Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 марта 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чжан Ц. ТВОРЧЕСТВО КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ВАН ГУАНЪИ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ XX В. // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(57). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 17-20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТВОРЧЕСТВО КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ВАН ГУАНЪИ В КОНТЕКСТЕ СТИЛЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ XX В.

Чжан Цзюаньцзюань

аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств,

Республика Беларусь, г. Минск

АННОТАЦИЯ

Ван Гуаньи – китайский художник, широко известный как один из представителей нового движения в искусстве Китая, распространение которого началось в 80-х гг. XX в. Серия работ Ван Гуаньи под названием «Великая критика» привлекла внимание всего мира. Художник создал художественный стиль «политического поп-арта», отразив в нем облик современного искусство Китая.

При этом следует учитывать, что в рамках короткого текста автор статьи абстрагируется от критического подхода к рассматриваемому материалу, методологического принципа фальсификации, оставляя это для дальнейших исследований.

ABSTRACT

Wang Guangyi is a Chinese artist, widely known as one of the representatives of Chinese modernism, the spread of which began in the 80s of the 20th Century. Wang Guangyi's series of works titled "The Great Criticism" attracted the attention of the whole world. The artist created an artistic style of "political pop art", reflecting in it the image of contemporary art in China.

Altogether one should remember that restricted by the short form of an article the author is abstracted from a critical approach to the material under study, the methodological principle of falsification, leaving them to further investigations.

 

Keywords. avant-garde, modernism, fine art, contemporary art of China.

 

Ван Гуанъи родился в 1957 г. в Китае в провинции Хэйлунцзян в городе Харбин. Будучи подростком, он пережил Культурную революцию (1966–1976) в Северо-Восточном Китае [1]. Хотя в то время у будущего художника не было возможности поступить в колледж, Ван Гуанъи не отказывался от своей мечты. И после нескольких неудач он успешно поступил в Чжэцзянскую академию изобразительных  искусств и окончил ее в 1984 г. по специальности «живопись маслом». В настоящее время художник живет и работает в городе Пекин.

Культурная революция, известная как Великая пролетарская культурная революция, проходила с мая 1966 г. по октябрь 1976 г. По своей сути она являлась гражданским противостоянием, что привело к серьезным бедствиям для партии, страны и всех этнических групп. В этот период Китай был «закрыт» от влияния извне, что привело к серьезному регрессу в области культуры и искусства. С открытием страны в сфере изобразительного искусства достаточно быстро появились и «прижились» стилевые течения западноевропейского искусства начала и середины XX в. За короткий период времени китайские художники освоили кубизм, фовизм, сюрреализм, дадаизм, абстракционизм и т. д. На этом фоне традиционное искусство и искусство крестьян и рабочих, зародившееся во время Культурной революции, казалось старомодным. Китайские художники активно перенимали опыт своих западноевропейских коллег и адаптировали его на почве национальной культуры.

Стилевые течения и направления, в частности, поп-арт, проникло в культуру Китая в данный период, и было связано, прежде всего, с проведением американским художником Робертом Раушенбергом масштабной выставки в Национальном художественном музее Китая в Пекине в 1985 г. Использование готовых изделий (реди-мейд) в работах Раушенберга произвело огромное впечатление на китайских художников.

С 1985 по 1989 г. китайские художники начали активно использовать элементы искусства поп-арт в своих произведениях. Так, в 1987 г. в Шанхае Ван Цзивэй представил публике классический образ Мао Цзэдуна, выполненный в новой стилистике.

На выставке современного искусства в 1989 г. были впервые представлены многочисленные работы представителей китайского поп-арта, например, картина «Мао Цзэдун Mао» художника Ван Гуанъи. На картине был изображен стандартный портрет Мао Цзэдуна, разделенный черными линиями на квадраты, создавающими впечатление, что Мао Цзэдун выглядывает через деревянное решетчатое окно.

В западноевропейском искусстве представители поп-арт во главе с Энди Уорхолом создавали свои произведения на основе синтеза коммерческих элементов, тем самым сделав поп-арт символом целой эпохи. Молодые китайские художники использовали эти нововведения для преодоления многовековых установок и ограничений в традиционном искусстве Китая и стремились к поиску новых идей. Ван Гуанъи изучил 85 художественных направлений и посетил 89 выставок китайского современного искусства после окончания Чжэцзянской академии изобразительных искусств и создавал произведения, которые представляют его собственное художественное видение. В этот период Ван Гуанъи завершил серию работ «Замершая северная пустыня» (1984–1985), «Постклассическая серия» (1986–1988), а также знаменитую работу «Мао Цзэдун Mао», которая была выставлена на Китайской выставке современного искусства в феврале 1989 г. [2].

После проникновения поп-арта в Китай Ван Гуанъи остро уловил наиболее актуальные художественные течения и адаптировал их. В серии работ «Великая критика» (1990–2007) Ван Гуанъи умело объединил политические плакаты периода Культурной революции с рекламой современных западных коммерческих товаров (таких как кока-кола, кофе, сигареты, часы, фильмы, автомобили и т. д.). Монохромная плоскостная декоративная живопись снижает традиционные эстетические стандарты до такой степени, что игнорирует их существование, создавая эффект абсурда, который ярко интерпретирует дух времен великих культурных перемен в Китае [3, с. 184] Созданная им серия работ под названием «Великая критика» привлекла внимание представителей международного арт-рынка и стала знаковой в современном китайском искусстве. Ван Гуанъи стал одним из ярчайших представителей так называемого «политического поп-арта» в Китае 1990-х гг. [4, с. 30]

После Олимпийских игр 2008 г. в Пекине Ван Гуанъи провел множество выставок: «Визуальная политика: другой Ван Гуанъи» (2008) в художественном музее Хэ Сяннин в Шэньчжэне, «Эстетика холодной войны» в Льюисе в Лондоне (2007–2008).

Серия «Температура» (2010–2011) представляет собой набор из 40 комплектов монтажных работ, состоящий в общей сложности из 1920 термометров.

Серия «Новая религия» (2011) представляет собой серию картин маслом на холсте, изображающих великих политиков (Ленин, Сталин, Мао Цзэдун), политических и религиозных деятелей (Христос), философов (Маркс и Энгельс). Техника написания работ напоминает негативные пленки. Несмотря на то, что художник использовал в своих работах традиционные техники масляной живописи, несоответствие, обеспечиваемое содержанием и новаторской техникой исполнения, разрушает ранее существовавшее восприятие этих изображений аудиторией.

«Священные предметы» (2012) представляют собой 600 кусков линолеума, сложенных на земле в форме куба. Эти линолеумные полотна являются метафорой свитков, используемых для письма в древние времена, когда люди острым пером вырезали символы на восковых листах. Укладка линолеумных тканей образует стопку, которая символизирует накопление знаний, полученных за время написания этих свитков.

«Вещи на свободе» (2012) представляет собой воронкообразную инсталляцию, состоящую из мешков, наполненных рисом.

Работа под названием «Эстетика холодной войны» стала решающим моментом в художественной практике Ван Гуанъи. А начиная с 2000 г. и работы «Эпоха материализма» его искусство стало более полным, более сложным и более трудноопределимым [5, с.57],

Таким образом, Ван Гуанъи является одним из самых ярких представителей современных стилевых течений и направлений в китайском искусстве второй половины XX в. Как экспериментатор он играет решающую роль в росте и развитии китайского современного искусства. Будучи ведущей фигурой в поп-арте 1990-х гг., Ван Гуанъи остро уловил суть поп-арта и создал его собственную версию, интерпретировав узнаваемые символы различных стран и эпох, что сделало его знаковой фигурой в китайском современном искусстве.

 

Список литературы:

  1. Ван Гуанъи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://me.mbd.baidu.com/r/NV46RbyrBu?f=cp&u=c94ec4eee2f0cca2. – Дата доступа : 27.06.2022.
  2. Китайская выставка современного искусства [Электронный ресурс]. –Режим доступа : https://www.cafamuseum.org/exhibit/newsdetail/2279. – Дата доступа : 27.06.2022.
  3. Чжу Гуанъяо, Цао Цзялинь. Рациональное возвращение после новой волны – из «Великого критицизма» Ван Гуанъи / Чжу Гуанъяо, Цао Цзялинь // Художественная оценка. – 2020. – № 7. – С. 184 – 185.
  4. Хуан Гунсян. Навстречу поп-арту Ван Гуанъи / Хуан Гунсян // Журнал Чанчуньского педагогического института. – 2012. – №6. – С. 29–30.
  5. Ю Кэ. Ван Гуанъи: Мятежный ретроград / Ю Кэ // Современное искусство. – 2017. – № 2. – С. 52 – 57.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.