Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)
Наука: Филология
Секция: Германские языки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСТОРИЯ ДИСКУРСА И ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
THE HISTORY OF DISCOURSE AND THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON LINGUISTIC SPACE IN MODERN REALITIES
Alexander Kamenskiy
postgraduate student, Moscow State Pedagogical University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в анализе истории дискурса и проблематики влияния развития цифровых технологий на языковое пространство и систему образования в частности. Были использованы теоретические методы исследования, такие как: анализ, синтез, дедукция и обобщение. В статье делается вывод о том, что современном мире дискурс стал еще более значимым в связи с кризисами в различных сферах, таких как политика, эстетика, массовая культура и управление в условиях неолиберализма и цифровой экономики, однако цифровизация также имеет свои риски, в частности, возможность подмены цели средством в формировании «нового» человека, что может ограничить его свободу и критическое мышление, поскольку техника становится все более привлекательной для человека и уже стала основной потребностью человечества, пронизывая всю пирамиду потребностей человека.
ABSTRACT
The purpose of the article is to analyze the history of discourse and the issues related to the impact of digital technology development on language space and the education system in particular. The article utilizes theoretical research methods, such as analysis, synthesis, deduction, and generalization. The conclusion drawn in the article is that in the modern world, discourse has become even more significant due to crises in various spheres such as politics, aesthetics, mass culture, and management under conditions of neoliberalism and digital economy. However, digitization also has its risks, particularly the possibility of replacing the goal with the means in forming a «new» human, which could limit their freedom and critical thinking since technology is becoming increasingly attractive to people and has already become a primary human need, permeating the entire hierarchy of human needs.
Ключевые слова: дискурс, цифровые технологии, языковое пространство, система образования, риски цифровизации.
Keywords: discourse, digital technologies, linguistic space, education system, risks of digitalization.
1. Определение термина дискурса, его роли в науке, междисциплинарное расположение исследований дискурса на пересечении языка и общества.
Дискурс стал важной темой в социальных науках, лингвистике и гуманитарных науках во второй половине 20-го века. В современном мире дискурс получил еще большее значение в связи с кризисами политической и эстетической сфер, цифровой экономикой, массовой культурой, скандалами, управлением в условиях неолиберализма и расизмом в СМИ. В нормативно-делиберативных теориях дискурс понимается как дискуссия между участниками с целью прийти к согласию по вопросам общего блага на фоне различных интересов и целей. Изучение дискурса является междисциплинарным и объединяет представителей языка и общества, которых объединяет интерес к вопросу о смысле как продукте социальных практик [6]. Целью исследования дискурса является теоретико-методологическое изучение социальных объектов в процессе исторических преобразований, иногда с акцентом на политические вопросы в более крупных социальных сообществах. Исследования дискурса имеют свою основу в социальных науках или в социальной лингвистике и социальной философии [8].
В лингвистике существует несколько направлений и школ исследования дискурса, которые объединяет осознание лингвистики как социальной науки. Они критически отличаются от лингвистических теорий мейнстрима, таких как Наум Хомский, которые абстрагируют языковые явления от их реального социального и исторического контекста. В лингвистике происходит поворот от языка к дискурсу, который интересуется дискурсивно-прагматическими вопросами реального использования языка в контексте. В других областях социальных наук, таких как социология, политология, педагогика, гуманитарная география, социальная антропология или психология, исследование дискурса развивается в критическом осмыслении классических базовых проблем, таких как «актор» и «общество». В этих областях дискурс используется, чтобы рассмотреть коммуникативное конструирование социальной реальности с помощью теоретико-лингвистических моделей [1]. В философии, истории и литературоведении дискурс иногда обозначает социальные практики и совокупности знаний в исторических изменениях. «Дискурс» рассматривается в этом контексте в рамках историко-культурных исследований, посвященных репрезентативным дилеммам лингвистической и коммуникативной практики [2].
С 1970-х годов дискурс-анализ и анализ дискурса стали признанными субдисциплинами во французской и британской лингвистике. Исследование дискурса объединяет представителей междисциплинарного пересечения языка и общества, которых объединяет интерес к вопросу о смысле как продукте социальных практик. Исследования дискурса имеют свою основу в социальных науках или в социальной лингвистике и социальной философии. В отличие от других дисциплин на стыке языка и общества, которые базируются на одной или двух дисциплинах, исследования дискурса охватывают весь дисциплинарный спектр социальных и гуманитарных наук [4]. Их целью является теоретико-методологическое изучение социальных объектов в процессе исторических преобразований, иногда с акцентом на политические вопросы в более крупных социальных сообществах. В лингвистике направления и школы исследования дискурса выделились и утвердились наиболее широко раньше других.
В научном исследовании дискурса можно выделить две основные направленности: инвентаризацию форм, паттернов и конвенций, используемых в дискурсе, и реконструкцию исторических контекстов практики. Лингвистика дискурса является инновационным расширением немецкой лингвистики текста, в которой методологическая традиция лингвистики текста сочетается с сильной семантической традицией. Она описывает социальное знание и уделяет внимание коммуникативным действиям, в которых реализуется семантика. В отличие от немецкой дискурс-лингвистики, англоязычный дискурс-анализ является гораздо более широкой дисциплиной, охватывающей весь спектр лингвистической прагматики. Он имеет большое пересечение с немецкой дискурс-лингвистикой и использует исследовательские вопросы из социолингвистики. Области, имеющие отношение к исследованию дискурса, включают нарративные исследования, стилистику, теорию аргументации, жанровый анализ, социологию знания, этнометодологию, документальный метод, парадигму криптографии, историю концепций и идей, культурную герменевтику и многое другое [5].
2. Цифровизация как движущий фактор изменения вектора исследования дискурса в науке.
Цифровизация наук гуманитарного и социального цикла происходит под влиянием технических наук. Вторая половина 20 века стала началом обогащения дискурса гуманитарных и социальных наук новыми цифровыми понятиями, такими как "компьютеризация", "цифровизация", "дистанционное обучение", "искусственный интеллект", "нейросети", "цифровая среда". Цифровая модель культуры, экономики, образования и человека в целом формируется в современных реалиях. Цифровизация вводится в приоритет развития многих стран, но есть опасность, что человек не сможет критически мыслить, и происходит подмена цели средством в формировании "нового" человека, что ограничивает его свободу. Техника пронизывает всю пирамиду потребностей человека, поскольку её плоды уже стали основной потребностью человека [11].
Современная система образования понимает риски, связанные с цифровизацией, и разрабатывает указы и проекты в области образования. Цифровизация образования приводит к увеличению дифференциации групп потребителей образовательных услуг и изменению профиля должности педагога. Цель образования не заключается в передаче знаний преподавателям, а в формировании умений участниками образовательного процесса. Тьютор может быть организатором образовательного процесса в цифровой среде [3]. Цифровая образовательная среда индивидуализирует систему обучения и воспитания личности путем изменения традиционных методов и подходов в преподавании учебного материала и формировании соответствующих типов компетенций [7]. Цифровая образовательная среда может быть положительным или отрицательным аспектом для пользователей нового поколения. Она увеличивает умственную работоспособность обучающихся, повышает уровень показателей когнитивных процессов и уровня зрительного восприятия информации, а также повышает мотивацию к изучению материала благодаря интерактивности преподавания [10].
Цифровая образовательная среда вносит существенные изменения в процесс обучения и воспитания личности участников образовательного процесса. Однако, помимо положительных эффектов, существуют и негативные аспекты, такие как переутомление обучающихся из-за увеличения объема и скорости усвоения материала. Для управления цифровой образовательной средой и минимизации рисков необходимо подготовить педагогические кадры нового поколения, обладающие компетенциями, включающими предметные, педагогические цифровые и надпрофессиональные компетенции (soft skills). Soft skills является ключевой компетенцией на современном рынке труда, так как она включает в себя когнитивные и психоэмоциональные навыки, необходимые для достижения высоких результатов в сфере образования. Изменение профиля должности педагога требует переквалификации действующих педагогических кадров и подготовки кадров нового поколения [9, С. 98-102].
Список литературы:
- Богданов, В.В. Текст и текстовое общение. — СПб.: Наука, 1993. – 67 с.
- Бурмакина, Н.Г. Академический дискурс в теории институциональных дискурсов/ Н.Г. Бурмакина // Язык. Культура. Общество/ под ред. Лемайкина. – Саранск: Рузаевский печатник, 2010. – Вып.2. – С. 45–50.
- Даутова О. Б., Менг Т. В., Пискунова Е. В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.
- Карасик, В. И. О типах дискурса/ В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс / под ред. B. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5–20.
- Карасик, В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса/ В.И. Карасик // Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров. – М.: ИНИОН РАН, 2000. – С. 44–60.
- Карасик, В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс: монография/ В.И. Карасик. – 2-е изд. – М.: Гнозис. – 2004. – 390 с.
- Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г. А. Китайгородская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2009. – 277 с.
- Макаров, М.Л. Основы теории дискурса/ М.Л. Макаров. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. – С. 65.
- Степанова Мария Михайловна Сравнительный анализ представлений студентов, методистов и работодателей о необходимом содержании обучения иностранному языку в магистратуре технического вуза // Terra Linguistica, 2014. №1 (191). – С. 59–64.
- Страхова, В.Л. Языковые средства реализации ценностной модели знания в дидактическом дискурсе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. №4–7.
- Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с немецкого. – М.: Республика, 1993. – 447 с.
дипломов
Оставить комментарий