Статья опубликована в рамках: XIV-XV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 октября 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВЕТСКИЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ГОРОДОВ КУЗБАССА
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена архитектурно-художественным ансамблям городов Кузбасса 1930-х‑1950-х гг. Анализируя формально-композиционные решения возводимых ансамблей, автор прослеживает принципы организации синтеза скульптуры и архитектуры на протяжении заявленного временного диапазона. В ходе проведенного исследования автор статьи приходит к выводу, что, несмотря на значительные внутристилевые колебания архитектурных форм, приемы организации синтеза двух искусств оставались неизменными.
Ключевые слова: советская неоклассика, соцреализм, города Кузбасса, монументальное искусство.
1932 год станет не только годом официально проводимых в стране стилевых реформ. 27 марта 1932 года г. Щегловск будет переименован в г. Кемерово. Несмотря на то, что масштаб строительства в городе в этот период (в связи с открытием новых комбинатов и шахт) приобрел значительный размах, использование декоративных возможностей скульптуры в архитектуре центральных улиц и площадей зафиксировано в единичных случаях.
Пожалуй, самый крупный архитектурный ансамбль сталинского времени, возникший в городе – ансамбль Театральной площади, образованной пересечением трех крупнейших улиц (Весенней, Ноградской и Советским проспектом). Именно место пересечения трех магистралей и было выбрано градостроителями для возведения здесь театрального здания и формирования одноименной площади. Своим главным фасадом здание театра ориентировано на пересечение ул. Весенней и Советского пр-та. Поставленное с небольшим отступом от линии проспекта здание драмтеатра и выступающие угловые объемы двух фланкирующих его жилых домов образуют парадную площадь-курдонер. Присутствие ордерных форм и треугольный аттик на фасадах жилых зданий должны были создать ощущение ансамблевого единства. Но усложненный ритм полуциркульных окон, балконов, раскреповки, сдвоенные пилястры, разорванный карниз, беспокойная мелкая пластика скульптурного декора – делают поверхность фасада достаточно беспокойной, что не соответствует торжественному ритму и крупным обобщенным формам тосканских колоннад театрального здания. Утверждать, что перед нами «единственный полностью реализованный градостроительный ансамбль» (Захарова) можно только на уровне наличия общих стилевых признаков неоклассицизма, которые совершенно по-разному были «освоены» и переработаны архитекторами В. Суриковым, Г. Фильваровым и В. Геращенко.
В отношении формального взаимодействия архитектуры драмтеатра и скульптурного декора фронтона, можно отметить, что геральдическая по своему характеру композиция гармонично заполняет поле тимпана. Основные массы и композиционные акценты скульптурного фриза приходятся на тектонические узлы архитектуры здания, что в совокупности с общим цветовым решением театра позволяет говорить о наличии синтеза двух искусств на основе цветового и пластического взаимодействия.
Застройка другого кемеровского ансамбля - площади Пушкина – проходила в два этапа. В конце 1940-х гг. происходит разбивка небольшого сквера, начало которого было отмечено поставленным в 1949 г. бюстом великого поэта. В первой половине 1950-х гг. на излете сталинской эпохи появляется помпезная архитектура с памятником А.С. Пушкину в рост работы народного художника М.Г. Манизера [1, 6].
Пространство площади – пример эволюции сталинской архитектуры. Дома по проекту П. Кушнарева являют образец архитектуры довоенного времени (так называемый «переходный стиль»). Здания выполнены в «сдержанной манере, без излишней монументальности и стремления к чрезмерному украшательству» [5, с. 58]. Проекты Л.К. Моисеенко, Л.И. Донбая дают образец послевоенного сталинского стиля, тяготеющего к декоративной избыточности и победоносной триумфальности. По мнению И. Захаровой «в Кемерово мы видим другую вариацию провинциального сталинского стиля, менее помпезного и масштабного… Так, спустившись со столичных высот на землю провинции, сталинская архитектура несколько утратила свою грандиозность и размах и стала человечнее, теплее и даже веселее…» [5, с. 60].
Несмотря на то, что периметр площади сформирован архитектурой представляющей различные версии одного стиля, сложившийся ансамбль производит гармоничное впечатление, поскольку сдержанные фасады зданий архитектора П. Кушнарева выполняют роль нейтрального фона, подчиняющегося пластически насыщенным фасадам Л. Моисеенко и Л. Донбая. Последние выступают в качестве композиционной доминанты и выполняют роль своеобразных пропилей, открывающих пространство площади Советов, а их композиционный вес отмечен установленным по оси симметрии памятником А.С. Пушкину.
Памятник русскому поэту является точной копией работы народного художника СССР М.Г. Манизера, предназначавшейся для фойе Государственного академического Малого театра в Москве. Кемеровская копия при всех своих художественных достоинствах оказывается абсолютно немасштабным площади Пушкина. Впрочем, еще в советское время ряд местных краеведов утверждал «что памятник слишком мал для площади, что его следует увеличить в два-три раза — поставить копию, а оригинал передать в интерьер театра или какой-нибудь школы» [9].
Резюмируя сказанное, отметим, что синтез двух искусств построен исключительно на пластическом, но не пространственном единстве.
В городе Новокузнецке (Сталинске) в период господства советской неоклассики на главных улицах будут установлены статуи С.М. Кирову, А. Суворову, «Неизвестному солдату» и создан «Сад металлургов» украшенный садово-парковой скульптурой
Памятник А. Суворову (Б. Орловский, 1953 г.), находится на пересечении ул. Суворова и пр-та Курако, отмечая въезд на линию одноименной улицы, и являясь визуальным символом послевоенного ансамбля, призванного продемонстрировать мощь и силу русского и советского оружия. Фигура великого полководца в некотором отношении уникальна для монументального искусства западно-сибирских городов, поскольку является точной гипсовой копией работы русского скульптора Б. Орловского и архитектора А. Воронихина начала XIX века. Таким образом, один из лучших образцов русского классицизма гармонично вошел в архитектурный ансамбль советского классицизма. Достаточно спорно выглядит цветовое решение монумента в целом, образуемое сильными контрастами белой гипсовой статуи и темного цилиндрического пьедестала, окрашенного черной краской, что становится причиной не только формальной дробности самого памятника, но и ведет к отсутствию колористического единства с архитектурой зданий. Наряду с этим, тщательная и виртуозная в техническом отношении проработка формы фигуры А. Суворова находится в таком же противоречии с упрощенным вариантом неоклассицизма, характерного для многих провинциальных городов Советского Союза.
Пожалуй, наиболее крупным по своему масштабу архитектурно-художественным ансамблем Новокузнецка 1930-х гг. суждено будет стать «Саду металлургов». На сегодняшний день, одной из «визитных карточек» города является скульптурная группа «Сталевары», оформляющая вход в парковую зону. Со стороны проспекта Металлургов (до 1957 г. пр-т Молотова) сад фланкируют два здания общественного назначения. С одной стороны, открытый в 1936 г. Дворец Металлургов; с другой – кинотеатр «Коммунар» (1933 г.). Последний, принадлежит авторству двух немецких архитекторов - Г. Козеля и Г. Аппака, которые «создали его в эскизах за ночь, и работы по расчистке площадки под здание начались уже на следующее утро» [3, c. 69]. Возведенный три года спустя на противоположной стороне сада Дворец Металлургов, также принадлежит немецким архитекторам (В. Шютте, Г. Козель), но уже при участии советских мастеров Е. Уманского и Е. Лихера.
В свое время архитектура этого здания получила богатый декор, в который входила и круглая скульптура, и скульптурный рельеф, и витражные окна: «высота здания увеличена за счёт декоративного аттика, который украшен барельефами на темы индустриализации всей страны… Особую художественную ценность представляют витражи главной лестницы, отражающие индустриальную тему. Витражами украшен и холл второго этажа. На крыльце главного фасада по бокам портика встали скульптуры Ленина и Сталина на постаментах - после развенчания культа личности сняли – обоих - без Виссарионовича Ильич терял ось симметрии…». [7, c. 3]
Иконография памятника В.И. Ленину легко поддается определению, являясь распространенной тиражной копией работы скульптора А. Котихина. Изображение В. Сталина из-за плохого качества фотографии трудно различимо.
Стоящая же напротив кинотеатра «Коммунар» фигура «Девушки со скрипкой» будет отмечать ось симметрии, а столпообразная пластика ее фигуры является продолжением колоннады цилиндрического объема.
Именно в таком контексте в 1938 г. перед входом в сад встанет скульптурная группа «Горновой и сталевар». Находящаяся на оси симметрии группа, построенная по всем канонам соцреализма не соответствовала крупным геометрическим формам архитектуры, но сильные диагональные построения согнутых тел резонировали динамике асимметричных и разновысотных объемов зданий. И если в данном случае нельзя говорить о полноценном масштабном, пластическом или цветовом взаимодействии двух искусств, тем не менее, скульптурная группа, несомненно, является смысловым центром создаваемого ансамбля.
Вопрос об авторстве этой группы до сих пор остается открытым. В фондах ГАНО А. Сузиков именуется автором скульптурных групп «Счастливая жизнь», «Горновой и сталевар», «Право на труд, образование и отдых».
Т. Шипилова, как и О. Третьяков, создателем сталеваров называет немецкого скульптор В. Ламмерта, прожившего в СССР 17 лет, за которые были разработаны «фигуры для фонтанов и композиции для массового тиражирования на спортивные темы» [8].
Вторым идеологическим и пластическим акцентом станет скульптурная группа «Бурильщики», венчающая фонтан. Из архивных источников можно узнать, что А. Гамулин является выпускником «Центрального училища технического рисования барона Штиглица» (1901 г.), с 1933 г. становится членом Союза советских художников. К 1941 году помимо упомянутой группы украшающей фонтан, создает много декоративно-орнаментальных композиций для строящихся зданий, пользуясь большим авторитетом у архитекторов. Помимо этого, становится руководителем и создателем скульптурной мастерской в Новокузнецке. «Все статуи и вазы по проспекту Молотова, в сквере металлургов, фонтан, внешнее оформление Дворца металлургов, внутренняя отделка Театра юного зрителя и т. д. – все это вышло из скульптурной мастерской. ’’Идея, оформление и отделка фонтана принадлежит лично тов. Гамулину’’ – писала в 1937 г. городская газета «Большевистская сталь» [2, c. 3].
Циркульная форма фонтана, общее пирамидальное построение больших масс, диагональное винтообразное движение тел превращают фонтан в композиционный узел архитектурно-художественного ансамбля.
В дальнейшем, в 1960-е гг. с появлением Театральной площади и ПКиО им. Гагарина застройка проспекта Металлургов между ул. Кирова и ул. Кутузова образует цепь взаимосвязанных пространств, в которых монументальное искусство выполнит роль объединяющего композиционного элемента. Несомненно, перечисленные скульптурные группы не могли принять на себя роль пространственных доминант, но в полной мере смогли выполнить функцию смысловых маркеров, а общая классицистическая стилистика и способы организации синтеза сформировали достаточно целостный архитектурно-художественный ансамбль.
Последний «микроансамбль» Новокузнецка, появившийся в самом конце рассматриваемой эпохи – здание ДК «Строителей» (1955 г.). Постройка представляет типовой проект в исполнении архитектора Г. Борташева. «Здание отличается от предыдущих дворцов культуры в плане, где реализована идея патио. Однако, этот внутренний дворик слишком мал и темен, а громоздкая, несоразмерная колоннада, создает ощущение тяжести и массивности. К тому же она полностью скрывает фасад. Перед зданием нет соразмерной ему площади и парковой зоны, а парадный вход слишком мал и незаметен» [3, c. 72].
Не будем оспаривать оценки художественного решения этого здания, к тому же все перечисленные замечания имеют свое основание. Построенный на ул. Орджоникидзе кинотеатр являет типичный пример классического синтеза скульптуры и архитектуры. Как некогда перед портиком «Горного института» А. Воронихиным будут установлены скульптурные группы, связанные с темой земли, так и перед портиком советского кинотеатра воздвигнут скульптурные изображения советских строителей с атрибутами профессии в руках. Находящиеся напротив крайних колонн статуи, подчеркивают тектонику здания, включаясь в ритм конструктивных элементов. Прямая апелляция к классическому прототипу позволила советским мастерам добиться необходимого пластического и колористического единства в синтезе двух искусств. Подиумы статуй, имеющие двухчастное членение и венчающие их фигуры строителей находят прямые пластические аналогии в ордерных формах колонн с их делением на базу, ствол и капитель, выделенных таким же ослепительно белым цветом, как и фигуры советских строителей.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что, несмотря на значительные внутристилевые сдвиги, которые отмечены в архитектуре городов Кузбасса (от сдержанных форм переходного стиля до послевоенной сталинской архитектуры, тяготеющей к декоративной избыточности и победоносной триумфальности) принципы взаимодействия монументальной скульптуры и архитектуры сохраняли свою формальную устойчивость.
Список литературы:
- Абдрашитов М. Площадь Пушкина // Кемерово. – 2006. - № 38. – С. 14.
- Данилова Л. Сад металлургов / Л. Данилова // Металлург. - 2003. – 16 октября (№ 117). - С. 3.
- Ершова Д. История и архитектурные особенности зданий дворцов культуры г. Новокузнецка периода постройки 30 - 50-х гг. XX века // Новые строительные технологии, 2010: сборник научных трудов. - Новокузнецк, 2010. - С. 68-74.
- Захарова И. История формирования Театральной площади. – URL: https://www.kemerovo.ru/?page=1873. (Дата обращения: 20.09.2018).
- Захарова И. Из истории архитектуры города Кемерово (1920‑1950-е годы). - URL: http://suse.kemrsl.ru/files/1384445444_3.pdf. (Дата обращения: 21.09.2018).
- Паничкин В. Год 1954-й: кемеровская малина и сталинский небоскреб // Кузнецкий край. – 2000. – № 87. – С. 2.
- Паничкин В. Дворец культуры и техники металлургов // Кузнецкий рабочий. - 2012. - 13 сентября (№ 107). - С. 3.
- Шипилова Т. «Сталевары» мне как родные…» // Новокузнецк. - 2014. – 17 июля (№ 27).
- Юров Г. Пушкин в Кемерове. – URL: http://suse.kemrsl.ru/files/1488358483_ Pushin%20v%20kemerove.pdf (Дата обращения: 22.09.2018).
дипломов
Оставить комментарий