Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОРНАМЕНТОВ И УЗОРОВ НА РОСПИСЯХ БЕЗЕКЛИКСКИХ ПЕЩЕР
ARTISTIC ANALYSIS OF ORNAMENTS AND PATTERNS IN CENTERS OF BELIECLIX CAVES
Zhao BaoBo
graduate student, Department of Art Studies St.Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design
Russia, St.Petersburg
АННОТАЦИЯ
Настоящая работа посвящена исследованию орнаментов и узоров на росписях Безекликских пещер, хранящихся в Государственном Эрмитаже. В данном исследовании анализируется происхождение, композиционные элементы и декоративные приемы орнаментов, сравниваются художественные особенности росписей на различные сюжеты. В работе подчеркивается различие между характером ритуальных атрибутов бодхисаттвы Манджушри на росписях из коллекции Эрмитажа и сведениями, общепринятыми в научных кругах, что может представлять интерес для специалистов, занятых в соответствующей исследовательской области.
ABSTRACT
This paper is devoted to the study of ornaments and patterns on the paintings of the Bezekliksky caves, which are stored in the State Hermitage Museum. This study analyzes the origin, compositional elements and decorative patterns of ornaments, compares the artistic features of the paintings on various subjects. The work emphasizes the difference between the nature of the ritual attributes of the Bodhisattva Manjushri on the paintings from the Hermitage collection and information generally accepted in scientific circles, which may be of interest to specialists working in the relevant research field.
Ключевые слова: Эрмитаж, Безкликский пещер, бодхисаттвы, донатор, будд, узор, орнамент.
Keywords: Hermitage, Beklik Caves, bodhisattva, donator, buddhas, pattern, ornament.
На росписях Безекликских пещер ,где росписи ТУ-532 и ТУ-776 имеют некоторые отличия, и, хотя они содержат орнаменты в виде цветов лотоса, однако на фоне росписи ТУ-532 присутствует изображение нескольких перевёрнутых цветов лотоса. Лепестки и листья цветов на этом орнаменте опущены вниз, по внешнему виду они напоминают лотосовые фонари, которые словно показывают монахам путь в Чистую землю. На фоне росписей ТУ-495, ТУ-524 и ВД-622 также выполнены подобные орнаменты в виде перевёрнутых цветов лотоса. На росписи ТУ-776 Манджушри в правой руке держит посох в виде головы феникса: верхушка посоха представляет собой геометрически стилизованную голову феникса. Стоит обратить внимание на то, что в буддийском каноне ритуальным атрибутом бодхисаттвы Манджушри является меч, что сильно отличается от характера атрибута Манджушри на росписи ТУ-776 [4, 264 c].
Орнаменты на росписи ТУ-775 весьма типичны, на фоне света, излучаемого Буддой Кашьяпой, природный и геометрический орнамент выгодно оттеняют друг друга, создавая яркий художественно-декоративный характер. Этот световой фон разделен на три уровня. Первый представляет собой два орнамента в виде цветов баосян, которые простираются по двум направлениям, головки цветов лотоса на внешнем уровне вокруг света Будды подвергаются художественной обработке и получают орнаментальную символическую форму. «Цветы баосян» впервые упоминаются в литературных источниках эпохи Сун (960 – 1279 гг.). Например, в трактате эпохи Северная Сун (960 – 1127 гг.) «Образцы строительства» архитектора Ли Цзе ряд цветов баосян – это один из декоративных орнаментов растительного типа [2, 431 c].
Второй уровень – это узор в виде скрученных ветвей («цзюаньевэнь»). Этот узор развился из жимолостного узора, с помощью мягких волнообразных линий формировалась непрерывная декоративная линия орнамента в виде травинок и листьев. Этот узор был популярен уже в эпоху Тан (618‑907 гг.), японцы называли его «танская трава» [3]. Композиция орнамента на росписи подобна узору в виде сплетающихся веток растений и цветов («чаньчжи»), ветви и стебли растений представляют собой непрерывную волнообразную закрученную форму, волнистые и касательные линии соединяются друг с другом, распространяясь в две стороны. Так образуется волнообразная неразрывная базовая форма, затем с помощью касательных линий она превращается в травинки и листья или стебли и ветви. Благодаря этому на росписи выполняется декоративная орнаментальная полоса, с точки зрения формы и изобразительного искусства получается яркий ритмичный контраст с узором в виде цветов баосян.
Третий уровень – это волнобразный орнамент красного, зеленого и белого цветов, он похож на движения морских волн и выглядит необычайно энергично и величественно, S-образная форма волн визуально обладает силой движения, что символизирует широту природы Будды Кашьяпы. Свет, излучаемый Буддой Кашьяпой, складывается из орнамента в виде цветов баосян, орнамента в виде скрученных ветвей и волнообразного орнамента. Древние мастера художественно обрабатывают внешний вид орнаментов, и при взгляде на них у людей возникает чувство благоговейного трепета.
Орнаменты и узоры обладают особой декоративной ценностью, в то же время они являются важными символами, раскрывающими информацию о статусе персонажа росписи. Роспись ВД-752 является фрагментом стенного рисунка, в ней появляется узор в виде феникса («фэнняовэнь»), который развился из узора в виде волшебной птицы Сюаньняо на ранней цветной керамике [5, 175 c]. Древние художники выполнили его на лепестке лотоса – можно увидеть его взметающиеся вверх крылья. Узор в виде феникса появляется и прямо над головой женщины-донатора, кроме того, по прическе, украшениям и чертам лица можно определить статус этой женщины: она является уйгурской царицей эпохи Тан. Слева от нее идет орнамент в виде распустившихся бутонов лотоса, среди множества изображений здесь часто встречаются орнаменты с раскрытыми цветами или комбинированные. Все орнаменты и узоры на этом фрагменте росписи намекают на особенный характер этой женщины-донатора, оригинальные декоративные приемы усиливают художественный характер изображения.
На росписи ВД-916 изображен уйгурский мужчина-донатор, на его головном уборе выполнены облакообразные узоры, а в центре представлен довольно заметный орнамент в виде облаков форме жезла жуи («жуиюювэнь»), что делает остальные узоры более объемными. Хотя на украшениях персонажа росписи ВД-752 также сделан облакообразный узор, состоящий из трех частей и имеющий симметричную композиционную форму, однако по сравнению с ним, узор на росписи ВД-916 имеет более сложный, эстетичный и художественный характер. На головных уборах персонажей росписей ТУ-568 и ВД-622 появляются подобные облакообразные узоры, поэтому можно смело делать выводы о социальном статусе персонажей.
Роспись ТУ-782 по художественной форме и по орнаментам представляет собой весьма оригинальное произведение. Росписи, выполненные на полу, встречаются весьма редко, в изображении весьма четко можно разглядеть волнообразный орнамент и геометрически стилизованные цветы лотоса, ветви и листья. Волнообразный орнамент выступает традиционным декоративным орнаментом и по форме напоминает движение воды. Специальный узор, являющий собой морские волны и водовороты, обычно называется круговой узор («сюаньвэнь») или орнамент в виде водоворота («сюаньвовэнь») [1, 36 c]. Он значительно отличается от волнообразного орнамента, представленного на росписи ТУ-775, которому художники придают абстрактную форму, делая акцент лишь на духовном выражении. Средства обработки волнообразного орнамента на росписи ТУ-782 весьма конкретны и выразительны, изменения орнамента слева направо ритмичны. Кроме того, волны становятся крупнее ближе к правой стороне росписи, что создает зрительный эффект приближения. Даже в нижней части рядом с гусями и цветами лотоса узор волн больше и длиннее – это в полной мере доказывает, что древние мастера делают художественную обработку на основе реальных образов. В то же время это демонстрирует выдающееся искусство мастеров, которые жили более тысячи лет назад, и высокую художественную ценность росписей.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что орнаменты и узоры на росписях Безекликских пещер в полной мере проявляют богатое художественное воображение и высокую креативность художников Древнего Китая. Орнаменты и узоры на безекликских росписях обладают своеобразием эпохи. Основываясь на характеристиках орнаментов и узоров некоторых росписей, прежде хранившихся в Германии, и, исходя из происхождения зрительных образов, автор настоящей работы провел детальное и глубокое научное исследование и художественный анализ произведений. Это исследование призвано стать ценным материалом для изучения народных художественных и религиозных орнаментов Древнего Китая.
Список литературы:
- Лу Тао. Исследование эволюции китайских традиционных вихревых моделей. - Шаньдун: Шаньдунский педагогический университет, 2009 г. 36 c. (逯涛,《中国传统漩涡纹饰形态嬗变研究》,山东师范大学,2009年 36页).
- Ли Цзе(Династия Сун), У Цзимин (перевод). Заметки и толкование “Образцы строительства”.- Пекин: издательство химической промышленности, 2008. 431с. (李诫,吴吉明译《营造法式》注释与解读,北京:化学工业出版社,2008年, 431页).
- Официальный сайт ярмарки SINA. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_5effd9ec0100e68h.html (Дата обращения: 02.08.2009).
- Сунь Сяоган. Иминология бодхисаттвы Манджушри. -Ланьчжоу: Народное издательство Ганьсу, 2007. 264 c. (孙晓岗,《文殊菩萨图像学》,兰州:甘肃人民出版社, 2007年, 264页).
- Чжан Хайтинг. Анализ китайских традиционных орнаментов и узоров феникса. -Аньхой: исследование художественного образования, 2011 г. 175 c.(张海婷,《中国传统装饰纹样凤纹探析》,安徽:美术教育研究,2011年,175页).
дипломов
Оставить комментарий