Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОМИКС КАК СООБЩЕНИЕ СИНКРЕТИЧНОЙ ПРИРОДЫ
COMICS AS A MESSAGE OF A SYNCRETIC NATURE
Anastasia Kambul
Master’s student, Belgorod state national research university,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
Комиксы могут рассказывать любые истории, от детских сказок до серьезных исторических повествований. Они являются синкретичным сообщением, объединяющим разные формы искусства, такие как литература, живопись и графический дизайн. Комиксы отражают идеи авторов, предлагая возможность передать сложные и более простые бытовые тематики через сочетание текста и изображения. Семиотика комикса представляет собой многослойное пересечение различных текстов и знаков, образующих особый культурный контекст.
ABSTRACT
Comics can tell any kind of story, from children's fairy tales to serious historical narratives. They are a syncretic message that unites different forms of art, such as literature, painting and graphic design. Comics reflect the ideas of the authors, offering the opportunity to convey complex and simpler everyday themes through a combination of text and image. The semiotics of comics is a multi-layered intersection of different texts and signs that form a special cultural context.
Ключевые слова: комикс; синкретичная природа; знаки; семиотика, синкретичное сообщение; искусство.
Keywords: comics; syncretic nature; signs; semiotics; syncretic message; art.
Изображения для простоты повествования применялись всегда и везде. Всё началось с наскальной живописи, когда люди пытались рассказать истории с помощью картинок, потому что слов ещё не существовало. Подобие комиксов можно увидеть на Колонне Траяна, заполненной изображениями военных походов, солдат и женщин [3]. В Германии выходила «Библия бедных», которая полностью состояла из картинок и текстового описания, её сделали специально для неимущих, не умеющих читать, несмотря на неграмотность они тоже хотели изучать главную христианскую книгу.
Затем появляется человек, который выводит свои произведения на новых уровень — это был Уильям Хогарт, начавший рисовать политические карикатуры и серии картин, где рассказывал о жизни проституток и членов высшего общества. Другое важное событие происходит в Британии, там выходит первый в мире комикс под названием «Половина отпуска Элли Слопера», и в нем впервые появляется центральный персонаж, вокруг которого строится повествование. Несмотря на этот факт настоящим отцом основателем комиксов считается Ричард Фелтон Аутколт. Писатель заслужил это звание своей работой «Жёлтый малыш», породивший шаблон современного комикса, который включал: речевой шар, элементы юмора, главного героя и яркий формат [1].
Комикс — это определенный способ повествования, ряд соположенных картинок, который может сопровождаться текстом. В современном понимании этого понятия, впервые появился в периодическом издании и практически присутствует в коммуникационных источниках все годы своего существования, поэтому целесообразно рассматривать его как медиатекст (медиапродукт), выполненный в определенном медиажанре, с преобладающей визуальной реализацией — эти составляющие можно рассматривать как семиотику [4]. С помощью комикса можно рассказать детскую сказку, поучительную историю о методах выживания, биографию Франца Кафки или воспоминания о Холокосте — он не органичен рамками сюжетов.
Комиксовая семиотика является открытой системой, включающей в себя набор элементов визуального ряда и знаков: лингвистических универсальных, функционирующих в любом тексте вне зависимости от естественного языка (например, панель, титры, вербальный план, и так далее), и идиоэтнических, функционирующих лишь в текстах комиксов отдельно взятых стран (индивидуально распределение положения панелей на странице) [6].
Мейер Шапиро, известный исследователь в области искусства, объясняет, что комикс является своего рода визуальной грамматикой [2]. Изображения, которые встречаются в комиксе, не только передают информацию, но и представляют собой знаки, которые активно взаимодействуют с нашим сознанием. Они служат средством передачи образов и возникают в нашем воображении, создавая эффектный эстетический опыт.
Комикс как синкретичное сообщение имеет уникальную способность объединять разные формы искусства. В нем можно найти элементы литературы, живописи и графического дизайна, которые сливаются вместе, чтобы создать гармоничное целое. Использование разных художественных средств помогает усилить эмоциональное воздействие комикса и позволяет авторам исследовать различные темы и идеи [2].
Однако, комикс не только смешивает разные формы искусства, он также отражает сознание автора и читателей. Каждый комикс является уникальным отражением мыслей и эмоций тех, кто его создает и воспринимает. Комиксы дают возможность открыть дверь в мир воображения, где история может быть рассказана не только словами, но и через визуальные образы.
Мейер Шапиро в своих исследованиях выделяет важность взаимодействия между изображением и текстом в комиксе. Понятие «пространства изображения» подчеркивает особую синкретичность комикса, где каждый кадр является своеобразным «микромиром», объединяющим в себе текстовую и визуальную информацию. «Средство сознания знака образа» позволяет рассматривать комикс как вид медиа, способный передавать сложные мыслительные конструкции через сочетание текста и изображения [2].
Идеи Умберто Эко о «Отсутствующей структуре» также находят свое отражение в анализе комикса. Комикс как искусство, где визуальные и текстовые элементы сосуществуют на странице, открывает перед читателем множество интерпретаций и вариаций смыслов, не ограничиваясь жесткой структурой.
Благодаря работе семиолога Юрия Лотмана «Семиосфера: Культура и взрыв», который считал знаки «материально выраженными заменами предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе», можно сказать, что семиосфера комикса представляет собой многослойное пересечение различных текстов, вместе складывающихся в определенный пласт, со сложными внутренними соотношениями, разной степенью переводимости и пространствами непереводимости, рядом расположен пласт «реальности», а вместе они образуют семиотику культуры [2]. Лотман также упоминал существование художественных (графических) метафор, наличие которых в комиксах присутствуют довольно часто, когда происходит слияние образа и смысла. Например, сцены из американского комикса «Age of Ultron», где есть изображение злодея, стоящего над героями. Ракурс снизу-вверх принадлежит подкатегории распространённых графических метафор: Жизнь — Смерть и Контроль — Подчинение.
Комикс — это форма высказывания, а содержание может быть любым от Тома и Джерри, до палестино-израильского конфликта, который подан с палестинской точки зрения. Графические работы довольно часто и незаслуженно сравнивают с литературой, но это разные виды искусства и каждый дает уникальный эстетический опыт. То, что предлагает комикс — нельзя получить от чтения литературы и наоборот [5].
Комикс представляет собой интерпретированный медиажанр с преобладанием визуального контента, содержащий в себе разнообразные семиотические элементы. Открытость комиксовой семиотики заключается в наличии универсальных элементов визуального ряда и специфических знаков, характерных только для определенных культур и стран. Язык нужен не только для передачи слов персонажей, но и для достижения необходимого ощущения от демонстрируемого кадра. Обсуждая взаимодействие слова и образа в контексте комиксов, можно отметить особенности их сочетания [6]:
- Иллюстрации позволяют визуализировать происходящее в тексте, слова героев могут быть представлены в форме панелек или облаков с текстом, что помогает дополнить сюжетное развитие.
- Слово в комиксе может быть рассмотрено как саундтрек, который передает звуковое сопровождение действиям персонажей, способствуя созданию полного впечатления момента.
- Словесная и визуальная часть могут взаимодействовать, усиливая друг друга: например, слово «бах» может сопровождать визуализируемый выстрел, добавляя эмоциональную насыщенность кадру.
- Слова и изображения также могут идти параллельно, например, внутренний монолог персонажа может сопровождаться изображением города или флешбэками, что обогащает сюжет различными слоями информации.
- Верстка слов может играть важную роль в экспозиции изображений, позволяя передать задумку автора более ярко и выразительно.
Таким образом, комикс — это определенный способ повествования, отдельный вид современного искусства, игнорировать который означает закрыть глаза на огромный пласт массовой культуры. Семиотическая система комикса — это сложная структура, объединяющая в себе различные элементы искусства и языка, которые взаимодействуют между собой, создавая уникальный знаковую систему комикса, способную передавать информацию и эмоции читателю. Каждый из этих элементов играет свою роль в формировании смысла и атмосферы произведения, делая комикс уникальным и запоминающимся искусством.
Список литературы:
- История комиксов [Электронный ресурс] // Издательство АСТ. – 2019. – Режим доступа: https://ast.ru/news/nnn-m09-y18-istoriya-komiksov/ (дата обращения: 4. 04. 2024)
- Козлов Е.В. Коммуникативность комикса в текстуальном и семиотическом аспектах [Электронный ресурс] / Е.В. Козлов // Диссертация и автореферат по ВАК РФ 10.02.19. – 1999. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kommunikativnost-komiksa-v-tekstualnom-i-semioticheskom-aspektakh (дата обращения: 12. 04. 2024)
- Краткая история комиксов: как «рисованный» жанр стал популярным и почему его любят до сих пор [Электронный ресурс] // Сетевое издание KANOBU. – 2020. – Режим доступа: https://kanobu.ru/articles/kratkaya-istoriya-komiksov-kak-risovannyij-zhanr-stal-populyarnyim-i-pochemu-ego-lyubyat-do-sih-por-375889/ (дата обращения: 20. 03. 2024)
- Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. – 224 с.
- Онкович Г.В., Онкович А.Д. Комикс как средство медиаобразования [Электронный ресурс] // Медиаобразование. – 2016. – №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/komiks-kak-sredstvo-mediaobrazovaniya (дата обращения: 14. 05. 2024)
- Полякова К.В. Становление семиотической системы американского комикса и японского манга [Электронный ресурс] / К. В. Полякова // Диссертация и автореферат по ВАК РФ 10.02.20 – 2004. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-semioticheskoi-sistemy-amerikanskogo-komiksa-i-yaponskogo-manga (дата обращения: 14. 05. 2024)
дипломов
Оставить комментарий