Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Петрова Н.Ю. ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЗНАЧЕНИЕ  РИСОВАНИЯ  В  ОБУЧЕНИИ  ДЕТЕЙ

Петрова  Наталья  Юрьевна

педагог  Искусства  в  МБОУ  Педагогического  лицея,  РФ,  Ульяновской  области,  г.  Димитровград

E-mail:  natalypetrova.2011@mail.

 

VALUE  DRAWING  IN  TEACHING  CHILDREN

Petrova  Natalia

teacher  art  in  Pedagogical  Lyceum,  MBOW.  Russia,  of  Ulyanovsk  oblast  Dimitrovgrad

 

АННОТАЦИЯ

Автор  статьи  затрагивает  вопрос  важности  предмета  рисования  в  образовании  детей,  указывая  на  проблему  свободного  выбора  урока  искусства  как  дополнительного  занятия  в  современной  школе.  Особое  внимание  автор  уделяет  важности  рисования  в  развитие  чувств,  мышления  и  других  полезных  качеств  личности,  навыков  и  умений.  А  также  делает  вывод,  что  предмет  «Искусство»  должен  вести  специалист  и  его  нельзя  убирать  из  основной  программы  обучения  детей.

ABSTRACT

The  author  of  the  article  raised  the  question  of  the  importance  of  drawing  in  the  education  of  children,  pointing  out  the  problem  of  the  free  choice  of  the  lessons  of  art  as  additional  classes  at  the  modern  school.  The  author  devotes  special  attention  to  the  importance  of  drawing  in  the  development  of  the  senses,  thinking  and  other  useful  qualities,  skills  and  abilities.  And  concludes  that  the  "art"  must  be  a  specialist  and  it  cannot  be  removed  from  the  basic  curriculum  for  children.

 

Ключевые  слова:  образование;  способность;  семь  интеллектов;  мультимедийный  комплекс;  профессионал.

Keywords:  education;  ability;  seven  intellects;  Multimedia  complex;  Professional.

 

Ребенок  рисует  потому,  что  он  не  может  не  рисовать. 

Эта  самая  ценная  особенность  детского  творчества  —  в  этом  дети  совершенно  равны  с  великими  художниками.

Реформа  народного  образования  затронет  многие  аспекты  обучения  и  будет  проводится  по  нескольким  направлениям,  например,  сокращение  основных  предметов,  право  свободного  выбора  предметов.  Урок  «Искусство»  попадает  в  перечень  дополнительных  дисциплин  учебных  предметов,  и  чаще  заменяется  его  «удобным»  предметом.  Большинство  родителей  хотят,  чтобы  их  ребенок  вырос  счастливым,  здоровым,  самостоятельным,  уверенным  в  своих  силах,  целеустремленным  и  успешным  человеком.  Но,  к  сожалению,  современная  система  образования  и  воспитания  не  приведет  к  таким  результатам. 

В  большинстве  детских  учебных  учреждений  стремятся  «напичкать»  ребенка  знаниями  и  умениями,  игнорируя  интерес  ребенка  и  общества.  Тем  самым  выращивают  одинаковых,  удобных  окружающим,  послушных,  безынициативных  исполнителей  с  навязанными  ценностями  и  убеждениями.

Многие  взрослые  направляют  все  свое  внимание  на  развитие  интеллектуальной  сферы  ребенка,  забывая  о  том,  что  обедненная  эмоциональная  сфера  ведет  за  собой  замедление  интеллекта.  И,  выходя  из  школы  в  большую  жизнь,  такой  человек  сталкивается  со  сложностями  в  выборе  профессии  и  жизненного  пути.  Он  не  имеет  собственных  жизненных  ориентиров:  что  важно  лично  для  него,  что  он  любит,  к  чему  стремится,  какую  жизнь  хочет  прожить.  Он  привык  следовать  только  чужим  правилам  и  схемам.  Слова  Дени  Дидро  «Если  какая-нибудь  страна  научит  своих  граждан  рисовать  так  же,  как  она  учит  их  писать  и  читать,  эта  страна  займет  первое  место  в  мире  в  развитии  техники,  науки  и  искусства»  [5,  с.  335]  забываются  в  современной  школе,  так  как  рисование  ведут  в  основном  не  специалисты  или  как  дополнительный  предмет,  часто  замещая  его  другим  уроком.

Чем  полезно  рисование?  Благодаря  ему  у  наших  детей  развивается  способность  воспринимать  вещи  во  всей  их  яркости  и  полноте.  Благодаря  способам  мышления  и  возможностям  мозга,  становятся  доступны  творческие  решения,  как  на  работе,  так  и  дома.  Рисование  является  приятным  и  полезным  занятием.  Ребенок  будет  чувствовать  себя  уверенно  в  этом  сложном  мире,  принимая  решения  и  решая  проблемы.

Как  сказал  немецкий  художник  Альбрехт  Дюрер,  «тайное  сокровище,  скрытое  в  вашем  сердце,  через  ваше  творчество  становится  явным»  [1,  с.  23].  У  тех,  кто  рисовал,  жизнь  становится  более  содержательной,  потому  что  они  видят  лучше  и  видят  больше.  Польза  от  приобретения  навыков  рисования,  на  мой  взгляд,  такова:  если  научиться  видеть  глубоко  и  основательно,  вырабатывается  определенная  уверенность  в  своих  творческих  способностях,  будет  приобретен  опыт  неоценимой  важности  для  каждого  человека.  Рисование  является  приятным  и  полезным  занятием.  Рисование  способствует  развитию  важнейших  психических  функций  —  зрение,  двигательной  координацией,  речью  и  мышлением  и  связывает  их  между  собой,  помогает  ребенку  упорядочить  бурно  усваиваемые  знания,  формирует  и  фиксирует  представление  о  мире.  Рисование  —  это  важнейший  информационный  и  коммуникативный  канал  для  детей.  В  процессе  изобразительной  деятельности  создаются  благоприятные  условия  для  развития  эстетического  восприятия  и  эмоций,  которые  постепенно  переходят  в  эстетические  чувства,  содействующие  формированию  эстетического  отношения  к  действительности. 

О  том,  что  рисование  важно  для  развития  чувств,  мышления  и  других  полезных  качеств  личности,  навыков  и  умений,  писали  многие  педагоги  прошлого:  Фребель,  Каменский  и  другие.  Художники  Древней  Греции  считали,  например,  что  обучение  рисованию  не  только  необходимо  для  многих  практических  ремесел,  но  и  важно  для  общего  образования  и  воспитания.

Изобразительная  деятельность  имеет  большое  значение  для  всестороннего  воспитания  всех  детей.  Преподавать  искусство  детям  необходимо  потому,  что  оно  —  неотъемлемая  составляющая  нашей  жизни.  Сейчас  многие  взрослые  относятся  к  визуальному  искусству  как  к  приятному  времяпрепровождению  и  занимаются  этим  для  удовольствия  или  для  славы.  Но  изобразительное  искусство  сильно  и  глубоко  влияет  на  нас.  Искусство  занимает  значительное  место  в  нашей  жизни,  с  искусством  мы  не  расстаемся  —  оно  окружает  нас  всегда.

Детям  нужно  заниматься  искусством,  ведь  это  существенно  важно  для  формирования  сознания  и  развития  интеллекта.  Во  время  рисования  идет  сохранение  и  воспроизведение  в  сознании  прежних  впечатлений,  опытов  и  той  роли,  которую  играет  в  искусстве  психика  —  работа  «внутреннего  человека»  [4,  с.  246].

Искусство  —  это  первая  письменность,  более  того  первый  язык.  Творчество  ребенка  отражает  то,  как  сознание  постигает  —  «ощупывает»  —  мир:  сначала  возникает  некое  рассудочное  представление  о  мире,  а  уже  потом  эти  интеллектуальные  построения  облекаются  в  словесные  формы.  Мир  осязается,  пробуется  на  вкус,  обозревается.  Линии,  цвет,  рельеф  поверхности-  все  это  обнаруживается  и  становится  открытием,  выбираются  графические  символы  для  представления  своих  мыслей.

В  творческих  занятиях  по  рисованию  дети  приобретают  умения  и  вырабатывают  понятия,  укрепляющие  уверенность  в  себе  и  способность  действовать  в  окружающей  среде.

Искусство  помогает  расти:

Эмоционально.  Творчество  помогает  детям  развиваться  эмоционально:  занимаясь  искусством,  они  обретают  большую  уверенность  в  себе  и  в  своих  силах.  Обучает  выражать  свои  чувства  и  мысли.  Уход  в  творчество  помогает  детям  справиться  со  стрессами.

Перцептуально.  Искусство  помогает  вырабатывать  мировосприятие:  дети  используют  испытываемые  чувства  и  ощущения  для  выстраивания  понятий  и  представлений  о  природе  вещей,  действий  и  событий.  Визуальная  перцепция  представляет  собой  познавательный  процесс,  придающий  образам  определенные  значения  и  смысла.  Навыки  наблюдательного  и  зрительного  восприятия  улучшаются,  по  мере  того  как  дети  задействуют  свои  чувства  для  изучения  орнамента,  цветов,  фактур  и  форм  в  процессе  творчества.  Дети,  занимающиеся  искусством  замечают  больше  и  лучше  понимают  увиденное,  совершенствуют  пространственное  мышление.

Социально.  Занятия  искусством  развивает  у  детей  умение  ориентироваться  в  обществе:  дети  учатся  обращаться  к  тем,  кто  рядом.  Дети  легче  учатся  сотрудничеству  и  умению  как  сочувствовать,  так  и  просто  понимать  других  людей.

Физически.  Искусство  способствует  физическому  развитию  детей,  так  как  рисование  и  тому  подобные  занятия  тренируют  и  совершенствуют  умение  управлять  большими  и  малыми  мышцами  и  перестраивать  согласованность  глаза  и  ладони.

Когнитивно.  Искусство  помогает  развитию  познавательных  навыков  уже  потому,  что  по  ходу  творческих  занятий  предполагается  пересчитывать,  сортировать,  классифицировать  инструменты  и  материалы.  Занятия  искусством  дают  возможность  в  разработке  планирования  и  выстраивания  последовательности.  Правильно  выстроенные  творческие  занятия  побуждают  детей  принимать  собственные  решения  и  стремиться  к  достижению  поставленной  цели,  согласуя  свои  действия  со  сделанным  выбором.

Дети  развиваются  когнитивно  посредством  разрабатывания  системы  графических  символов  для  фиксации  своих  внутренних  и  внешних  наблюдений.

Творчески.  Дети  могут  реализовать  собственные  идеи  и  использовать  свои  силы  и  способности,  инициируя  изменения  материалов,  их  сочетания.

Исходя  из  исследований  познавательного  процесса  (когнитивности)  Хауард  Гарднер  [3,  с.  24]  предложил  модель  семи  разумных  способностей  —  интеллектов.  Эти  интеллекты  представляют  собой  биологический  и  психологический  потенциал  любого  индивидуума.  У  каждого  человека  есть  способности,  отвечающие  понятиям  всех  семи  интеллектов,  хотя  некоторые  интеллекты  могут  быть  выражены  сильнее.  Гарднер  назвал  эти  категории  так:

1.  Лингвистический  (интеллект):  способность  оперировать  речевыми  символами.

2.  Логико-математический:  способность  манипулировать  числовыми  последовательностями  и  концепциями.

3.  Специальный  (пространственный):  способность  визуализировать  (представлять  в  уме)  обьекты  в  пространстве.

4.  Музыкальный:  способность  манипулировать  ритмом  и  звуком.

5.  Телесно-кинестетический:  способность  пользоваться  телом  для  разрешения  затруднений  или  изготовления  вещей.

6.  Интерперсональный:  способность  понимать  других  и  работать  с  ними.

7.  Интроперсональный:  способность  понимать  себя.

Гарднер  полагает,  что  следует  расширить  основу  педагогики,  поскольку  детское  творчество  позволяет  задействовать  все  интеллекты.

Детское  творчество  не  сводится  к  картинке  на  бумаге.  Это  «  мультимедийный  комплекс»  [3,  с.  74],  сочетание  многих  носителей  ради  графической,  вербальной  и  кинестетической  связи  с  другими  людьми.  Внимание  в  этого  рода  коммуникации  позволяет  проникнуть  в  мыслительные  процессы  ребенка.

Творчество  не  только  фиксирует  выученное,  но  и  обогащает  саму  учебу.  Эдвардз,  Зифелд  и  Гандини  [3,  с.  26]  в  статьях,  написанных  после  наблюдений  в  классах  Италии,  доказывают,  что  сейчас  определенно  недооценивают  детское  рисование  и  стимулируемый  этой  деятельностью  рост  познавательной  способности  рисующих  детей.  Эти  авторы  выступают  за  более  серьезное  отношение  к  визуальным  искусствам  как  способу  самовыражения.  Они  предлагают  включить  в  расписание  занятий  на  основе  учебных  тематических  блоков.  Это  предложение  известное  как  DBAE-обучение  искусству  на  основе  учебного  предмета.  Национальная  художественная  педагогическая  ассоциация  включила  в  свои  директивы  рекомендации,  предложения  DBAE  и  следующие  критерии:

1.  Детям  нужны  многообразные  возможности  для  занятий  искусством.

2.  Детям  необходим  максимум  возможностей  созерцания  и  бесед  об  искусстве.

3.  Детям  следует  научиться  замечать  искусство  в  повседневности. 

Изобразительная  деятельность  должна  быть  использована  для  воспитания  у  детей  любви  ко  всему  лучшему,  справедливому,  для  углубления  тех  благородных  чувств,  которые  возникают  у  них. 

В  современных  педагогических  и  психологических  исследованиях  доказывается  значение  занятий  изобразительным  творчеством  для  интеллектуального,  художественного  развития  детей  в  любом  возрасте.

Наблюдается  противоречие  между  актуальностью  значения  изобразительной  деятельности  в  общей  системе  развития  личности  и  недостаточной  готовностью  педагогов  к  реализации  её  в  педагогическом  процессе. 

Т.С.  Комарова  —  заслуженный  деятель  науки  РФ,  известный  учёный  в  области  дошкольной  педагогики.  Её  научные  инте­ресы  преимущественно  связаны  с  одним  из  важнейших  ас­пектов  дошкольного  воспитания  —  эстетическим  развитием  детской  личности.

По  разработанной  Т.С.  Комаровой  системе  детей  обучают  изобразительной  деятельности,  развивают  их  творчество  в  дошкольных  учреж­дениях  России  и  странах  СНГ.  Система  получила  признание  японских  педагогов.

В  настоящее  время  остро  стоит  проблема  обеспечения  дошкольных  и  учебных  учреждений  профессиональными  педагогически­ми  кадрами,  способными  решать  учебно-воспитательные  за­дачи  [2,  с.  2].  Сложность  решения  этой  проблемы  обусловлена  следу­ющими  факторами.  Повышение  требований  к  педагогу,  педагогу-воспи­тателю,  работающему  с  ребёнком,  со  стороны  ро­дителей,  органов  управления  образованием,  общественности  и  низкая  материальная  и  моральная  оценка  их  труда  —  это  те  объективные  факторы,  которые  делают  задачу  обеспечения  образовательных  учреждений  педагогическими  кадрами  трудно­выполнимой.  Объективные  трудности,  с  которыми  они  сталкиваются  в  процессе  рабо­ты  с  детьми,  усугубляются  отсутствием  знаний,  умений  и  на­выков  педагогической  деятельности,  что  отрицательно  ска­зывается  на  развитии  положительного  отношения  к  деятельности  и  на  формировании  устойчивого  профессионального  интереса,  а  следовательно,  не  способствует  творческой  само­реализации  личности  [2,  с.  3].

Важная  задача  современного  педагогического  образования  —  формирование  эстетической  культуры  специалиста,  разви­тие  способностей  понимать  и  оценивать  произведения  ис­кусства  и  эффективно  руководить  процессом  эстетического  воспитания  детей.  В  основе  приобщения  личности  к  миру  ис­кусства  лежит  представление  о  художественной  культуре  как  целостной  системе,  в  которой  органически  взаимодействуют  различные  виды  художественного  творчества  (Т.С.  Комарова,  Б.М.  Неменский,  Т.Я.  Шпикалова,  Т.И.  Бакланова  и  др.).  Полноценному  эсте­тическому  развитию  спо­собствует  интеграция  предметов  эстетического  цикла  на  основе  учебных  предметов  и  ведение  данного  предмета  специалистом.

 

Список  литературы:

  1. Бергер  Я.  Дюрер.  М.:  Арт-Родник,  2008.  —  96  с. 
  2. Комарова  Т.С.  Детское  художественное  творчество  /  Т.С.  Комарова.  М.  Мозаика-Синтез,  2008,  2-е  изд.,  испр.  и  доп.  —  160  с.
  3. Костер  Дж.Б.  Растим  художников:  преподавание  искусства  детям/Джоан  Буза  Костер.  М.:АСТ:  Астрель,  2006.  —  436  с.
  4. Макарова  Е.Г.  Преодолеть  страх,  или  Искусствотерапия.  М.:  Школа-Пресс,1996.  —  304  с.:  ил.
  5. Семёнов  А.  Энциклопедия  афоризмов  и  мыслей  великих  людей/  сост.  А.  Семёнов.  М.:АСТ;  Донецк:  Сталкер,2008.  —  896  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.