СМИ необходимо сделать переход от пассивности к активности. Это преобразование нуждается в определенной тактике и стратегии. Китайские исследователи изучили стратегии трансформации традиционной индустрии вещания, которые можно назвать реформой традиционной индустрии вещания. Стратегия реформирования традиционных средств массовой информации сводится к двум направлениям:

– новые медиа должны выступать ориентирами для развития отрасли традиционных СМИ. В настоящий момент традиционные СМИ являются уже достаточно устаревшими, однако, их развитие может быть произведено в аспекте внутреннего совершенствования системы вещания;

– «выход»: абсорбция по ссылке является недостаточной для омоложения традиционного вещания. Необходимым является «выход» традиционных СМИ. В настоящее время уже существует несколько примеров интеграции прикладного программного обеспечения, например, Ximalaya FM. Передача традиционных широковещательных программ на основе мобильных устройств и смартфонов в режиме онлайн значительно снизит влияние аудитории и содержания на время, тем самым снижая общее воздействие новых медиа на традиционные СМИ и развивая новый аспект традиционных СМИ.

Недостатки традиционных средств массовой информации в вышеупомянутых аспектах вызвали постепенное снижение влияния существующих традиционных средств массовой информации. Если традиционные средства массовой информации не могут распознать время и волну, придерживаются традиционного мышления, методов и средств, неизбежным является снижение и сокращение традиционных средств массовой информации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что по мере развития новых медиа судьба традиционных средств массовой информации омрачается некоторыми исследователями, однако, новые медиа – это новые возможности для развития старых средств массовой информации. Новые медиа обладают явными преимуществами по сравнению с традиционными СМИ: двойной обмен информацией, широкая и активная аудитория, высокая скорость распространения информации, разнообразие носителей информации. Традиционные СМИ уступают новым медиа. В связи с этим, традиционными СМИ должны быть предприняты определенные шаги на пути к совершенствованию вещания – развитие внутренних форм и технологий передачи информации, а также «выход» из замкнутых границ традиционного СМИ и слияние с новыми медиа.

 

Список литературы:

  1. Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарный и социальные науки. – 2015. – №1. – С. 182.
  2. Виногродская В. Б. Новые медиа на новом этапе развития // КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА. 2014-2015. – 2016. – С. 383-394.
  3. Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарный и социальные науки. – 2015. – №1. – С. 186.
  4. 沈正赋. 新媒体时代新闻舆论传播力、引导力、影响力和公信力的重构[J]. 现代传播-中国传媒大学学报, 2016, 38(5):1-7. [Шэнь Чжэнфу. Распространение общественного мнения, его управляемость и влияние на авторитет власти в эпоху новых медиа // Современные коммуникации – Вестник китайского университета связи. – 2016. – №38 (5). – С. 1-7].
  5. Цзянь Вэиган. Определение и характеристика четвертых СМИ.//Журналистика и практика, 2000. – № 7-8. – С. 23-26.
  6. 陆挺. 新媒体发展对传统广播行业的冲击[J]. 新媒体研究, 2017, 3(11):89-90. [Лу Тинг. Влияние развития новых медиа на традиционную вещательную индустрию // Новые исследования в средствах массовой информации. – 2017. – №3 (11). – С. 89-90].
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий