Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 15 января 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ализаде А.А. ОСОЗНАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЗЕ ДЖОАНН ХАРРИС // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 1(5). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 88-95.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОЗНАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЗЕ ДЖОАНН ХАРРИС

Ализаде Афер Азер

д-р филол. наук, ст. преподаватель Азербайджанской государственной академии художеств,

Азербайджан, г. Баку

AWARENESS OF LIFE PRIORITIES IN JOANNE HARRIS'S PROSE

 

 Alizadeh Afer

doctor in Philology, the senior instructor of the Azerbaijan State Academy of Arts,

Azerbaijan, Baku

 

АННОТАЦИЯ

Осознание приоритетов смысла жизни становится предметом философско-психологических размышлений Джоанн Харрис. Многооб­разие характеров, осмысление судеб героев сквозь призму нравственных ценностей и житейских обстоятельств (война, творческий кризис, испытание славой, предательство родных, душевное помешательство), восприятие исторических и повседневных реалий сквозь их жизни является свидетельством неограниченных возможностей таланта писа­тельницы. У Дж.Харрис любовь как естественное проявление природы человека отождествляется с началом бытия. Именно любовь и отзыв­чивость на чужую беду возвращают человека в мир духовности, подчеркивают самое лучшее и высокое в нем.

ABSTRACT

Awareness of the priorities of the meaning of life becomes the subject of philosophical and psychological reflection by Joanne Harris. The variety of characters, the comprehension of the fate of heroes through the prism of moral values and worldly circumstances (e. g. war, creative crisis, glory testing, betrayal of relatives, spiritual insanity), perception of historical and everyday realities through their lives is evidence of unlimited possibilities of the writer's talent. In J. Harris’s works, love is a natural manifestation of human nature and is identified with the beginning of being. It is love and responsiveness to someone else's misfortune that brings human back to the spiritual world, emphasizing the best and the highest features in him.

 

Ключевые слова: несгибаемость воли; миг испытания и искуше­ния; любовь-привязанность; любовь-покой; любовь-самопожертвование; любовь-долг.

Keywords: inflexibility of will; a moment of trial and temptation; love-affection; lovt-peace; love-self-sacrifice; love-duty.

 

Джоанн Харрис одна из колоритных фигур в английской литературе. Романы писательницы полны глубоких наблюдений о жизни, любви, природе человека. В романе «Пять четвертинок апельсина» (2001), построенном на основе ретроспективного сюжета, на фоне воспоминаний героини излагаются все основные события и жизненные повороты семьи Дартижан. Перед читателем горькие и безрадостные откровения человека, пережившего военные дни и своими глазами видевшего всю бесчеловечность беспощадно испол­нявших приказы фашистов. Фрамбуаза получает в наследство от матери альбом с кулинарными рецептами. Записи на полях рецептов разных блюд и травяных снадобий хранят информацию о пережитом. Вторая мировая война, Франция, оккупированная немецкими войсками, город Анже, деревня Ле-Лавез, кварталы бедноты... Дж.Харрис воссоздает вопиющую и угнетающую картину войны. Ни в чем не повинные люди сражаются и гибнут на фронтах, беззащитные жители незаслуженно становятся жертвами страшной расправы.

В романе освещена тема непоколебимой воли и стойкости человека в тяжелых условиях военного времени. На примере образа Мирабель Дартижан Дж.Харрис раскрывает характер простой кресть­янской женщины, терпеливой и рассудительной. За внешней суровостью и неприступностью скрываются несгибаемость воли, стойкость и твердость духа. Любовь к детям, сохранение благополучия и достатка дома превыше всего. Эту привязанность к семье и домашнему очагу не могут сломить муки войны, нужда, изнурительный физический труд на ферме, бесконечные приступы головных болей. Чувство ответственности за судьбы своих осиротевших детей, боль разлуки и потери родных, страх перед неизвестностью принуждают надломленную тяготами воен­ных будней мать на связь с немецким солдатом Томасом Лейбницем. Ей негде искать защиты и поддержки. Мужественно преодолевая жизненные испытания, она осознает очевидную истину: безбедность и спокойная жизнь требуют от человека больших усилий и платы. Нелегко выжить в сложном и противоречивом мире. За все приходится платить.

С глубоким психологическим истолкованием характеров Дж. Харрис показывает осознанное восприятие окружающего мира детьми, их духовно-эмоциональные переживания (чувство вины, страха, ощущение тревожности, упоение полученными подарками). Нелюбовь к будничному течению жизни, скука и жажда дополнительных опасных импульсов вырабатывают в детях соответствующую их мышлению жизненную философию: кредо существования и есть поиск выгоды (шпионство, донос немцам на своих зажиточных соседей, торгующих запрещенными товарами, сбор информации и передача сведений). Дж. Харрис показывает миг испытания и искушения детей матери­альными атрибутами (комиксы, апельсины, шоколад, косметика, нейлоновые чулки). Алчущий Кассис, легкомысленная и ищущая опасные связи Ренетт-Клод духовно пусты, ибо, будучи детьми, уже лишились внутреннего стержня, усомнились в необходимости приоритетов в омещанившемся мире. Они не в силах справиться с искушением. Соблазн велик. Дж.Харрис дает знать читателю насколько преступная разнузданность нравов, обольщенность и самонадеянность слабого в дисциплине духа человека чревата трагедией. Материальные ценности ведут к последнему безмолвному странствию: заманивают и убивают.

Писательница передает затаенную боль и впечатлительность легко ранимой детской души. Девятилетняя девочка пытается убежать от деспотичной матери в мир грез и мечтаний. «Она была твердой и колючей, как каменная соль; мрачной, как речной ил, а приступы гнева у нее случались столь же неожиданно, как летняя гроза, и были неотвратимы, как удар молнии. Я никогда даже до причин этого вне­запного гнева не доискивалась, просто старалась по мере сил избежать прямого попадания», - вспоминает Фрамбуаза [5]. Ей не хватает душевного материнского тепла. Безрадостное детство, тяготы войны, враждебное отношение матери, холод и равнодушие брата и сестры порождают в ней презрение к общественному мнению и находчивость, которая впоследствии принимает чудовищные формы (непослушание и неповиновение, строптивость, пробуждающая ощущение взрослости, побеги в лес, мелкие кражи с рыночных прилавков, мнимая дружба с немецким солдатом).

Произведения Дж. Харрис – это романы не с простым любовным сюжетом: писательница предлагает разные виды любви. Концепция любви у Дж. Харрис многослойна. Само понятие любви для нее на­чало бытия, не только индивидуально-семейного, но и космического. Любовь – естественное проявление природы человека. Но в извращенном мире извращается и понятие любви. В отношениях между людьми любовь как глубокое и интимное чувство стирается. Одним из проявлений подобной любви является сладострастие (опасные связи Ренетт-Клод с немецким гарнизоном). Если чувства маленькой Фрамбуазы к молодому немцу можно охарактеризовать как любовь-бунт, любовь-дерзость, стремление вырваться из-под вечно терроризи­рующей ее материнской опеки, то более поздние чувства героини к другу детства Полю Уриа носят название любви-привязан­ности, любви-умиротворенности, любви-покоя. Чувства Мирабель к Томасу напоминают любовь-принуждение, любовь-презрение, любовь-самопожертвование, любовь-долг. Мысль о такой любви сопровождается страхом и тягой к мести. Любовь-пытка сопрягается с переживаниями усталости и сознанием роковой обреченности жизни. В романе «Шоколад» в любви Вианн Роше к Ру много материнского начала, заботливо-оберегающего. В «Ежевичном вине» сердечная склонность Джея к Маризе трактуется как внимание, понимание, дружеская поддержка, а позже – как любовь-озарение, взаимопроник­новение двух любящих душ. Чувства ищущей сенсации, прагматичной журналистки Керри О`Нил к Джею приобретают патологическую форму и переходят в любовь-игру, любовь-собственничество. Это потребительская любовь, а не деятельная. Знающая жизнь только с негативной ее стороны Мариза не ожесточается. Любовь для нее – символ духовного возрождения. Любовь-вдохновение наблюдается у Джея к вину. Вино не просто опьяняет и соблазняет, а помогает обрести вдохновение, годами утраченную уверенность в себе. Это не просто средство утоления жажды. Оно как символ «…жизненной силы, духовного благословения, спасения, радости, исцеления, истины, преображения» спасает от бездействия, рождает интерес к жизни, к созиданию, открывает сердце любви [1]. «Вино говорит. Это общеизвестно. Оглядитесь. Спросите уличного оракула, незваного гостя на свадебном пиру, юродивого. Оно говорит. Оно чревовещает. У него миллион голосов. Оно развязывает язык, выбалтывая тайны, которые вы не собирались выдавать, тайны, которых вы знать не знали. Оно кричит, разглагольствует, шепчет. Оно говорит о великих вещах, о гениальных планах, трагических страстях и ужасных предательствах. Оно хохочет до упаду. Оно тихонько хихикает себе под нос. Оно рыдает при виде собственного отражения. Оно вытаскивает на свет летние дни, давно минувшие, и воспоминания, крепко забытые», - пишет Дж. Харрис [2].

В центре романа «Ежевичное вино» (2000) судьба одинокого и не понятого человека, история замкнутого в своем мире писателя, добившегося в начале творческого пути успеха и признания, но познавшего забвение, не получившего от писательского мастерства морального удовлетворения. Внутренне опустошенный Джей Макинтош переживает творческий кризис. Импульсы к творчеству он находит в интересе к виноделию. Герой поселяется в деревне Ланскне-су-Танн, приобретает старинное поместье восемнадцатого века «Шато Фудуин», занимается выращиванием редких сортов картофеля и других овощей. Именно здесь, на лоне виноградников, а не в душном Лондоне, он открыто признает свои недостатки. Истина не в славе. Слава не вечна. Слава сомнительна. Чего она стоит? Чего он стоит без славы и почета? Долго ли он сможет сохранить востребованность и удержать читательский интерес к книгам? Насколько необходимо умение пережить себя благодаря своим творениям? Герой вначале открывает в себе новые силы докончить начатый роман, но позже, поняв всю несостоятельность болезненного стремления к популярности и бес­смертию, бросает писательство. Джей доказывает себе и другим собственную значимость, а главное – находит смысл жизни: музу в лице вина и Маризы, свободу и покой. В любви раскрывается личность героя. Любовь, перерастает у него в глубокое чувство и возвращает в мир духовности. Открывает перед ним иное измерение, заставляет жить в полную силу. Из нерешительного, неумеющего бороться за свою любовь человека Джей превращается в четко осознающего свои жизненные приоритеты личность.

В романе выведен образ любящей, внимательной, заботливой матери – Маризы д`Апи. Чувственность и уязвимость, воля и умение отстаивать свое – существенные особенности внутреннего облика героини Дж.Харрис. Судьба требует от беззащитной женщины дополнительной осмотрительности и осторожности. Преследование психически неуравновешенным Патрисом, бывшим женихом, его попытки покушения на ее жизнь, бегство Маризы и вынужденный переезд, смена имени, фамилии, встреча с молодым Тони, пациентом психиатрической лечебницы, страдающим депрессией после смерти отца, нужда в сильном плече, супружество по любви, рождение дочери, прогрессирующая болезнь мужа (полубезумное состояние его рассудка), месть Тони за любимую жену и убийство Патриса в сенном сарае, самоубийство мужа – вот перечень событий в жизни бедной женщины. Только любовь к семилетней дочери, страдающей глухотой, необходимость оградить своего ребенка от превратностей жизни вносят в бытие смелой женщины утешение. Если в романе «Пять четвертинок апельсина» сюжет строится на автобиографических впечатлениях, детском восприятии жизни ребенка, обделенного роди­тельским вниманием, лишенного материнской ласки, то в «Ежевичном вине» маленькую Розу окружает атмосфера материнской любви и искренности. Такое отношение дает широкий простор для проявления чувств ребенка, будущих потребностей и постижения нравственных понятий. Злоба же вызывает взаимонепонимание, отстраненность, озлобляет и калечит ребенка, парализуют психику. Семья есть первая инстанция на пути детей в жизнь, а родители – их первая общественная среда. Проницательный и чуткий ребенок ищет в родных не только любовь, но и духовную солидарность. Он с чрезвычайной остротой подмечает неискренность, ложь, симуляцию, нелюбовь. Это вселяет в него подозрительность и нездоровое любопытство.

Впечатляет трилогия «Шоколад» (1999), «Леденцовые туфельки» (2007), «Персики для месье кюре» (2012). Через философско-психологические размышления Дж.Харрис передает тревожный мир, волнения, заботы, поиски своего места и назначения в жизни Вианн Роше, от лица которой ведется повествование. Рассказчица, пропуская воспоминания сквозь призму современности, смотрит на прошедшие события глазами современного человека. Внутренняя духовная сила и магнетизм, дар убеждения, искусство создавать вокруг себя атмосферу теплоты и доверительности, которыми обладает эта женщина, притягивает к себе весь цвет провинциальной французской деревни Ланскне-су-Танн. В скором времени местные жители проникаются симпатией к обаятельной и в меру дерзкой хозяйке шоколадной лавки «Небесный миндаль». Именно благодаря вмешательству Вианн деревня преображается: именно она добивается воссоединения после долгих лет разлуки Арманды Вуазен с внуком Люком Клэрмоном, помогает отпраздновать ее восемьдесят первый день рождения, проявляет искреннюю заботу и участие к Жозефине Мускат, ушедшей от тирана-мужа, не поддерживает бойкот против кочующих речных цыган и бродячих торговцев-лоточников. Нет дружелюбия только в холодных и злобных глазах Франсиса Рейно, кюре местного прохода, обеспокоенного одним присутствием Вианн. Его возмущает одно ее существование. Он, во взгляде и повадках, которого сквозят хищничество и угроза, с недоверием относится к Вианн, считает злом в человечьем обличье, а торговлю шоколадом – святотатством, призывающим к невоздержанию, искушению и отвращающим от веры. Она – «…живое надругательство над устоями морали», мать внебрачного ребенка, а значит, должна быть лишена достойного места в обществе [6].

Ничтожного кюре неодолимо влечет к витрине кондитерской. «Я стал замечать за собой, что стою у церкви и тяну шею навстречу ветру, пытаясь уловить ароматы шоколадной. Эти запахи снятся мне, и я пробуждаюсь мокрый от пота и голодный. Во сне я объедаюсь шоколадом, катаюсь в шоколаде, и по консистенции он отнюдь не рассыпчатый, а мягкий, как плоть. Будто тысячи губ ласкают, с наслаждением щиплют мое тело. Умереть от их ненасытной нежности – предел всех моих мечтаний, и в такие мгновения я почти понимаю Арманду, укорачивающую себе жизнь с каждым глотком этого восхи­тительного лакомства», - размышляет не равнодушный к лакомствам блюститель церкви [6]. Нездоровый интерес к Вианн не мотивирован христианским участием. Недалекий религиозный фанатик не имеет силы и власти над решительной женщиной. Ему не удается настроить жителей против нее, сломить гордость, чувство достоинства и дух противоречия.

Дж. Харрис в своей прозе выводит интересную субстанцию женского характера – женщину-мать. Эта ипостась (отношения матерей и детей) в разных сюжетно-композиционных столкновениях реализуется в ее вышеперечисленных трех романах. Определяющая черта характера Мирабель Дартижан – принципиальность, громадное чувство ответствен­ности. Эта трагедия сильной женщины, вынужденной по стечению обстоятельств покоряться и уступать. Убийство немецкого солдата – это результат ясности цели и твердости убеждений, непоколебимости в стремлении оградить детей от опасности. Человеку удивительно тонкой, чувствительной, уязвимой душевной организации – Маризе в жизни приходится сталкиваться с серьезными испытаниями, рисковать, терпеть неудачи. Именно риск закаляет страх. Страх, который толкает человека на компромиссы с совестью, на сделку с собственной душой. Наличие страха и порождает бесстыдство. Там где много страха, там нет места стыду. Гонимая ветром Вианн предвидит свою будущую судьбу – долгий страннический путь, возрастающее с годами чувство стремления к оседлости. Для нее, унаследовавшей от матери скитальчество, цыганскую непоседливость и любовь к перемене мест, странствовать и пускаться в далекие пути, предназначено судьбой. Только в последней части трилогии она, обосновавшись в Париже, наконец-то обретает «…долгожданную передышку от скитаний» [4]. Однако не это главное: главное – душевная гармония, которая в единении семьи. Важнее быть в ладу с собой. «Быть матерью значит жить в вечном страхе — в страхе перед смертью, болезнью, утратой, несчастным случаем, опасаясь любого чужака или того Черного Человека, страшась даже тех повседневных мелочей, которые каким-то образом ухитряются сильнее всего уязвить нас, – раздраженного взгляда, сердито брошенного слова, нерассказанной на ночь сказки, забытого поцелуя, того ужасного момента, когда для дочери мать перестает быть центром мира и становится просто еще одним спутником, вращающимся вокруг некоего солнца, менее важного, чем ее собственное», - пишет Дж.Харрис устами своей героини [3]. Дочери Вианн – Анук и Розетт нуждаются в точке опоры и получают их. Великодушие, бескорыстная доброта, готовность простить и понять людей – для нее одна из высших обязанностей, это нравствен­ное требование. Человек должен уметь противостоять нравственным аномалиям.

В художественном мире Дж.Харрис движение одна из основных категорий. Все недвижимое не только лишено жизни, мертво по своей сути, но и не способно на возрождение. Движение привлекательно и прекрасно. Это воля к жизни. Вианн – вечная скиталица. Вся ее жизнь – дороги, метания, и любая длительная остановка означает для нее потерю свободы. Дорога – устойчивый символ свободы.

В прозе писательницы запечатлены искания и достижения, любовь и разочарования, надежды и отчаяния, борьба и самопо­жертвования, покорность и протест, миг наивысшего духовного и творческого подъема и обреченности героев. Дж.Харрис заостряет внимание на нравственно-этических границах провинности, преступления, ошибок. Страшно наблюдать нравственное падение, прозябание души, приводящее к ее омертвению. В любых, даже самых бесчеловечных условиях человек обязан оставаться самим собой, иначе неминуема духовная гибель, которая страшнее смерти. Благодеяние и любовь – смысл жизни, а высшая ценность чело­вечности – принимать жизнь как высшее благо и прожить ее достойно. Всегда есть возможность быть услышанным, довериться, полюбить всем сердцем, самостоятельно сделать выбор без принуждения.

 

Список литературы:

  1. Трессидер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-Пресс, 2001. / Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/JekTresidder/21.php (Дата обращения: 04.01.18).
  2. Харрис Дж. Ежевичное вино. Роман. Электронный ресурс. Режим доступа: www.e-reading.club (Дата обращения: 06.01.18).
  3. Харрис Дж. Леденцовые туфельки. Роман. Электронный ресурс. Режим доступа: http://avidreaders.ru/book/ledencovye-tufelki.html (Дата обращения: 06.01.18).
  4. Харрис Дж. Персики для месье кюре. Роман. Электронный ресурс. Режим доступа: www.litres.ru http://www.litmir.net/a/?id=26924 (Дата обращения: 06.01.18).
  5. Харрис Дж. Пять четвертинок апельсина. Роман. Электронный ресурс. Режим доступа: http://royallib.com/author/harris_dgoan.html (Дата обращения: 06.01.18).
  6. Харрис Дж. Шоколад. Роман. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aldebaran.ru/ (Дата обращения: 04.01.18).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий