Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 июля 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ В КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ЖИВОПИСИ
Не Ци
аспирант кафедры белорусской и мировой художественной культуры учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», Республика Беларусь, г. Минск
SOME PECULIARITIES OF MATERIALS AND INSTRUMENTS USE IN CHINESE TRADITIONAL PAINTING
Nie Qi
post graduate student of Department of Belarusian and World Art, Belarusian State University of Culture and Arts, Republic of Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Выявлены особенности использования материалов и инструментов в китайской традиционной живописи. Рассмотрены существующие формы и свойства кисточек, проанализированы основные виды туши.
ABSTRACT
Peculiarities of materials and instruments use in Chinese traditional painting have been defined. Current forms and features of brushes have been considered; main kinds of ink have been examined.
Ключевые слова: китайская традиционная живопись; материалы и инструменты китайской традиционной живописи.
Keywords: Chinese traditional painting; materials and instruments of Chinese traditional painting.
Китайская культура является одной из древнейших среди тех, которые существуют в современном мире. Зародилась она за несколько тысячелетий до нашей эры и непрерывно развивается до сих пор. Многочисленные набеги кочевников, кровопролитные и жестокие междоусобные войны, завоевания иноземцев неоднократно опустошали и разоряли страну. Тем не менее, величие культуры Китая состоит в том, что, не смотря ни на что, она продолжала существовать и противодействовать всем потрясениям как целостный и крепкий массив. Города восстанавливались по имеющимся чертежам и в рамках тех же традиций, и, как только наступала пауза, страна с той же интенсивностью начинала жить хозяйственной и духовной жизнью.
Возникновение изобразительного искусства Китая восходит к эпохе неолита и насчитывает около 6 тысяч лет, о чем свидетельствуют археологические раскопки около города Сиань (административный центр провинции Шэньси), где были найдены изделия с изображением человека, растений и животных, выполненные с помощью минеральных красок. Что касается наиболее ранних из известных сегодня живописных произведений на бумаге и шелке, то они были найдены при раскопках древних могил и насчитывают более 2 тысяч лет.
Китайская традиционная живопись (гохуа) — это яркое и самобытное явление мирового искусства, которое по тематике, форме и изобразительным средствам принципиально отличается от западной живописи. Основные ее формы выделились уже в IV—V вв. н. э. Для этого вида изобразительного искусства характерно использование шелковых или бумажных свитков, туши и красок, разведенных в воде. Специфика китайской традиционной живописи заключается в высокой технике письма кистью, тонкости цветовых оттенков, пластичности и выразительности линий, особом построении пространства в картине и отсутствии линейной перспективы.
Китайская традиционная живопись как вид искусства тесно связана с использованием инструментов и материалов. Чтобы выявить ее особенности, необходимо изучить материалы и инструменты, используемые в художественной практике, а также свойства красок.
Форма и свойства кисточек, как одного из основных инструментов художника, за свое тысячелетнее развитие претерпела существенные изменения. Возникло множество их видов, более профессиональными стали технологии изготовления. При изготовлении кисточки нужно придерживаться четырех добродетелей: цзянь, ци, юань и цзянь, которые заключают в себе основные характеристики хорошей кисточки, а также критерии ее выбора. Понятие «цзянь» («острие») характеризует кончик кисточки, который должен быть похож на побег бамбука с острой верхушкой. Понятие «ци» («ровный») характеризует кончик кисточки, который после смачивания водой и соприкосновения с поверхностью должен быть идеально ровным по всей длине. Понятие «юань» («круглый») характеризует форму кончика кисточки: после смачивания он должен свободно двигаться по поверхности во все стороны. Только при соблюдении этих условий кистью можно нарисовать идеально круглые и плавные формы. Понятие «цзянь» («здоровый») относится к степени эластичности кончика кисточки: после смачивания кисточка должна свободно вращаться на ногте или бумаге, причем ее кончик должен сохранять свою форму. Как отмечают исследователи, искусство изготовления кисточки развивалось параллельно с искусством каллиграфии. Мастера исходят из запросов художников, используя при изготовлении кисточек различные материалы животного происхождения (волос барсука, лошади, медведя и т. д.). Наиболее широко используемыми в изготовлении кисточек являются заячья, козья и волчья шерсть, которые обладают наилучшими характеристиками.
Жесткий волос для кисточек получают из волчьей шерсти, а также из самой эластичной — заячьей шерсти (волос из шейной части обладает наибольшей упругостью). При изготовлении кисточек также используются мышиные усы и свиная щетина. В процессе рисования такие кисточки слабо впитывают тушь, поэтому ими можно очень точно прорисовывать объекты. Что касается жесткой кисточки, то при ее использовании нельзя рисовать слишком быстро.
Мягкие кисточки изготавливаются из овечьей шерсти и куриного пуха. Такие кисточки очень гибкие и это их качество высоко ценится. Мягкий волос быстро впитывает тушь, кончиком такой кисточки легче рисовать круглые объекты, нежели прямые прямоугольные. Мягкой кистью легче рисовать быстро. Художники также используют кисточки со смешанным волосом, которые по характеристикам находились между жесткими и мягкими, сочетая их свойства. Как правило, для их изготовления используется овечья, волчья или заячья шерсть.
Для изготовления кисти с круглым концом используется шерсть зверей и перья птиц. Ручка кисти делается из бамбука или дерева. Художники применяют кисти разной толщины, твердости, густоты, влагоустойчивости и, меняя эти параметры, создают образы, наполненные жизненной энергией.
В Китае существует две технологии изготовления кисточек: «сянби» и «хуби». Различия между ними заключается в способах закрепления волоса. Центр изготовления кисточек «сянби» находился в городе Чаньша, провинция Хунань (сокращенно — «Сян»). Хунаньский способ заключается в том, чтобы разделять слои в кисточке. Этот способ изготовления также используется в провинциях Хунань, Цзянси, Сычуань, Шаньдун, а также на юго-западе Китая. Технология «хуби» берет свое начало в провинции Чжэцзян уезда Усин, который в древности называли Хучжоу. Техника изготовления представляет собой разделение кисточки на ровные слои. В качестве материала используется шерсть овцы, волка, кролика, а также известная во всем мире шерсть горных цзясиншаньских овец. Технология «хуби» используется в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Цзянсу.
Тушь и кисть стали использоваться в живописи Китая практически одновременно. В 1954 г. вблизи города Чанша во время раскопок могильника эпохи Воюющих царств была найдена целая корзина кусков черной глины (использовалась для изготовления туши), а также несколько исписанных тушью бамбуковых дощечек. Позднее, в 1975 г., в уезде Куньмэн провинции Хубэй в могильнике Спящего тигра, который относится к эпохе Ци, нашли кусок твердой туши в форме цилиндра. Археологи обнаружили также каменную тушечницу и камень для растирания туши, что дает представление о принципе приготовлении туши. Синтетическую тушь из угля с добавлением клея начали использовать в эпоху династии Хань. Впоследствии на протяжении долгого времени люди использовали тертую тушь, которую необходимо было разводить водой или каким-либо другим жидким веществом.
Достоинства и недостатки туши напрямую влияют на качество письма. Стандартом качества является абсолютно черная тушь, которая при высыхании дает фиолетовый оттенок. Каллиграфы и художники весьма принципиальны в выборе туши. Самая известная тушь — «хуэймо», — была изобретена в эпоху Тан чиновником Ли Тингуем при местном императорском дворе провинции Аньхуэй. На протяжении всей истории развития живописи технология изготовления этой туши переходила от поколения к поколению. В эпоху Мин и Цин стали известны имена других мастеров изготовления туши: Фан Юйлу, Ху Кайвэнь, Цао Сугун, Чэн Цзюньфан и др.
Выделяют тушь двух видов: сосновую и масляную. Сосновая тушь изготавливается из пепла сосновых веток. Цвет ее насыщенно черный, но не блестящий. Данная тушь хорошо растворяется и впитывается. Масляная тушь изготавливается в процессе сжигания тунгового, рапсового масла или свиного жира. Данный вид туши больше подходит для детальной работы. Цвет масляной туши — черный и блестящий. Ею особенно активно пользовались мастера эпохи Мин и Цин.
Таким образом, китайская традиционная живопись является одной из немногих существующих в современной культуре неевропейских традиций живописи. Ключевое отличие китайской и европейской живописи состоит в используемых материалах и инструментах.
дипломов
Оставить комментарий