Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 июня 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ
SYNTHESIS OF ARTS DESIGN-PROJECT
Anastasiya Danilkovich
Master of Arts at the Institute of Modern Knowledge named after A.M. Shirokov
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Необходимость комплексного подхода к дизайн-проекту. Важность музыки в области дизайна.
ABSTRACT
Necessity integrated approach to the design project. The importance of music in design.
Ключевые слова: дизайн, синтез искусств, конкретная музыка, звукозапись, ассоциативный ряд, музыкальные эмоции.
Keywords: design, synthesis of arts, specific music, sound recording, associations, musical emotions.
Дизайн – это удивительный мир, в котором сам автор отображает свои мысли, идеи, способности, а также теоретические и практические знания в конкретном воплощении своего проекта. Необходимо сконцентрировать все грани человеческого восприятия и объединить все составляющие для получения целостного гармоничного дизайн–проекта.
Будущему дизайнеру необходимо обладать не только художественным вкусом стиля, теоретическими и практическими знаниями, но и, главным образом, уметь преподнести в наилучшем виде и качестве свои предложения, другими словами, грамотно на высоком уровне уметь презентовать свой проект для заинтересованных сторон.
Пользователь, знакомясь с продукцией дизайнерской деятельности, попадает в особый мир концептуального проекта. Для неоднократного обращения потребителя к данному продукту важно не вызвать негативные эмоции. Для достижения этой цели используются различные приемы.
Помимо таких составляющих проекта, как: шрифт, форма подачи, логотип, общая концепция проекта, цвет и т. д. особую роль здесь играет звуковое аудио-сопровождение. Оно должно способствовать лучшему восприятию образной формы, подчеркивать и расставлять акценты в нужных местах. Музыкальное сопровождение по-разному влияет на восприятие человека, что необходимо учитывать при презентационной работе. Оно призвано усилить атмосферу и значимость предлагаемого дизайн-проекта.
Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что квалифицированный дизайнер должен разбираться не только в художественном искусстве, но также быть просвещенным в музыке в целом. Современное техническое оснащение, способы передачи визуальной и музыкальной информации, сопоставимость соотношения видеоряда с аудиодорожкой, общее восприятие музыкального материала — все должно работать в унисон, не мешая, а, наоборот, дополняя друг друга, усиливая качество конечного продукта.
На протяжении веков у человечества выработались устойчивые представления о прекрасном как идеале, музыка по мере реалистического развития в ней включала в себя все большую панораму жизненных явлений, вплоть до негативных образов (особенно в 20 веке). Однако доля звучания негативных звуков (крик, плач, рыдание, вой сирены и т. п.) в музыке ничтожно мала, а такие известные отрицательные образы, как "эпизод зла" в симфониях Дмитрия Шостаковича, эстетически двойственны: отрицательное составляет в них внешний, изображаемый, как бы декоративный слой, а внутреннее существует все же по закону прекрасного [4, с. 146].
В 20 веке родилась "конкретная музыка", включившая в свой язык шумы машин, транспорта, различных приборов, стук шагов, плач детей и т. д. [1, с. 149]. В музыкальном направлении пост-рок, например, зачастую во время выступления в роли фонового шума используются отрывки диалогов из известных фильмов, мюзиклов, новостей, видеороликов, шум моря, крики чаек.
Принято различать два типа звукописи: имитационную и ассоциативную. Оба типа занимают важную нишу в конкретизации музыкальных образов.
Имитационная звукопись отличается определённой точностью в подражании реально существующим звукам действительности: пению птиц (соловьи, кукушки, перепела) в Симфонии № 6 Людвига Ван Бетховена; звон колоколов в опере "Фантастической симфонии" Гектора Берлиоза; звуки вылета самолёта и взрывы бомбы во второй симфонии Родиона Щедрина [4, с. 145].
Ассоциативная музыка – музыка, отражающая какие-либо эмоции и мысли. Ассоциативная звукопись основана на способности человеческого сознания представлять образы в собственном воображении по личностному или общепринятому ассоциативному ряду. Спектр таких ассоциаций в музыке довольно широк. Здесь могут возникать ассоциации по темпу движения, как, например, в знаменитом "Полете шмеля" из оперы Николая Римского-Корсакова [4, с. 144].
Высокие и низкие ноты, которые также могут вызывать у слушателя различные ассоциации. Например, каменный, массивный вал не может передаваться высокими соловьиными трелями, которые с легкостью могут быть воплощены тонким звонким звучанием.
В звукописи заложены основы, которые находят широкое применение в синтетических видах искусства, подобных кино, театру, телевидению.
Если говорить об использовании интонаций с ярко выраженной жанровой принадлежностью, то здесь примерам нет числа. Этот прием был актуален и в музыке классиков, и сейчас часто применяется в творческих работах для создания атмосферы проекта и для эмоциональной привязки [4, с. 160]. На примере симфонической сюиты Дмитрия Шостаковича "Золотой век", где фантазия композитора не знает границ и ярким образом представляет музыкальный быт начала века, с интонациями революционных маршей, с характерными изломами мелодико-ритмических оборотов танго и шимми [4, с. 146]. Бесконечная борьба образа жизни и мысли, умирающего века и века новорожденного, единство и борьба двух миров. Еще один спектр взаимосвязи различных видов искусства мы видим на примере двух гениальных людей – Александр Скрябин и Николай Римский-Корсаков, которые обладали уникальным даром видеть музыку цветом. Это особая форма восприятия музыки в цветовом представлении звучания (синестезия).
Музыка может волновать и умиротворять, веселить и сострадать, вводить в транс и лечить – все это подвластно благодаря резервам эмоций, которыми не располагает никакой другой вид искусства [4, с. 112]. Музыка способна воплотить человеческое настроение от радости к грусти, от бодрости к унынию, от нежности к тревоге. Способна передать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчивость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.
Характерные звуковые свойства оказывают сильное воздействие на эмоциональную сторону человека. Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.
Потребность человечества в открытии новых границ действительности поспособствовало рождению синтетического объединения различных видов искусства. Органичное соединение разных видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду человека – синтез искусств. Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, объединенного [2, с. 7] образным и композиционным единством, с идеей и ее реализацией, с художественной организацией времени и пространства, с соразмерностью пропорций, ритма, масштаба. Синтез искусств способен привнести такие качества, которые активизируют восприятие многогранности и многоплановости, влияя на эмоционально-чувствительную сторону человека.
Творческий синтез может осуществляться как внутри, так и между искусствами (например, репортаж и введение кинематографической составляющей в театральную постановку). Также существует различные степени значимости, основы и погружения в целостность проекта (например, архитектура, доминирующая над скульптурами; гармоничное сочетание сооружений, дополняющий собой архитектурный ансамбль).
При рассмотрении синтеза изображения и музыки следует исходить из тех специфичных особенностей, которыми они обладают в качестве самостоятельных видов искусства. Поэтому остановимся на главных чертах их своеобразия, которые в дальнейшем помогут уяснению их взаимодействия.
Музыка, как и живопись, отражает действительность, но преимущественным объектом ее является не внешний, а внутренний мир. Единую для всех искусств жизнь одно искусство воплощает через ее видимые предметные проявления (изображение), другое - через ее слышимые эмоциональные проявления (интонацию) [3, с. 4].
Изобразительное искусство – собирательный термин, подразумевающий целую группу искусств, в которых художественный образ основан на прямом изображении видимого мира (живопись, скульптура, графика, фотография).
Музыкальное искусство — звуковое, поэтому и образы более абстрактные, менее конкретные, если сравнивать с образами других видов искусства.
На музыку влияют не только объективные факторы (внешние), но и субъективные (внутренние). Внутренние факторы связаны с мотивацией, установками и другими психологическими и вкусовыми аспектами. Внутренние факторы в музыке глобально влияют не только на процесс создания музыкального произведения, но также и на сам процесс восприятия.
Все жизненно важные аспекты не обходятся без звучания природной или искусственной музыки. Музыка является отражением чувственной и видимой действительности, преимущественно опираясь на внутренний мир. У каждого вида искусства разные способы воплощения образов: видимые предметные изображения или даже слышимые эмоции. Синтез искусств открывает новые возможности и ракурсы, ощущения и состояния для воплощения индивидуальной и общей задач.
Выполняя анализ концептуальности отдельных элементов структуры в графических и звуковых эффектах для целостной и выразительной подачи проекта, подобрав музыкальное сопровождение, которое идеально дополняет образы и атмосферу дизайн-проекта — комплексный подход, необходимый при подготовке квалифицированных специалистов в области дизайна.
Список литературы:
- Ванслов В.В., Изобразительное искусство и музыка: отдельное издание: изд. Художник РСФСР, 1983. — 400 с.
- Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/132561 / Синтез (Дата обращения: 17.04.18).
- Хангельдиева И.Г., теория культуры: учеб. пособие, 2016. – 560 с.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства, 2000. – 320 с.
дипломов
Оставить комментарий