Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДИЗАЙН БУМАЖНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ СССР В 1920-1930е гг.
DESIGN OF BANKNOTE OF THE USSR IN 1920-1930s
Anna Morozkina
graduate student Saint Peterburg State University of Industrial Technologies and Design
Russia, Saint Peterburg
АННОТАЦИЯ
Автор описывает и анализирует дизайн первых выпусков бумажных денег Советского правительства в 1920-1930е гг. Дизайн государственных денег данного периода формировался в условиях новой идеологической и культурной направленности, а также должен был согласоваться с международными тенденциями в области оформления банкнот
ABSTRACT
The author describes and analyzes the design of the first issues of paper money of the Soviet government in the 1920-1930s. The design of public money of this period was formed in conditions of a new ideological and cultural orientation, and also had to be consistent with international trends in the field of banknote design
Ключевые слова: дизайн банкнот, история, денежный знак, советский дизайн.
Keywords: banknote design, history, money symbol, Soviet design.
В 1922-1924 годах Советским правительством была начата денежная реформа, призванная унифицировать большое количество денежной массы, находившейся в обращении. Новые денежные знаки должны были иметь довольно короткий период хождения, поэтому их печатали в упрощенном техническом исполнении.
В конце 1922 года были выпущены мелкие номиналы 1, 3, 5, 10, 25, 50 рублей, похожие на гербовые марки. Они были отпечатаны на бумаге с общим водяным знаком типографским способом в две краски с лицевой стороны и в одну краску с защитной сеткой на обороте [1, с. 30].
Следующий этап реформы был осуществлён в 1923 году. Была проведена вторая деноминация и в связи с этим в обращение поступили новые денежные знаки образца 1923 года. Они печатались на бумаге с общим водяным знаком типографским способом в две краски, прописью и подложечной рельефной сеткой. На номиналах в 100 и 250 рублей рельефная сетка была выполнена ирисовым раскатом в три краски. Мелкие номиналы второго выпуска денежных знаков 1923 года были аналогичны первому выпуску. Купюры достоинством в 500, 1000 и 5000 рублей были отпечатаны с применением орловской печати и гильоширной сетки на подложке. Подложечная сетка в свою очередь была выполнена методом высокой печати с использованием технологии "ирис" и "двойной ирис". Крупные номиналы в 10 000, 15 000, 25 000 рублей имели типографскую пропись в одну краску по многокрасочной орловской печати на подложечной сетке. Кроме того, с декабря 1923 года были выпущены в обращение денежные знаки достоинством 50 копеек. Это была банкнота с двусторонним изображением реальной монеты. Она была выполнена на бумаге с общим водяным знаком способом высокой печати в одну краску синего цвета. Позже в феврале 1924 года был осуществлён выпуск денежных знаков номиналами в 1, 2, 3, 4, 5, 20, 50 копеек. Оформление и исполнение копеек повторяли рубли эмиссии 1923 года [1, с. 31].
Денежная реформа 1922-1924 годов была завершена выпуском казначейских билетов образца 1924 года номиналами 1рубль, который был выполнен в вертикальном формате, а также 3 и 5 рублей - в горизонтальном.
Казначейские билеты номиналами 3 и 5 рублей нового образца поступили в обращение в 1925 году. Купюра в 3 рубля не имела водяного знака и была отпечатана с применением металлографской и орловской печати. Билет в 5 рублей изготовлялся по аналогичной технологии, но в отличие от предыдущего номинала имел локальный водяной знак. С 1924 года было осуществлено 15 выпусков казначейских билет, которые исчислялись золотым запасом: восемь выпусков в 1924 году, по два в 1925 и в 1927 годах, один в 1928 году и один в 1929 году.
Кроме того, с 1922 года параллельно с другими советскими денежными знаками находились в обращении государственные банковские билеты, деноминированные не в рублях, а в червонцах. То есть 1 червонец приравнивался к 10 рублям золотой монетой, отчеканенной в 1898-1911 годах. Банкноты были выпущены в номиналах в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Художественное оформление было ориентировано на британские фунты стерлингов - купюры были односторонними и выполнялись на бумаге с общим водяным знаком, имели металлографскую пропись и гильоширную сетку, отпечатанную методом орловской печати в четыре краски.
Эскизы лицевой стороны билетов номиналами в 5 червонцев и 5 рублей образца 1925 года были созданы художником В. К. Куприяновым. Основным элементом художественного решения казначейского билета был металлографский портрет рабочего по скульптурной модели И. Д. Шадра. В ноябре 1923 года правительство поставило перед Гознаком задачу создания качественно новых по изобразительному решению и художественному исполнению советских денег, несущих на себе обобщенные и в то же время индивидуализированные и художественно убедительные образы. Они должны были запечатлеть рабочего, крестьянина и красноармейца. Создание этих художественных образов было заказано скульптору И. Д. Шадру. Их изображения были затем использованы в оформлении почтовых марок, бумажных денег и ценных бумаг. "Сеятель" и "Рабочий" неоднократно воспроизводились на банкнотах и облигациях 1924 - 1928 годов.
В 1926 году был выпущен новый банковский билет СССР номиналом в 1 червонец. Для него использовалась бумага без водяного знака. Новый червонец был напечатан с применением металлографской прописи по многокрасочной орловской сетке на лицевой стороне и гильоширной сетке в две краски ирисовой печатью на обороте.
В 1928 году в обращение поступили билеты достоинством 2 и 5 червонцев. Номинал в 2 червонца печатали на белой бумаге без водяного знака, он был выполнен металлографским способом с лицевой стороны и с применением орловской печати на оборотной. Пять червонцев также печатались на бумаге со сложным локальным водяным знаком металлографским способом. В том же году в обращение был выпущен казначейский билет в 1 рубль, по оформлению и исполнению полностью аналогичный рублёвым билетам образца 1924 года.
Во второй половине 1920-х годов на Гознаке был создан специальный отдел, который занимался исследованиями для улучшения качества выпускаемой бумаги. Благодаря проделанной отделом работе, в ноябре 1925 года был произведён пуск круглосеточной бумагоделательной машины. В 1934 году была произведена частичная модернизация бумажной фабрики Гознака. В связи с этим обновился ряд технологий - впервые в производстве бумаги стало использоваться хлопковое волокно, а также стала применяться технология поверхностной проклейки бумаги животным клеем. Усовершенствование полиграфических технологий происходило в условиях экономии ресурсов, путём модернизации уже имевшегося оборудования.
В 1932 году были выпущены банкноты номиналом 3 червонца, образца того же года. Они были отпечатаны на бумаге улучшенного качества без водяного знака с применением металлографской и многокрасочной орловской печати.
В 1934 году в обращение поступили новые государственные кредитные билеты достоинством 1, 3 и 5 рублей. Они печатались на бумаге без водяного знака. Оборотная сторона всех денежных знаков была выполнена способом орловской печати, лицевая сторона номинала в 1 рубль была напечатана типографским способом, а номиналов в 3 и 5 рублей - металлографским. Это был последний выпуск казначейских билетов с подписями. Билеты образца 1934 года выпускались с 1934 по 1936 год, второй раз их выпуск был осуществлён в 1937 году.
В 1937 году Гознаку было поручено изготовление билетов Государственного банка СССР. Это были червонцы нового образца. Их выпуск был приурочен к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции. Впервые на бумажных денежных знаках появляется портрет В. И. Ленина. Герб СССР был изменён - пучки колосьев обвивали не шесть, а одиннадцать ленточек, так как именно такое количество советских республик состояло в союзе. Червонцы печатали на плотной бумаге без водяных знаков, лицевая сторона была отпечатана типографским способом. Оборотная сторона всех номиналов была выполнена по-разному: на билете в 1 червонец - орловская печать в четыре краски, на 3 и 5 червонцах - металлографская печать по орловской сетке, на билете в 10 червонцев - металлографская печать.
Для новых денег был выбран портрет работы А. Р. Эберлинга. Гравюру по его рисунку выполнил гравёр Московской печатной фабрики А. Г. Блюм. Полностью проект банкноты в 1 червонец создал художник Гознака С. А. Поманский. Купюры номиналами 3, 5, и 10 червонцев разработал главный художник Московской фабрики И. И. Дубасов. Иван Иванович Дубасов является наиболее известным дизайнером советских банкнот. Он также разрабатывал эскизы казначейских билетов и червонцев 1923, 1924, 1925, 1926, 1928, 1937, 1938, 1947, 1961 годов.
В связи с расширением Союза и изменением герба СССР в 1938 году была произведена замена государственных казначейских билетов образца 1934 года на новые. Они были отпечатаны на бумаге без водяного знака. Оборотная сторона выполнена с применением многокрасочной орловской печати. Не смотря на традиционное цветовое решение номиналов новой серии, сюжеты казначейских билетов 1938 года отличались от обычных портретов монархов и выдающихся личностей, изображаемых на денежных знаках других стран. И. И. Дубасову было поручено поместить на новых купюрах фигуры шахтера, красноармейца и летчика. Эскиз билета достоинством в 1 рубль с шахтёром-стахановцем был принят комиссией с первого раза. С остальными эскизами возникали трудности при оценке приёмной комиссией. Номинал в 5 рублей перерисовывался художником несколько раз перед тем, как был окончательно утверждён.
Кроме И. И. Дубасова советский период истории российских бумажных денег в 1920-1930 годах связан с именами таких художников как А. Е. Сухих и В. Н. Адрианов, возглавлявших художественно-техническое отделение Гознака. Также среди художников того времени известны С. Антонов, Д. С. Голядкин, Я. Б. Дрейер, Н. Н. Качура, В. К. Куприянов, Н. А. Николаев, П. А. Сендерей, А. П. Троицкий и А. Г. Якимченко, в некоторых художественных работах принимали участие Г. Г. Рейндорф и П. С. Ксидиас. Крупные мастера И. Д. Шадр (Иванов) и А. Р. Эберлинг косвенным образом приняли участие в создании художественного облика российских денег 1920-х годов.
В целом, российские деньги периода 1920-х и начала 1930-х годов с точки зрения дизайна и художественной стилистики достаточно легко встраиваются в общемировой контекст. В тоже время они не принадлежат к основным направлениям европейских художественных поисков того времени в дизайне банкнот. В них почти не прослеживается "национально-русский" стиль российских банкнот царского времени, их "орнаментальная" и "этнографическая" версия.
Список литературы:
- Бугров А. В. Бумажный рубль в России и в СССР: 1843-1934: выборочный каталог подписей и факсимиле подписей / Бугров А. В., Вычугжанин А. Л., Иванкин Ф. Ф., Калмыков С. В. - М. : ИнтерКрим-пресс, 2012. - 213с. : ил.
дипломов
Оставить комментарий