Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Акобирова С.Т. Х. ЛЭМБ — ПЕВЕЦ УЗБЕКСКОЙ КУЛЬТУРЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

Х.  ЛЭМБ  —  ПЕВЕЦ  УЗБЕКСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

Акобирова  Сарвар  Туйевна

канд.  филол.  наук,  доцент  Ташкентского  финансового  института,  Республика  Узбекистан,  г.  Ташкент

E-mail:  ако

 

LAMB  H.  —  SINGER  OF  UZBEK  CULTURE

Akobirova  Sarwar  Tuyevna

candidate  of  philological  sciences,  associate  professor  of  Tashkent  Financial  Institute,  Republic  of  Uzbekistan,  Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  проводится  анализ  творческой  деятельности  Х.  Лэмба,  осуществлен  краткий  экскурс  в  эпоху  Восточного  Ренессанса,  и  выявлена  специфика  художественного  воплощения  исторически  сложившихся  отношений  Восток-Запад  в  произведениях  американских  писателей  ХХ  века.

ABSTRACT

The  article  analyzes  the  creative  activity  of  H.  Lamb,  brief  excursion  into  the  era  of  East  Renaissance  and  revealed  the  specificity  of  the  artistic  embodiment  of  East-West  historical  relations  in  the  works  of  American  writers  of  the  twentieth  century.

 

Ключевые  слова:  литература;  Восточный  Ренессанс;  творчество  Х.  Лэмба;  романо-биография;  культура.

Keywords:  literature;  East  Renaissance;  creativity  of  H.  Lamb;  romano-biography;  culture.

 

В  30-е  годы  XX  века  на  литературную  арену  выходит  замечательный  американский  писатель  Хэролд  Лэмб,  который,  в  отличие  от  своих  собратьев  по  перу,  создает  художественные  произведения  о  титанах  Восточного  Ренессанса.

Следует  отметить,  что  жизнь  и  творчество  писателя  недостаточно  исследовано  как  в  Узбекистане,  так  и  в  других  странах  СНГ.  Х.  Лэмб  (1892—1962)  родился  в  Нью-Джерси.  Писатель  закончил  восточный  факультет  Колумбийского  университета  и  в  совершенстве  владел  арабским  и  персидским  языками.  Большую  часть  своей  жизни  Х.  Лэмб  посвятил  изучению  истории  культуры  Азии,  России  и  Ближнего  Востока.

В  Восточной  истории  и  культуре  Х.  Лэмба  особенно  привлекал  период  Ренессанса  IX—XV  вв.  Перед  анализом  научной  деятельности  Х.  Лэмба,  вкратце  опишем  особенности  периода  Восточного  Ренессанса. 

Необходимо  отметить,  что,  когда  речь  идет  о  периоде  Восточного  Ренессанса,  следует  помнить  о  кардинальном  его  отличии  от  европейского.  На  Востоке  не  было  возрождения  античной  культуры,  великих  географических  открытий,  развития  капиталистического  способа  производства  и  ряда  других  явлений.  Но  имелся  ряд  и  других  не  маловажных  отличительных  аспектов:

·     наличие  Великого  шелкового  пути  —  главной  артерии  мировой  торговли;

·     победа  королевской  власти  и  образование  централизованных  государств  (государство  Саманидов,  Хорезмшахов,  могущественное  государство  Тимура  и  империя  Бабура); 

·     расцвет  свободомыслия  и  возникновение  ряда  течений  внутри  ислама.

Надо  подчеркнуть,  что  в  данный  период  развиваются  такие  науки,  как  философия,  математика,  астрономия,  медицина,  литература  и  культура.  Таким  образом,  Восток  дал  мировой  цивилизации  ряд  выдающихся  титанов-гуманистов:  Рудаки,  Фирдоуси,  Хайяма,  Саади,  Хафиза,  Бируни,  Абу  Али  ибн  Сина,  Фароби,  аль  Хоразми,  Навои,  Тимура,  Улугбека,  Бабура  и  ряд  других.

Узбекские  классики  пользовались  у  интеллигенции  и  читателей  Запада  традиционным,  еще  с  прошлых  веков,  признанием  и  авторитетом.  А.  Навои  и  З.М.  Бабур  подняли  узбекскую  классическую  литературу  до  уровня  мировых  шедевров  и  стали  одними  из  великих  мастеров  мировой  литературы.  Известно,  что  произведения  Бабура  начиная  с  XVII  века  неоднократно  переводились  на  многие  европейские  языки  и  переиздавались.  Обо  всем  этом  написано  очень  много,  особенно  в  XX  веке,  когда  произведения  Бабура  были  переведены  на  английский  язык  и  широко  распространились  за  Атлантикой. 

Резюмируя  вышеизложенный  краткий  экскурс  в  эпоху  Восточного  Ренессанса,  отметим,  что  отличительные  особенности  (титаны  мысли,  центр  мировой  торговли  и  др.)  данной  эпохи  от  европейской,  возможно,  пробудили  в  Х.  Лэмбе  огромное  желание  к  изучению  восточной  культуры,  что  в  итоге  вылилось  в  то,  что  он  всю  жизнь  посвятил  изучению  истории  культуры  Азии,  России  и  Ближнего  Востока.

После  окончания  университета  Х.  Лэбм  начинает  литературную  карьеру  в  газете  «Нью-Йорк  Таймс».  Успех  Х.  Лэмба  как  журналиста  был  впечатляющим,  что  привело  к  тому,  что  главный  редактор  газеты  А.  Хофман  разрешил  будущему  писателю  писать  статьи  на  любую  тематику  исходя  из  его  собственного  желания  и  усмотрения.

Первые  статьи  и  исторические  работы  Х.  Лэмба  базировались  исключительно  на  путешествиях  и  исследованиях  в  данный  период.  Он  много  путешествовал  по  регионам,  о  которых  писал,  пытаясь  проследить  прошлое  таких  личностей,  как  Марко  Поло  и  Чингиз-хан,  Александр  Великий  и  Тимур,  Омар  Хайям  и  Бабур.  Он  тщательно  изучал  фольклор,  литературу  и  традиции  тех  стран,  о  которых  писал,  создавая  национальный  колорит  эпохи  Ренессанса.  Таким  образом,  наряду  с  различными  статьями  и  рецензиями  о  творчестве  Бабура,  в  США  выходит  важная  для  его  творчества  книга  «Бабур  тигр»  (1961)  [3].

Его  произведения  по  форме  можно  отнести  к  популярному  в  США  жанру  романизированных  биографий.  Из  всех  видов  художественно-биографического  повествования  наиболее  значительным  является  роман  биография.  Что  же  это  за  жанр?  Следует,  на  наш  взгляд,  обратиться  к  А.  Моруа,  который  является  не  только  прославленным  мастером,  но  и  теоретиком  этого  жанра.  В  лекции,  прочитанной  в  Кембриджском  университете,  он  заявил,  что  со  всей  категоричностью  можно  говорить  о  существовании  романа-биографии  как  особого,  самостоятельного  жанра,  который  располагается  в  пограничной  зоне,  как  и  очерк,  разделяющей  искусство  и  науку  [2,  с.  396].

В  любом  случае,  художественная  биография  —  это  изображение  конкретного  исторического  лица,  причем  достаточно  хорошо  известного.  Данное  повествование  всегда  построено  на  научной  основе.  Таким  образом,  для  художественной  биографии  достоверность  —  это  важнейший  жанровый  критерий.  В  романе-биографии  обычно  освещается  вся  жизнь  героя.  На  художественную  биографию  распространяются  законы  литературного  познания  —  действительность  отражается  через  образ–характер  исторического  деятеля.  И  как  любое  другое  литературное  произведение,  художественная  биография  должна  помочь  читателю  понять  социальную  природу  общества,  преломленную  сквозь  призму  идейно-нравственных  проблем,  волнующих  человечество  в  тот  или  иной  момент.

В  данном  аспекте  творчество  Х.  Лэмба  созвучно  с  книгами  Ирвинга  Стоуна  —  мастера  биографического  жанра.  Вспомним  известные  и  очень  популярные  книги  этого  писателя,  опубликованные  в  странах  СНГ:  «Муки  и  радости»  —  роман  о  Микеланджело,  «Моряк  в  седле»  —  роман  о  Д.  Лондоне,  «Жажда  жизни»  —  роман  о  В.  Ван-Гоге,  «Происхождение»  —  роман  о  Ч.  Дарвине,  и  многие  другие.  В  1927  году  писатель  издает  произведение  «Чингиз-хан»;  в  1930  году  книгу  «Дети  Чингиз-хана»  с  иллюстрациями  Виллиама  Сижела;  «Тамерлан,  потрясатель  земли»  (1928);  «Крестоносцы»:  1  том  «Железные  люди  и  святые»  (1930),  2  том  «Пламя  ислама»  (1931);  «Омар  Хайям»  и  «Жизнь»  (1934).  Вторая  книга  «Персидская  мозаика»,  посвященная  великому  О.  Хайяму,  вышла  в  1943  г.  в  издательстве  «Хейл»  и  вызвала  большой  шквал  критики  и  интереса  в  широкой  читательской  аудитории,  что  свидетельствовало  о  живом  интересе  к  Востоку,  и  особенно  к  О.  Хайяму. 

Следует  особо  подчеркнуть,  что  в  1951  году  Х.  Лэмб  выпустил  роман,  посвященный  Сулейману  Великолепному,  который  создал  обширную  империю.  При  нем  Османская  империя  достигла  высшего  политического,  экономического  и  культурного  могущества,  и  он  считался  истинным  представителем  Ренессансной  эпохи  [4].

Следует  заметить,  что  вышеперечисленные  романы  неоднократно  переиздавались  и  по  мотивам  этих  произведений  были  сняты  фильмы.  Для  Голливуда  романы  Х.  Лэмба  оказались  бесценным  материалом,  и  экранной  обработке  были  подвергнуты  почти  все  основные  романы,  посвященные  Востоку.  Роман  «Бабур-тигр»  был  переведен  на  русский  язык  и  опубликован  в  журнале  «Звезда  Востока»  в  1979  г.

Произведение  Х.  Лэмба  о  Бабуре  представляет  большой  интерес.  Впервые  в  мировой  литературе  была  предпринята  попытка  художественного  воссоздания  образа  Бабура  как  поэта  и  воина,  чадолюбивого  отца  и  человека,  которому  ничто  земное  не  было  чуждо.

Его  книга  о  Бабуре  состоит  из  предисловия  и  восьми  глав.  В  процессе  создания  книги  Х.  Лэмб  посетил  Ташкент,  где  беседовал  с  виднейшими  востоковедами,  знакомился  с  трудами  академика  В.В.  Бартольда,  профессора  С.  Азимджановой  и  другими  учеными.  Книга  начинается  с  повествования  об  отступлении  и  борьбе  Бабура  с  Шейбаниханом.  Значительное  место  уделено  скитаниям  героя  между  Ферганской  долиной,  Ташкентом  и  Самаркандом,  завоеванию  Кабула  и  его  визиту  в  Герат  для  организации  коалиции  против  Шейбанихана.  Последующие  главы  посвящены  завоеванию  Бабуром  Индии  и  созданию  Великой  Империи.  В  заключении  автор  объективно  оценивает  деяния  Бабура.  Издание  данной  книги  в  США  свидетельствует  о  большом  интересе  народов  мира  к  искусству  и  литературе  Узбекистана.

Необходимо  отметить,  что  в  творчестве  Х.  Лэмба  ряд  романов  («Тамерлан,  потрясатель  земли»,  «Чингиз-хан,  император  всех  народов»,  произведение  об  Омаре  Хайяме  и  Бабуре),  посвященных  истории  Востока,  имеют  огромную  ценность.  Особенностью  романов-биографий  Х.  Лэмба  является  то,  что  вписана  новая  страница  в  постижении  такого  феноменального  явления,  как  Восточный  Ренессанс.  Интерес  к  исключительным  личностям,  ставшими  вехами  того  времени,  призван  удовлетворить  тягу  читателя.

Таким  образом,  созидательное  научное  развитие  периода  Ренессанса  в  Средней  Азии  позволило  раскрыться  человеческому  совершенству  во  всех  сферах  деятельности.  Неподдельное  восхищение  даже  сегодня  вызывают  творения  человеческого  разума  и  рук,  и  это  прекрасно  показал  в  своем  творчестве  замечательный  знаток  Востока,  американский  писатель  Х.  Лэмб.

В  заключении  отметим,  что  в  настоящий  момент  в  Узбекистане  проводятся  множество  исследований  произведений  классиков  узбекской  культуры.  Клад-знаний,  кроящийся  в  творчестве  Х.  Лэмба,  выступает  базисом  и  опорой  для  исследований  ученых  современности,  и  наша  задача  в  том,  чтобы  продолжить  творческое  наследие  Х.  Лэмба.

 

Список  литературы:

1.Бабур  Бабур-наме  /Пер.  М.  Салье.  Т.,  1956.  —  400  с.

2.Моруа  А.  Современная  биография//Прометей.  —  1968  —  №  5.  —  с.  394—416.

3.Lamb  H.  Babur  the  Tiger.  First  of  the  Great  Monguls.  Doubleday,  1961. 

4.Lamb  H.  Suleiman  the  Magnificent,  Sultan  of  the  East,  Doubleday,  1951.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий