Статья опубликована в рамках: XCIX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 октября 2025 г.)
Наука: Филология
Секция: Теория литературы. Текстология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЯВЛЕНИЕ Ж. АЙМАУЫТОВА В СВЕТЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
THE PHENOMENON OF J. AIMAUYTOV IN THE LIGHT OF THE REVIVAL OF KAZAKH LITERARY CRITICISM
Kristina Teterina
Teacher of Russian language and literature, North Kazakhstan State University named after Manash Kozybaev,
Republic Kazakhstan, Petropavlovsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается значение наследия Жусупбека Аймауытова для возрождения казахской литературной критики в современных условиях. Анализируются его взгляды на роль литературы и критики как инструментов формирования интеллектуально активного читателя и гражданина, способного критически осмысливать социальные и культурные процессы. Подчеркивается необходимость восстановления профессиональной критики для укрепления национальной идентичности и культурного диалога в Казахстане.
ABSTRACT
This article examines the significance of Zhusupbek Aimauytov's legacy for the revival of Kazakh literary criticism in contemporary contexts. It analyzes his views on the role of literature and criticism as tools for developing intellectually active readers and citizens capable of critically understanding social and cultural processes. It emphasizes the need to restore professional criticism to strengthen national identity and cultural dialogue in Kazakhstan.
Ключевые слова: казахская литературная критика; интеллектуальная рефлексия; гражданская ответственность; национальная идентичность; культурный диалог; современная литература.
Keywords: Kazakh literary criticism; intellectual reflection; civic responsibility; national identity; cultural dialogue; modern literature.
Как правильно отметил Глава государства на курултае в Атырау: «Самые значимые ступеньки к прогрессу нашей нации – это книги. Поэтому мы должны последовательно укоренять в обществе высокую культуру чтения». [4]
В Казахстане, к сожалению, наблюдается недостаточная активность среди читателей в отношении глубокой литературной рефлексии. В частности из-за глубокого кризиса литературной критики: она фактически исчезла из публичного дискурса, уступив место субъективным, стихийным восприятиям или же пропаганде. Национальный день книги, определение 100 лучших книг, как и факт существования Союза писателей Казахстана не создают глубокого эмоционального отклика у широкой аудитории. Книги людьми читаются, однако нередко это происходит поверхностно или по коммерческой популярности, привычке. Читатели, подходящие к литературе с критической позиции, играют важную роль как образовательные маяки для младших поколений. Они способны формировать интеллектуально активных людей, которые будут успешными не только в науке, но и в бизнесе. Развитая читательская аудитория будет способствовать как сохранению литературных традиций, так и активному участию в культурных и политических дебатах, что поможет стране находить решения в самых актуальных вопросах. Для формирования такой аудитории необходим комплексный подход и следует обратиться к истокам.
Основоположник казахской литературной критики Жусупбек Аймауытов, как и великий казахский поэт Абай Кунанбаев, оставил яркий след в культуре, вдохновляя молодежь на размышления и стремление к совершенству. Его многогранный талант проявился в литературе и литературоведческих трудах. Аймауытов стал автором первых значимых критических статей, которые в дальнейшем способствовали развитию казахской литературной критики. Важной частью его деятельности также стала пропаганда литературного наследия, в том числе он приложил значительные усилия для сохранения и популяризации творчества казахского поэта С. Торайгырова, подготовив к выпуску его произведения. Он заметил его, действительно пытавшегося взойти солнцем на темном небе казахов. Подобным образом поступил и критик В. Белинский, чрезвычайно важный для культуры русского народа, с творчеством А. Кольцова.
Ж. Аймауытов заложил интеллектуальные основы казахской критики в исторический период, когда страна переживала турбулентные изменения. Он проявил себя как теоретик, публицист, романист, драматург и культурный организатор, и его вклад невозможно переоценить. Ошибочно считать казахскую критику слабой, вторичной или ненужной в постсоветской стране, сталкивающейся ежедневно с новыми вызовами, которые прикрываются порочным информационным шумом. Проблема современной литературной критики заключается не в отсутствии потенциала, а в утрате институциональной и интеллектуальной среды, что особенно заметно в условиях медийной фрагментации и девальвации литературного слова. Для возрождения критики как формы культурного мышления в Казахстане крайне важно восстановить деятельность профессиональной критики, которая бы поддерживала литературный процесс, формировала читательский вкус, способствовала развитию национальной идентичности и сохраняла язык.
Возрождение литературной критики возможно, например, через создание образовательных программ, медийных платформ, литературных журналов, премий и экспертных сообществ. Без подобного институционального слоя, без объяснений и обсуждений, как должен быть устроен сильный текст, литературное сообщество не может полноценно развиваться. Мухтар Ауэзов, в свою очередь, называл Жусупбека Аймауытова своим учителем, а его знаменитый роман-эпопея «Путь Абая» стал важнейшим культурным феноменом, отражающим формирование национального характера и духовного облика казахского народа в XIX веке. Это произведение по праву считается «народным» и «культурным кодом» казахской литературы, и оно оказало глубокое влияние на развитие современной казахской литературы.
Казахстанская литература существует – как страна, и как история. Но существование – это еще не жизнь. У нас есть поэты, есть прозаики, историки и теоретики литературы, филологи – люди, способные вспомнить, разложить по полкам, проанализировать, объяснить. Но у нас словно нет одного – тех самых постоянных людей, которые смогли бы отстаивать порой жесткую и не всегда популярную литературную позицию. Следовательно, важно снова и снова возвращаться к наследию Ж. Аймауытова в контексте литературной критики, в ней он видел заботу о литературе, которая как младенец с не окрепшими суставами. Его работы оказали и, вероятно, могут еще оказать существенное влияние на формирование культурной среды Казахстана.
В первую очередь стоит заметить, какому поэту нужен критик, который бы указал ему дорогу в сторону литературного мастерства? Такому поэту, который задает тон своему времени, оплакивает горести своего общества, исполняет его желания («ақын ерікті-еріксіз өз заманының тонын кимеске, өз әлеуметінің мұңын жоқтамасқа, тілегін орындамасқа әдді жоқ»). [1] Как понять, что перед нами поэт, а не безголосый человек? Он чувствует и видит то, чего не чувствуют и не видят другие, угадывает то, о чем люди не думают, и говорит то, чего пока не достигает его язык («ақын өзгелердің сезбегенін сезеді, көрмегенін көреді, ойламағанын болжайды, тілі жетпегенін айтып береді») [1]. И он, несмотря на то, что многие на сегодняшний день могут быть не согласны с данной позицией, должен отречься от себя, быть озадаченным гражданским долгом, думая о том, что он может дать своей стране. Такова позиция Ж. Аймауытова: «Азамат болсаң қазағыңа пайда тигіз, үйтпесең «ібіліссің» деп ауыр міндет артады. Азаматқа сын тағады. Қазақ азаматы саясат жүзінде пікірі шынықпаған бала екенін көреді, белгілі пікір, жол тұтына алмай, бас қамын ойлап, боялып жүрген кейбір азаматтарды сөгедi». [1] Он говорил о необходимости приносить пользу народу, иначе тот же поэт приравнивается к «дьяволу», т. к. казах, по его словам, это ребенок с незрелыми взглядами в политике, неспособный следовать определенному мнению или пути. В нынешних реалиях наблюдается схожая ситуация, в январе 2022 года в Казахстане произошли массовые протесты и беспорядки, показавшие наличие социального напряжения; внутренние риски остаются.
Ж. Аймауытов писал, что казахский поэт М. Жумабаев до Февральской революции не мог отрешиться от себя и посвятить себя общественной скорби, в том числе речь идет о событиях 1916 года, указе о мобилизации казахов на тыловые работы. Большая часть его слов была посвящена природе, женщинам и любви. Он даже открыто называл его эгоистичным поэтом, пока перемены не заставили М. Жумабаева служить народу. Уже после Ж. Аймауытов дал положительную оценку поэту, называя его гражданином своей страны, продолжателем Абая, выделяя таинственность и изобретательность его поэзии. [1]
Если писатель упорно игнорирует реальность своей страны и никогда не обращается к ее боли, культуре и внутренним противоречиям, – это уже не просто творческая свобода, а форма эгоизма. Он пишет не для людей, не для времени, в котором живет, а зачастую для собственного удовольствия или тщеславия. В таком случае его творчество отрывается от жизни, теряет глубину и значимость. В Казахстане, где литература способна быть голосом перемен, молчание о важном – это не нейтралитет, а отказ от ответственности. Писатель в Казахстане должен смотреть на социальное неравенство, языковой и культурный конфликт, память о советском прошлом, кризис идентичности и поиск самоопределения, экологические проблемы, миграцию и урбанизацию, коррупцию и бюрократию, растерянность и отчуждение молодежи, напряжение между традициями и современностью, а также на отношения между властью и обществом, где гражданская пассивность все еще остается нормой. Все это – живые, незаживающие точки, через которые проходит реальность, и к которым литература обязана быть неравнодушной. Это лишь краткое перечисление – на самом деле за каждым из этих пунктов скрываются сотни мелких, глубоких деталей: конкретные человеческие судьбы, внутренние конфликты, региональные особенности, исторические слои, языковые нюансы и культурные коды. Все это – богатая почва для настоящей литературы, которая хочет быть честной, точной и значимой.
Каким же тогда должен быть литературный критик по Ж. Аймауытову? Поэтически грамотным быть недостаточно, необходимо быть как писателем, так и ученым. Важно, чтобы поэты, писатели не становились «ломоносовыми», т. е. они не должны разрываться между различными занятиями, а должны сосредоточиться на литературном труде: «Әдебиетті сынауға жалаң саясатқа сауатты болу жетпес, әдебиетші де, ғалым иесі де болу керек. Әдебиетке аңсаушы көбейсе, әдебиеттің қадірін білуші, көтермеші, қолдаушы табылса, әдеби сөздер, айтыс-талас, бәйге, сын сықылдылар баспасөзде кең орын алып, әдебиет майданы ашылса, жазушыларымыз, ақындарымыз бәрі бірдей «Ломоносов», тілмаш болып кетпей, әдебиет қызметіне де берілсе, сонда қазақ әдебиеті тезірек өркендер еді. Қазақ әдебиетшілеріне де пікір ауысатын, кеңесетін, ұйым-дасатын мезгіл болған шығар деп, осы мәселені қозғадық» [2, с. 223]. Данная мысль исключительна в современном мире, где писательство это в лучшем случае хобби, в худшем случае – минимум.
Тем не менее Ж. Аймауытов подмечал, что казах не станет читать стихотворение, которое отведало воды, если его уши привыкнут к художественной поэзии: «Көркем өлеңге құлағы үйреніп қалған қазақ су татыған өлеңді оқымайды» [2, с. 224]. Он не рекомендовал в газеты и журналы отправлять все, что есть. Современные литературные порталы нередко вмещают в себя все подряд. Нет ни одного независимого портала, где работали бы профессиональные критики, взяв за ориентир взгляды Ж. Аймауытова (как противовес масскульту, для поддержки культурного диалога и формирования зрелого читателя). Тем временем читатель не может жить вечно, чтобы прочитать все, что попадется ему на глаза, бесконечно искать, тем самым он может так и не развить вкус и способность к осмысленному восприятию текста, не увидеть ценности в собственной литературной традиции.
В целом, взгляды Ж. Аймауытова на литературу наиболее полно отражает казахская поговорка «өнер алды – қызыл тіл» («искусство – красный язык»). Он также говорил о том, что фольклор, сохранившийся у кочевников, в народе, пусть и не может в полной мере отразить прошлое и настоящее казахского народа, эпоху прежних ханов, биев и батыров, но вносят значительный вклад, – если все эти слова собрать, оживить и расположить в едином порядке, они могут стать зародышем литературы и постепенно стать ею самой. Сам он не противоречил своим словам, был разносторонним литературным критиком. Был поэтически грамотным, ученым (активно участвовал в работе Общества изучения Казахстана), стоял у истоков романного жанра, его романы отличаются полифонией (по М. Бахтину), а также удивительно глубоким психологизмом (деталь, скрытая мысль в каждом пластичном движении, пульсе, каждой детали лица, вибрацией в тоне голоса): «Міне, осындағы жас қыздың көтеріңкі көңіл-күйін әрбір ырғақты пластикалық қозғалыс, сәнді жүрісі-мимикалық деталь, тәндегі әрбір діріл, әрбір тамырының соғысына дейін психологиялық суретке түсіре отырып суреттеу осы кезге дейін қазақ жазушыларында болмаған соны тәсіл, психо-физиологиялық жағдай мен сезіну, физиономиялық сезіну. Қуаныштан қалықтаған қыздың бүкіл жан дүниесін баурап алған сезімнің шуағы, эмоциялық құбылыстар, осы сәттегі психологиялық мазмұнды құрайтын ишара, ым мимика, поза (қалып, кескін) арқылы шеберлікпен көркем кестеленеді. Осы сыртқы фактор арқылы жазушы өзінің жана жүйесіне психологиялық характеристика жасайды. Өз кейіпкерінің жан жүйесіне ішкі өміріне логикалық талдау жасаудан гөрі сыртқы заттық, эмпирикалық, мимикалық тәндегі әрбір тіршілік тынысы арқылы психологиялық талдау жасайды.
Дене мен кескіндегі әрбір іс-әрекет, қимыл-қозғалыс, сезімдік құбылыстарды қалт жібермей, қадағалай бейнелеудің, талдаудың, зерттеудің нәтижесінде адамның ішкі жан дүниесіне жол ашу, сезім кілтін ашу, ішкі құпия қалтарыстарға үңілу тек ХХ ғасыр басындағы қазақтың көркем сөз өнеріндегі, оның ішінде психологиялық прозасын-дағы Ж. Аймауытов ашқан жаңа жүйе, жаңалық» [3, с. 203].
Идеи Жусупбека Аймауытова сегодня открывают путь к формированию новой читательской культуры – осмысленной, критичной и интеллектуально включенной. Разумеется, взгляды Ж. Аймауытова не были лишены противоречий и ограничений своего времени. Его подход к литературе во многом отражал интеллектуальные и политические ориентиры начала XX века, и не все его идеи могут быть напрямую применимы сегодня. Тем не менее, в его стремлении соединить искусство, науку и гражданскую ответственность просматривается универсальное значение, актуальное и для современного культурного диалога. Подход к литературе как к живому диалогу с реальностью помогает переосмыслить роль критики: не как ретроинструмента, а как современного метода развития мышления, вкуса и культурной ответственности.
Список литературы:
- Аймауытов Ж. Мағжанның ақындығы туралы / Литературный портал Казахстана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adebiportal.kz/kz/amp/news/view/14658 (дата обращения: 21.09.2025)
- Аймауытов Ж. Алты томдық шығармалар жинағы: 6-том. – Алматы: Ел-шежіре, 2013. – 383 б.
- Аймауытов Ж. Қайта оралған қаламгер: құраст. В.К. Күзембаева; «Ұлы тұлғалар» ғылыми-ғұмырнамалық сериясы. – Алматы: Орталық ғылыми кітапхана, 2003. – 272 б.
- Казахстанская правда. Как взрастить читающее поколение / Сетевое издание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kazpravda.kz/n/kak-vzrastit-chitayushchee-pokolenie/ (дата обращения: 21.09.2025)
дипломов


Оставить комментарий