Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Теория языка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЭКСТРЕМИЗМ: СТРАТЕГИИ ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОГО ПОНЯТИЯ
Выговская Дарья Геннадьевна
аспирант факультета лингвистики Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета), РФ, г. Челябинск
E-mail: vdariag@mail.ru
EXTREMISM: UNDERSTANDING STRATEGIES OF NEW CONCEPT
Vygovskaya Darya
post-graduate student of Faculty of Linguistics of South Ural State University (National Research University), Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается отражение понятия «экстремизм» в языковом сознании различных поколений россиян. Результаты метода экспертов, метода свободных дефиниций, кластерного анализа и свободного ассоциативного эксперимента позволяют понять смыслы, которые россияне вкладывают в понятие «экстремизм». Также на примере данного явления автор выделяет несколько стратегий осмысления нового понятия, характерные для трех поколений россиян.
ABSTACT
The article deals with the reflection of "extremism" in the linguistic consciousness of different generations of Russians. The results of the method of experts, method of free definitions, cluster analysis and free association experiment allow us to understand the senses that Russians put in the concept of "extremism." With an example of this phenomenon the author identifies several strategies of understanding of the new concept used by three generations of Russians.
Ключевые слова: языковое сознание; экстремизм; метод экспертов; кластерный анализ; свободный ассоциативный эксперимент.
Keywords: linguistic consciousness; extremism; method of experts; method of cluster analysis; free association experiment.
Конец ХХ — начало ХХI вв. стали свидетелями существенного повышения агрессивности человека, серьезных вспышек различных видов экстремизма, который нередко смыкается с терроризмом. Неустроенность миллионов людей, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, массовая безработица, достигающая во многих регионах более половины трудоспособного населения, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), являющиеся последствиями острейшего системного кризиса, переживаемого Россией и многими другими бывшими республиками СССР, скорее всего, еще долго будут источником экстремистских настроений.
В современном мире многие люди испытывают волнение при упоминании слова «экстремизм». При рассмотрении данного понятия в контексте существующей нормативно-правовой базы, мы увидим, что в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 114-ФЗ от 25 июля 2002г.) «экстремизм» определяется как система противоправных действий, направленных на подрыв и разрушение: государственно-политических, нормативно-правовых, социально-культурных, морально-нравственных основ, конституционного строя страны.
Безусловно, с этим можно согласиться, т. к. экстремизм нарушает основные права и свободы граждан, а соответственно, и принципы, на которых функционирует большинство современных государств и обществ. В широком смысле, жертвой экстремизма становится человек и общество в самых разных аспектах своей жизнедеятельности — социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности.
В средствах массовой информации понятия «экстремизм» и «терроризм» зачастую смешиваются и представляются весьма близкими по смыслу или даже равнозначными, что не совсем корректно. По сути, терроризм — это одно из направлений экстремизма, который представляет собой сложный феномен в современной культуре. Таким образом, для успешной борьбы с экстремизмом особенно значимым исследователи считают концептуальное осмысление этого феномена: его разновидностей, перспектив развития, адекватности антиэкстремистских действий, различий в масштабах, содержании, мотивации проявлений.
В нашем исследовании для нас было важным рассмотреть, какое отражение понятие «экстремизм» находит в сознании различных поколений россиян, а именно:
· молодых людей, проходящих социализацию при капитализме (поколение 20-летних);
· российских граждан, прошедших социализацию при социализме и капитализме (поколение 40-летних);
· старшего поколения россиян, основная социализация которых прошла при социализме (поколение 60-летних).
Так, для того, чтобы понять, чем наполнено понятие «экстремизм» в обыденном сознании россиян, мы применили специально-разработанную методику, в которой были последовательно использованы ряд методов и различные уровни описания. Первым этапом стал метод экспертов, в котором испытуемым нужно было написать слова, которые на их взгляд имеют отношение к данному понятию. Полученные данные мы проанализировали с помощью кластерного анализа и семантического гештальта Ю.Н. Караулова, под которым он понимает структуру, воплощающую тот аспект языкового сознания, который связан с отражением окружающей реальности, «образов» национально-культурного мира, запечатленных в родном языке. Согласно Ю.Н. Караулову, «семантический гештальт есть один из способов представлений знаний об окружающем мире в языковом сознании носителей» [1, с. 193].
Стоит отметить, что в ходе анализа данных возникали спорные моменты, и для того чтобы избежать излишней субъективности мы использовали метод свободных дефиниций. Группе экспертов было предложено дать определения словам, которые вызывали наибольшие сомнения. Результаты, полученные методом свободных дефиниций, помогли нам в составлении и трактовке «древ значений» исследуемого понятия. Полученные в ходе кластерного анализа схемы («древа значений») были вновь отправлены на экспертную оценку. В данном случае мы попросили экспертов оценить логичность представленных схем.
При рассмотрении древ значений понятия «экстремизм», составленных представителями трех поколений, четко выделяются три общих для всех поколений кластера, а именно — религия, политика и терроризм. Характерным только для старшего поколения является наличие еще трех семантических зон — это семантическая зона плохое, инопланетяне и семантическая зона обозначенная вопросом «что это такое?» и указывающая на либо незнание, либо непонимание данного понятия. Говоря о трактовке понятия «экстремизм» представителями различных возрастных групп, стоит отметить, что наиболее полная и правдивая картина представлена поколением 40-летних россиян.
Следующим большим этапом стал свободный ассоциативный эксперимент. Реакции, полученные на данном этапе, позволили нам выделить ассоциативные поля стимулов. Ассоциативное поле слова является совокупностью всех ассоциатов на слово-стимул. Ассоциативное поле имеет ядро (наиболее частотные реакции) и периферию (единичные реакции).
При анализе результатов, полученных в ходе работы с понятием «экстремизм», важным является то, что, как и в случае экспертной оценки, представители всех поколений россиян демонстрируют свою некомпетентность в отношении исследуемого понятия, доказательством служат: 1) такие реакции, как спорт, адреналин, риск, парашют, скалолаз, скалолазание и др., 2) а также такие реакции, как не знаю, новое слово, не знаю значения, не понимаю, что-то новое. Кроме того, знаковым является упоминание таких имен собственных и этнонимов, как Ливия, Чечня, китаец. Наблюдается высокий процент оценочных реакций, причем все оценки даются по принципу хороший/плохой, более того в ассоциативном поле старшего поколения плохо является ядерной реакцией, что доказывает актуальность данного стимула в языковом сознании респондентов. Характер и тип предоставленных реакций говорит о значимости данного стимула. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное понятие находится в настоящее время на стадии осмысления.
В дальнейшем нам удалось выделить стратегий осмысления нового понятия, используемые представителям трех поколений россиян: стратегия отказа, характерная для реципиентов старшего поколения (реакции: не знаю значения, не понимаю, что-то новое, ммм); оптимальная стратегия сорокалетних — определение предложенного стимула (нелюбовь к другим, ненависть к людям, направление в группировках, вызывающие противодействие против общества) либо указание понятий, связанных со стимулом (терроризм, террор, взрыв, вакхабизм, вахабит, вахабиты, военные действия); стратегия, свойственная молодому поколению, не желающему признать свою неосведомленность, стратегия подмены предложенного стимула «экстремизм» известным понятием «экстрим» (парашют; скалолаз; экстрим; кайф; адреналин).
Все эти факты в совокупности указывают на то, что данное понятие является новым и сложным для понимания, по мнению представителей всех поколений. Однако если обратиться к кластерному анализу, можно заметить, что поколение 40-летних имеет более точное представление о данном явлении. Таким образом, рассмотрение понятия «экстремизм» в языковом сознании россиян позволило понять отличается ли представление об экстремизме в обыденном сознании от того, как это же понятие описывается на уровне общественного сознания, а также обратить внимание на необходимость массовой информационно-разъяснительной работы среди российских граждан по вопросам концептуального осмысления данного феномена.
Список литературы:
- Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети/ Ю.Н. Караулов //Языковое сознание и образ мира. М., 2000. — 320 c.
дипломов
Оставить комментарий