Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 августа 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Хореографическое искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТУВИНСКИЙ МУЖСКОЙ ОБРЯДОВЫЙ ТАНЕЦ «ДЕВИГ»
Сундуй Джульетта Маадыр-ооловна
мл. научный сотрудник МНЦ «Хоомей», РФ, Республики Тува, г. Кызыл
TUVINIAN MEN’S CEREMONIAL DANCE “DEVIG”
Giulietta Sunduy
Junior research scientist of International Research Center “Khoomei”, Russia, Republic of Tuva, Kyzyl
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется «Девиг» (пляска орла), которая ещё в древности была традиционной пляской тувинцев. Наскальный рисунок на петроглифах Тувы доказывает существование тувинского танца еще с гунно-сарматского времени. В рисунке изображены четыре человека: два из них исполняют пляску «Девиг», и еще две танцующие секунданты. Нами установлено несколько вариантов лексики танца «Девиг», исполненные борцами Барун-Хемчикского, Овюрского, Эрзинского и Сют-Хольского районов.
ABSTRACT
“Devig” (eagle dance) which back in ancient times was a traditional Tivinian dance is analyzed in the article. Cave painting on Tuvan petroglyphs proves the existence of Tuvinian dance from Hunnish-Sarmatian time. There are four people depicted in the picture: two of them are dancing “Devig”, and the other two are dancing seconds. We have determined several variants of lexis of the dance “Devig”, which were executed by fighters of Barun-Khemchikskiy, Ovyurskiy, Erzinskiy and Syut-Kholskiy districts.
Ключевые слова: тувинский танец; тувинский обрядовый танец «Девиг»; девиг.
Keywords: Tuvinian dance; Tuvinian ceremonial dance “Devig”; devig.
«Девиг» (пляска орла) ещё в древности была традиционной пляской тувинцев. Эта мужская пляска, полная силы и духа, национальной гордости, исполняемая не только победителем, но и всеми борцами перед началом борьбы хуреш. Тувинская национальная борьба хуреш (куреш в Киргизии, кураш у узбеков) [4, с. 398] — состязание среди борцов. Тувинцы танцуют его под тувинскую народную песню «Догээ Баары».
Хуреш — это чисто тюркское слово. Сотрудник ТИГИ, завсектором монголоведения Бадарч Баярсайхан, считает, что в его основе слово «хур» («кур») — сила. Другой сотрудник ТИГИ, ведущий научный сотрудник сектора фольклора Зоя Самдан, говорит, что это слово башкиры считают сочетанием двух слов, в переводе означающих «пояс друга». Существует также мнение, что в основе названия борьбы — кушак, пояс. Такая борьба имеет похожие названия у разных народов: в Чувашии — курашу, в Татарстане — куреш, у алтайцев — курес. Некоторые считают, что истоки этой борьбы опять же в древних боевых искусствах: одним из важных элементов конной атаки было умение выкидывать противника из седла. Этот элемент боевой подготовки воинов тщательно отрабатывался на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах [2].
Шведский ученый Уве Рёнстрем о хоомее и танце пишет: «Исполняя танец орла «Девиг» под звуки хоомея, тувинские борцы чувствуют себя, как гордые орлы, которые парят по голубому небу, озирают вокруг безграничные просторы, горы и реки» [7]. Исполнение танца перед началом и после схватки всегда вызывал интерес у зрителей, он содержит элемент артистизма [1]. Каадыр-оол Бичелдей утверждает: «Хуреш — это в крови, мы — пассионарии. По определению Гумилева, ряд народов, в том числе и тувинцы, находятся в пассионарном состоянии, когда происходит процесс взрывного развития самосознания, когда народ готов пожертвовать за свои идеи и идеалы всем, чем угодно, самим собой. И, главное, народ знает, что эти идеалы достижимы. Хуреш — это способ внутреннего самоутверждения, подстегнутый пассионарным взрывом» [2].
М.Е. Килуновская пишет: «Тува — неиссякаемая сокровищница наскального искусства» [3]. В книге Э.А. Королевой [6] приводится наскальный рисунок на петроглифах Тувы гунно-сарматского времени — ритуальные позы, исполняемые в плясках. Важно обратить внимание на символическое значение прыжков. В Сибири на писанице у реки Белой человеческая фигура в позе адорации вписана в круг. Нередко фигурки в таких позах (рис. 92) изображались рядом с солярными знаками или в сочетании с ними, а также рядом с животными и птицами. Нередко фиксировались позы рук, опущенных вниз под прямым углом, например, в антропоморфных и женских изображениях поселения Кара-Депе в Средней Азии (рис. 91), на петроглифах Тувы гунно-сарматского времени (рис. 92). Обратим внимание на первую из четырёх фигур рисунка 92: судя по рисунке не трудно угадать, что художник имел сложную технику точечных ударов, он показывает красоту движения человека, её подвижность, а танцор изображается в прыжке уникальной быстроты и ритмичности.
На рисунке изображены четыре человека: два из них исполняют пляску «Девиг», один из них в прыжке, другой делает маховые шаги в стороны, третий — в позе ожидания, четвёртый человек в согнутом положении, видимо, упал и медленно поднимается. Трое из них имеют длинную косу, два из них — борцы, остальные два — танцующие секунданты, один из них победил, что видно по его гордой позе, другой в согнутом положении, видимо, только что упал и медленно поднимается. Таз откинут назад, такая позиция может быть только у борцов — исполнителей пляски орла «Девиг». Это может быть только тувинская национальная борьба «Хуреш», которая существовала ещё с гунно-сарматского времени.
Л.Р. Кызласов пишет о тувинской пляске борьбы «Девиг» [8]: «Бронзовая пряжка в форме танцующего человека. Работали прекрасные скульпторы-художники, изготовлявшие гипсовые ритуальные маски с цветной раскраской по грунту; ритуальные высокохудожественные статуи и статуэтки людей, коней, северных оленей, быков, баранов. Пляшущий человек был в позе, где руки разведены в стороны и ноги полусогнутые, несомненно, это была пляска борьбы «Девиг».
Э.К. Кыргыс посвящает свое этнопедагогическое исследование традиционным играм тувинцев. Аспирант Тувинского государственного университета А. Соскал поднимает вопрос о происхождении танца орла «Девиг».
Насчет традиционной одежды танца орла и борцов «содак-шудак» говорил в свое время М.С. Сундуй [10]: «В древнее время во всех соревнованиях борьбы «Хуреш» участвовали все, не зависимо от пола. В одно время женщины стали побеждать во всех соревнованиях, что смущало всех мужчин тех времён. Тогда великий хаан (король) приказал, что на соревнование нужно приходить в специальной одежде, называется костюм «содак-шудак», в котором жесткие кожаные сапоги, трусы, кофта (одевается, как кофта, но отсутствует передняя часть ткани, борец должен быть голым в передней части). Вот этот костюм настоящего воина. Тогда в следующем соревновании не участвовали женщины, так как никто из них не осмеливался в таком костюме выйти на арену. Вот таким образом появился традиционный костюм «содак-шудак», чтобы оградить от участия женщин». И этот костюм не должна шить женщина, только мужчина-борец, чтобы оставить силу и дух борца.
С давних времён до настоящего времени тувинцы очень любят праздники и обряды, которые продолжаются два-три дня. Самыми мужественными среди национальных игр считаются национальная борьба «Хуреш», конные скачки, состязания в стрельбе из лука. Перед схваткой борцы надевали борцовский национальный костюм «содак-шудак». Отличительной чертой исполнения танца орла «Девиг» является мах руками, подобно взмаху крыльев орла. Массово танец орла «Девиг» исполнялся борцами перед состязанием, а также было одиночное исполнение перед каждым выходом и после победы, и каждый танец имел свою индивидуальность. Исполнение танца орла «Девиг» было везде: приветственное массовое исполнение борцов в начале соревнования перед зрителями; танец победителя в случае победы; есть элементы танца и в самих движениях борцов во время состязания; и в движениях секундантов были показательные танцевальные движения. Секунданты играют роль затейников, развлекают людей, комментатор, как оратор, коротко рассказывал о достижении, наградах и биографию каждого борца перед его выходом на арену. В соревновании участвуют парные числа участников: 32, 64, 128 по весовым и возрастным категориям.
Традиция присвоения почетных званий и титулов наиболее знаменитым борцам существовала у тувинского народа издревле. В годы существования Тувинской Народной Республики (1921—1944) народная традиция получила официальное признание и была узаконена. В советские времена традиция была забыта и вновь возродилась в последние годы. Восстановлен проект положения о присвоении почетных званий «Кучутен моге Республики Тыва», «Чаан моге Республики Тыва», «Арзылан моге Республики Тыва» и «Начын моге Республики Тыва» спортсменам и ветеранам спорта.
Победитель исполнял танец орла «Девиг» и поднимал флаг Тувы. Нами установлено несколько вариантов лексики танца «Девиг» («Танца орла»), исполненные борцами Барун-Хемчикского, Овюрского, Эрзинского и Сют-Хольского районов. Как рассказывал ветеран культуры И.Д. Комбу [5], «каждый участник хуреша после того, как секунданты вызовут его на арену, должен перед схваткой выполнить обрядовый танец орла «Девиг». Исполнение танца «Девиг» отличался характерными особенностями по районам. Барун-Хемчикский танец орла «Девиг» исполнялся темпераментно, быстрыми шагами, руками вперёд размахивая. Овюрский «Танец орла» отличался неторопливым, гордым исполнением, как настоящий орёл, плавно размахивая руками, движения рук начинаются с сзади на 4 такта то в правую, затем в левую сторону. Эрзинские борцы, начинают с неторопливыми движениями рук, как овюрцы, но в конце делают резкие взмахи руками. Эрзинские и овюрские танцоры «Девиг» отличались полётностью, медленностью, как крыльями орла, махали руками, пружинистыми шагами, тяжёлым равновесием». Как всегда, борцы заканчивают «Танец орла» зигзагообразно, перепрыгивают с ноги на ногу и руками ударяют о колени и о ногу в ритме прыжков. Красивое исполнение танца орла «Девиг» повышало национальную гордость, и всегда публика воспринимала с восторгом, присуждались специальные призы. Конечно, здесь нелишне упомянуть о природном климате, роли пейзажа и природы, телосложении борца и этническом менталитете данного района.
Тувинские борцы совместно с деятелями культуры участвовали в культурной программе летней Спартакиады народов СССР. Сарыглар Семис-оол прошёл в праздничном шествии по Красной площади, исполняя «Танец орла» с двумя гирями в руках. Вскоре портрет знаменитого тувинского борца появился на обложке популярного журнала «Огонёк».
Список литературы:
- Абайдулин А. Тувинская хореография — истоки и перспективы // Тувинская правда. 1980. 12 февраля.
- Все это хуреш. Ирина Качан. // Плюс-информ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //plusinform.ru/main/5015-vse-eto-huresh.html (дата обращения: 17.07.2013).
- Качан И. Все это хуреш // Плюс-информ / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //plusinform.ru/main/5015-vse-eto-huresh.html (дата обращения: 17.07.2013).
- Килуновская М.Е. Тува — неиссякаемая сокровищница наскального искусства // Ученые записки. Вып. 18. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1995.
- Козлов А.М. История боевых искусств Востока. М: Астрель: АСТ, 2008. — 398 с.
- Комбу Иван Далаевич. 193? г/р. ПМА. 25.06. 1995 г.
- Королева Э.А. Танец и художественная культура. От возникновения человечества до первых великих цивилизаций. Минск: "Армита Маркетинг, менеджмент", 1997.
- Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. изд. Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1992. — 14 с.
- Путеводитель. Тува. / Мишель Строгов, Пьер-Кристиан Брошe, Доминик Озиас., под ред. Ле Пти Фютe. Издание второе изд. М: Авангард, 2004. — 10 с.
- Сундуй З.М. 1980 г/р., ПМА, в свое время услышал от своего отца Сундуй М.С. 1941—1995 гг., с. Торгалыг, Овюрского района.
дипломов
Оставить комментарий