Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ДВА ЭТЮДА ИЗ ВОЛЖСКОГО ЦИКЛА. К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.М. РОМАДИНА
АННОТАЦИЯ
Духовный мир художника, его привязанность и любовь к родной природе наиболее ярко выражена в искусстве пейзажа. В ряду прославленных имен советских художников выделяется имя Николая Михайловича Ромадина (1903-1987 гг.). Волжский цикл его пейзажей отличается большой цельностью, совершенством изображаемой природы в сочетании с трепетностью чувства художника.
Ключевые слова. Н.М. Ромадин; пейзаж; живопись; музейная коллекция.
19 мая (6 мая по старому стилю) 1903 года родился «классик» советского пейзажа -живописец и график, Академик АХ СССР (1967; член корреспондент 1953), Народный художник СССР (1971), Лауреат Ленинской премии (1980), Сталинской премии второй степени (1946) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1970), Член Союза художников СССР Николай Михайлович Ромадин.
В живописной коллекции Плесского музея-заповедника хранятся всего два этюда этого художника, но они подлинно являются замечательными экспонатами. В собрание музея этюды поступили в 1987 году от ярославского искусствоведа И.А. Ивенской, благодаря сотруднику музея И.М. Петрову.
На первом этюде Н.М. Ромадина «Жигули» (1944 г.) изображены «Жигулёвские Ворота» или «Парадный вход главной улицы России» - так называют самое узкое и самое красивое место на Средней Волге, образуемое двумя горными вершинами - Серной горой, одной из вершин Жигулевских гор, что на правом берегу Волги, и горой Тип-Тяв, относящейся к массиву Сокольих гор на противоположном берегу реки.
Рисунок 1. Н.М. Ромадин. Жигули. 1944 г. Бумага, картон, масло. 16,2х31,5. Плесский музей-заповаедник
Жигули – малая родина Николая Ромадина. «Родился я 19 мая 1903 года в Самаре, на Садовой улице, в домике во дворе, флигеле большого доходного дома. Этого дома давно уже нет. Отец, Михаил Андреевич Ромадин, и мать, Мария Кузьминична Головина, были крестьянами Ставропольского уезда Самарской губернии, выходцы из соседних сел с своеобразными названиями Пискалы и Ташла», - рассказывал Николай Михайлович в «Записках о самом себе» [1, с. 104].
Крестьянский сын и внук, родом из Самары, он с детских лет познал все тяготы и все обаяние приключенческой, кочевой жизни. Зато эти богатые впечатления легли потом в основу многих будущих произведений художника. А свой дар живописца Николай унаследовал от отца, как и страсть к книгам, чтению. С десятилетнего возраста Николай, наконец, обрел постоянное место жительства в поволжском городке Самаре. «Разбитной, шумный, с огромной пристанью, с Волгой, запруженной сотнями барж, расшив, лодок. Постоянные гудки пароходов. И тут же рядом вокзал, такой же безудержно полный энергии и движения, вечно бегущих за счастьем людей… В Самаре Волга протекала в двух шагах от дома. Каждый день с мальчишками собирались мы на Самарке, купались, плавали, рыбачили», - вспоминал Н.М. Ромадин [2, с. 104].
Здесь же, в Самаре, был куплен первый этюдник и акварельные краски на заработанные продажей газет деньги: «Я ежедневно вставал в 4-5 часов утра, бежал получать газеты, быстро продавал у вокзала и шел в школу. Моментами, когда бывал свободен, я рисовал и писал акварелью, подражая отцу» [3, с. 105]
Отец был против мечты сына стать художником: «Когда я начал рисовать в 8-летнем возрасте, отец противился этому изо всех сил, отнимал краски, уничтожал рисунки, говоря при этом: "Не хочу, чтобы ты голодал, а если станешь художником, будешь бедствовать всю жизнь. Нужно быть техником"» [4, с. 106].
В Самарском художественном техникуме, под руководством В.В. Гундобина – директора Самарской картинной галереи, Ромадин сделает первые сознательные шаги на своем поприще. Здесь же вспыхнет и вторая страсть – к театру: «У меня было две страсти – живопись и театр. Я хотел стать актером и художником... В Самаре мы, студенты художественного техникума, организовали театр-студию, подготовили два спектакля, в том числе "Женитьбу" Гоголя, играли их на клубных сценах, сборы делили и на это жили и учились» [5, с. 11].
Зачетная книжка Самарского университета помогла при поступлении на живописное отделение Вхутемаса в 1923 году. «Через все мытарства и испытания я нес одну мечту - искусство. И вот моя мечта осуществилась. В 1939 году я поехал на Волгу и начал писать маленькие пейзажи. Работал очень напряженно. С тех пор я стал постоянным участником всех всесоюзных и юбилейных выставок, а первая моя персональная выставка состоялась в 1940 году», - признавался Николай Михайлович [6, с. 109].
«Жигули» Н.М. Ромадина [7] - это излюбленный художником жанр, этюд с натуры, свежий и непосредственный, овеянный тонким поэтическим чувством. Малая по размеру работа, утренний предрассветный пейзаж, в котором художник ищет способы передачи света. В тонкой разработке розового цвета с удивительной нежностью найдено тональное решение пейзажа. Тиха природа, веет прохладой от глухого тона зелени, светится мягкое, словно тающее небо. Мерцание зари передано в тонкой разработке сложного серого цвета, во всем богатстве оттенков – от розовато-сиреневого до серо-бирюзового. Плавно повторяют очертания гор спокойные мазки, и в каждом из них мы чувствуем любовь художника к природе. А природу родного края Ромадин искренне любил и прекрасно знал: «Сам я не устаю благодарить жизнь за этот Дар. Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего» [8, с. 109].
Дочь художника Нина Ромадина рассказывает: «Работал Николай Михайлович с невероятным напряжением и страстью целыми днями, начиная с пяти утра и заканчивая очередной этюд уже поздно ночью. Иногда в поисках подходящей натуры преодолевал пешком расстояние в десятки километров. Ромадина можно назвать «живописцем состояний» [9. с. 104].
В период Великой Отечественной войны и в послевоенные десятилетия особое место в советском искусстве занял пейзаж, воплотивший образ Родины. Н. М. Ромадин как художник-пейзажист сформировался именно в военные годы. Он смог придать непритязательным уголкам природы и черты величия, и глубоко трогающей лирики. Пейзажи Н.М. Ромадина военных лет не содержат рассказа о военных событиях, они скромны в выбранных мотивах и неизменно воспевают красоту родной природы. В мае 1943 г. художник отправился на фронт, его пейзажи наполнились глубоким содержанием, стали воплощением благородного чувства патриотизма, любви к Родине. В 1943 г. в Москве была устроена вторая персональная выставка Н.М. Ромадина, после чего художник уехал писать на Волгу. В результате получилась целая пейзажная серия «Волга – русская река», получившая не только народное признание, но и удостоенная Государственной премии СССР за 1943-1944 гг.
Хранящийся в собрании Плесского музея-заповедника этюд «Жигули» - одна работа из этой великолепной серии, посвященной Волге. Второй этюд – «Вечер» [10] написан в 1947 году уже сложившимся мастером пейзажа. Именно во второй половине 40-х гг. Ромадин создает свои лучшие произведения, в них он показывает себя превосходным колористом, находящим тончайшие световые отношения. На полотне царит атмосфера, в которую хочется погрузиться с головой: «Первый теплый вечер. Тот тон, который я особенно сейчас люблю, - теплый тон серо-синий, лилово-желто-розовый, причем все низкого регистра». Посреди поляны возвышаются аккуратно сложенные стога сена, визуально разделяющие композицию на две части.
Рисунок 2. Н.М. Ромадин. Вечер. 1947 г. Картон, масло, 24,5х69,5. Плесский музей-заповедник
Первый план исполнен разнообразных оттенков зеленого цвета, а даль согревает розовыми, желтоватыми, оранжевыми красками. Ввысь устремились верхушки стогов и двух высоких деревьев, стоящих справа и слева, наподобие театральных кулис. Над всем этим раскинулось голубое небо с разлившимся по нему заревом заката. Естественные, мягкие тона использует живописец, лишний раз убеждая нас в подлинности происходящего.
Кисть мастера не только выписала здесь поле со стогами в ярких тонах, но и придала ему движение – высокая сочная зелень и верхушки деревьев словно колышутся на ветру. Динамичные пастозные мазки создают рябь на поверхности пасторального пейзажа. Стога сена со смещенными макушками выдвинуты на передний план, но как бы ни пытался автор акцентировать внимание на это, взгляд зрителя невольно устремляется на задний план, где виднеются крыши колхозных строений и разворачивается сцена уборки сена. Не только сходство мотивов объединяет эти две работы, но и эмоциональное напряжение. «Облака разнообразны на небе, так же, как и цветы на земле», - любил повторять Ромадин, и, наверное, поэтому так не похожи и неповторимы они в ромадинских образах неба. В пейзаже «Стога» небесное пространство играет важную роль, занимая большую часть картины, определяет ее эмоциональный строй.
Творчество Н.М. Ромадина стало неотъемлемой частью художественной культуры нашей страны. Выдающийся мастер сумел внести свой, особый вклад в сокровищницу советской пейзажной живописи. Циклы его пейзажей отличаются большой художественной цельностью. Совершенство природы в соединении с трепетностью чувства художника составляет суть его искусства, не оставляющего зрителя равнодушным.
Список литературы:
- Н. Ромадин. О самом себе // Наука и жизнь. – 2005. - № 6. – С. 104.
- Там же.
- Там же, - С. 105.
- Там же. – С. 106.
- Рожнова О.В. Николай Михайлович Ромадин. – Ленинград: «Художник РСФСР». - 1984. – С. 11.
- Н. Ромадин. О самом себе // Наука и жизнь. – 2005. - № 6. – С. 109.
- ПГИАХМЗ, 1944 г., бумага, картон, масло, 16,2х31,5, ж-741.
- Н. Ромадин. О самом себе // Наука и жизнь. – 2005. - № 6. – С. 109.
- Н. Ромадина. Живописец состояний // Наука и жизнь». – 2005. - № 6. – С. 104.
- ПГИАХМЗ, 1947, картон, масло, 24,5х69,5, ж-740.
Оставить комментарий