Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория литературы. Текстология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бахтиярова С.Б., Абдуллаева А.А. СОЗВУЧИЕ ВЕЛИКИХ ИМЕН // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 1(32). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

СОЗВУЧИЕ  ВЕЛИКИХ  ИМЕН

Бахтиярова  Сара  Бахтияровна

канд.  филол.  наук,  доцент  Кызылординского  государственного  университета  им.  Коркыт  ата,  Республика  Казахстан,  г.  Кызылорда

Абдуллаева  Айнагул  Абдикалыковна

магистр  филол.наук,  старший  преподаватель  Кызылординского  государственного  университета  им.  Коркыт  ата,  Республика  Казахстан,  г.  Кызылорда

E-mail: 

 

HARMONY  OF  THE  GREAT  NAMES

Bakhtiyarova  Sara  Bakhtiyarovna

candidate  of  philosophical  sciences,  associate  professor  at  Korkyt  Ata  Republic  of  Kazakhstan,  Kyzylorda

E-mail: 

Abdullayeva  Aynagul  Abdikalykovna

master  of  philological  sciences,  senior  teacher  at  Korkyt  Ata  Kyzylorda  State  University  Republic  of  Kazakhstan,  Kyzylorda

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  рассмотрено  творчество  великого  казахского  поэта  и  мыслителя  Абая  Кунанбаева.  Проанализированы  особенности  его  поэтического  стиля.  В  результате  анализа  автор  доказывает,  что  в  своем  творчестве  Абай  продолжает  и  развивает  традиции  народных  поэтов  Бухар  жырау,  Жанака,  Дулата.

На  основе  проведенного  исследования  автор  утверждает,  что  с  творчества  Абая  начался  новый  этап  развития  казахской  литературы  —  период  «классического  стиля  Абая».

ABSTRACT

The  works  of  the  great  Kazakh  poet  and  philosopher  Abay  Kunanbayev  have  been  researched  in  this  article.  Peculiar  properties  of  his  poetic  style  have  been  analysed. 

The  analysis  results  show  that  the  Abay  proceeds  and  develops  the  traditions  of  folk  poets  like  Bukhar  zhyrau,  Zhanaka,  Dulat.

On  the  basis  of  implemented  researches  the  author  claims  that  with  the  creativity  of  Abay  dated  a  new  stage  of  development  of  the  Kazakh  literature  -  the  period  of  "Classical  Style  of  Abay".

 

Ключевые  слова:  казахская  история;  общество;  концепция;  философия;  человек;  стиль;  традиции;  художественное  направление;  поэт;  мыслитель;  русская  и  мировая  литература.

Keywords:  Kazakh  history;  society;  conception,  philosophy;  human;  style;  traditions;  art  movement;  poet;  thinker;  the  Russian  and  World  Literature.

 

Конец  XIX  века  —  знаменательная  веха  в  казахской  истории.  В  этот  период  Шоканом  Валихановым  была  разработана  концепция  «развития  общества»,  в  которой  он  предложил  ряд  реформ  по  вопросам  управления  казахским  обществом,  в  это  же  время  Ыбырай  Алтынсарин  разработал  «концепцию  просвещения»,  а  Абай  уделил  внимание  «философии  человека».  Главная  отличительная  особенность  философии  Абая,  если  сравнивать  её  с  точкой  зрения  его  предшественников  или  таких  современников  поэта,  как  Дулат  и  Шангерей,  заключается  в  том,  что  Дулат  основное  внимание  уделял  прошлому,  Шангерей  —  своим  душевным  переживаниям,  а  в  центре  внимания  Абая  —  человек,  проблема  «очеловечивания  человека»  [1,  с.  59].  В  первую  очередь,  с  болью  и  горечью  он  говорит  о  человеческих  недостатках:  невежестве,  слабости  духа,  безынициативности,  клеветничестве,  стремлении  разжигать  вражду.  Все  творчество  Абая  пронизывает  мысль:  казахское  общество  изменится  в  лучшую  сторону  только  при  условии  его  просвещения.  Поэт  уверен,  что  только  при  условии  всеобщего  образования  изменится  образ  мыслей  народа  [2,  с.  139].  В  истории  казахского  народа  Абай  является  связующим  звеном  двух  эпох,  поэтом  периода,  который  получил  в  истории  название  «периода  безвременья».

В  60—70  годы  наука  уделяла  значительное  внимание  такой  проблеме  как  «стиль  и  традиция».  По  мнению  ученых,  каждый  настоящий  художник  опирается  в  творчестве  на  художественные  традиции  своего  народа.  Сочетание  традиции  и  стиля  в  конкретных  художественных  произведениях  создает  художественное  направление.  Однако  стиль  можно  рассматривать  и  как  самостоятельное  явление.

Вновь  появившийся  стиль  берет  истоки  из  ранее  существовавших  стилей.  В  результате  взаимосвязи  традиции  и  нового,  в  зависимости  от  уровня  их  взаимодействия  вырабатывается  новый  стиль.

Этот  вывод  подтверждается  творчеством  Абая  —  родоначальника  письменной  казахской  литературы.  В  прежних  исследованиях  на  вопрос:  «На  традиции  каких  поэтов  опирался  в  своем  творчестве  Абай?»  называлось  имя  Дулата.  В  последние  годы  круг  имен  значительно  расширился:  ученые  отмечают  использование  Абаем  традиций  Бухара,  Жанака.  Основные  черты  поэтического  стиля  Абая  были  подготовлены  произведениями  названных  поэтов.  С  точки  зрения  социального  пафоса  главной  в  творчестве  Абая  является  мысль  о  единстве  народа,  которая  берет  начало  в  поэтическом  наследии  Бухар  жырау  [3,  с.  163].  М.Магауин,  проанализировав  в  сопоставительном  плане  стихотворения  Бухар  жырау  «  Бұл,  бұл  үйрек,  бұл  үйрек»…  и  Абая  «Жаздыгүн  шілде  болғанда»,  убедительно  показывает,  что  Бухар  жырау  с  точки  зрения  требований  современной  поэзии  в  своем  творчестве  приблизился  к  уровню  поэзии  Абая  [4,  с.  11].

Проанализируем  взаимосвязь  произведений  Абая  и  Жанака.  Здесь  также  можно  отметить  созвучные  мотивы.  Например,  у  Жанака  читаем:  «Моласындай  бақсының  тұрған  оқшау,  Бара  алмаймын  бас  қосқан  болса  жиын»  (Как  одинокая  могила  баксы,  я  не  могу  соединиться  с  другими).  Аналогичные  мотивы  звучат  в  стихах  Абая:  «  Моласындай  бақсының.  Жалғыз  қалдым  тап  шыным  (Я  остался  одинок,  как  могила  баксы).  Мысль  Жанака  «  Өлмек  үшін  туғанбыз,  оны  да  аңда»  (Пойми,  что  мы  рождены,  чтоб  умереть)  повторяется  у  Абая  в  следующей  форме  «Өлмек  үшін  туғанбыз,  ойла,  шырақ»  (Подумай,  светик,  о  том,  что  мы  рождены,  чтоб  умереть).  И  подобные  аналогии  наблюдаются  в  ряде  произведений  Жанака  и  Абая  [5,  с.  171].

Абай  создал  новый  поэтический  язык,  в  формировании  которого  он  во  многом  ориентировался  на  творчество  Дулата.  Например,  строки  Дулата  «Үй  күшіктей  үреді.  Отының  басын  айналып…»  (  Лает  как  домашний  щенок,  не  отходя  от  своего  очага…)  звучат  у  Абая  в  несколько  иной  форме  «  Үйден  үрген  ит  кұсап»  (Подобно  собаке,  лающей  из  дома).  В  стихотворениях  Абая  «Күлембайға»,  «Ойға  түстім  толғандым»  звучат  мысли,  которые  берут  начало  из  творчества  Дулата.

Стиль  Абая  начинается  с  отказа  от  простых  рифм  и  формируется  введением  новых  законов  стихотворчества  (благозвучия,  гармонии,  содержания).  Однако  поэт  понимает,  что  для  восприятия  нового  стиля  необходима  подготовленная  к  этому  среда.  Абай  отмечает  недостатки  не  только  стиля,  но  и  прежних  жанров.  Подобно  Пушкину  он  превзошел  представителей  предшествующей  литературы.  Так,  мудрый  поэт  в  стихотворении  «Шортанбай,  Дулат  и  Бухар  жырау»  критикует  не  самих  казахских  поэтов,  а  те  жанры,  которые  они  использовали  для  своих  произведений.  Он  отмечает,  что  жанр  толгау  (размышление)  ограничивает  возможности  поэта  и  во  многих  случаях  способствует  тому,  что  автор  произведения  отходит  от  объективного  и  переходит  к  субъективному.  Абай  цели  своего  поэтического  стиля  выразил  в  следующих  строках:

Мақсұтым  —  тіл  ұстартып,  өнер  шашпақ,

Наданның  көзін  қойып,  көңілін  ашпақ,

Үлгі  алсын  деймін  жас  жігіттер,

Думан-сауық  ойда  жоқ  әуел  баста-ақ  .

Поэт  отмечает,  что  цель  его  творчества  —  развитие  языка,  просвещение  невежественных  людей,  воспитание  молодежи.  А  достичь  этой  цели,  по  мнению  поэта,  можно  посредством  созвучия  и  точности  стихотворных  строк.

Для  Абая  стиль  не  самоцель,  а  мощное  художественное  средство,  требующее  к  себе  особого  внимания,  так  как  для  поэта  «стихи  —  венец,  основа  слова».  Он  считает,  что  наиболее  важным  является  не  само  отдельное  значение  слова,  а  значение  каждого  слова  в  контексте  произведения. 

Для  Абая  ценно  эстетическое  содержание  произведения,  поэтому  он  особое  значение  придает  рифме,  в  результате  чего  создаются  ровные,  сильные  стихи.  Таков  секрет  творческого  стиля  Абая.  Благодаря  этому  творчество  Абая  на  протяжении  долгого  периода  способствует  развитию  казахской  литературы  и  утверждению  её  роли  в  обществе.  Следовательно,  к  творчеству  Абая  можно  применить  понятие  «классический  стиль».

Мы  полностью  согласны  с  оценкой  М.  Ауэзова,  назвавшего  Абая  «поэтом  критического  ума».  Как  и  во  всей  мировой  литературе,  развитие  казахской  литературы  анализируемого  периода  характеризуется  переходом  к  критическому  реализму.  Абай  —  зеркало,  в  котором  отражается  эволюция  мысли  казахского  народа.

«Абай  —  мудрый  поэт.  Его  стихи  отражают  его  точку  зрения.  Его  чувства  —  мудрые  чувства.  Его  мысли  также  отражают  его  чувства.  Поэтому  содержание  стихов  соответствует  их  форме,  а  форма  раскрывает  их  содержание.  Лексика,  грамматика,  размер  стиха,  ритм,  рифма,  художественные  образы  произведений  Абая  —  все  это  вместе  способствует  раскрытию  основной  темы»,  —  отмечает  исследователь  творчества  поэта  [6,  с.  18].

Абай,  душа  которого  всегда  находилась  в  состоянии  напряженного  труда,  считал,  что  смерть  предпочтительнее  позора  и  унижения,  что  перед  создателем  все  люди  равны.  От  всех  забот  тленного  мира,  позора,  унижений,  мук  освобождает  смерть.  Смерть  —  это  обретение  первозданного  равенства.  Всё  ложь,  только  это  есть  истина,  единственная  истина,  которую  постигает  человек  с  момента  рождения  до  самой  смерти.  Эту  мысль  Абай  развивает  на  протяжении  всей  своей  жизни  в  качестве  спасательной  силы.  В  этом  заключается  миропонимание  истинного  мусульманина,  истинного  мыслителя  [7,  с.  14]

Абай  никогда  не  противопоставлял  науку  и  религию,  познание  и  веру:  для  него  наука  —  средство  постижения  истины.  В  этом  он  приближается  к  рационалистам  Запада,  метафизикам  Востока.

Называя  стиль  Абая  «классическим  стилем»,  мы  должны  учитывать,  что  этот  термин  используется  также  применительно  к  искусству  художников  эпохи  Ренессанса,  к  целому  литературному  направлению,  а  также  к  творчеству  отдельного  писателя  или  поэта.  Такая  точка  зрения  помогает  определить  место  и  роль  поэта  в  национальной  литературе,  а  также  точнее  выявить  направления  и  характеристики  исследований,  проводимых  в  начале  XX  века,  в  области  стиля.

Таким  образом,  мы  приходим  к  заключению,  что  понятия  «традиция  стиля»  и  «  развитие  стиля»  полностью  относятся  и  к  казахской  литературе.  Если  брать  тюркскую  литературу,  в  частности,  казахскую,  то  можно  заключить,  что  наряду  с  литературными  канонами  (устойчивыми  формулами-клише)  формируется  индивидуальный  авторский  стиль.  Он  прослеживается  ещё  в  языке  авторов  древних  Орхоно-Енисейских  памятников  письменности,  продолжается  в  творчестве  поэтов  —  жырау  XIV—XVIII  веков,  проявляется  в  творчестве  поэтов-импровизаторов  XIX  века:  в  поэзии  Шангерея  —  в  виде  волшебных  персонажей,  в  произведениях  Дулата  звучат  горестные  мотивы  на  социальные  темы  и,  наконец,  в  творчестве  Абая  оформляется  как  индивидуальный  поэтический  стиль.  На  этом  завершился  один  этап,  один  стилистический  период  казахской  литературы  и  начался  новый  этап  развития  казахской  литературы,  который  можно  назвать  периодом  «  классического  стиля  Абая».

Следующие  исследования  национального  художественного  стиля  основаны  на  традиции  Абая  и  на  общественно-исторических  явлениях  начала  XX  века,  когда  развитие  казахской  литературы  осуществляется  в  тесной  связи  с  развитием  русской  и  мировой  литературы.

 

Список  литературы:

1.Жубанов  К.  Абай  —  классик  казахской  литературы.  Литературно-критические  статьи  и  исследования.  Алматы,  1986.  —  11  с.

2.Жумалиев  К.  Стиль  —  өнер  ерекшелігі.  Алматы.  1976.  —  14  с.

3.Искаков  Д.  Стиль  сыры.  Алматы.  1974.  —  18  с.

4.Лосев  А.Ф.  Понимание  стиля  от  Бюффона  до  Шлегеля.  Литературная  учеба.  —  №  1  —  1988.  —  163  с.

5.Тажимуратов  М.  Шангерей.  Творческая  жизнь.  Алматы.  1998.  —  171  с.

6.Шапай  Т.  Шын  жүрек  —  бір  жүрек:  Эссе.  Литературная  критика.  Исследования.  Алматы,  1999.  —  59  с.

7.Шарип  А.  Казахская  поэзия  и  национальная  идея.  Алматы,  2000.  —  139  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.