Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVI-LVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2022 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соколов А.В. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(48). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 37-46.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Соколов Александр Владимирович

соискатель, кафедра телевидения и радиовещания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия медиаиндустрии»,

РФ, г. Москва

EVOLUTION OF JOURNALISM GENRES UNDER THE IMPACT OF DIGITALIZATION

 

Aleksandr Sokolov

Applicant, Department of television and radio broadcasting, Federal state budgetary educational institution of supplementary professional education «Academy of Media Industry»,

Russia, Moscow

 

Ключевые слова: жанр, СМИ, кибержурналистика, «медиаморфоза», цифровые медиа.

Keywords: genre, MASS MEDIA, cyberjournalism, «mediamorphosis», digital media.

 

С появлением новых медиа под воздействием цифровизации понятие жанра снова становится объектом теоретического осмысления и изучения. Мультимедийные возможности цифровых медиа повлияли на исследования журналистских жанров как в России, так и за рубежом.

Как отмечает Лия Сейшас в рамках обзора западной традиции, «журналистские жанры в основном подразделяются по одному ключевому критерию: функция / цель. Три основных автора из традиционной испанской школы Хосе Луис Мартинес Альбертос, Лорензо Гомис, Луис Нуньес Ладевезе [11] используют термины «функция», «цель», «коммуникативная цель» в качестве основных критериев в дополнение к рассмотрению «стилистических черт» [34, c. 325]. Североамериканская школа, находящаяся, по мнению Сейшас, под влиянием социологии коммуникации и коммуникативной риторики Джона Остина и Джона Сирла [12] опирается на целевую природу высказываний, которую Дж. Остин называл «перформативными высказываниями» [12, c. 6–7]. В Латинской Америке, в Бразилии, Луис Бельтрао [14] говорил о функции, в то время как Жозе Маркес де Мело [25] классифицировал тексты, создаваемые журналистской индустрией, на категории «преднамеренности» и «структурного характера» [34, c. 235].

До определенного момента функциональный подход можно назвать доминирующим, во всяком случае по мнению Сейшас, практически все исследователи печатной, телевизионной или цифровой журналистики согласны (с небольшими различиями) в отношении критерия функции / цели для жанровой дифференциации [34, c. 235].

Применительно к отечественной традиции принято считать, что «советская» или в работах ряда авторов «московская школа жанроведения» [25, c. 149] для классификации жанров журналистики также использовала критерий функциональности. Дифференциация жанров в рамках этого подхода происходит по их назначению на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Как указывает А.Л. Дмитровский, «этот подход оказался наиболее приближенным к истине, что доказывается его «живучестью»: сегодня редкий исследователь его отрицает» [25, c. 149].

Анализируя современное состояние жанров различных категорий СМИ (телевизионных, радио, цифровых и печатных), Лия Сейшас предлагает отойти от классических критериев цели / функции, стиля и содержания [34, c. 235]. На эволюцию жанров указывает и Н.И. Клушина, по ее мнению, «традиционная система жанров сегодня не только трансформируется, но и расширяется, уточняется, оспаривается» [5, c. 10].

Несколько под иным ракурсом рассматривает проблему трансформации жанров Р. Салаверрия в своей работе «Цифровая журналистика: 25 лет исследований. Обзорная статья»: в начале XXI века преобладающей моделью онлайн-СМИ была модель традиционных СМИ, в частности газет [29, c. 8–9]. Со временем цифровые медиа становятся все более независимыми как по форме, так и по содержанию. Как подчеркивают Джо Бардоэль и Марк Дёз в своей статье «Сетевая журналистика: конвергентные компетенции медиа профессионалов и профессионализм», исследования показывают, что этот жанр (онлайн-журналистики) «перерос статус «shovelware» производства (термин обозначает подход, при котором информация помещается на веб-сайт без изменений или проверки на предмет того, насколько она подходит или полезна для пользователей)» [13, c. 92], т.е. онлайн-журналисты не просто перенаправляют контент для интернета, но и все больше создают оригинальный контент. Как и в случае с жанрами журналистики, цифровые медиа эволюционируют в четыре стадии: «повторение, обогащение, обновление и нововведение» [30, c. 148–149].

В этом смысле эволюция жанра проходит в соответствии с «новыми парадигмами медиа», а именно в переходе от мономедийности к мультимедийности, обоснованной Хосе Луисом Ориуэла в его работе «Электронное общение: 10 парадигм медиа в цифровую эпоху» [28, c. 129–135].

Несколько иной подход к трансформации жанров просматривается в работе Рамона Салаверрия и Рафаэля Корес: жанры, будь то литературные или публицистические, являются культурным ответом на социальные запросы, возникающие в данном историческом контексте. Таким образом, их появление не является случайным: «жанры всегда рождаются из потребности выполнять какую-либо социальную функцию» [30, c. 145]. В этом смысле, как отмечает Лоренс Гомис, рождение, развитие и возможная смерть жанров было бы не чем иным, как «отражением эволюции самого общества» [19, c. 103–108]. Это некоторым образом перекликается с элементом «среды», присутствующим в концепции Сейшас.

Развивая эту мысль, авторы приходят к мнению, что любая новая социальная действительность неизбежно влечет за собой рождение определенных новых жанров, об этом, в частности, пишут Дж.-Ф. Санчес и Пан-Ф. Лопес [32, c. 17]. По их мнению, появление в последние годы новых журналистских жанров в киберпространстве покажет рождение новой социальной действительности: «автономной дисциплины публичного общения, которая уже получила название кибержурналистики» [16, c. 16–17].

В рамках указанных подходов просматривается связь с процессами трансформации медиапотребления в связи с развитием цифровизации и интернет-технологий. В частности, концепций, рассматривающих интернет как воплощение идей постмодерна [15]. Идеи сетевого номадизма, по сути, новая социальная реальность киберпространства, без физических границ, с децентрализованной структурой (идея «ризомы» как формы существования интернета) с новой потребительской культурой, отчасти описываемой как набор постмодернистских установок, безусловно, оказывает трансформационное давление на язык медиа и на «модели лингвистического творчества журналистов» в новой социальной действительности.

Таким образом, представляется необходимым и обоснованным говорить о выделение новых жанров в кибермедиа, основываясь на том, что каждая новая социальная деятельность неизбежно влечет за собой рождение отдельных жанров [30, c. 147].

Как пишут Рамон Салаверрия и Рафаэль Корес, «классические типологии журналистских жанров всегда исходили из предпосылки: единства текста… до появления «кибержурналистики» считалось, что каждый жанр имеет четкие границы. У текста было начало, развитие и конец, полностью узнаваемый, выстроенный в дискурсивном порядке, установленном журналистом либо в пространстве (в печати), либо во времени (на радио и телевидении). Но такие специфические черты интернет-журналистики, как, например, гипертекст, лишают тексты в интернете структурного единства» [30, c. 148–149].

Конвергенция среды состоит из процесса адаптации, интеграции и последующего изменения, эта последовательность описывает метаморфозы медиа. «Медиаморфоза» – концепция, в которой медиа претерпевают метаморфозу. Большинство источников приписывают авторство этой теории Роджеру Фидлеру, описавшему ее в книге «Медиаморфоза – понимание новых медиа» [17]. В соответствии с теорией Фидлера новые формы не возникают спонтанно, они фактически развиваются из старых. Базируясь на теории «медиаморфозы», Рамон Салаверрия и Рафаэль Корес говорят о четырех фазах развития жанров кибержурналистики [30, c. 148–150].

Первая фаза – «повторение», описывается как базовый уровень, на котором происходит буквальное воспроизведение в онлайн-СМИ жанров и текстовых форматов из традиционных офлайн-медиа.

Вторая фаза – «обогащение». Этот второй уровень достигается, когда жанр, соблюдая формальный канон соответствующего жанра в печатный или аудиовизуальный носитель включает возможности гипертекста, мультимедийные и/или интерактивные элементы.

Третья фаза – «продление». Такой уровень развития наступает, когда происходит воссоздание предшествующих жанров с помощью гипертекста, мультимедиа и интерактивных возможностей. То есть полная реконфигурация предыдущего жанра из коммуникативных возможностей киберпространства. Примером такого «продления» является, например, мультимедийная инфографика.

Четвертая фаза – «инновации», состоит из специфических журналистских жанров для кибермедиа, не связанных с предыдущими, применявшимися в печатных и аудиовизуальных СМИ. Это больше не заимствование жанра и не его воссоздание и даже не реконфигурация, а нечто кардинально новое, разумеется, этим новаторским жанрам присущи гипертекст, мультимедиа и интерактивные возможности. Примером подобного инновационного жанра интернет-медиа являются блоги.

Рассмотренные четыре уровня развития жанров сосуществуют в кибермедиа и в основном представлены жанрами «повторяющимися» и «обогащенными», но также в меньшей степени жанрами «обновленный» и «инновационный». Можно говорить, что использование двух последних типов жанров – это особенность, позволяющая различать кибермедиа и традиционные медиа.

Цифровые медиа наконец-то вступают в четвертую из описанных выше стадий. Одним из направлений исследования трансформационного воздействия цифровизации на медиа является изучение воздействия на повествовательные формы или способы коммуникации, то есть на язык журналистики.

Многие западные авторы уже в начале 2000-х годов заговорили о новом языке цифровых медиа, что коррелирует с отечественными исследованиями в этой области таких авторов, как М.М. Лукина, Е.А. Баранова, М.А. Уланова, Л.П. Шестеркина, А.А. Калмыков, Л.А. Коханова, А.В. Колесниченко [7]. Особое внимание в рамках обозначенных работ уделялось технологическим инновациям в области новых форм и методов подачи информации, в центре внимания многих исследователей находились такие аспекты, как сочетание традиционных жанровых форм и мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивности. «Цифровые медиа действительно используют повествовательные условности старых медиа» [29, c. 8–9]. На это указывает Рамон Салаверрия, приводя на это счет мнение авторитетного исследователя в области языка новых медиа Л. Мановича, который в своей уже ставшей классической книге «Язык новых медиа» [8] указывает при анализе цифровых медиа, что их жанры и форматы напрямую вдохновлялись нецифровыми новостными СМИ [29, c. 8]. По мнению Салаверрия, язык цифровые медиа постепенно трансформировался и отдалялся от языка традиционных медиа. Уже упоминавшийся Манович также подчеркивает, что трансформация языка цифровых медиа происходила медленнее и постепенней, чем это предполагалось. Как отмечает Салаверрия, «даже сегодня жанры и коммуникативные коды многих интернет-СМИ по-прежнему напрямую связаны с устаревшими СМИ» [29, c. 8].

Первоначально исследования в области языка современных цифровых СМИ были сосредоточены на установлении основных понятий. В зарубежном дискурсе, по мнению Салаверрия, сложился консенсус вокруг трех специфических черт языка цифровой журналистики: использование гипертекста, мультимедиа и интерактивности [31, c. 21–28]. Допустимо ли предположить, что именно эти черты новых медиа определяют пускай и медленную, но трансформацию жанровых и лексико-стилистических предпочтений цифровых медиа?

Гипертекст как концепция [27, c. 84–100] в начале 90-х годов стал предметом изучения многих авторов [16; 22]. Постепенно гипертекст стал восприниматься, по Салаверрия, «одной из фундаментальных основ языка цифровой журналистики. По сравнению со статической информацией прессы, радио и телевидения (которые не позволяют пользователям расширять эту исходную информацию) гипертекстовые ссылки в цифровых средствах массовой информации научили пользователей, как активно получать доступ к новостям… Линейное чтение текстов сейчас часто заменяется нелинейной консультацией» [29, c. 8].

Теоретически технология гипертекста несла в себе значительный потенциал, но на практике ее ценность оказалась переоценена. Салаверрия, ссылаясь на Итаи Химельбойм [21], отмечает, что эмпирические исследования использования гипертекста в онлайн-СМИ показали ограниченность его применения, в большинстве случаев сводившегося к повторению моделей, принятых в «доинтернет-журналистике». Есть несколько гипотез, объясняющих данный феномен. Наиболее правдоподобным выглядит объяснение, что существующие модели монетизации, построенные на показателях трафика, количестве просмотров и т.п., не требуют высокого качества текстов, поэтому гиперссылки так и не стали рабочим инструментом интернет-журналистики. Помимо этого, с развитием социальных медиа гиперссылки из языкового инструмента скорее превратились в инструмент рекламного продвижения.

Что касается мультимедиа, второго ключевого элемента языка интернет-журналистики, о чем писали такие авторы, как Хавьер Гуаллар, Кристофол Ровира, Сара Руиз [20], то, как отмечает Салаверрия, в отличие от гипертекста, его влияние на онлайн-медиа гораздо более продвинуто и разнообразно. Онлайн-видео захватывает аудиторию, видеоплатформы, например YouTube (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google Play, Google Поиск, Google Chat, является нарушителем законодательства Российской Федерации. – Прим. ред.), в России лидируют по охвату практически во всех возрастных группах населения. Мультимедийность, а вслед за ней трансмедийность [23] получили широкое распространение как в теоретических исследованиях, так и на практике. Как указывает Салаверрия, трансмедиа, описанная Дженкинсом и последовавшими за ним авторами, относится к тенденции производства и потребления контента дополнительным образом по различным каналам [29, c. 9].

Третье понятие, связанное с языком цифровой журналистики, – интерактивность, также является важным элементом языка цифровых медиа. И это также, по мнению Салаверрия, один из элементов, наиболее изучаемых академическим сообществом, даже больше, чем мультимедиа. Многие исследования, например, Н-Дж. Страуд, Дж. Скакко, А. Карри [35], сосредоточены на выявлении и анализе интерактивных ресурсов, используемых новостными веб-сайтами [29, c. 9]. По мнению Салаверрия, комбинация всех описанных ингредиентов дала толчок развитию способов представления новостного онлайн-контента.

Близкое к интерпретации Салаверрия понимание жанра предлагает отечественный исследователь И.Г. Зубков, рассматривающий «жанр современной интернет-журналистики как код, с помощью которого шифруется массовая информация. Каждый поджанр современной журналистики осуществляет связь с тем или иным видом социума, передавая ему именно ту информацию, в которой он нуждается» [3]. Автор также рассматривает проблему жанровых различий в связи с возможностью существования текста на разных носителях. Например, в интернете гипертекстовая публикация будет существовать именно как гипертекст, со всеми присущими особенностями. Но, будучи распечатанной на бумаге, эта же гипертекстовая публикация перестает быть гипертекстом и может классифицироваться в рамках привычных жанровых групп [там же]. Таким образом, по мнению Зубкова, «невозможно определить общую жанровую составляющую гипертекста» [там же].

Из приведенного выше обзора очевидным образом следует вывод о том, что жанры СМИ под воздействием цифровизации медиа претерпевают постоянные изменения, а сама жанровая трансформация медиатекстов является предметом серьезного научного дискурса как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Также из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в научной литературе на настоящий момент нет консенсуса в части определения самого понятия жанра, основных факторов, влияющих на его трансформацию, понимания роли и места различных факторов жанрообразования. В литературе представлено большое количество типологий жанров, идет активная дискуссия о направлениях трансформации, основаниях для возникновения новых жанровых форм.

 

Список литературы:

  1. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учебн. пособие для бакалавриата и магистратуры. – М. : Юрайт, 2019. – 269 с.
  2. Дмитровский А.Л. Жанры журналистики // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 149–158.
  3. Зубков И.Г. Жанр, язык и стиль веб-публикаций. Анализ контентной составляющей интернет-текстов // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. – 2013. – № 10 (30) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sisp.nkras.ru.
  4. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 83 c.
  5. Клушина Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000–2008 гг.): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Специальность 10.01.10 Журналистика. – МГУ, 2008. – 57 c.
  6. Колесниченко А.В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского Университета, Серия. 10. Журналистика. – 2018. – № 1. – C. 26–42.
  7. Лукина М.М. Интернет-СМИ: теория и практика. – М. : Аспект пресс, 2013. – 348 c.
  8. Манович Л. Язык новых медиа. – М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. – 399 с.
  9. Уланова М.А. Интернет-журналистика : практическое руководство. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 238 с.
  10. Шестеркина Л.П. Универсальная журналистика : учебник. – М. : Аспект пресс, 2016. – 480 c.
  11. Albertos Martines J.L. Curso general de redacción periodística. ­­– Madrid : Paraninfo, 1983. – 689 p..
  12. Austin J.L. How to do things with words. ‒ Oxford : Clarendon press, 1962. ‒ 174 p.
  13. Bardoel J., Deuze M. Network Journalism: Converging Competences of Media Professionals and Professionalism // Australian Journalism Review. – 2001. – Vol. 23 (2). – P. 91–103.
  14. Beltrão L. Jornalismo interpretativo. – Porto Alegre : Sulina, 1976. – 122 p.
  15. Berthon P. Post-Modernism and the Web: Societal effects / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://opentextbc.ca/electroniccommerce/chapter/post-modernism-and-the-web-societal-effects.
  16. Díaz-Noci Javier, Salaverría R. (coords.) Manual de redacción ciberperiodística. – Barcelona : Ariel, 2003. ‒ P. 81–139.
  17. Fidler R. F. Mediamorphosis – Understanding New Media. – Pine Forge Press, 1997. – 302 p.
  18. Gomis L. Teoría de los géneros periodísticos. – Barcelona : UOC, 2008. – 218 p.
  19. Gomis L. Teoria dels Géneres periodístics. – Barcelona : Centre d”Investigació de la Comunicació, 1989. – 200 p.
  20. Guallar J., Rovira C., Ruiz S. Multimedialidad en la prensa digital. Elementos multimedia y sistemas de recuperación en los principales diarios digitales españoles // El profesional de la información. – 2010. – Vol. 19, № 6. – P. 620–629 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.3145/epi.2010.nov.082014.
  21. Himelboim I. The international network structure of news media: An analysis of hyperlinks usage in news web sites // Journal of broadcasting & electronic me. – 2010. – Vol. 54 (3). – P. 373–390.
  22. Huesca R., Dervin B. Hypertext and journalism: Audiences respond to competing news narratives// Media in Transition Conference 1999. – Boston : MIT. 1999 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.mit.edu/m-i-t/articles/huesca.html
  23. Jenkins H. Transmedia storytelling // MIT technology review. – 2003 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling.
  24. Ladevéze Núñez L. Introducción al periodismo escrito. – Barcelona : Ariel Comunicación, 1995. – 205 p.
  25. Marques De Melo J. A opinião no jornalismo brasileiro. 2. ed. – Petrópolis : Vozes, 1994. – 208 p.
  26. Nel D.F., Kroeze J.H, Information Technology as an Agent of Post-Modernism, 2008 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web-archive.southampton.ac.uk/cogprints.org/6207/1/Nel_and_Kroeze_-_IT_as_an_agent_of_post-modernism_080909.pdf.
  27. Nelson Th.H. Complex information processing: A file structure for the complex, the changing and the indeterminate / ACM Proceedings of the 1965 20th National conf., 1965. – P. 84–100 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=806036.
  28. Orihuela J.L. eCommunication: the 10 paradigms of media in the digital age // Towards New Media Paradigms. Content, Producers, Organisations and Audiences. IICOST A20 International Conference Proceedings. – Pamplona : Ediciones Eunate, 2004. – P. 129–135.
  29. Salaverría R. Digital journalism: 25 years of research. Review article // El profesional de la información. – 2019. – Vol. 28, №. 1. – P. 1-26 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://revista.profesionaldelainformacion.com/index.php/EPI/issue/view/3444/414 (дата обращения 20.02.2022).
  30. Salaverría R. Géneros periodísticos en los cibermedios hispanos / R. Salaverría, R. Cores // Cibermedios. El impacto de internet en los medios de comunicación en España. – Sevilla : Comunicación Social Ediciones y Publicaciones, 2005. – С. 145–185.
  31. Salaverría R. Redacción periodísca en internet. – Pamplona : Eunsa, 2005. – 180 p.
  32. Sánchez J.F., López Pan F. Tipologías de géneros periodísticos en España. Hacia un nuevo paradigma// Comunicación y Estudios Universitarios. – 1998. – № 8. – P. 15–35.
  33. Searle J. Consciousness and Language. – Cambridge University Press, 2002. – 278 p.
  34. Seixas L. A further classification: redefining the journalistic genre // Gêneros jornalísticos: estudos fundamentais. – RJ. : Editora PUC-Rio, 2019. – P. 325.
  35. Stroud N-J., Scacco J.M., Curry A.L. The presence and use of interactive features on news websites // Digital journalism. – 2016. – Vol. 4, № 3. – P. 339–358 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.1080/21670811.2015.1042982.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.