Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
БИБИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ – РОЛЬ ХУДОЖНИКА В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ
В последнее время обозначился растущий интерес к художественной жизни региона Павлодарского Прииртышья, к культурным событиям города и края. Заметным стало стремление воссоздать единую историческую ткань культуры Республики Казахстан. Постановка задач анализа влияния художественно-эстетической среды на творческую самореализацию личности в Павлодарской области середины XX века, невозможна без изучения общей картины общественных условий развития культуры, основных эстетических идей времени, частью которой является художественная жизнь, художественно-эстетическая среда.
Влияние разнообразных исторических и социокультурных процессов на систему формирования художественно-эстетической среды Павлодарского Прииртышья, ее составляющих не являлось предметом специального исследования искусствоведами, историками, педагогами и другими учеными. В научной литературе в настоящее время эта тема представлена фрагментарно, узко, что не позволяет объемно представить панораму художественной жизни республики Казахстан в середине ХХ века. Необходимость систематизации фактологического материала и осмысления его с точки зрения искусствоведения и гуманитарного знания в целом определяет актуальность данного исследования.
Говоря о художественно-эстетической среде Павлодарского края середины ХХ столетия, особо хочется отметить деятелей культуры и искусства Павлодарского Прииртышья, которые оставили в наследие потомкам, своим землякам прекрасные, созданные на профессиональном уровне, произведения искусства.
Бибин Александр Иванович – член Союза художников Республики Казахстан (1971 г.), академик Академии художеств Республики Казахстан. Живописью увлекся очень рано, еще в школьные годы все свободное время будущий мастер отдавал рисованию под руководством художника-педагога Ивана Угрюмова. Профессиональное образование А.И. Бибин получил в 26 лет, окончив Алматинское художественное училище имени Н.В. Гоголя (1965 г.). Занимался монументальным и декоративно-прикладным искусством, живописью и графикой. В 1972-1977 годах создал ряд больших витражей в гостинице «Иртыш» (г. Павлодар), Дворце культуры им. Естая (г. Павлодар), Казахском музыкально-драматическом театре им. Ж. Аймаутова (г. Павлодар), гостинице «Казахстан» (г. Караганда) и 10 витражей в гостинице «Сары-Арка» (г. Павлодар), которые получили большую известность в стране и за рубежом [2].
Когда-то перед ним распахнул двери Мраморный дворец Русского музея Санкт-Петербурга. За всю историю существования музея сюда не приглашали ни одного мастера из Казахстана, А.И. Бибин стал первым. Участник всесоюзных, республиканских, зональных, областных и персональных выставок. Его творчество получило высокие оценки поэта Евгения Евтушенко, художника Олега Целкова, скульптора Эрнста Неизвестного, а также ряда известных искусствоведов и арт-критиков. Художник сумел создать собственный яркий, живописный мир. Кроме того, он был известен как художник, виртуозно изображающий руки. А.И. Бибин всегда считал, что руки – это образ человека. «Среди профессионалов изобразить руки считается гораздо сложнее, чем лицо. Соприкосновение рук с нашим миром очень велико. Голова несчастная наша думает, а руки делают. И делают удивительные дела, порой до кровавых. Руки для меня – отдельный элемент в моей картине», говорил художник [1].
Произведения мастера находятся в собрании Государственного Русского Музея, музее современного искусства (г. Москва), Павлодарском областном художественном музее, а также в других музеях, частных коллекциях СНГ и за рубежом.
В 1971 году А.И. Бибин был принят в Союз художников СССР. Постепенно работы Павлодарского художника стали появляться на выставках в Германии, Франции и Японии. Живопись А.И. Бибина очень неодносложна. Известный поэт-шестидесятник Евгений Евтушенко часто сравнивал А.И. Бибина с представителями московской и ленинградской школ. Он называл художника «одним из лучших художников современности» [3]. В столичной галерее искусств Has Sanat (г. Астана) проводилась выставка работ Павлодарского художника Александра Бибина «Время внутри нас». В экспозицию было включено 46 работ, написанных преимущественно в 1960-е годы, что и объяснимо вполне: один из самых неординарных художников современности был именно из числа тех славных шестидесятников, которые определили культуру огромной страны на десятилетия вперед и вошли в историю как явление необычайной динамики, мощи, мысли. Знаменитые «бульдозерные выставки» прогремели на всю страну, а были такие же художники и в далекой глубинке вроде Павлодара, где жил и творил, никому неизвестный, Александр Бибин.
Творчество Александра Бибина часто относят к сюрреализму. С этим можно согласиться, а можно и нет. У Павлодарского художника нет жесткой привязки к определенным символам и значениям, как в древних мифологиях. На его картинах чистейшая капля на теле человека может символизировать и незамутненность души, и чистоту рук, и просто сонную сладость детской слезы. Евгений Евтушенко, великий русский поэт, называл его раблезианцем. Метафора знаменитого языкотворца имеет право на жизнь, безусловно: Александр Бибин умеет быть и громоподобным, и проникновенным, и особо внятным. Пропитанный мировой и в особенности казахской космогонией и мифологией, А.И. Бибин пишет едва ли не в каждой своей картине насекомых: бабочки, пчелы, стрекозы садятся на человека – это доверие к нему, ведь не улетают… да и сами они не кровососы – комаров художник не изображает. Вершина доверия – гнезда с птичьими яйцами на головах людей. Здесь допустимо влияние казахских мифов: это Жерұйық (земля обетованная), где птицы вьют гнезда на спинах овец. Его холсты исполнены доброты, лишены сентиментальности, а все его герои – хоть люди, хоть животные – из плоти и крови, наделены эмоциями. Нет в его работах иконописных ликов, идеальных античных лиц и фигур или персонажей, напоминающих времена Возрождения. Лица героев просты, подчас грубоваты, а по скульптурной лепке напоминают, пожалуй, «Едоков картофеля» раннего Ван Гога [7].
Александр Бибин, как и большинство незаурядных художников, пытался заглянуть далеко вперед или в сторону. На некоторых его полотнах обилие образно-звуковых соответствий, и в название таких картин он включал музыкальные термины. Эти работы, как правило, построены строго по законам контрапункта, на противоборстве: зеркальная гладь озера – и восходящие, клубящиеся потоки теплого, густого, цветного воздуха, возносящегося чуть не к сполохам северного сияния. Таковы его «Вселенная Бетховена», «Соната озер». Художник любит праздники. Картина «Наслаждение дынями» выдержана в праздничных, веселых, тонах. Нельзя считать его работы исключительно бодряческими, самозабвенными. Порой они меланхоличны за счет иносказательности, метафоричности. Одно из самых мрачных полотен – «Крушение иллюзий» [7].
Процесс создания художественно-эстетической среды Павлодарского Прииртышья требовал одновременно духовно-творческой и материально-практической деятельности. Каждая страница в истории художественного строительства – страница истории жизни Павлодарского края, пути становления, развития, прогресса. Познавая художественное искусство, живя рядом с творческой интеллигенцией, общаясь с ним, житель Прииртышья воспитывал в себе, прежде всего, интерес и любовь к жизни в её многообразных проявлениях.
Жизнь Александра Бибина, родившегося в 1939 году, типична для многих людей его поколения. Творчество художников, музыкантов, писателей, внесённое в художественную культуру Павлодарского Прииртышья имеет большое значение: именно о будущем думали они, именно этот край более всего занимал их в художественно-культурном отношении, для которого трудились неутомимо, горячо и бескорыстно. Переживали исторические реалии, где они производили и собственную художественную культуру, формировали и развивали свои собственные силы и отношения. Для представителей художественной культуры Павлодарского Прииртышья главной задачей было формирование художественно-эстетической восприимчивости, художественно-образного мышления, а через это обогащение личного нравственного опыта.
Список литературы:
- А. Газизов, Городские новости, Павлодар попрощался с А. Бибиным, Павлодар, 2009 г.
- Н. Берг, Выставка памяти А.И. Бибина, Павлодар, 2010 г.
- Общественно-политическая газета Труд, «Любите живопись, поэты…», Москва, 2002 г.
- В. Джембетова, Обозрение недели, Портрет жены художника, Павлодар, 2018 г.
- А. Касенова, Звезда Прииртышья, Мир художника Бибина, Павлодар, 2010 г.
- Я. Жук, Запрещенная живопись. Общественно-политический журнал «Итоги» вып № 20 – Москва, 2002.
- Б. Кадыров, Повороты судьбы Александра Бибина. Казахстанская правда, 2013 г.
дипломов
Оставить комментарий