Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ШКОЛА РИСУНКА КАК ОСНОВА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Бугреев Сергей Владимирович
преподаватель начертательной геометрии и инженерной графики филиала Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Краснодаре, РФ, Краснодар
E-mail:
SCHOOL OF DRAWING AND PAINTING AS A BASIS OF THE SUBJECT “ENGINEERING GRAPHICS”
Sergey Bugreev
Teacher of Perspective and Shadow Projections and Engineering Graphics, branch of Rostov State Transport University in Krasnodar, Russia Krasnodar
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется потребность человека к изобразительной деятельности на основе исторической ретроспективы Школы Рисунка. Исследуется психофизический механизм зрительного восприятия и отображения как синтез творческого и механистического начал. Раскрывается универсальность применения Школы во многих областях деятельности человека.
ABSTRAKT
In the article there is analyzed a human need in figurative activity based on the historical retrospective of School of Drawing and Painting. Psychophysical mechanism of visual perception and reflection has been examined as a synthesis of creative and mechanistic initiatives. Universal applicability of the School in various spheres of human activities is presented in the article.
Ключевые слова: восприятие; изображение.
Keywords : perception; picture.
Анализ работы с обучающимися на технических специальностях начального, среднего и высшего уровня дает право говорить о том, что их мышление объемно-пространственными категориями находится на довольно низком уровне. В то же время у сегодняшнего студента, учащегося имеется большая потребность в поиске стимулов самостоятельно активно развивать качества и способности для дальнейшей творческой и профессиональной деятельности. В работе кратко рассмотрено формирование и сущность Школы рисунка как отражение уровня развития общества и как способ передачи информации, ее влияние на различные сферы человеческой деятельности, ее положительная роль в связующем звене современных методов и классической школы обучения. Предполагается через раскрытие темы эстетического и изобразительного цикла, как наиболее наглядного и доступного способа, показать антологию развития человеческой мысли. Через анализ материальных свидетельств — изображений — показать неразрывную связь творческого созидательного начала человека и уровень развития технической мысли.
Занятие изобразительным искусством — это «… важное средство развития личности, так как формируются настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, активно познается действительность. При этом развивается зрительное восприятие, воображение, пространственное мышление, память, духовно обогащающие чувства. Идет накопление зрительных образов, глубоко и всесторонне познается форма, строение, пространственное положение и особенности освещения» [2]. Это порой нелегкий труд, где умственное начало воплощается в создание реального осязаемого предмета: наброска, эскиза, предложения, проекта, рисунка либо картины.
Познание и отражение
В своем развитии человек познавал мир и свою зависимость от природы; в борьбе за существование человеку необходимо было приспосабливаться к окружающим условиям. В процессе эволюционного развития он был вынужден использовать природу для удовлетворения своих потребностей, преобразовывая ее в процессе труда. Образцы наскальных рисунков (рисунок 1) предстают перед нами как памятник первобытной культуры, богатейший источник информации и предмет любования искусным мастерством художника. Угадываются и как бы учебные пособия приемам охоты самого охотника-художника. Ведь тут и схемы загона стада, и животные в реальном движении — в беге. Автор и охотится и любуется предметом своей охоты и им же декорирует свое жилище. И это было, вероятно, первой азбукой для его детей, самой важной, ибо охота давала тем людям все.
Рисунок 1. Наскальные рисунки
Познавая свойства созданного природой материала, человек обнаружил, что каждый ее организм имеет строго определенную форму и строение, которые обеспечивают взаимосвязанную работу всех его частей. Человек понял также, что сделанные им вещи приобретут необходимую прочность и устойчивость, если он будет формировать их по законам природы.
На первом этапе предпочтение, как наиболее прочному материалу, было отдано камню. И каменные пещеры, и сложенные из обтесанных каменных плит жилища, и предметы культового поклонения, а также орудия труда, оружие — все это, уцелевшее и дошедшее до нашего времени, открывает картину жизни и становления Разумного Человека. Ныне спорно авторство создания грандиозных каменных мегалитов: пирамид, дольменов, стелл, статуй, каналов и плато. Но все это человек использовал для жизни и часто украшал росписями и резьбой (например, выбитый орнамент на каменных стенах дольменов). Ко всему присматривался человек, все его поражало! Он запоминал образы зверей и птиц, носил их в себе, часто боготворил их и воссоздавал их изображения. Дикой таинственной силой дышат эти рисунки и талантом несомненным! Это убедительно доказывает стремление к красоте в каждом человеке, на каких бы ступенях развития он не находился. Украшалась шея, прическа бусами из самоцветных камней, засушенными плодами и костями, расписывалось и натиралось тело различными колерами (рисунок 2), протыкалась кожа для подвешивания украшений.
Рисунок 2. Раскраска
Зарождение первых эстетических чувств дало постоянное эмоциональное воздействие природы на человека, и в процессе труда, стараясь творить по законам красоты, он выработал особую форму общественного сознания — Искусство.
Не только красоту несли рисунки, но и послания. Рисунки упрощались, схематизировались. Так и передавались знания и опыт изображениями тысячи и тысячи лет пока не создали первые письмена. Сначала они были как пояснения к рисункам. Кроме камня использовались глиняные плоские бруски, береста или раскатанный в плоскость папирус, покрытые воском деревянные дощечки.
Методы и средства познания.
Чтобы понять рисование как вид интеллектуальной деятельности человека, необходимо ознакомиться с тем, какие системы и какие органы участвуют в этом процессе.
Изначально есть Восприятие и затем Отображение. Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей. Отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Именно чувственное отражение знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми характеристиками окружающего пространства и объектов в нем. Профессор Маклаков А. в своей книге «Общая психология» повествует о том, что зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией, что запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой, и нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов с характерными признаками. Информация о форме, цвете, яркости объекта изображения сливается воедино в некий определенный образ. При этом константность восприятия есть механизм корректирования, обеспечивающий адекватность зрительного образа объекта самому себе. Вырабатывается константность на основе накопленного опыта [3].
Наиболее полные возможности для познания пространственных форм представляет одновременное зрительное и осязательное изучение формы в ее конструктивном строении и поворотах. «…Для выработки представлений о действительной величине предмета требуется известная величина изображения на сетчатке и вместе известная работа наружных и внутренних мышц глаза… Известная комбинация раздражений, идущих из сетчатки и из этих мышц, совпавшая несколько раз с осязательным раздражением от предмета известной величины, является сигналом, становится условным раздражением от действительной величины предмета» [4].
Первичное восприятие зрением контролирует мышление: «…уже в сетчатке аналитически обобщаются раздражающие рецепторы воздействия. Нервные окончания могут пропустить раздражение только в ограниченных пределах» [4].
С помощью мышления, анализа и синтеза познается общее в предметах и явлениях, закономерности и связи между ними, которые недоступны непосредственному познанию.
Сравнение, обобщение, абстрагирование
Сравнение — это мысленное установление сходства и различия. Любое сравнение предполагает сопоставление каких-либо конкретных отношений. Посредством сравнения определяется то общее, что имеется между отдельными объектами или явлениями, которые необходимо объединить в отдельную группу, категорию.
Обобщение является мысленным объединением сходных по каким-либо признакам и качествам предметов и явлений. За основу обобщения берутся основные признаки, характеризующие самую сущность объектов и явлений. В изобразительной деятельности оно предполагает целостное восприятие объектов и явлений.
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от ряда признаков, сторон, характеристик. Оно позволяет глубоко вникнуть в сущность изображаемого, что помогает выработать схему. Это качественная ступень развития мышления, и в изобразительной практике она позволяет владеть схемами-этапами создания изображения: 1) пространственные отношения; 2) конструктивное строение; 3) перспективные сокращения.
С давних пор художники и мыслители указывали на необходимость постоянной опоры на те или иные науки (например, оптику, анатомию, механику…). По их утверждениям, только в этом случае можно добиться успеха в правдивой и выразительной передаче изобразительными средствами предметов и явлений действительности.
Место Рисования как вида созидательной деятельности в различных областях человеческой деятельности:
1. как интеллектуальная способность исключительно Человека;
2. древнейший способ создания и передачи объекта информации. Символизм и кодирование рисунков привели к созданию письменности, геральдики, картографии, пиктограмм…
3. основа всех видов изобразительного искусства, а также архитектуры, ландшафтного дизайна, инженерной графики;
4. изобразительная культура татуажа и косметических преобразований современных маргинальных групп. Изобразительная культура язычества;
5. необходимое средство работы с материалами в научно-исследовательской деятельности;
6. изучение историками изображений ушедших эпох как основной метод познания;
7. существенный инструмент воздействия на человека специалистов таких областей, как медицина (психиатрия), криминалистика и т. п.;
8. самое легкодоступное средство для самовыражения личности, начиная с раннего детства, совершенствования и обогащения внутреннего мира, а также нравственного воспитания человека.
Известный авиаконструктор Яковлев А.С. в своей книге «Рассказы конструктора» писал: « И еще за одно я очень благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Рисование вообще было моим любимым предметом. … В школе я не только научился рисовать, но и прочитал несколько книг по искусству … Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге» [5].
Физик Альберт Эйнштейн (1879—1955), характеризуя Исаака Ньютона (1643—1727), писал, что его радость созидания и ювелирная точность проявляются в каждом слове и каждом рисунке.
Технический рисунок
Технический рисунок существует с древнейших времен. Достаточно упомянуть египетские, времен создания пирамид (рисунок 3), и ассирийские изображения таранов и колесниц, доспехов и оружия (рисунки 4,5), устройств для казни и мумифицирования, медицинских инструментов и судов для плавания. Древнеиндийские и древнекитайские каменные рельефы хранят изображения оборудования для глубоководного погружения и неразгаданных еще аппаратов и механизмов. И античный мир, и средневековая культура ‒ всюду следами расцвета и могущества государств предстают перед нами сохранившиеся изображения тех или иных механизмов, устройств, сооружений и способов производства или строительства того времени Часто те изображения были в виде развернутых картин с участием людей. Лишь позже формат рисунка пришел к виду чертежа.
Рисунок 3. Строительство пирамиды
Рисунок 4 Осада города
Рисунок 5 Арбалет
|
|
Из рисования пришли понятия «горизонталь» и «вертикаль», «симметрия», «зрительное равновесие», «зрительная тяжесть, легкость». А также «масштабная сетка». Без нее не обойтись при масштабировании, например, сложных шаблонов. Очень помогает владение рисунком при составлении схем. Например, схемы технологических операций, что актуально, например, при освоении сложного оборудования, станка. Или еще пример: ГОСТ 2.103-68 (стадии разработки) устанавливает на стадиях разработки конструкторской документации корректировку этой документации по пространственно-кинематическому взаимодействию с другими изделиями или составных частей изделия между собой, условий эргономичности. Без развитого объемно-пространственного мышления человека эту задачу выполнить будет проблематично.
Таким образом, знакомство с изобразительным искусством, работа над изображением серьезно помогает в развитии и профессиональном совершенствовании технического специалиста, как и любого человека, независимо от профессии, возраста, пола.
Список литературы:
1.Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Советская Россия, 1985.
2.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству. М.: Просвещение, 1977.
3.Маклаков А. Общая психология. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — UL: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/ (дата обращения 14.11.2013.)
4.Павлов И.П. Полное собрание сочинений т. 3, кн. 1. М.-Л., 1951.
5.Яковлев А.С. Рассказы конструктора. М.: Воениздат МВС СССР, 1950. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/yakovlev - as2/index.htvi (14.11.2013.)
дипломов
Оставить комментарий