Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 октября 2022 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соколов А.В. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МЕДИА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖАНРОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОНЛАЙН- И ОФЛАЙН-СМИ) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(53). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 23-39.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МЕДИА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖАНРОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОНЛАЙН- И ОФЛАЙН-СМИ)

Соколов Александр Владимирович

соискатель, кафедра телевидения и радиовещания, Академия медиаиндустрии,

РФ, г. Москва

LANGUAGE RESOURCES FOR MEDIA COMMUNICATION STRATEGIES (COMPARATIVE ANALYSIS OF OFFLINE AND ONLINE MEDIA GENRE PREFERENCES)

 

Aleksandr Sokolov

Applicant, Department of television and radio broadcasting, Academy of Media Industry,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Жанр публикаций СМИ можно отнести к наиболее значимым ресурсам построения коммуникативных стратегий медиа. В статье предпринимается попытка проанализировать жанровые предпочтения офлайн- и онлайн-медиа в рамках предположения о том, что процесс цифровизации медиа должен приводить к трансформации жанровых предпочтений СМИ. Последнее выражается в соответствии с теорией жанровой эволюции при переходе в кибермедиа в изменениях соотношения используемых жанровых групп.

ABSTRACT

The genre of media publications attributes significant resources for building communicative media strategies. The article attempts to analyze the genre preferences of offline and online media. There is an assumption that the digitalization of media communications should lead to genre preferences transformation. Following the theory of genre evolution during the transition to cyber media should change the ratio of used genre groups in media publications.

 

Ключевые слова: коммуникативные стратегии, жанр, продолжительность коммуникации.

Keywords: communication strategies, genre, duration of communication.

 

Введение. Постановка проблемы

Коммуникативные стратегии медиа в узком смысле можно определить как «взаимодействие – установление доверительных, конструктивных отношений с аудиторией, которые в современных экономических и общественно-политических условиях могут трактоваться как продуктивные, взаимовыгодные и взаимоприемлемые» [7, с. 119]. Важно подчеркнуть, что, исходя из приведенного определения, объектом взаимодействия является аудитория. Трансформации парадигм медиа, которые включают новые отношения с аудиторией (интерактивность), новые языки (мультимедиа) и новую грамматику (гипертекст), приводят к тому, что центральной осью коммуникативного процесса становится пользователь [18]. Коммуникативная стратегия, таким образом, представляет собой «оптимальный план реализации коммуникативных тактик, работающих в интересах достижения целей коммуникации» [5, с. 434]. В рассматриваемом контексте – взаимодействие с пользователем. Тактику коммуникативного взаимодействия можно определить как «совокупность приемов, обусловливающих применение языковых средств» [11, с. 13].

Далее на примере анализа публикаций СМИ будут рассмотрены некоторые языковые средства, используемые для достижения тактических целей коммуникации. К числу наиболее значимых относится жанр публикаций медиа. В рамках функциональных стилей русского языка в сфере массовой информации (печатных и электронных СМИ) выделяют публицистический стиль. В практике СМИ в рамках данного функционального стиля выделяют группы жанров (информационная группа, аналитическая группа, художественно-публицистическая группа). В свою очередь, жанры во многом и являются формализованным инструментом построения коммуникации с аудиторией. Как отмечал М.М. Бахтин, жанр определяет тематическое единство произведения с его реальным местом в жизни, а также действительность «слова и его смысла» [1, с. 180]. И поскольку «каждый жанр обладает своими способами, своими средствами видения и понимания действительности, доступными только ему» [там же], в конечном счете именно он (жанр) и «есть сложная система средств и способов понимающего овладевания… действительностью» [там же, с. 181].

Сбор массива данных по публикациям СМИ

В рамках объемного исследования, проходившего в период с мая по август 2021 года, январе 2022 года, проводился анализ текстов публикаций СМИ (печатных, эфирных и электронных), распространяемых в различных коммуникационных каналах в пределах шестимесячного периода 2021 года и за январь 2022 года.

Тексты анализировались по следующим параметрам:

  • жанр;
  • продолжительность коммуникации (продолжительность чтения, объем);
  • удобочитаемость.

Методология отбора источников

Критерием отбора ресурсов для участия в исследовании являлись текущие на момент исследования (май – июнь 2021 года, январь 2022 года) рейтинги диджитал-пространства от компании Similarweb (DigitalRank (TM)) [20] по категориям: News and Media, Social Networks and Online Communities, TV Movies and Streaming, Publishing and Printing. А также рейтинги компании «Медиаскоп» [17] по категориям «телевидение», «радио», «интернет», «пресса».

Обрабатывались публикации за период январь – июнь 2021 года, январь 2022 года, размещенные на сайтах выбранных для исследования СМИ, а также тексты (при наличии) печатных (офлайн) версий СМИ за тот же период (в формате PDF) либо, при отсутствии на сайтах СМИ PDF-версий печатного издания, в электронных библиотеках [16]. Также анализировались расшифровки эфиров радиостанций и ТВ-программ.

На основе полученного массива данных был проведен ряд исследований содержания и предметно-тематических, структурно-функциональных характеристик публикаций периодической печати, телерадиопередач и материалов медиакоммуникаций.

Ниже будут рассмотрены результаты по двум из трех анализировавшимся параметрам (результаты исследования удобочитаемости ранее опубликованы автором в научном журнале «Журналист. Социальные коммуникации», входит в перечень ВАК [13]):

  • сравнительный анализ жанровых предпочтений онлайн- и офлайн-СМИ;
  • продолжительность коммуникации в параметрах времени чтения.

 

Эмпирическая база анализа жанров публикаций СМИ включала 1620 материалов из 11 источников[1]: «Московский комсомолец», «Аргументы и Факты», «Российская газета», RT, «Известия», «НТВ», «Коммерсантъ», «1ТВ», ТАСС, «Эхо Москвы[2]», Lenta.ru. Анализировались все тексты, опубликованные за одни сутки (15 января 2022 года) на сайтах СМИ, а также 545 материалов из офлайн-версий изданий за январь – июнь 2021 года. Таким образом, общий объем базы исследования составил 2165 публикаций. Исследование параметров продолжительности коммуникации в параметрах времени чтения также проводилось в рамках данного этапа исследований и на той же базе публикаций.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс цифровизации медиа должен приводить к трансформации жанровых предпочтений СМИ, выражающихся в соответствии с теорией жанровой эволюции при переходе в кибермедиа [19] в изменениях соотношения используемых жанровых групп.

Задачи исследования – выявить на основе анализа публикаций различных СМИ:

  • существуют ли и в какой форме проявляются жанровые различия онлайн- и офлайн-версий СМИ;
  • сохраняются ли в онлайн жанровые особенности изданий, присущие им в офлайн-версиях;
  • существует ли практический смысл использования новых (онлайн) классификаций (типологий) жанров, насколько они распространены в наиболее популярных российских СМИ;
  • проявляется ли обратное влияние жанровых предпочтений онлайн-СМИ на их офлайн-версии.

Методологическая основа исследования

В исследовании использовались две классификации жанров СМИ, предложенные А.А. Тертычным: традиционная (жанры офлайн-СМИ) и онлайн (жанры интернет-СМИ) [14; 15].

В сравнительном анализе жанров различных публикаций была использована укрупненная классификация по жанровым группам (информационные, аналитические, художественно-публицистические).

В рамках исследования отобранные тексты анализировались в три этапа. На первом этапе тексты (из онлайн- и офлайн-версий СМИ) классифицировались по группам жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Основанием классификации выступали «экстралингвистические и стилеобразующие признаки» [10, с. 32], присущие каждой жанровой группе, для упрощения проведения первичной классификации использовался базовый функционально-целевой критерий. Например, информационный жанр функционально предполагает информирование аудитории. С точки зрения экстралингвистических и стилеобразующих признаков информационной группы жанров можно рассматривать следующие характеристики информации: социальная значимость для аудитории, оперативность, ссылка как минимум на один факт, событие и т. п. Дополнительным критерием для выделения информационного жанра, например информационной заметки и информационной корреспонденции как доминирующих жанров, в рамках данной группы жанров могут служить структура текста и особенности языка. Так, информационная заметка строится по принципу «перевернутой пирамиды» и условно состоит из 4 частей: заголовка, лида, основной и заключительной частей. Языковым отличительным признаком является «глагольный заголовок».

На втором этапе в каждой группе жанров на основе анализа контента, анализа структуры текста проводилась классификация по жанрам [14]. Также на этом этапе в спорных ситуациях уточнялась первоначальная классификация по жанровым группам.

На третьем этапе проводился анализ (онлайн-публикаций) в соответствии с классификацией (интернет-СМИ), предложенной А.А. Тертычным [15].

Результаты исследования жанровых групп публикаций офлайн и онлайн медиа

Жанровые группы публикаций (офлайн- и онлайн-версий СМИ) анализировались раздельно, полученные результаты приводятся по жанровым группам с учетом фактора новостной ленты и без него, поскольку, как показал предварительный анализ, этот показатель серьезным образом влияет на распределение.

Исследование показало, что при учете новостных лент можно говорить о доминировании группы информационных жанров в онлайн-СМИ, доля которой составляет 91% от всех публикаций, без учета новостных лент – 60,6%, в офлайн – 58,5%. Для аналитической группы жанров ситуация выглядит иначе, с учетом новостных лент эта группа жанров значительно уступает по занимаемой доле в информационной онлайн-группе. Также наблюдается снижение количества материалов, относимых к аналитической группе жанров, по сравнению с офлайн: 7 и 36,5% соответственно (с учетом новостных лент), 32,3 и 36,5% (без учета новостных лент). Эти показатели могут свидетельствовать, что уровень востребованности аналитических жанров в интернете ниже, чем в офлайн-СМИ, это косвенно характеризует пристрастия аудитории онлайн-медиа в части контента.

Художественно-публицистическая жанровая группа также в меньшей степени представлена в онлайн, чем в офлайн, – 2 и 5% соответственно (с учетом новостных лент) – и практически находится в состоянии паритета (без учета новостных лент) – 7 и 5% соответственно, см. рис 1.

 

Рисунок 1. Распределение по группам жанров онлайн-СМИ

 

Хотя данное предположение требует дополнительного исследования, поскольку на подобное распределение возможно влияние ряда факторов. Например, дни недели, в которые сайт еженедельного издания может использовать материалы офлайн-выпуска, структура редакции (в ряде СМИ работают объединенные редакции, пишущие и для онлайн-, и для офлайн-версий изданий, где-то редакции разделены).

Необходимо отметить, что в офлайн-версиях анализируемых СМИ группа информационных жанров также преобладала над всеми прочими – 58,5% всех публикаций. То есть можно говорить, что информационная группа жанров лидировала в офлайн, при переходе в онлайн сохранила свои лидирующие позиции и благодаря новостным лентам даже их нарастила.

Классификация жанров внутри жанровых групп офлайн-СМИ

В рамках второго этапа исследования проводилась классификация внутри групп жанров на основании типологии, предложенной для офлайн Тертычным [14]. Необходимо отметить, что применительно к офлайн-версиям СМИ («Коммерсантъ», «Ведомости», «РБК», «Московский комсомолец», «Аргументы и Факты», «Российская газета», «Известия») существенных сложностей с классификацией не возникло. В группе информационных жанров были идентифицированы следующие наиболее популярные жанры: заметка – 27%, информационная корреспонденция – 16%, репортаж – 8,5%, отчет – 7% и ряд др.[3] Общая доля информационной группы жанров – 58,5% от всех публикаций.

В аналитической группе жанров наиболее востребованными оказались такие жанры, как статья и интервью, хотя необходимо отметить, что в данной категории в офлайн-версиях исследованных СМИ наблюдалось определенное разнообразие. Были (в единичных случаях) идентифицированы такие жанры, как журналистское расследование, рецензия, комментарий и др. Общая доля данной группы жанров от всех публикаций – 36,5%.

В рамках художественно-публицистической группы при использовании классификации Тертычного возникли определенные сложности при идентификации жанров текстов в офлайн-версиях СМИ. Из 12 жанров, отнесенных Тертычным к этой категории, однозначно идентифицируются только несколько: очерк, фельетон, житейская история, с некоторой натяжкой – сатирический комментарий. При этом в рамках приведенных жанровых форм были идентифицированы (помимо очерка и фельетона) единичные публикации, что не дает достаточных оснований для анализа. Доля данной группы жанров – 5%.

Отдельно возникает вопрос о таком жанре, как колонка. Большинство исследователей склонны относить авторскую колонку к группе художественно-публицистических жанров, у Тертычного она в классификации отсутствует. При этом данную жанровую форму можно рассматривать как пример обратного заимствования жанров из онлайн- в офлайн-медиа. Данный тезис можно считать спорным, поскольку очевидным образом авторский комментарий, авторское мнение как жанр традиционных СМИ существовал и до появления онлайн-медиа, в качестве примера можно привести достаточно распространенные рубрики «Слово редактора», «Обращение редактора», «От редакции» и т. п., достаточно часто встречающиеся в традиционных печатных медиа. Однако необходимо признать, что с появлением феномена блогинга в интернете многие офлайн-версии СМИ приняли этот формат в адаптированном виде для своих изданий, и в целом колонка (авторская колонка) стала отдельным жанром как в офлайн-, так и в онлайн-СМИ. Выделение колонки как самостоятельного жанра можно найти в исследованиях Колесниченко, опубликованных в 2018 и 2019 годах [8; 9].

Классификация жанров онлайн-СМИ

На третьем этапе исследование с использованием классификации публикаций на основе типологии Тертычного [15] для интернет-СМИ показало, что предложенная типология применима и позволяет достаточно четко квалифицировать материалы СМИ по типу (мономедийные, мультимедийные и т. п.). Проведенный анализ позволяет говорить о том, что в текущем моменте наибольшее влияние на жанровые предпочтения онлайн-СМИ оказывает только мультимедийность, см. рис 2.

 

Рисунок 2. Категории онлайн-жанров

 

В группе мономедийных жанров (26,6%) используются такие, как вербальный (92,9% от всех публикаций в категории), фотогалерея (1,9%), видеоиллюстрация (4,9%), рисунок (0,2%). В онлайн-СМИ группа мономедийных жанров присутствует в различной пропорции (от всего количества публикаций): ТАСС – 69%, «Коммерсантъ» – 54%, РТ – 15%, «Известия» – 11%. В части случаев это определяется спецификой основного контента СМИ.

Доля мультимедийных жанров составляет 73,4% от всех публикаций, что подтверждает переход онлайн-медиа к мультимедийному формату, хотя стоит отметить, что значительная часть публикаций являются условно мультимедийными. Доля мультимедийных вербально-визуальных жанров составляет (с учетом новостной ленты) 95,8%, мультимедийно-аудиовизуальных жанров – 0,9%, вербально-визуальных жанров – 3,1%, мультимедийных гипертекстовых жанров – 0,2%.

Если исключить доминирующий в рамках новостной ленты вербально-визуальных жанров жанр информационной заметки, то распределение в рамках мультимедийной группы жанров (см. рис. 3) выглядит таким образом: мультимедийные вербально-визуальные: информационные – 41,6%, аналитические – 25,1%, художественно-публицистические – 10,8%, прочие – 2,2%; мультимедийные аудиовизуальные: потоковое видео, видеоколонка – 0,4%, аудиослайд – 0,9%; мультимедийные вербально-визуально-аудиальные: текст + звук + видео + фото – 15,2%, видеосюжет, включая текст + звук, – 0,4%; мультимедийные гипертекстовые – 0,8%.

 

Рисунок 3. Мультимедийные жанры онлайн-СМИ

 

Среди вербально-визуальных жанров лидирует жанр информационной корреспонденции (24,7%), далее по степени востребованности идут: обзор (15,2%), отчет (6,5%), репортаж (6,1%), колонка (6,1%), рекомендация (5,2%), вопрос – ответ (5%), очерк (4,8%), интервью (3%), расследование (1,7%) и прочие. Это распределение подтверждает выводы второго этапа исследования о преобладании информационных жанров в интернете. На прочие мультимедийные группы жанров приходится 17,7%, самой востребованной оказалась мультимедийная вербально-визуально-аудиальная группа жанров – 15,6%. Более всего мультимедийные аудиовизуальные, вербально-визуально-аудиальные гипертекстовые группы представлены в таких СМИ, как «1ТВ» (67%), «НТВ» (13%), «РГ» (6%).

Продолжительность коммуникации

Как отмечалось выше, в рамках исследования жанров онлайн-СМИ проводился анализ продолжительности коммуникации[4].

В качестве гипотезы исследования продолжительности коммуникации было выдвинуто предположение о том, что в процессе цифровизации медиа происходит сокращение продолжительности коммуникации в параметрах времени чтения, формируется условный стандарт продолжительности коммуникации.

Исследование показывает, что в среднем в описываемом формате мультимедийной новостной заметки продолжительность коммуникации находится в диапазоне от 30 до 50 секунд времени чтения про себя и не превышает 1,5 минуты, по количеству знаков находится в диапазоне 930–1470 и не превышает 2500 знаков. В среднем сообщение продолжительностью коммуникации 40 секунд времени чтения про себя состоит из 12 предложений и 153 слов, среднее количество слов в предложении – 12,75. Среднее время набора текста указанной продолжительности составляет около 6 минут. Также исследование показало, что с учетом новостных лент и контента, распространяемого в социальных медиа, можно говорить о радикальном по сравнению с офлайн-каналами сокращении продолжительности коммуникации в параметрах времени чтения. Результаты исследования дают основание говорить о формировании условного стандарта по продолжительности коммуникации в формате новостной заметки для СМИ онлайн.

Результаты предварительного анализа

В ходе исследования было выявлено, что в среднем по всем изданиям в 85,4%, в зависимости от издания в диапазоне от 63% («АиФ») до 97% (ТАСС), контент сайтов изданий состоит из оформленной в виде отдельной рубрики ленты новостей либо квазиленты новостей, первоначально выложенной на главной странице сайта и затем распределяющейся по тематическим рубрикам. Раздел «Новости» присутствует на главных страницах сайтов в виде разделов или рубрик: «АиФ» (все новости), «МК» (новости), «РБК» (лента новостей), «РГ» (новости), «Известия» (последние новости), «НТВ» (рубрика «Новости»), RT (лента новостей), Lenta.ru (главные новости, все новости), «Коммерсантъ» (выделенного раздела нет, но топ-новости находятся на главной странице сайта) и т. п.

Существенным фактором, влияющим на коммуникативную стратегию и, соответственно, на жанровые предпочтения СМИ, является необходимость постоянного информационного присутствия в интернете и на прочих цифровых платформах. Во многом такая необходимость определяется алгоритмами поисковых сетей и новостных агрегаторов, значительную роль играет высокая конкуренция между различными источниками информации в сети «Интернет». Это приводит к тому, что крупные СМИ на своих онлайн-ресурсах в части периодичности обновления своих информационных лент и по количеству новостей в ленте приближаются к информационным агентствам. Например, такие онлайн-СМИ, как Lenta.ru, среднесуточно приближаются к показателю 230 новостей, что уже очень близко к показателям информационного агентства ТАСС с его показателем в 391 новостной материал за сутки. Для СМИ, имеющих офлайн- и онлайн-версии (5 изданий), средний показатель по количеству новостей в ленте (при ее наличии и в соответствующих рубриках, идентифицируемых как информационная заметка) составил 96,2 новости в сутки, т. е. 4 новости в час. При этом среднесуточное количество публикаций находится для таких изданий, как RT, «Известия», «МК», в диапазоне 141–154 публикации, что составляет в среднем 6 публикаций в час. При этом условная новостная лента онлайн-медиа может быть описана как информационная заметка объемом до 2500 знаков с использованием мультимедийных средств (фото, видео, рисунок) для иллюстрации или без использования таковых (в классификации Тертычного – мономедийная вербальная информационная заметка, мультимедийная вербально-визуальная информационная заметка), среднее время чтения про себя – 1,5 минуты.

Анализ показывает, что 58% всех коротких информационных заметок (в классификации Колесниченко – «короткая новость» [9]) объемом до 2500 знаков относятся к категории мультимедийных вербально-визуальных жанров (в классификации Тертычного). При этом 23% всех коротких информационных заметок остаются мономедийными вербальными, что также может выступать аргументом для осторожного отношения к тезису Ерицян [6, с. 31–32] по вопросу слияния жанров в мультимедийном новостном формате.

Активней всего информационные заметки в мультимедийном вербально-визуальном жанре используют такие онлайн-СМИ, как Lenta.ru (87% от всего количества публикаций за условные сутки), «МК» (81%), RT (78%), «НТВ» (77%), «РГ» (74%), «Известия» (73%), «АиФ» (63%), менее всех этот жанр использует «Коммерсантъ» (25%). Он же вместе с ТАСС чаще прочих использует жанр мономедийной вербальной информационной заметки (54 и 69% соответственно). Если в случае информационного агентства это можно объяснить высокой интенсивностью обновления ленты новостей (средний показатель – 16,3 новости в час, что в 4 раза выше среднего по онлайн-версиям традиционных СМИ), то в ситуации «Коммерсанта» и прочих изданий это скорее вопрос стилистики сайта и удобства размещения контента на различных платформах с минимальной адаптацией.

Необходимо отметить, что, хотя большинство информационных заметок (до 2500 знаков) и отнесены к мультимедийному формату, по сути, это мультимедийность формальная, значительная часть фотографий, иллюстрирующих текст публикации, непосредственного отношения к описываемой новости не имеют. Полноценное исследование в данной части не проводилось, но суточный анализ новостных лент изданий, приведенных выше, показал следующее распределение: мономедийная вербальная информационная заметка – 35%, мультимедийная вербально-визуальная заметка с иллюстрацией, имеющей прямое отношение к сюжету информационной заметки, – 29%, мультимедийная вербально-визуальная информационная заметка с абстрактной иллюстрацией – 36%. Соответственно, можно предположить, что только треть всех мультимедийных информационных публикаций новостных лент в полном объеме отвечают критериям мультимедийности.

Таким образом, можно говорить о том, что онлайн-СМИ под воздействием цифровизации формируют в рамках своих коммуникационных стратегий новые общие для всех СМИ форматы взаимодействия с аудиторией в сети «Интернет» и на цифровых платформах посредством создания лент новостей как специфического формата. На сегодняшний момент формируемая новостная лента является основой коммуникативного взаимодействия СМИ с аудиторией, транслируется на различных платформах во всех доступных изданиям каналах. Базовыми жанровыми группами для этого контента являются (в классификации Тертычного) мономедийная вербальная, мультимедийная вербально-визуальная группа (возможно говорить о формально мультимедийном характере вербально-визуальной группы жанров), в качестве доминирующего жанра – информационная заметка (в версии Колесниченко – «краткая новость»).

Сравнительный анализ результатов исследований

Ранее проведенные отечественными авторами А.Н. Гильмановой [2],

Л.К. Лободенко [10], С.В. Гуськовой и Ю.Р. Балабановой [3], Л.Г. Егоровой [4], А.А. Морозовой [12], А.Е. Ерицян [6], А.В. Колесниченко [8; 9] и др. исследования жанровых особенностей онлайн-СМИ указывают на преобладание информационных жанров над всеми прочими. Большинство исследований рассматривали традиционные классификации жанров, в отдельных случаях в исследование включались отдельные типы онлайн (мультимедийных) жанров [9].

Серьезное доминирование информационной группы жанров современных онлайн-медиа может само по себе свидетельствовать о том, что в рамках эволюции жанров сформировался новый жанровый формат. На это же, например, указывает в своей работе А.Е. Ерицян [6]. Автор на основе анализа текстов онлайн-СМИ пришла к выводу о слиянии традиционных жанров информационной группы жанров в «единый мультимедийный формат – с четко выраженными структурными и стилистическими особенностями» [6, с. 31], что дает, по ее мнению, основание для выделения самостоятельного жанра – «новость» [там же]. Исследования, опубликованные А.В. Колесниченко в 2018 и 2019 годах [8; 9], также свидетельствуют о преобладании в интернет-СМИ информационной группы жанров новостей, но в его исследовании присутствуют и другие жанры информационной группы жанров, и собственно жанр «новости» Колесниченко разделяет на жанр короткой и расширенной новостей.

Проведенный в рамках настоящего исследования анализ показывает, что подход, предложенный Колесниченко, более обоснован, поскольку короткая и расширенная новости (в терминологии Колесниченко) хотя формально и похожи с точки зрения функциональной классификации, но в то же время значительно различаются по объему (количество знаков), количеству единиц фактической информации и ряду других признаков, которые объективно препятствуют объединению их в один жанр, как это предлагает Ерицян. Более того, при определенных допущениях можно в рамках типологии Тертычного выделить в онлайн-текстах как минимум такие жанровые формы, как заметка, информационная корреспонденция, репортаж. Анализ показал, что в определенных каналах распространения информации в интернете, например в телеграм-каналах, Twitter[5], а также онлайн-версиях ряда традиционных СМИ, присутствуют сообщения, которые четко могут идентифицироваться как относящиеся к информационной группе жанров, но при этом как по объему (количеству знаков), так и по ряду структурных и языковых характеристик не могут быть ни вписывающиеся в категорию «заметка», ни тем более «информационная корреспонденция». Примеры подобных сообщений можно встретить не только на платформах, где формат сообщений может быть искусственно ограничен техническими требованиями платформы, но и на лентах информационных агентств, а также на сайтах в лентах новостей некоторых онлайн-СМИ, в том числе с характерной пометкой «новость дополняется». Помимо прочего, подобные сообщения не подпадают и под категорию мультимедийных (по мнению Ерицян, один из квалифицирующих признаков единого новостного жанра) [6, с. 31–32].

Таким образом, можем констатировать, что есть все основания говорить не только о росте количества текстов в информационной жанровой группе, но и о доминировании этой группы жанров в онлайн-СМИ. Этот вывод коррелирует с результатами ранее проведенных отечественными авторами исследований востребованности жанров в электронных СМИ, например, А.В. Колесниченко в статье «Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ» отмечает, что к наиболее востребованным относится новостная группа жанров, «доминирующими жанрами являются новостные заметки. В сумме на короткую и расширенную новостные заметки приходится две трети материалов» [9], а точнее – 66,2%. При этом внутригрупповая классификация с учетом приведенного выше анализа требует серьезного переосмысления, ближе всего к реальной картине информационных жанров в онлайн-медиа находится классификация, использованная Колесниченко в качестве жанровой матрицы для исследований востребованности жанров в онлайн-СМИ, хотя именно как типология в его работах она не оформлена.

Выводы исследования

Исследование показало, что в онлайн сформировался единый коммуникативный формат взаимодействия с аудиторией посредством новостных лент, формируемых преимущественно из информационных заметок, относящихся к мономедийным вербальным и мультимедийным вербально-визуальным группам жанров, транслируемых в различных каналах на сайтах и других цифровых платформах в сети «Интернет».

Установлено, что, несмотря на общий тренд выстраивания собственных новостных или квазиновостных лент, которые являются очевидным проявлением трансформации коммуникационных стратегий и отличительной особенностью онлайн, некоторые СМИ сохраняют элементы жанровой самобытности, присущие их офлайн-версиям. Это подтверждается примерами таких газет, как «АиФ» и «Коммерсантъ», то же верно для «1ТВ». Такая самобытность проявляется в приверженности определенным жанрам в рамках информационных, аналитических и художественно-публицистических жанровых групп (в классификации Тертычного), например, для «АиФ» это фирменный жанр информационной группы жанров «вопрос – ответ».

Из приведенных результатов можно сделать вывод о преобладании в онлайн-версиях СМИ (без учета новостных лент) информационной группы жанров, что происходит, очевидно, за счет сокращения использования онлайн аналитической группы жанров при сохранении условного паритета онлайн- и офлайн-текстов в рамках художественно-публицистической жанровой группы.

Как показало исследование, при классификации текстов по жанровой принадлежности в традиционных типологиях жанров могут возникать объективные трудности в связи с тем, что в небольшом объеме, но онлайн-СМИ применяют мультимедийные средства для подготовки публикаций. Типология Тертычного для онлайн-публикаций учитывает эту особенность и дает более адекватное представление жанров для дальнейшего анализа.

Возможно говорить о некотором обратном влиянии онлайн-версий СМИ на жанровую структуру их офлайн-версий. Примером такого влияния может быть расширенное использование жанра колонки (авторской колонки) как печатной версии блогов. Также можно говорить об общем снижении жанрового разнообразия офлайн-версий СМИ, это требует дополнительного изучения, поскольку в рамках данного исследования подробного сравнения офлайн-версий СМИ на предмет жанровых трансформаций за разные временные периоды не проводилось.

Рассматривая ряд ранее проводившихся различных исследований в области жанров онлайн-СМИ, уже упоминавшиеся работы А.В. Колесниченко 2018 и 2019 годов [8; 9] и ряд других можно с определенной осторожностью, поскольку методология и исследовательская база весьма различны, говорить о нарастании тенденции по сокращению жанрового разнообразия, увеличению доли информационных жанров в онлайн-СМИ.

 

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. – Нью-Йорк : Серебряный век, 1982. – 236 c.
  2. Гильманова А.Н. Жанровые формы в российских и зарубежных интернет-СМИ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 6. – С. 59–65.
  3. Гуськова С.В., Балабанова Ю.Р., Трансформация жанров в работе региональных информационных интернет-агентств // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филологические науки. – 2016. – Вып. 99, № 1 (383). – С. 50–56.
  4. Егорова Л.Г. Жанрово-тематические особенности дискурса СМИ Республики Крым // Вопросы теории и практики журналистики. – 2020. – T. 9, № 2. – С. 335–346.
  5. Ерещенко М.В., Клеменова Е.Н. Медиадискурс: коммуникативные тактики и стратегии // IIV Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в науке и образовании». – 2020. – С. 433–436.
  6. Ерицян А.Е. Трансформации информационных жанров журналистики в эпоху интернет-СМИ: классификация, структурные и стилистические особенности // Научный журнал Архивариус. – 2021. – Т. 7, № 7 (61). – С. 31–33.
  7. Иваницкий В.Л. Коммуникативная стратегия периодического издания // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2009. – № 5. – С. 117–122.
  8. Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов аудиторией онлайновых медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2019. – № 3. – С. 3–22.
  9. Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия. 10. Журналистика. – 2018. – № 1. – C. 26–42.
  10. Лободенко Л.К. Лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов интернет-СМИ региона // Вестник ЮУрГУ. Серия Лингвистика. – 2016. – Т. 13, № 1. – С. 32–37.
  11. Михалева О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: Автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.01. – Иркутск, 2004. – 24 с.
  12. Морозова А.А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. – 2015. – Вып. 94, № 5 (360). – С. 240–249.
  13. Соколов А.В. Удобочитаемость текстов СМИ как фактор эффективной коммуникации // Журналист. Социальные коммуникации. – 2021. – № 4. – С. 39–50.
  14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати : учебн. пособие. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 310 с.
  15. Тертычный А.А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные Ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – Вып. 17, № 6 (149). – С. 172–179.
  16. Электронный архив и база данных СМИ Public.ru // PUBLIC.RU / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.public.ru/lib (дата обращения: 07.08.2021).
  17. Mediascope / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 20.01.2022).
  18. Orihuela J.L. eCommunication: the 10 paradigms of media in the digital age // Towards New Media Paradigms. Content, Producers, Organisations and Audiences. IICOST A20 International Conference Proceedings / R. Salaverría, Ch. Sádaba. – Pamplona : Ediciones EUNATE, 2004. – P. 129–135.
  19. Salaverría R., Cores R. Géneros periodísticos en los cibermedios hispanos // Cibermedios. El impacto de internet en los medios de comunicación en España. – Sevilla : Comunicación Social Ediciones y Publicaciones, 2005. – P. 145–185.
  20. Similarweb / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.similarweb.com/ru/ (дата обращения: 19.01.2022).

 


[1] «Комсомольская правда» была исключена из исследования в связи с техническими ограничениями на обработку текстов с сайта издания.

[2] Ресурс внесен в Реестр информации, распространяемой с нарушением закона в части ст. 15.3 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на основании требования Генеральной прокуратуры 27-31-2022/Ид2372-22 01.03.2022, ограничен доступ к сайту. URL: https://blocklist.rkn.gov.ru/#anchor.

[3] Жанры с долей менее 1% были исключены из итогового распределения.

[4] Исследование продолжительности коммуникации проводилось с использованием программного продукта orfogrammka.ru.

[5] Ресурс внесен в Реестр информации, распространяемой с нарушением закона в части ст. 15.3 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на основании требования Генеральной прокуратуры РФ 27-31-2020/Ид2145-22 24.02.2022, ограничен доступ к сайту. URL: https://blocklist.rkn.gov.ru/#anchor.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.