Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мезенцева И.А. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДРИЛЕВА. // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXI междунар. науч.-практ. конф. № 6(60). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 35-43.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДРИЛЕВА.

Мезенцева Ирина Анатольевна

аспирант АГУ гуманитарного института,

РФ, г. Барнаул

TEMATIK PAINTING IN THE WORK OF THE ALEXEY ALEKSEEVICH DRILEV

 

Irina Mezentseva

postgraduate student of ASU Humanitarian Institute,

Russia, Barnaul

 

АННОТАЦИЯ

Цель - изучение творческой метода художника в контексте тематической картины алтайской живописи.

Методы. В статье использовался системный подход. Тема рассматривалась в контексте исторических и социокультурных процессов на основе принципа междисциплинарности. Применялась комплексная методика: исторический, социально–культурный, типологический методы, методы сравнения, аналогии, метод искусствоведческого стилистического анализа. Комплексный подход опирается на описание произведения, анализ авторского стиля и приемов художника и интерпретация изображенных форм и смыслов.

Выводы. А.А. Дрилев является одним из самых ярких представителей жанра тематической картины на Алтае. Его произведения проникнуты глубоким символизмом, а образы психологичны. Большинство работ имеет историческое содержание, что немаловажно для традиции алтайской живописи. Живописец изображал в своем творчестве различные исторические моменты, которые его интересовали, и всегда это эпизоды из отечественной истории, истории Алтая.

ABSTRACT

The aim is to study the creative method of the artist in the context of a thematic painting.

Methods. The article used a systematic approach. The topic was considered in the context of historical and socio-cultural processes based on the principle of interdisciplinarity. A complex methodology was used: historical, socio–cultural, typological methods, methods of comparison, analogy, method of art criticism stylistic analysis. The integrated approach is based on the description of the work, the analysis of the author's style and techniques of the artist and the interpretation of the depicted forms and meanings.

Conclusions. A.A. Drilev is one of the brightest representatives of the genre of thematic paintings in Altai. His works are imbued with deep symbolism, and the images are psychological. Most of the works have historical content, which is important for the tradition of Altai painting. The painter depicted in his work various historical moments that interested him, and always these are episodes from the national history, the history of Altai.

 

Ключевые слова: тематическая картина, живопись, алтайское искусство, реализм.

Keywords: thematic painting, painting, Altai art, realism.

 

Алексей Алексеевич Дрилев один из выдающихся художников края, который неустанно работал в жанре тематической картины, считая ее главным жанром живописи. Он родился 30 августа 1938 г. в с. Первомайское Алтайского края. «Алексей Алексеевич рос в большой семье в трудное время. Студент Алексей Дрилев увлеченно учился, много рисовал, старался впитать азы настоящего искусства. И на четвертом курсе обучения его рисунком заинтересовался известный ленинградский художник Андрей Андреевич Мыльников, который направил его учиться в Академию художеств, поскольку А.А. Дрилев еще не окончил школу, он в 24 года оканчивает одновременно среднюю школу и училище и отбывает в Ленинград» [3, с.2]. О творчестве художника А.А. Дрилева заговорила пресса: «В работах живописца всегда присутствует острый нерв современности...» [3, стр.6].

«Творчество А.А. Дрилева многогранно и разнообразно, основано на лучших традициях русской реалистической школы» [4, с.6]. Художник, опираясь на эти традиции, подходит очень трепетно к написанию тематической картины. Он долго продумывает сюжет, прорабатывает его в эскизах и этюдах.

К одной из таких работ Дрилев подходит более серьезно, чем это происходит обычно. В 1996 по благословению Московского патриархата и Алтайской епархии, худож­ник начинает собирать материалы для картины о возрождении православия на Алтае. Он жил и писал свои этюды на территории колонии, присутствовал при освящении храма. Работал художник на протяжении долгих четырех лет. Так родилась его картина «Исповедь, или Пути Гос­подни неисповедимы» [рис.1].

 

Рисунок 1. «Исповедь, или Пути Господни неисповедимы» А.А. Дрилев

 

Художник не оправдывает пре­ступления, но у каждого человека остается право на духовное очищение - таков лейтмотив этого полотна. Оно проникнуто высокой идеей всепрощения и духовным содержанием, работа в идеале соответствует многим функциям искусства - она хранит в себе документальную историчность, так как все персонажи написаны с реально существующих людей, в каждом художник передает личность со своей судьбой и характером. Каждый персонаж в ней полноценен сам по себе, но ключевой частью полотна является сам момент исповеди молодого заключенного священнослужителю. «Картина выполнена в лучших традициях русской реалистической школы (в частности, творчества художников - передвижников), приправленных и осовремененных трепетным отношением художника к многослойному предмету изображения» [1, с.15]. В картине присутствует символика (это свечи в руках заключенных, голуби, воспаряющие в небо), символика также проявляется и в цветовом решении полотна – светлое морозно-голубое небо-символ очищенной, свободной души, серая толпа лишенных свободы людей- символ-контраст небу, и красный цвет, в нем художник изображает путь к вере, очищению- это фигуры священников, храм и дорожки на земле. Подобная тематика имеет и религиозную направленность, что немаловажно в наше время – это и некая воспитательная цель для нынешнего поколения, как поучительный пример, и яркий показатель нравственных проблем современного общества. Художник выражает в работе в первую очередь свой взгляд на подобную тему. «Картина построена на сопоставлении антитез (общество и преступление, покаяние и прощение, храм и сторожевая вышка, священник и заключенный и так далее). Об этом болеет и пишет художник.» [5, с.4]. Картина, ставя острые проблемы времени, повествуя о современнике, о сегодняшнем дне, не оставляет зрителя равнодушным и составляет важную ценность для нынешнего реалистического искусства Алтая.

Искусствовед Л. Лихацкая высказалась о данной картине следующим образом: «Автор выразил в картине гражданскую позицию, поставил остросоциальные проблемы современности, а главное – нравственные проблемы нашего времени».

В 2000 году Дрилев пишет работу «Связь времен, или парадоксы России».

 

Рисунок 2. «Связь времен, или парадоксы России», А.А. Дрилев

 

Она явилась в его творчестве как одна из самых важных, в ней раскрываются и проблемы истории- репрессии, поиски новых путей развития, социальных проблем России. [рис.2]. Это триптих. В работах заключены целые человеческие драмы – на правом полотне художник показывает трагическую судьбу военного. Изображен нищий, и это не собирательный образ, а реальный человек, который в 1990-х просил милостыню на площади Октября г. Барнаула. Алексей Алексеевич пригласил его к себе в мастерскую позировать и в разговоре выяснилось, что мужчина бывший военный, который по возвращению из Афганистана остался без квартиры.

В левой части триптиха художник смог передать не только свою любовь к родителям, но и вписать в картину символ зарождения жизни - озаренное внутренним светом лицо ребенка. Данные работы очень символичны, но это не лишает их главного - глубокого реалистического строя и психологизма образов, а лишь дополняет. Символика здесь олицетворяется в аллегорических персонажах, и фигурах, и предметной среде. Картины выполнены на контрасте цветовых тонов, игры света, цвета и контрасте смысловом. В правой части триптиха это противопоставление нищеты и богатства. Это особенность всего современного капиталистического мира, и ее художник не приемлет и критикует.

Дрилев бескомпромиссно презирает «Парадоксы России» с побирающимися нищими и холодно спешащими мимо них благополучными согражданами.

На центральной картине триптиха присутствуют современники Алексея Алексеевича: художники, знакомые, друзья. На полотне он запечатлел и себя, кормящим голубей. По сюжету главными фигурами являются ветеран-инвалид и его дочь, а основная мысль работы заключается во внимании, заботе и любви к ближним, вечная и актуальная тема во все времена.

«Связь времен или Парадоксы России» несет в себе историческую и художественную ценность, поднимает проблему морали и нравственного выбора.

А.А. Дрилев обращался к современности достаточно часто, изображая непосредственно наше время, например, полотно «Моржи Алтая» [рис.3], написанное в период с 1999-2005 гг.

 

Рисунок 3. «Моржи Алтая» А.А. Дрилев

 

На этой работе изображены наши современники, реальные персонажи в своих образах, и показан реальный эпизод из истории города, изображающий зимние крещенские плавания в проруби. Как говорит сам художник о персонажах картины «Они особенные, красивые, здоровые телом и душой». Мастер показывает, как пример свои идеалы, некую пропаганду здорового образа жизни, светлых и добрых стремлений. Выбор подобной темы у художника неслучаен, он сам является членом организации алтайских моржей, и данная картина — это не только образ его современников или образ организации, занимающейся плаванием, но это и портреты его друзей, земляков. Эпическое полотно «Моржи Алтая» - одно из самых оригинальных во всей истории изобразительного искусства края. Первоначальное название картины «Очищение». Это на самом деле очищение водой: множество людей с удовольствием купаются в зимней проруби. Здесь уже отображено событие современности, бытовое, но такое масштабное и глубокое по своей сути, показывающее нашу жизнь. Художник выразил в картине и свое отношение к происходящему событию. Кстати, и сам Алексей Алексеевич «вписал» себя в прорубь.

Позднее художник создает не менее великие полотна, поражающие своим размахом. Одно из таких это «Бал горных офицеров» [рис.4], где он отображает реальные исторические события, происходящие на алтайской земле, тем самым оказывая дань уважения предкам.

 

Рисунок 4. «Бал горных офицеров» А.А. Дрилев

 

Такой бал действительно состоялся зимой 1856 года по инициативе начальника горного округа. На том балу присутствовал находящийся в Барнауле проездом Ф.М. Достоевский. Три года работал художник над картиной, и первый вариант выкупил частный коллекционер из Кемерово. Алексей Дрилев пишет второй вариант картины, укрупняя передний план» [рис.4]. В рисунках к картине художник вводит свою модель - современную девушку- в образ барышни XIX столетия. Он с абсолютной точностью прорисовывает и детали костюма, и украшения, и прически, чтобы соблюсти достоверность изображаемой эпохи. Для написания картины Алексей Дрилев пользовался архивными источниками. Например, почти не сохранилось архитектурное убранство Белого зала дворянской усадьбы, в которой сейчас располагается ГМИЛИК. В архивах есть такие данные, остались рисунки, чертежи, по которым художник восстановил его. Композиция картины обращена к зрителю, ее персонажи будто приглашают принять участие в их мероприятии. Композиция многофигурная, насчитывается около 50 персонажей. На картине художник изобразил и себя в образе отставного офицера. К «Балу горных офицеров в Дворянском собрании Барнаула второй половины XIX века» написано очень много подготовительных набросков, эскизов и этюдов.

Несколько лет он работал, но не успел закончить очень интересную историческую тему. Это скифы. Художник делал массовые наброски, этюды к картине.

Все портретные работы проникнуты тонким психологизмом, точностью пропорций. Для полотен исторического характера художник тщательно изучает костюмы, атрибуты, нравы и быт того времени, которое пишет. Его пейзажи отличаются достоверностью.

Для Алексея Алексеевича Дрилева работа в живописных и графических техниках - это еди­ный процесс. Он один из немно­гих алтайских авторов, который перед ра­ботой над живописным холстом прорабатывает детали, ищет композицию в графическом ли­сте. В результате самостоятель­ное художественное значение имеет как живописное произве­дение, так и графическое.

Мастера отличает в реалистических, академического характера картинах присутствие каких-либо символических элементов, дающих возможность зрителю точнее понять, прочувствовать характер и мир модели.

«Вышеупомянутые многофигурные тематические картины в творчестве сегодняшних художников вообще редкость, они позволяют нам проследить весь процесс их написания: от идеи, через множество карандашных и живописных эскизов – к завершенному полотну. И как некоторые кинорежиссеры оставляют себе в фильме эпизодическую роль, так и Дрилев запечатлевает себя где-нибудь в уголке картины». [2, с.3]

Сюжетно – тематическая картина тесно связана с портретом. И она в последнее время не имеет популярности в среде художников. Подобный жанр требует много затрат-сил, финансовых и временных ресурсов, заказчиков на подобные произведения намного меньше, в отличие от того же портрета или пейзажа. А.А. Дрилев, несмотря на все эти обстоятельства, продолжал развитие этого жанра. Его произведения проникнуты глубоким символизмом, а образы психологичны. Большинство работ имеет историческое содержание, что немаловажно для традиции алтайской живописи. Живописец изображал в своем творчестве различные исторические моменты, которые его интересовали, но всегда это эпизоды из отечественной истории, истории Алтая.

А.А. Дрилев в своем искусстве несет традиции реалистической отечественной школы. Художника интересует исторический аспект искусства, и это и является его немаловажным вкладом в развитие искусства Алтая и России в целом. В его картинах зачастую портреты наших современников. В каждой работе – время. Пишет своих моделей художник исключительно с натуры, следуя традиции академической школы.

Картин сюжетно-тематического характера, народного утверждающего пафоса немного в современном искусстве. «Только в единичных исполнениях не сдавшихся художников, таких как Алексей Дрилев. Большие социальные обобщения, философские осмысления все меньше находят заказчиков и исполнителей. И жанровые картины в наше время перемен – личный подвиг художника, утверждающего, что то, выше гедонизма, индивидуализма и фетиша денег» [6, с.158].

Художник для своих полотен выбирает лишь миг из многообразной жизни. Каждый человек хоть на мгновение отрывается от ежедневных забот и воспаряет просветленной душой над тяготами бытия. Сложен мир художника, неподъемен его труд.

 

Список литературы:

  1. Афанасьева, М. Художник-морж[Текст], //За науку №4, Барнаул., 2001.
  2. Вигант Л. Выставка работ Алексея Дрилева, [Текст] //Алтайская неделя, Барнаул, 2001.
  3. Дрилев Алексей [текст]:альбом/ред.В.А. Сергеев//Барнаул- 2000. -26с.
  4. Лисицкая, А.В Зарисовки жизни [Текст], //Алтай №1, Барнаул, 2007.
  5. Бардюкова, З. Рыцарь духовности [Текст],// Вечерний Барнаул №200,Барнаул, 2001.
  6. Малырина Н.С. Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая ХХ века [Текст] : автореф./ Н.С. Малырина. – Барнаул. : АГУ, 2006. – 24 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий