Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ
THE URBAN ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF PERCEPTION
Ayim Nurzhanova
Master student, Department of Architecture, Kazakh Head Architectural and Civil Engineering Academy,
Republic of Kazakhstan, Almaty
Mehirbanu Glaudinova
Doctor arch, assoc prof., Kazakh Head Architectural and Civil Engineering Academy,
Republic of Kazakhstan, Almaty
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается важность изучения особенностей восприятия городской среды. В наше время увеличилось число городов и жителей этих мегаполисов. И это привело к разным проблемам – как экономическим, транспортным, жилищным, проблемам рабочих мест, детских садов и школ, так и проблемам социально-психологического характера. Склоняясь к этим проблемам, поменялись требования к планировке городского пространства, где в приоритете не только экономические показатели, но и условия для удовлетворения материальных и социальных желаний жителей, для удобной жизнедеятельности.
ABSTRACT
The article discusses the importance of studying the characteristics of the perception of the urban environment. In our decade, the number of cities and residents of these megalopolises has increased many times more. And this has led to various problems such as economic, transport, housing, problems of jobs, kindergartens and schools, and problems of a socio-psychological nature. Tending to these problems, the requirements for the planning of urban space have changed. Where the priority is not only economic indicators, but also the conditions for satisfying the material and social desires of the inhabitants of this place, for their convenient life, were taken into account.
Ключевые слова: городское пространство, визуальная среда, комфорт.
Keywords: urban space, visual environment, comfortable.
Оценка комфортности и удобства городской или сельской территории ставится ее жителями. В наше время большинство сельских жителей переезжают из села в район, а дальше в город, а это доказывает, что в городском округе больше удобств и перспектив для жизнедеятельности. Из-за потока миграции городская структура меняется самостоятельно, и в этих условях возрастает необходимость перепланировки города. Для этого в первую очередь в городском пространстве должны учитываться не только экономические показатели, но и условия для комфортного проживания, для удовлетворения материальных, а также социальных потребностей людей, проживающих в том или ином городе.
Городская жизненная среда – это территория, в которой происходит контакт между пространством и человеком, что и влияет на поведение человека. Люди пользуются тремя типами территории: первичная территория – в первую очередь дом, где они проживают, в котором имеются кухня или спальня, так как такие помещения приватны, и в этих помещениях люди чувствуют себя защищенными. Ко вторичной территории относятся рабочие места. Рабочий кабинет является общественным помещением того или иного назначения в зависимости от профессии человека, но в этом помещении есть предназначение для человека – это его рабочее место, в котором он может контролировать и обустраиваться по своему желанию. Комбинация первичной и общественной территории – это и есть вторичная территория. Третьей считается общественная территория – место, которое люди используют изредка или часто для своих нужд. Они не могут быть под контролем так же, как в быту [1, с. 25].
Рисунок 1. Люди пользуются тремя типами городской жизненной территории
Городское пространство является само по себе предметной средой, к нему относятся скверы, здания, улицы, площади и т.п. В этой среде каждый день находятся люди, планируя свои маршруты, они взаимодействуют с городом и делают анализ со своей точки зрения возможности для способствования своим желаниям. Исходя из этого при проектировании городского пространства нужно не только реализовывать и учитывать его планировочные нормы, но и эстетические, так как оно должно быть комфортным, функциональным, красивым, эмоционально привлекательным.
Особенности визуальной городской среды
Визуальная среда – это все окружение человека, точнее то, что с помощью зрительного анализа воспринимают люди в своем быту. Визуальная среда делится на два типа: первый – естественная визуальная среда (леса, озера, моря, горы и т. п.), второй – искусственная (дома, дороги, машины, мосты и т. п.). В основном в городском пространстве распространена искусственная визуальная среда. Из-за того что города все больше расширяются, в стране появляется проблема по решению жилищного вопроса, на этом фоне визуальная среда становится все более монотонной и типичной. Например, путешествуя по территории нашей страны, в любом городе встретишь абсолютно такие же постройки, как и своем городе. Заметно, что в последнее время ухудшается визуальная среда в местах прживания людей. На этой основе возникло даже новое направление исследований – видеоэкология, которая фиксирует взаимосвязь видимой окружающей среды с человеком. Знаменитый Марк Витрувий Поллион еще в первом историческом источнике по теории архитектуры особое внимание уделял проблеме восприятия [2, с. 10].
Рисунок 2. Визуальная среда делится на два типа
Всеми известно понятие, что среда обитания живого создания может быть гомогенной (однородной) или гетерогенной (разнородной), несомненно, так же и визуальная среда может быть как гомогенной, так и гетерогенной. Если точнее, однородная (гомогенная) визуальная среда все больше появляется в современных городах. В основном здания сделаны из плит ДСП, так же облицовка из плиты или цветным зеркальным декором. Здания с острыми углами, в ночное время оформлены яркими светодиодами. Этот ряд можно бесконечно продолжать. Выясняется, что в визуальной городской среде очень много повторяющихся элементов и все одинакового типа, поэтому человек чувствует, что он всегда и везде дома. Зрительно анализируем точки зрения, посмотрев на их однотипность. Возникший образ воспринимаемого предмета является результатом зрительного восприятия. В первые 30–50 миллисекунд человек начинает оценивать пространственное расположение на удалении. От 30 до 140 миллисекунд человек уже тратит на получение информации о параметрах движения. Только потом уже начинается процесс определения спецификации формы предмета, в котором присутствует разностороннее движение, быстрыми движениями глаз, с помощью которых фиксируем особенности и признаки предметов.
Из-за однородности современная визуальная среда города не дает возможности зафиксировать особенности предмета. Это говорит о том, что глазам не за что зацепиться, они скользят по гладкой поверхности. К эмоциональному неудобству человека может привести однотипность видимого поля. С одной стороны, такая визуальная среда порождает отсутствие индивидуальных черт городов, с другой стороны, достаточно равнодушное отношение и самих проживающих людей. В процессе сравнения современных и чуть ранее построенных зданий не нужно быть специалистом, чтобы заметить разницу. Во-первых, разница между зданиями отличается количеством деталей. В современной постройке более однородные здания, точнее много этажей в здании, в которых только одни детали – это повторяющиеся окна. Если сказать о здании более ранней постройки, они разные, разнородны, с множеством декоративных элементов. Во-вторых, в современной архитектуре в основном используют прямые углы, линии, также заостренные формы – все это недостаток криволинейных форм. Некоторые исследователи такую «заостренную среду» называют агрессивной, и это может даже провоцировать у людей агрессивность в поведении [3, с. 50].
Влияние цвета на городское оформление
Цветовое оформление города – один из важных факторов в визуальной среде. В жизни человека цвет играет важную роль, его влияние может как поднять, так и подавить его.
На человека по-особенному действует цвет, он создает настроение и образ. Также влияет на будущие действия человека. Все, что вокруг себя видит человек, расцвечено. Человека повсюду сопровождает и окружает цвет. С Древних времен цвет интересовал ученых как явление цветовосприятия и особенность взаимодействия человеческого организма. Учеными доказано, что есть особая связь между цветом и психикой. Доказано, что сбалансированная в цветовом отношении среда увлекает, создает творческую атмосферу, умиротворяет и улучшает отношения между людьми.
На человека каждый цвет по отдельности оказывает определенное эмоциональное влияние, а сочетание цветов может существенно изменить эмоциональный настрой. В цветовом оформлении города можно заметить, что часто преобладают цветовые сочетания, которые иногда не сочетаются по колористике. По мнению исследователей, сложным для восприятия является сочетание желтого на фоне красного цвета, а наиболее сочетаемые цвета – синий на фоне белого цвета [4, с. 93]. А сочетание кирпичного и красного, серого, также черного с серым, черного с желтым вызывает у человека печаль, безразличие, тревогу. Со спокойствием и уверенностью ассоциируется сочетание синего и зеленого цветов. Возбуждение и радость вызывают красный и синий, но некоторые оттенки красного могут вызвать сильное раздражение. Вообще зеленый цвет ассоциируется со спокойствием и уверенностью, в цветовом сочетании он доминирует, нежели другие цвета.
Безусловно, каждому цвету соответствует определенный эмоциональный фон, настрой. При восприятии наблюдается доминирование одного цвета над другими, это также зависит от различных обстоятельств. Проектируя городские пространства, при его цветовом оформлении необходимо учитывать каждый элемент в окружающей среде, чтобы не диссонировал с другими элементами пространства.
Вывод
При создании городской среды очень важно учитывать не только социально-экономические, но и социально-психологические показатели. Самое главное в любой среде надо организовывать так, чтобы была возможность для реализации потребностей человека. Например, желание в комфортном, красивом и функциональном окружении – это разнообразность элементов среды (фонтаны, малая архитектура, дорожки, удобные переходы, функциональная различность зданий и т. п.). Также должна быть возможность пообщаться с родственниками, друзьями, коллегами – для этого в городской среде должны быть скверы, бульвары, скамейки, фонари, т.е. места для уединения.
Городское жизненное пространство обязано проектироваться не только по СНиПам с учетом прописанных в них норм, но и с учетом реализации потребностей человека, психофизиологических закономерностей человека, чтобы визуальная городская среда была эмоционально притягательной для людей.
Список литературы:
- Глаудинова М.Б. Живопись и CONTEMPORARY ART городов Южного Казахстана периода независимости в контексте национальной идентичности // Вестник КазГАСА. – 2020. – № 2 (76). – С. 23–31.
- Филин В.А. Видеоэкология: что для глаза хорошо, а что – плохо. 3-е изд. – М., 2006. – 512 с.
- Пол Кидуэлл. Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе. 3-е изд. – Манн, 2017. – 250 с.
- Грибер Ю.А. Теория цветового проектирования городского пространства. 3-е изд. – М., 2018. – 178 с.
дипломов
Оставить комментарий