Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVI-LXXXVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бородина О.Э. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОРТЕПИАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ СО СТРУННО-ЩИПКОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXVI-LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(73). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 21-25.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОРТЕПИАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ СО СТРУННО-ЩИПКОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Бородина Олеся Эльмировна

концертмейстер, МБУ ДО г. Абакана «Детская музыкальная школа №1 им. А.А. Кенеля»,

РФ, г. Абакан

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена особенностям фортепианного сопровождения в ансамбле со струнно-щипковыми инструментами. Автор рассматривает вопросы звукоизвлечения, тембровой окраски и других выразительных средств аккомпанемента с учётом особенностей и возможностей солирующего инструмента. Отдельное внимание уделяется аранжировке и адаптации фортепианных переложений в произведениях, созданных для домры/балалайки и фортепиано.

 

Ключевые слова: концертмейстер, аккомпанемент, ансамбль, фортепианное сопровождение, балалайка, домра.

 

Творчество пианиста-концертмейстера подразумевает взаимодействие с исполнителями различных специальностей и соответственно охватывает множество направлений. В методической литературе достаточно распространены материалы, связанные с работой концертмейстера с вокалистами, хоровыми коллективами, а также с академическими (струнно-смычковыми и духовыми) инструментами.  В то же время рекомендации, касающиеся особенностей концертмейстерской практики со струнно-щипковыми инструментами встречаются не так часто. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты ансамблевого взаимодействия концертмейстера с исполнителями на русских народных инструментах - домре и балалайке.

Мир музыкальных инструментов огромен и каждый из них имеет свои индивидуальные особенности. Это касается способов звукоизвлечения, тембровой окраски, диапазона и других отличительных качеств.

Балалайка – истинно русский музыкальный инструмент. Несмотря на кажущуюся простоту, она требует от исполнителя немалого исполнительского мастерства. А. Пересада описывает балалайку так: «Как сольный инструмент балалайка выделяется среди других народных инструментов певучестью, гибкостью звучания и благородной красотой тембра. Разнообразие приёмов звукоизвлечения, богатство штрихов и динамических оттенков дают широкий спектр выразительных возможностей, несмотря на ограниченный нижний диапазон инструмента» [4, с. 3].

Принципиальным отличием домры от балалайки является звукоизвлечение. Звук на балалайке извлекается пальцами, тогда как на домре главным образом используется медиатор. Поэтому домра обладает более яркой, звенящей и насыщенной окраской, но при этом может звучать проникновенно и задушевно. И домра, и балалайка имеют несколько разновидностей. Наиболее распространены в сольной исполнительской практике балалайка-прима и домра-прима.

Сочинения для струнно-щипковых инструментов в сопровождении фортепиано можно подразделить на несколько основных направлений.

Академические произведения – репертуар, содержащий переложения композиторов-классиков. Как правило, это произведения, в оригинале созданные преимущественно для скрипки (флейты), а также переложения сольных фортепианных сочинений.

Народная музыка - обработки народных песен, попевок и танцев, вариации и переложения популярных мелодий. Народный репертуар домристов и балалаечников очень многообразен и позволяет раскрыть и душевную проникновенность, и виртуозность струнно-щипковых инструментов.

Оригинальные произведения – это сочинения, созданные специально для струнно-щипковых инструментов. В настоящее время репертуар для домры и балалайки обширен и включает в себя произведения различных жанров и стилевых направлений. К тому же, он регулярно пополняется сочинениями современных авторов. Нередко авторы современных произведений стремятся расширить звуковые и технические возможности солирующего народного инструмента, используя различные колористические приемы игры.

Рассматривая совместное музицирование домры/балалайки с фортепиано, следует отметить, что концертмейстер несомненно должен в своей исполнительской практике принимать во внимание самобытность народных щипковых инструментов.  «Как только пианист вступает во взаимодействие с исполнителем принципиально другого звукоизвлечения, ему волей-неволей приходится учитывать некоторые моменты, которые неизбежны на инструменте партнёра» [1, с. 56].

Струнно-щипковые инструменты отличаются камерностью звучания, что требует от пианиста тщательно соизмерять динамику фортепианной партии. Особая деликатность необходима при сопровождении таких приёмов игры, как пиццикато и балалаечное вибрато. Данным способы звукоизвлечения обладают мягким бархатистым тембром и концертмейстеру важно поддержать оптимальный динамический баланс. Для создания особой колористической окраски возможно использование левой педали. Но при этом, даже самый нежный и приглушенный звук не должен быть тусклым и маловыразительным. Отчётливая артикуляция в данном случае необходима не меньше, чем при исполнении насыщенной фактуры.

Ударные и тремолирующие игровые приемы создают более яркое звучание и требуют соответствующей тембровой поддержки от пианиста. Но и в насыщенных кульминационных моментах концертмейстеру следует всегда тщательно соблюдать звуковой баланс.

Особого внимания требует педализация, пользоваться которой при игре со струнно-щипковыми инструментами необходимо аккуратно, чтобы не создавать излишнюю вязкость и гулкость, особенно в нижнем регистре. «Динамические оттенки здесь должны соблюдаться с поправкой на балансировку звучания и подчинены созданию ансамбля» [3, с. 72].

Кроме того, пианисту-концертмейстеру немаловажно иметь представление о технологии звукоизвлечения на струнно-щипковых инструментах и стремиться в процессе исполнения максимально приблизиться к общему штриховому соответствию.

В переложениях композиторов-классиков синхронность совпадения штрихов, мелизмов, фразировки и других выразительных музыкальных средств имеет первостепенное значение. При работе над фортепианной партией необходимо точное соблюдение авторского текста.  Что касается фортепианного сопровождения в народных обработках и переложениях оркестровых партитур, то в данных произведениях можно отметить ряд отличий от академических концертмейстерских партий.

Исполнительский репертуар домристов и балалаечников в ансамбле с фортепиано содержит немало сочинений с выразительной яркой фортепианной партией, помогающей раскрыть солисту характер и художественный образ произведения. Однако, в ряде случаев пианисты сталкиваются с исполнительскими сложностями. Это связано с тем, что фортепианное сопровождение струнно-щипковых инструментов, как правило, является переложением оркестра/ансамбля народных инструментов, либо баяна.

Вследствие этого, при работе над сопровождением пианисты нередко сталкиваются с проблемами технического характера. В ряде случаев возможна и даже необходима некоторая корректировка фортепианной партии. Е.М. Шендерович, подробно занимавшийся данным вопросом, пишет: «…одна и та же партитура может быть переложена для фортепиано различно, и это даёт нам право творчески переосмысливать многие фрагменты оркестровых переложений» [5, с. 218].

Стоит отметить, что речь в данном случае идёт не об упрощении фортепианной фактуры, а об адаптации трудноисполнимых фрагментов в соответствии с пианистическими исполнительскими традициями, «…любое облегчение допустимо лишь при условии сохранения идейно-образного смысла и содержания произведения» [2, с. 96]. Занимаясь аранжировкой концертмейстерской партии, следует стремиться в полной мере отобразить выразительность музыкальной фактуры, не нарушая стилистику и художественный замысел сочинения. Редактирование фортепианного сопровождения предусматривает следующие действия:

- перераспределение фактуры между руками;

- преобразование аккордов за счет переноса звуков внутри гармонии;

- облегчение фактуры в интервальных последовательностях – двойных нотах, октавах и аккордах;

- частичный перенос музыкального материала в другую октаву.

- аппликатурные корректировки.

Возможна и иная ситуация. В исполнительском репертуаре домристов и балалаечников встречаются сочинения, в которых фортепианная партия недостаточно развита и выразительна, в следствие чего солист не получает должной концертмейстерской поддержки. В данном случае также допустимы преобразования партии пианиста за счёт обогащения фортепианной фактуры: дублирование басов, создание более насыщенных гармонических фигураций и других средств музыкальной выразительности.

Разумеется, любые подобные вмешательства требуют от пианиста развитого эстетического вкуса, стилистической грамотности и уважения к исполнительским традициям.

Любое ансамблевое музицирование предполагает полное слияние музыкальной ткани.  Создание гармоничного ансамбля во многом это зависит от чуткости и мастерства пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что ведущая роль принадлежит солирующему инструменту, при совместном исполнении создаётся единая звуковая картина. Всё вышесказанное относится и к ансамблям с участием струнно-щипковых инструментов и фортепиано. Выразительное исполнение фортепианной партии помогает раскрыть художественный образ произведения и оказывает неоценимую поддержку солисту-народнику.

 

Список литературы:

  1. Бикташев В.Н. Искусство концертмейстера. Основы исполнительского мастерства. СПб.: Издательство «Союз художников», 2014. – 156 с.
  2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  3. Мосин И.Э. Творческая работа в концертмейстерском классе. СПб.: Издательство «Лань», 2017. – 112 с.
  4. Пересада А.И. Балалайка: Популярный очерк. – М., Музыка, 1990. – 64 с.
  5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М., Музыка, 1996. – 224 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.