Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
КАФЕДРА ДИЗАЙНА АГИИК: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Петрова Анна Григорьевна
канд. искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Арктический государственный институт искусств и культуры», РФ, г. Якутск
E -mail: kundune@mail.ru
Решетников Георгий Николаевич
доцент кафедры дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Арктический государственный институт искусств и культуры», РФ, г. Якутск
E -mail: gosha-resh@mail.ru
Рахлеева Ольга Афаасьевна
доцент кафедры дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Арктический государственный институт искусств и культуры», РФ, г. Якутск
DEPARTMENT OF DESIGN ASIAC: REGIONAL COMPONENT IN THE EDUCATIONAL PROGRAM AND THE DEVELOPMENT OF RESEARCH DIRECTIONS
Petrov а Anna
PhD, Associate Professor, Head of the Design Department of the Federal State Institution "Arctic State Institute of Art and Culture", Russia Yakutsk
Reshetnikov George
associate Professor of Design Federal State Institution "Arctic State Institute of Art and Culture", Russia Yakutsk
Rakhleeva Olga
associate Professor of Design Federal State Institution "Arctic State Institute of Art and Culture", Russia Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается специфика основной образовательной программы по направлению «Дизайн» реализуемой в Арктическом институте искусств и культуры. Дана краткая характеристика содержания авторских курсов, выпускных квалификационных и курсовых работ студентов ориентированных на разработку реальных региональных тем.
Проекты, связанные с решением визуальных коммуникаций, интерьера, проектированием модульных конструкций анализируются с позиций архитектурного, конструктивного, художественного и образного решения основанных на интерпретации форм традиционной материальной культуры и символики Арктики.
ABSTRACT
The article discusses the specifics of the educational program design trends implemented in the Arctic Institute of Art and Culture. The brief characteristic content copyright courses and final qualifying students of coursework focused on the development of real regional themes .
Projects related to the solution of visual communications, interior design modular structures are analyzed from the standpoint of architectural, structural , artistic and imaginative solutions based on the interpretation of the traditional forms of material culture and symbolism of the Arctic.
Ключевые слова . Регионализм; дизайн среды; графический дизайн; традиционная культура; предметный мир; проектирование.
Keywords. Regionalism; environmental design; graphic design; traditional culture; subject environment.
Потребность в специалистах в области дизайна на рынке труда в Республике Саха (Якутия), отмечена динамичным ростом. Сферы деятельности дизайнеров постоянно расширяются, они осуществляют деятельность в городах и улусах республики: в типографиях, издательских домах, рекламных агентствах, дизайн-студиях, дизайн-бюро, проектных институтах частной и государственной собственности, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, ведомствах, предприятиях и мн. др. Отметим, что в республике получили развитие графический дизайн, связанный проектированием визуальных коммуникаций, полиграфической продукции, и дизайн среды. На эти направления существует устойчивый социальный заказ, обусловленный бурным развитием градостроительства, благоустройства среды, средств массовых коммуникаций, рекламного, издательского дела. Рост потребности в специалистах данного направления связан не только с собственно объектами профессиональной деятельности, но и с тем, что сама область дизайна интегрирует художественную, инженерно-конструкторскую, научную, педагогическую деятельность. Выпускники подготавливаются кроме художественно-проектной деятельности, к осуществлению управленческих функций в различных учреждениях.
Развитие художественно-проектной школы невозможно без формирования научной школы. Сегодня на кафедре дизайна Арктического института развиваются творческие искусствоведческие, культурологические, технические направления, ориентированные на разработку концепции регионального арктического дизайна и дизайн-образования. Проводятся исследования в области традиционного искусства народов Азии, Сибири, Арктики, проблем развития регионального этнодизайна. Основной вектор научных исследований кафедры — органическая связь традиционного народного искусства и дизайна, который стремится не порвать эту связь, но укрепить, расширить культурный контекст традиционного искусства и технологий, транслировать их дальше. Научная работа сотрудников кафедры прямым образом содействует повышению уровня и качества подготовки специалистов и в последние годы в основной образовательной программе направления произошли изменения, связанные с усилением «арктического», шире, регионального компонента. С одной стороны это внедрение авторских курсов, связанных с разработкой прикладных тем, с другой включение в проблемное поле различных проектных дисциплин задач учитывающих специфику предметно-пространственной среды Арктики.
В основе курсов лежит идея о своеобразии северного этнокультурного региона, об особой организации и форме пространственности, неразрывной связи природы и предметного мира, понимание того, что история дизайна, это история традиционного предметного мира. Так, традиционный предметный мир, архитектура, декоративное искусство народов Якутии (Северо-восток Сибири, Арктическая зона) изучаются в рамках авторских дисциплин «Культура и искусство народов Арктики», «Декоративно-прикладное искусство народов региона». Эти курсы посвящены изучению художественного творчества в целом, творчества народных мастеров, деятельности профессиональных школ, развивающих традиционное и декоративно-прикладное искусство.
Дисциплины «Традиционное шитье и вышивка», «Традиционные методы обработки кожи и меха» углубляют знания студентов в области одежды народов Севера обусловленной климатическими, географическими условиями, образом жизни. Целью курса «Орнамент народов Арктики» [1] является изучение происхождения орнаментальных образований в контексте предметного мира, универсальных композиционных форм и символики в орнаменте народов Арктики. Формированию знаний в области традиционной архитектуры народов Якутии и Арктики посвящено содержание курса «Архитектура традиционных форм». Главные темы — характерные особенности и влияние ландшафтно-климатических условий на формирование архитектуры, ее генезис и эволюция, система пропорциональных отношений построек и пр.
Обращенность к региональной тематике, получила отражение в довольно крупных блоках дисциплин базовой и вариативной частей гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов: «Арктическое регионоведение», «Изобразительное искусство Якутии», «Символический язык искусства», «Семантика коммуникативных средств в среде (региональная специфика)», «Человеческий фактор в дизайн проектировании в условиях Арктики», «История якутской книги», «Проектирование», «История орнамента», «Ландшафтное проектирование среды». Содержание данных курсов посвящено отдельным вопросам традиционного, современного, профессионального искусства и дизайна региона.
Ориентированность на разработку реальных региональных проектов, имеющих практическое значение, характерна для курсовых и выпускных квалификационных работ кафедры дизайна Арктического института. В последние годы разрабатываются такие направления и темы как дизайн-проекты и концепции модульного быстровозводимого жилья для условий Севера, объекты общественного питания, благоустройство сельских территорий (скверов, зон досуга), организация природно-ландшафтных парков, интерьеров; графического дизайна — проектов по мотивам северной мифологии (проектирование книги, визуальные коммуникации и пр.); коллекций одежды, творчески перерабатывающих традиционные формы.
Сегодня этнокультурное наследие приобретает особую значимость в практике дизайна среды, появляющиеся в республике дизайн-концепции создаются с учетом экологичности и природосообразности. В проектах часто интерпретируются принципы формообразования традиционного жилища юрты, летней урасы, орнаментальные мотивы, формы вещного мира.
В основе архитектурного образа и решения интерьера проекта К. Егоровой (рук. доцент Решетников Г.Н.) «Дизайн-концепция здания центра Народного творчества со специализированной школой-мастерской по обработке металла», 2013 г. лежат формы традиционной архитектуры, образы мифологии и народного искусства саха [2. с. 162—166].
Архитектурная композиция центра, основанная на философии простоты строится на основе комбинации форм, кубов, для нее характерна минималистическая «медитативность». (Рис. 1, 2) Концептуальное решение главного входа основано на представлениях народа, отраженных в эпосе Олонхо — металл олицетворяет силу и неземное мужество, здесь заложен образ Кыдай Бахсы, кузнеца из Нижнего мира Олонхо. Предлагаемое автором решение интерьера, находится между рукотворной архитектурой и первозданным, природным состоянием пространства и конструктивным воздействием.
Рисунок 1. К. Егорова Проект «Дизайн-концепция здания центра Народного творчества со специализированной школой-мастерской по обработке металла». 2013 г. Решение архитектурного объема Центра
Рисунок 2. К. Егорова Проект «Дизайн-концепция здания центра Народного творчества со специализированной школой-мастерской по обработке металла». 2013 г. Решение интерьеров Центра
В интерьере мастерских данного проекта заложен образ матаар (короб для хранения предметов рукоделия) — хранить знания и умения человека, передавать их из поколения в поколение. Присутствующий в интерьере мастерских орнаментальный мотив таналай символизирует творчество, имеет декоративное и функциональное значение, образует ритмичные ряды потолка, окон, выполняет функцию полок. Выбор мотива неслучаен, орнамент таналай — в традиционной культуре саха имеет магический смысл, т. к. является своеобразной лестницей между срединным (земным) миром и верхним миром божеств Айыы.
Интересно решенный главный зал Центра кодирует ритуальные числа. Ритм многих явлений окружающего мира, элементов ритуальной обрядности якутов чаще всего осмысливался через три (троекратность), семь (семикратность), девять (девятикратность), существовала т. н. «приближенная система количественных символов». В организации зала использована конструкция традиционной якутской юрты-балаган, в центре — подиум в виде солярного круга. Стены подчеркнуты декоративными панелями представляющими интерпретацию традиционного орнамента, цветовых сочетаний. В данном проекте получил отражение синкретизм традиционной культуры и искусства: художественная функция неотделима от утилитарной и обрядовой.
Проект Р. Степанова «Дизайн-проект модульных конструкций быстровозводимого мобильного жилья для условий Крайнего Севера», 2013 г. (рук. доцент Г.Н. Решетников) стал продолжением поисков решений в области трансформирующегося мобильного жилья актуального в первую очередь для хозяйственной деятельности коренных народов: оленеводы, охотники, промысловики [3, с. 177—184]. Автор отмечает перспективность использования именно динамичного и адаптирующегося жилья в будущем. В работе на основе анализа форм и конструкции традиционных жилищ народов Севера и Арктики предлагается конструктивное решение: разработка трех основных модульных элементов каркаса-крепления, с помощью которых возможно возведение различных конфигураций жилья. Проект предусматривает использование материалов региональных производителей, например, на основе базальта, сочетающего массу позитивных характеристик: экологичность, малый вес, окупаемость и пр.
Комплексной задаче по организации и оформлению общественного интерьера посвящен проект Ю. Осиповой «Разработка дизайн-проекта модульного интерьера ресторана-кафе быстрого питания якутской кухни», 2013 г. (рук. доцент, карх. Старостина А.А.). Автор проекта отмечает неразрывную связь традиционной кухни саха с эстетическими представлениями и средой, тенденция к сохранению которой наблюдается и сейчас, это находит отражение в том внимании, которое уделяется оформлению интерьера ресторанов национальной кухни. В проекте отмечается проблема продвижения национальных брендов, этностилистики, только начинающей внедряться в архитектуру и ландшафтный дизайн. Целью проекта стала разработка инновационного дизайна интерьера быстрого питания, якутской кухни (Рис. 3).
Рисунок 3. Осипова Ю. Проект «Разработка дизайн-проекта модульного интерьера ресторана-кафе быстрого питания якутской кухни». 2013 г. Фрагмент интерьера
Художественный образ внутреннего пространства связан с традиционными мифологическими представлениями: бытовыми обрядами, легендами, мотивами народных сказок. В создании образа интерьера использованы традиционные формы архитектуры, необычные композиционные решения, натуральная кладка из местных материалов, естественная фактура дерева, элементы народного искусства и быта, оригинальное оборудование. Образ «небесной мутовки», радиальная форма, заложенные в решении потолка и выполнении отдельных элементов пространства взаимосвязаны и подчинены тематической направленности интерьера, его функциональному, эстетическому замыслам. Для интерьера в целом характерна пластичность и выразительность форм, простота отделки, удачно найденные приемы освещения и размещения оборудования, сдержанность цветового решения, гармоничное включение средств декоративно-прикладного искусства. Эстетическая концепция проекта основана на синтезе якутского и «арктического» этнических стилей.
Линию якутского, шире «северного» графического искусства продолжает и дизайн визуальных коммуникаций, наиболее впечатляюще проявляющий себя в области социального и экологического плаката. Новый век должен стать веком экологии, и плакат в этом отношении должен способствовать развитию отношения к миру как единому живому организму. Чтобы эко-логия дополнялась эко-чувством, эко-отношением, эко-действием в реальной и виртуальной сферах. По своей природе и функциям плакат есть визуальный message, максимально доступный и простой для прочтения и понимания. Главная его цель — оперативно и результативно донести конкретную идею-информацию.
Универсальным языком коммуникации являются знаки и символы. Создание знака — древнейший творческий опыт, идущий со времен прошлого всех культур и народов. Современный плакат тяготеет к простым и лаконичным формам. Сокращается глубина пространства, применяются локальные цвета, силуэтность изображения, минимальное использование светотени, резкость контура. Курсовой проект Николаевой С. «Серия плакатов «Харыстаа», 2012 г. (рук. доцент Рахлеева О.А.) (Рис. 4), представляет собой интерпретацию темы экологической проблемы освоения северных территорий. Автор через символический язык показывает неразрывную связь традиционной культуры и той экосистемы, которая ее рождает, как бы возвращает зрителя к традиционному пониманию человеком явлений и ритмов природы.
Таким образом, исследовательские направления разрабатываемые преподавателями кафедры получают отражение в планировании учебного процесса, содействуя повышению качества подготовки специалистов и развитию научных и прикладных исследований в области дизайн-проектирования, традиционного искусства в современной художественно-проектной культуре.
Рисунок 4. Николаева С. Проект «Серия плакатов «Харыстаа». 2012 г.
Список литературы:
1.Петрова А.Г. Орнамент народов Арктики: учеб.-метод. рекоменд. Якутск: ИЦ ФГБОУ ВПО АГИИК, 2013. — 28 с. : ил.
2.Петрова А.Г., Егорова К.П. Образы традиционной культуры в современном дизайне //Материалы всеросс. (с междунар. участием) научно-методич. семин. «Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы». Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО УрФУ, 2013 г. — 208 с. — С. 162—166.
3.Решетников Г.Н., Степанов Р.В. Опыт традиционной архитектуры в разработке дизайн-проекта модульных конструкций быстровозводимого мобильного жилья для условий Крайнего Севера//материалы всеросс. (с междунар. участием) научно-методич. семин. «Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы». Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО УрФУ, 2013 г. — 208 с. — С. 177—118.
дипломов
Оставить комментарий