Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 мая 2023 г.)
Наука: Филология
Секция: Германские языки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ «ВЗАИМОВЫГОДНОЙ» ДРУЖБЫ И.В. ФОН ГЁТЕ И Ф. ШИЛЛЕРА
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE "MUTUALLY BENEFICIAL" FRIENDSHIP OF J.V. VON GOETHE AND F. SCHILLER
Yuri Petrov
Student of the EI KFU,
Russia, Yelabuga
АННОТАЦИЯ
Данная статья рассказывает о том, как два великих немецких поэта и писателя конца XVIII – начала XIX веков, Иоганн Вольфганг фон Гёте и Фридрих Шиллер, смогли создать особую дружбу, которая оказала значительное влияние на развитие немецкой литературы и культуры в целом. Статья описывает взаимное влияние Гёте на Шиллера и Шиллера на Гёте, которое было довольно заметным, несмотря на некоторые разногласия. Статья также обращает внимание на театральный жанр, в котором Шиллер начал свою карьеру и который был вдохновлен Гёте и его творчеством. В целом, статья "Дружба Гёте и Шиллера" является интересным чтением для всех, кто интересуется историей немецкой литературы и культуры, а также для тех, кто хочет узнать больше о том, как дружба и совместный труд могут оказать влияние на развитие творческого потенциала и достижения.
ABSTRACT
This article tells how two great German poets and writers of the late XVIII – early XIX centuries, Johann Wolfgang von Goethe and Friedrich Schiller, were able to create a special friendship that had a significant impact on the development of German literature and culture in general. The article describes the mutual influence of Goethe on Schiller and Schiller on Goethe, which was quite noticeable, despite some differences. The article also draws attention to the theatrical genre in which Schiller began his career and which was inspired by Goethe and his work. In general, the article "The Friendship of Goethe and Schiller" is an interesting read for anyone interested in the history of German literature and culture, as well as for those who want to learn more about how friendship and joint work can have an impact on the development of creative potential and achievements.
Ключевые слова: Гёте и Шиллер, дружба, сравнительный анализ, история, литература.
Keywords: Goethe and Schiller, friendship, comparative analysis, history, literature.
Дружба Гёте и Шиллера является настолько показательной и символичной, что до сегодняшнего дня существует множество характеристик, комментариев и работ, посвященных ей. Так, например, одним из примеров высказывания о дружбе Гёте и Шиллера является цитата из книги «Германия. Размышления о Гёте» автора Томаса Манна: «Одним из самых замечательных явлений в истории духа искусства является дружба между Гёте и Шиллером. Кто только читает их письма друг другу, тот понимает, что эти два великих человека были не просто друзьями, а единомышленниками, душевными братьями. Их дружба стала легендой искусства и символом идеальной дружбы» [5].О ней в старости неоднократно высказывался и сам Гёте. Оба поэта, Гёте и Шиллер, нашли общий язык в своих взглядах на французскую революцию и социально-политическую ситуацию в Германии. Это сближение послужило основой для создания литературного товарищества, когда в 1794 году Шиллер предложил свою политическую программу в журнале «Оры» и пригласил Гёте присоединиться к их сообществу. Гёте был рад принять приглашение и присоединиться к товариществу [4, с. 53].
В период творческого кризиса, Гёте нашел поддержку и дружбу в лице Шиллера. Шиллер был моложе Гёте на 10 лет и уважительно относился к его опыту. Они были партнерами, а не просто старшим и младшим поэтами. Шиллер уже был известен как поэт и драматург, благодаря своим работам «Разбойники» и «Коварство и любовь», которые выражали дух движения «Бури и натиска». Его молодежные драмы были наполнены яростью против тиранов и призывали к защите прав человека. В своей поэзии он показывал силу духа и призывал к братству людей.
В июле 1794 года, Гёте и Шиллер познакомились ближе. Они вышли на улицу после заседания в обществе естествоиспытателей в Иене и стали обсуждать содержание доклада. Шиллер отметил, что метод эмпирического изучения природы не может удовлетворить человека, желающего познать науку. Гёте возразил, что такой метод не удовлетворяет ученого, так как природу не следует изолировать, а нужно представлять ее живой и действующей. Шиллер поставил под сомнение этот взгляд на природу, основываясь на опыте [2, с 256]. Гёте произвел сильное впечатление на Шиллера во время их беседы, описанной в воспоминаниях Гёте. Шиллер написал письмо от 23 августа 1794 года, в котором сообщил Гёте, что их беседа вызвала у него множество новых идей и прояснила многие вопросы. Шиллер также отметил, что многие из его спекулятивных идей не имели объекта и благодаря Гёте он наконец-то нашел их. В ответном письме от 27 августа Гёте выразил благодарность за дружескую поддержку и подарок к своему дню рождения. Он отметил, что Шиллер дал ему много энергии и воодушевления для дальнейшей работы [1, с. 94].
Между Гёте и Шиллером установилась дружеская переписка, которая продолжалась до смерти Шиллера и стала одним из самых знаковых эпистолярных памятников в мировой литературе. Несмотря на различия в мировоззрении, художественных принципах, характере и личных привычках, творческое содружество Гёте и Шиллера было чрезвычайно плодотворным. Согласно письму Шиллера Гёте, датируемое 18 июня 1797, Гёте вдохновлял Шиллера отходить от «общих отвлеченных понятий» и «абстрактных идей», указывая ему путь от отдельных случаев к общим законам. Иногда Гёте находился у Шиллера в Иене, и сам Шиллер посещал Веймар, чтобы обсуждать с ним лично различные проблемы [2, с.360].
Таким образом, Гёте и Шиллер были заняты проблемой поиска идеальной формы в своем творчестве, стремясь создать новое искусство. Жажда обретения высшей формы неизменной красоты, которую искал Шиллер, привела его к античности, и он пытался сочетать античные формы с духом своего времени. Гёте также мечтал об этом. Их общие стремления, обожание античности и признание важной активной роли искусства объединили двух гениев немецкой литературы. Позже Гёте говорил: «Для меня настоящим счастьем было то, что у меня был Шиллер. Несмотря на то, что наши характеры были совершенно различны, мы все же стремились к одному и тому же, что создавало такую тесную связь между нами, что ни один из нас не мог бы жить без другого» [3, с. 215].
Приверженность к античности в искусстве и теории Гёте и Шиллера была обусловлена несколькими причинами. С начала эпохи Возрождения развитие буржуазно-демократической идеологии проходило под знаком освоения элементов античной культуры. В эпоху Гёте и Шиллера античность стала мерой гражданских, этических и эстетических идеалов для идеологов буржуазно-демократического движения. Различные элементы культуры античного мира стали формой, в которую облекалось содержание, выдвинутое современностью, как в предреволюционный период, так и после революции.
Таким образом, дружба между Гёте и Шиллером оказала огромное влияние на развитие обоих как самых выдающихся деятелей своей эпохи. Они были не только друзьями, но и коллегами по литературе, которые взаимно восхищались друг другом и вдохновляли друг друга.
Гёте и Шиллер были яркими представителями классической немецкой литературы и являлись идеологами движения «Буря и натиск». Они оба стремились к созданию нового искусства, в котором были бы сочетаны античные формы и дух современности. Их поэтические идеалы в значительной мере совпадали, и они вместе работали над созданием литературных произведений.
Фридрих Шиллер был одним из наиболее значимых людей, повлиявших на Иоганна Вольфганга Гёте, не только в качестве друга и коллеги по литературе, но и как ментор и критик.Шиллер не только вдохновил Гёте на использование тематики и мотивов классической античной литературы, но также привнес в его творчество более глубокую философскую и этическую размерность. Шиллер убедил Гёте углубиться в понимание эстетической теории и развивать свой подход к искусству.
Шиллер помог Гёте найти себя в качестве драматурга. Гёте в своих ранних работах не обращал достаточного внимания на драматургию, но под влиянием Шиллера начал экспериментировать с жанром драмы и написал свои наиболее значимые драматические произведения, включая «Гёце фон Берлинген», «Фауст». Шиллер также помог Гёте расширить свой кругозор в области естественных наук, философии и истории, что, в свою очередь, повлияло на развитие его художественного мышления и творчества.
В начале своей карьеры Шиллер был восхищен Гёте, как писателем и как личностью, и многое из того, что он написал, было вдохновлено Гёте и его творчеством. Одним из наиболее заметных проявлений этого влияния был театральный жанр, в котором Шиллер начал свою карьеру. Гёте был уже известен своими драмами, когда Шиллер начал писать свои, и его работы явно повлияли на творчество Шиллера. Гёте был более эмпирически настроен и склонен к реализму в своих работах, в то время как Шиллер был более идеалистичен и склонен к философским абстракциям. Однако, несмотря на эти различия, их творческий диалог продолжался и оставался важным фактором в развитии.
Дружба между Гёте и Шиллером способствовала развитию литературы в Германии в целом, а также повлияла на мировую литературу. Они оказали огромное влияние на развитие романтизма и классической литературы во всем мире.
Список литературы:
- Воспоминания Гёте. Том 1. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.litres.ru/book/iogann-volfgang-fon-gete/memoires-vol-2-382862/ (дата обращения 23.04.2023)
- Гёте, И. В. Переписка. Том 1 (1988). М. – Искусство. 1988. – 546 с.
- Суреновна, Т.А. Из Гёте. Крылатые слова. Цитаты. – М. Аграф. 2000. – 240 с.
- Холодковский,Н. Гёте. Его жизнь и литературная деятельность. PublicDomain. – М. 2008. – 130 с.
- „Goethe, das deutsche Wunder“: Thomas Manns Verhältnis zu Deutschland im Spiegel seiner Goethe-Aufsätze. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.jstor.org/stable/24744091 (дата обращения 20.04.2023)
дипломов
Оставить комментарий