Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 мая 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЖАНР «РОК ОПЕРЫ» В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА (РОК-ОПЕРА «ЖЕРҰЙЫҚ» ТӨЛЕГЕНА МУХАМЕДЖАНОВА)
XX век в музыкальной культуре мира предстает в виде разнообразных видов, жанров, которые связаны, с одной стороны, с подъемом новых современных систем, с другой стороны, с обращением к традиционному искусству. Это и многое другое не могло не дать толчок для переоценки культурного наследия. Все больше происходит осмысление и переосмысление искусствоведами, музыковедами появления новых жанров, композиторских техник и многого другого на основе национальных музыкальных школ. Отмечается обновление и возрождение музыкальных традиций в целом, а также синтез всего того, что раньше казалось несовместимым. Ярким примером такого синтеза является жанр рок-оперы, возникший в казахстанской культуре в XX веке. Мнение музыкантов классического направления на этот жанр достаточно многозначно.
Рок-опера – это классический жанр оперы, созданный на основе рок-музыки. Сюжет раскрывается через вокальные партии. Кроме вокалистов, на сцене также могут присутствовать другие музыканты-исполнители. Наличие определенного сюжета и персонажей, увертюры, интерлюдии и других музыкальных средств в рок-опере играют огромную роль, как и в оперном искусстве. Классические элементы, которые включают не только композиционную составляющую, но и использование определенных инструментов, таких как виолончель и скрипка, тоже является неотъемлемой частью рок-оперы. Кроме того, имеются акты и большой хронометраж произведения [8].
Термин «рок-опера» во многом противоречив и понимается всеми по-разному. Истоки зарождения рок-музыки лежат в блюзе и джазе. Сам жанр рок-опера был упомянут в 60-х годах XX века. Родоначальником этого жанра принято считать Пита Таунсенда (Pete Townshend), гитариста и лидера известной английской рок-группы The Who. Этот коллектив написал в 1969 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось уточнение жанра – рок-опера. Именно им приписывается изобретение жанра, но не термина. Термин существовал уже в 1966 году в США благодаря некоторым музыкантам, которые пытались сформировать нечто похожее на рок-оперу. Многие эксперименты стали тождественны, поскольку были синтезированы рок и классические основы. Например, следом за «Томми» (Tommy), в 1971 году, вышел мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера (Andrew Lloyd Webber) «Иисус Христос – суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»). Яркий пример того, как композитор все сделал наоборот и синтезировал жанр мюзикла и рока, но добавив в классическую основу ключевые рок-средства. Это дало повод отожествить обе работы. Возникает вопрос: что принципиальное различие между рок-оперой и мюзиклом? Различия есть, ведь, самое главное, опера – это не мюзикл. Рок-опера – это жанр, в котором к року «примешиваются» классические музыкальные основы, то есть первое преобладает над вторым, а к мюзиклам, которые пытаются отождествить с рок-оперой, наоборот, «примешиваются» рок-средства, только вот ярко выраженными остаются классические основы [5; 8].
Как было сказано выше, основоположником жанра считается Пит Таунсенд (Pete Townshend), лидер рок-группы The Who. Однако многие исследователи рок-оперы отмечают, что истинным первооткрывателем жанра является другая британская группа – The Pretty Things, выпустившая годом ранее альбом S.F. Sorrow с концептуальным сюжетом и характерными особенностями рок-оперы. Именно им пришла идея записать альбом со сквозным сюжетом, идущим через все песни.
В 70-е годы американские, а позже и европейские рок-оперы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Этот жанр утвердился и на российской эстраде. Среди композиторов, обратившихся к этому жанру, – имена А. Журбина, А. Рыбникова, Э. Артемьева, В. Дашкевича, А. Гринблата, А. Градского, А. Иващенко и мн. др. Опираясь на зарубежные модели, они создали индивидуальные, отмеченные новаторством решения, которые прошли сквозь трудности и проблемы. Некоторые из них стали даже классическими рок-операми, например «Орфей и Эвридика» Журбина. Правда, жанр своего произведения А. Журбин определил как зонг-оперу (песня-опера), но это исключительно потому, что слово «рок» в СССР находилось под запретом [3, с. 1–21; 6].
Анализируя историю развития российской рок-оперы, следует отметить, что данный жанр включает различные истоки, от традиции жанров водевиля, оперетты, советской массовой, эстрадной, авторской песни и искусства кино до особенностей американской и западноевропейской рок-оперы.
Жанр рок-оперы появляется в XX веке и в Казахстане, где отражаются основные зарубежные тенденции, синтезирующиеся с национальными традициями казахского музыкального искусства. Несмотря на небольшое количество произведений и свою «молодость», бытование жанра рок-оперы в Казахстане дает возможность говорить о нем как о самостоятельном явлении музыкальной культуры.
Первым образцом классической казахстанской рок-оперы является «Жерұйық» («Земля обетованная») композитора Төлегена Мухамеджанова.
Рисунок 1. Финал оперы
Рисунок 2. Әзәзіл (Бауыржан Нұрымбетов)
Произведение было написано в 1979 году по заказу Министерства культуры для легендарного ансамбля «Дос Мукасан». Актуальность сочинения, заложенная в основной идее оперы, дала возможность ввести творческой группе во главе с автором некоторые изменения, которые были воплощены в двух редакциях. Второй вариант рок-оперы был создан в 2007 под руководством Мурата Кусаинова и являлся своего рода «возрождением» данного произведения через новую аранжировку, отвечающую современным требованиям, – новые музыкальные инструменты, новый исполнительский состав и многое другое. Третья редакция осуществлена в 2013 году для постановки в Астане на сцене Дворца мира и согласия, где задействовали совместную работу всех творческих групп [7].
В основе рок-оперы лежит идея поиска земли обетованной философом Асаном Қайғы, который сыграл важную роль в формировании казахского ханства XV века. По словам автора, рок-опера повествует не только о поиске обетованной земли, но это еще и история про единство казахского народа.
Глубокий смысловой контекст, заложенный в основу произведения, позволяет рок-опере быть актуальной вне временного пространства. Прежде всего это познание своего внутреннего мира через поиск земли для всех.
«Жерұйық» является одноактной оперой с номерной структурой, что достаточно легко воспринимается аудиторией. Все 24 номера при анализе произведения выстраиваются в симметричную форму. В произведении выделяются экспозиция, завязка, развитие, кульминация и развязка, что характерно для классического построения оперного жанра.
Экспозиция оперы состоит из трех номеров – пролог, жырау и толғау, которые вводят зрителя в атмосферу действия оперы, настраивая на внимание.
Пролог содержит основное тематическое зерно в виде главных лейттем героев, которые уже в среднем разделе пролога трансформируются. Изменение лейттем связано, прежде всего, с изменением каждого главного персонажа, у которого под воздействием внешних условий наблюдаются внутренние перемены. Однако трансформируются не все лейттемы. Композитор оставляет без изменений второстепенных и отрицательных персонажей оперы, тем самым подчеркивая значимость лишь положительных героев. Первоначальные тематические элементы впоследствии разрастаются до значительных мелодических фраз, которые впоследствии композитор введет в заключительный раздел оперы.
Завязка произведения содержит два номера: дуэт Марии и Дудара, барымта (пленение влюбленных). По казахским обычаям влюбленных, нарушивших многовековую традицию, должны забрасать камнями. Композитор определяет конфликт произведения – вражда между родами, любовь к девушке другой культуры. Развитие и кульминация с № 6 по № 18. Именно здесь впервые звучат сольные номера (арии) основных персонажей и второстепенных, которые чередуются с оркестровыми и хоровыми фрагментами. Переломным моментом в драматургии произведения является № 20 дуэт Марии и Дудара, где влюбленные клянутся любить друг друга даже после смерти. Развязкой всего произведения является изгнание Әз-әзіла и победа добра над злом, которая выражена в пятой арии Асана-қайғы № 23, восхволяющей будущее казахского народа: «Свобода и Независимость принесут моему народу благополучие, и расцветет Великая степь». В финале рок-оперы участвуют все персонажи, кроме изгранного Әз-әзіла. Хор народа воспевает Землю обетованную, наследниками которой они являются.
Важное значение в опере приобретают хоровые эпизоды. Музыкальные средства, использованные в хорах, довольно просты, однако именно это дает возможность сочетать контрастность главных персонажей с характеристикой народа, который в опере представлен как сила и справедливость. Оркестровые эпизоды также способствуют более яркому раскрытию внутреннего мира героев и общей трактовке двух противоположных лагерей. Однако именно оркестровые номера ярко характеризуют жанр рок-оперы, где наравне с классическими учавствуют и инструменты рок-музыки (электрическая гитара, бас-гитара, барабанная установка, синтезатор и др.).
Проведя небольшой анализ данного произведения, можно сказать следующее: рок-опера содержит характерные для этого жанра свойства – наличие сюжетной линии и драматургии, вокальных номеров (арий) и оркестрового или ансамблевого инструментального сопровождения, яркость сценических эффектов и костюмированность действия, свободную ритмопластику и танцевальность. Основой музыки становятся элементы рок-музыки через музыкальный тематизм и инструментарий, характерный для рок-музыкантов.
Во второй половине XX и в начале XXI века рок-опера переживает период расцвета в мировой культуре. В отечественной культуре этот жанр является сравнительно новым, однако наравне с другими новыми видами казахстанской музыкальной культуры продолжает дальнейшее развитие в творчестве более молодых современных композиторов, поскольку отвечает всем требованиям нового поколения. Как отмечают многие музыковеды, в начале «XXI века идея осовременить звучание традиционных инструментов получает новое продолжение, о чем свидетельствует история электродомбры», следовательно, и классические музыкальные жанры, традиции и дальше будут изменяться в условиях новых требований современного поколения.
Список литературы:
- Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века : учеб. пособие. – М. : Музыка, 1994. – 574 с.
- Конен В. Об истоках рок музыки // Советская музыка. – 1986. – № 7. – С. 101–109.
- Боброва М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX – начала XXI века : дис. … канд. искусс-ния. – Ростов н/Дон, 2011. – С. 1–21.
- Габитов Т. Казахи: опыт культурологического анализа : учебник для вузов и колледжей. – Алматы, 2019. – 399 с.
- Пять ярких рок-опер в истории музыки // Роккульт.ру – музыкальное сообщество 2013–2021 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rockcult.ru/po/n5-vivid-rock-operas-in-the-music-s-history/ (дата обращения: 18.04.2021).
- Бычков А. О российской рок-опере / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://music-education.ru/o-rossiyskoy-rok-opere/ (дата обращения: 18.01.2007).
- Казахстанская правда // Притягательная сила новизны / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kazpravda.kz/news/kultura/prityagatelnaya-sila-novizni (дата обращения: 18.04.2021).
- Рок музыка // Википедия. Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рок-музыка (дата обращения: 18.04.2021).
дипломов
Оставить комментарий