Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бектиярова Д.С. ЗНАКИ И СИМВОЛЫ КАЗАХСКИХ ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(39). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 21-24.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ КАЗАХСКИХ ВОЙЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Бектиярова Джамиля Сериковна

лектор кафедры «Дизайн», Алматинский технологический университет,

Республика Казахстан, г.Алматы

SIGNS AND SYMBOLS OF KAZAKH FELT PRODUCTS

 

Jamilya Bektiyarova

lecturer of the Department "Design", Almaty Technological University,

Kazakhstan, Almaty

 

АННОТАЦИЯ

В статье затрагивается символизм казахских войлочных изделий, значение часто встречающихся знаков. Рекомендуется обращаться к своей культуре для сохранения нематериального наследия, зафиксированного в материале, знаках и символах.

ABSTRACT

The article deals with the symbolism of Kazakh felt products, the meaning of frequently occurring signs. It is recommended to turn to your culture to preserve the intangible heritage recorded in the material, signs and symbols.

 

Ключевые слова: символ; знак; семантика; орнамент; войлок.

Keywords: symbol; sign; semantics; ornament; felt.

 

Войлочные изделия – это объекты ручного труда (традиционный способ изготовления) из валяной шерсти. Такой вид изделий широко использовался у кочевников степи, народов Кавказа.

Один из основных, традиционных материалов кочевников – войлок – применяли для изготовления полотен юрты,  настенных, напольных ковров, одежды, обуви, чехлов для сундуков, посуды, домашней утвари и т.д. Все перечисленные изделия производились женщинами вручную, в большинстве случаев их покрывали орнаментом. Техника, приемы работы с войлоком, способы декорирования передавались из поколения в поколение. Девочек с детства учили мастерству работы с войлоком, так как с замужеством девушка вносила красоту и уют в домашнюю обстановку через рукотворные изделия, которыми наполнялась юрта. Создавая ковры (текеметы, сырмаки), узоры вваливали в войлок, вырезали, нашивали, вышивали, собирали как мозаику. Распространение имели следующие группы орнаментов: космогонические, геометрические, растительные, зооморфные. Среди которых геометрические пришли с эпохи бронзы, благодаря Сакскому периоду появились орнаменты «звериного» стиля, мусульманский период усилил художественно-образную составляющую казахского орнамента, хотя не искоренил изображения птиц, змей, элементов животных (рога, крылья, клюв) [4, с. 26, 27].

Через орнамент кодировалась информация, в нем была скрыта сакрально-духовная составляющая. Орнаменты включали определенные знаки, символы, тамги, подписи, кому предназначено изделие, имя мастера, цитаты из Корана [4, с. 27]. Казахи, с кочевым укладом жизни, редко меняли домашнюю обстановку, мебель, ковры, поэтому предметы быта, домашняя утварь декоративно оформлялась и собой украшала дом, например, стоящий сундук, лежащий ковер, стоящая вешалка или войлочный чехол для белья. Таким образом, каждая вещь становилась «родной», при ее оформлении затрачивали физические, энергетические ресурсы. Изделия, окружающие кочевника можно отнести к объектам этнодизайна благодаря их функциям: практической, эстетической, латентной. Практическая осуществлялась через «служение» людям в повседневной жизни. Эстетическая функция предмета проявлялась в украшении интерьера юрты. Латентная, скрытая была связана с верованиями, ритуалами, с использованием знаков, символов, которые наделялись магической силой. Основными мотивами орнамента были: рога барана – символ богатства, процветания семьи; птицы – небесный мир, счастье; рога оленя – изобилие, счастье; верблюжий след, глаз – плодородие; дерево – рост, плодородие, жизненные силы, в прошлом – дерево жизни, родовое дерево; солнце – очищающий, охраняющий символ, усиливающий силу добра; птичий клюв, когти – защищающий знак, оберегающий от зла [4, с. 31, 41].

Войлочные изделия выполняли из естественных цветов (белый, серый, черный, бурый) и крашенных. Цвет, как и орнамент, имел символическое значение у казахов. Например, белый цвет до сих пор имеет семантическое значение, связанное с положительным смыслом – молоко, счастье, чистота, благородство, благополучие [4, с. 42]. На белой кошме короновали ханов, невесту сажали на белый войлок. Традиция выстилать белое полотно перед женихом и невестой, чтобы их жизненный путь был светлым и пожелание «Ак жол» («Светлого пути») часто встречаются среди современных казахов. Сегодня войлок популярен на всех континентах. Из него делают декоративные панно, одежду, головные уборы, обувь, ковры, мебель, аксессуары для интерьера. Благодаря своей текстуре, особенностям производства и технике войлочное полотно сегодня может выглядеть как живописная картина, разницу составляют только материалы: краски, холст/бумага – в случае с картиной и войлок (натуральный, крашенный), который выступает и основой, и красящим материалом – краской – в войлочном полотне. Поэтому справедлива формулировка – художественный войлок. К созданию художественного войлока прибегают не только мастера по войлоку, но и художники, работающие с художественными материалами (акварель, пастель, масло). Так, например, Гульшат Джураева (Казахстан), работая с войлоком, создает живописные панно, наполненные абстрактными формами, в которых могут прочитываться силуэты животных, растений или людей [1]. Через цветовую гамму художник передает нежность, изображение культового животного – верблюда (священное животное), птицы (символ верхнего мира), растений (символ мирового дерева или плодородия) можно ощутить связь с мифологией, со знаковой системой прошлого. Художник из Москвы, Мария Маломуд, «рисует» войлоком на войлоке натюрморты, пейзажи бытовые и сказочные сцены; стилизованные, графичные, живописные [2]. Изображение цветов, деревьев, коня, сказочной птицы можно разобрать соответственно – как женский пассивный признак; символ мирового дерева; символ благородства, власти, ума, знатности; солярное божество. Мукеррем Турхан – художник и председатель художественной организации в г. Бурса (Турция) создает портреты, пейзажи используя войлок [3]. В работах нередко встречается символ «глаз» – черная точка, окруженная равномерно со всех сторон белым, а затем синим цветом. Данный знак, несущий охранную функцию – защита от «дурного» глаза – можно встретить в войлочных изделиях (сумках, жилетах, декоративных панно) художника из Турции. Это популярный символ, который используют мастера и ремесленники, работающие со всевозможными материалами и в разных техниках.

Нетканый, традиционный материал сегодня не имеет того богатого убранства орнаментов во всех своих изделиях. В прошлом нижний постилочный ковер и внешние стены юрты из войлока не орнаментировались, а все остальные объекты, окружающие казахов имели наполнение из знаков, символов, которые защищали, несли благожелательную функцию. В наши дни войлок не осмысливается как амулет от «дурного» глаза или вещь, стимулирующая плодовитость, благополучие, счастье. Дизайнеры работают с данным материалом, используя его физические, качества: экологичность, пластичность, теплоизоляционность, влагостойкость. Раскрывают новые возможности войлока. При этом, в последние годы наблюдается интерес к сувенирам, изображениям символов благополучия, пришедшим из Китая, к статуэткам животных, которые должны оберегать дом от злых сил. В связи с таким интересом к магическим свойствам объектов можно было бы обратиться к своей культуре, своему наследию, в которых есть изделия, материалы, система и набор знаков-символов, несущих охранные и благожелательные посылы. Популяризация объектов этнодизайна будет способствовать ознакомлению и сохранению традиций среди молодежи и заполнению вакуума этносимволических объектов несущих охранно-благожелательную функцию.

 

Список литературы:

  1. Социальные сети Фэйсбук. Гульшат Джураева. Электронный ресурс. URL https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1912852032091315&type=3&sfnsn=mo (дата обращения 17.11.2020).
  2. Социальные сети Фэйсбук. Мария Маломуд. Электронный ресурс. URL https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3483683125055552&id=100002416968223 (дата обращения 17.05.2021).
  3. Социальные сети Фэйсбук. Mükerrem Turhan. Электронный ресурс. URL https://www.facebook.com/mukerrem.turhan.1/photos (дата обращения 17.05.2021).
  4. Тохтабаева Ш.  Ж.  «Художественный войлок казахов». «LA GRÂCE», 2017 – 109 с илл.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.