Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория языка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Баялиева Г.Ж. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК ТЮРКСКИХ ПАМЯТНИКОВ ПИСЬМЕННОСТИ XI—XII ВЕКОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ЯЗЫК  ТЮРКСКИХ  ПАМЯТНИКОВ  ПИСЬМЕННОСТИ  XIXII  ВЕКОВ

Баялиева  Гульмира  Жарылкасыновна

канд.  филолог.  наук,  доцент  кафедры  казахского  языка,  литературы  и  журналистики  Кызылординского  государственного  университета  имени  Коркыт  Ата,  Республика  Казахстан,  г.  Кызылорда

E-mail: 

 

LITERARY  LANGUAGE  OF  TURKIC  ANCIENT  MANUSCRIPTS  OF  XI—XII  CENTURIES

Bayalieva  Gulmira  Zharylkasynovna

candidate  of  philology,  associate  professor  of  the  department  of  the  Kazakh  language,  literature  and  journalism  of  Korkyt  Ata  Kyzylorda  state  university,  Republic  of  Kazakhstan  Kyzylorda

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  автор  рассматривает  вопросы,  связанные  с  процессом  распада  единого  тюркского  языка  и  формирования  самостоятельных  языков  отдельных  тюркских  народов,  вопросы  развития  тюркских  языков  в  период  с  X  по  XV  века.  Значительное  внимание  уделяется  анализу  языка  памятников  письменности  указанного  периода,  рассматриваются  разные  точки  зрения  учёных  по  вопросу  о  том,  на  основе  какого  диалекта  сформировался  язык  караханидского  государства.  Автор  предлагает  свою  точку  зрения  по  данному  вопросу.

ABSTRACT

The  article  touches  upon  the  issues  related  to  the  process  of  disintegration  of  a  common  Turkic  language  and  the  formation  of  the  independent  languages  of  some  Turkic  peoples,  the  issues  of  Turkic  languages  development  in  the  period  from  X  until  XV  centuries.  The  author  emphasizes  on  the  analysis  of  ancient  manuscripts  language  of  the  period  mentioned  above,  as  well  as  she  considers  the  points  of  view  of  the  scientists  on  the  issue,  on  the  basis  of  which  dialect  the  language  of  Karakhanid  state  was  formed.  The  author  proposes  her  own  point  of  view  on  this  problem.

 

Ключевые  слова:  тюркские  народы;  тюркский  язык;  Караханиды;  тюркская  письменность;  памятники  письменности;  дастан;  ответвления;  варианты.

Keywords:  Turkic  peoples;  Turkic  language;  Karakhanids;  Turkic  writing;  ancient  manuscripts;  dastan;  branches  and  variants.

 

X—XI  века  в  истории  тюркских  народов  отмечены  значительными  общественными  событиями:  в  этот  период  каждое  из  племен,  входивших  в  состав  тюркского  народа,  начало  формироваться  как  самостоятельный  народ,  приобретать  независимость.

Этот  процесс  привел  к  распаду  единого  тюркского  языка  и  формированию  отдельных,  самостоятельных  языков,  чему  способствовали  следующие  факторы:  уровень  социального  развития  народов,  географическое  расположение,  самостоятельность  языков,  религиозные  убеждения  и  др.

Можно  выделить  два  периода  в  истории  развития  тюркских  языков  с  X  по  XV  века:  1)  период  Kараханидов  (X—XII  вв.)  и  2)  период  монгольский  (XIII—XV  вв.).

В  период  с  V—VII  по  X—XII  века  быт  и  культура  тюркских  народов  были  связаны  с  караханидским  государством.  В  период  правления  династии  Караханидов  произошло  развитие  языка  и  литературы  народов,  населявших  территорию  Средней  Азии  и  Казахстана:  на  основе  языков  кыпшаков,  огузов,  карлуков  и  уйгуров  сформировалась  тюркская  письменность  на  основе  арабской  графики,  появились  памятники  письменности.

В  X  веке  на  территории  Жетысу  проживали  племена  огузов,  оказывавших  давление  на  соседние  племена.  Первые  упоминания  о  племени  карлуков  встречаются  в  документах,  датируемых  V  веком.  Карлуки  занимали  очень  обширную  территорию:  от  Шаша  (Ташкента)  до  Балхаша  и  Иссыккуля.

Возможно,  по  причине  проживания  на  большой  территории  они  имели  два  центра:  один  из  них  —  город  Баласагун,  второй  —  Кашгар.  Карлуки  разговаривали  на  различных  диалектах  тюркского  языка.  Позже  из  племени  карлуков,  входивших  в  состав  караханидского  государства,  выделилось  племя  шигили. 

Шигили  вели  кочевой  образ  жизни  на  территории  вокруг  Тараза  и  Иссык-Куля.  По  свидетельству  М.  Кашгари,  шигили  разговаривали  на  тюркском  языке.  В  зависимости  от  места  проживания  они  были  разделены  на  три  группы:  1)  шигили,  проживающие  в  городе  Кум  недалеко  от  Барсагана;  2)  шигили,  проживающие  в  небольших  городах  в  окрестностях  Тараза;  3)  шигили,  выбравшие  местом  проживания  Кашгарию  [1,  с.  36].

Третье  племя,  входившее  в  состав  караханидского  государства,  -  ягмалы.  Это  одно  из  племен,  которому  удалось  сохранить  свой  язык.  Они  вели  кочевой  образ  жизни  на  территории  от  Иссык-Куля  до  Кашгарии,  основное  место  проживания  —  Восточный  Туркестан.

Большую  роль  в  истории  тюркских  народов  сыграли  огузы,  сосредоточившиеся  на  земле  Жетысу.  В  IX—X  веках  огузы  начали  объединяться  на  территории  Западного  Казахстана  и  устанавливать  свое  первое  государство.  Например,  узбекские  языковеды  придерживаются  следующей  точки  зрения:  узбеки,  проживающие  в  населенных  пунктах  Созак,  Сайрам,  Карамурт  Шымкентской  области,  разговаривают  на  огузском  диалекте  узбекского  языка  и  являются  потомками  древних  огузских  племен  [2,  с.  99].

Самым  ценным  и  значительным  по  объему  памятником  письменности  эпохи  Караханидов  является  труд  Жусипа  Баласугуни  «Кутадгу  бiлiк»,  написанный  в  жанре  дидактического  дастана  (высокохудожественного  поэтического  произведения).  Поэт  создал  названное  произведение  в  Кашгарии  в  1069—1070  годы.  До  наших  дней  дошли  три  варианта  дастана,  и  все  они  получили  мировую  известность.

С  точки  зрения  языкового  сходства  близким  к  трудам  Жусупа  Баласугуни  и  Махмуда  Кашгари  является  дастан  А.  Йугунеки  «  Хитабул  хакайык».  В  языке  названных  произведений  наблюдаются  как  сходства,  так  и  различия.  Дастан  является  первым  художественным  произведением,  написанным  на  литературном  тюркском  языке.

«Тюркский  язык»  —  это  общее  наименование.  Существуют  различные  точки  зрения  относительно  того,  о  каком  из  конкретных  тюркских  языков  идет  речь.  Согласно  точке  зрения  С.Е.  Малова  речь  идет  о  древнем  уйгурском  языке;  по  мнению  А.  Наджипа,  это  карлукско-уйгурский  язык;  с  точки  зрения  А.М.  Щербака  —  карлукский  язык,  с  точки  зрения  Г.Ф.  Благова  —  карлук-кыпшакский  язык,  а  по  мнению  А.  Валидова  —  караханидский  язык  [3,  с.  89].

По  мнению  казахских  исследователей,  Жусуп  Баласугуни  создал  свой  дастан  на  литературном  языке,  понятном  всем  племенам  Караханидского  государства,  населявшим  необъятные  территории  от  Кашгарии  до  Амударьи  [4,  с.  78].

Следовательно,  можно  считать,  что  памятники  письменности,  датируемые  XI—XV  веками,  написаны  на  общем  для  всех  тюркских  племен  языке.  Единый  язык  в  зависимости  от  территории  его  распространения,  от  исторического  периода  имел  свои  особенности.

Итак,  мы  можем  утверждать,  что  древний  тюркский  язык  имел  несколько  ответвлений  или  вариантов.  Например,  огузско-кыпшакский,  древний  туркменский,  узбекский  и  другие  литературные  языки  являются  различными  вариантами  древнего  тюркского  языка,  сформированного  на  территории  Поволжья,  Средней  Азии  и  Казахстана.  Диалекты  этого  языка  —  языки  отдельных  тюркских  народов.

Вопрос  в  том,  какой  из  диалектов  стал  основой  для  литературного  языка  Караханидского  государства?  По  нашему  мнению,  это  язык  племен  аргу,  шыгыл.  Данная  точка  зрения  основана  на  материалах  словаря  М.  Кашгари,  в  котором  рядом  с  каждым  словом  наряду  с  его  лексическим  значением  автор  указывал,  к  какому  племени  оно  относится,  и  отмечал,  что  в  языке  других  племен  оно  не  встречается.  Слова,  часто  употребляемые  в  литературном  языке  Караханидского  государства,  принадлежат  языкам  племен  аргу  и  шыгыл.  Фонетические  и  грамматические  признаки  языков  племен  аргу  и  шыгыл  отмечены  также  в  достаточном  количестве  в  трудах  «Кутадгу  бiлiк»  и  «Хибатул  хакайык».

Эти  доказательства  дают  нам  основание  утверждать,  что  литературные  произведения  караханидского  государства  созданы  на  основе  варианта  древнего  тюркского  языка  племен  аргу  и  шыгыл.

Выявление  общих  черт  и  отличительных  признаков  языка  каждого  памятника  письменности  -  задача  будущих  исследований  в  этом  направлении.

В  результате  успешного  решения  поставленной  задачи  будет  установлена  взаимосвязь  современных  тюркских  языков  с  памятниками  письменности,  созданными  на  древнем  тюркском  языке.

 

Список  литературы:

1.Кашгари  М.  Дивани  лугат  –  ит  турк.  1  Т.  —  36  с.

2.Кайдаров  А.,  Оразов  М.  Введение  в  тюркологию.  Алматы,  1985.  —  99  с. 

3.Келимбетов  Н.  Древняя  литература.  Алматы,  1991.  —  78  с.

4.Советская  тюркология.  Баку,  —  1970,  —  №  4.  —  89  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий