Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Личман Е.Ю. ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КАЗАХСКОГО ЖИВОПИСЦА КАНАФИЯ ТЕЛЬЖАНОВА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 1(32). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТРАДИЦИИ  РУССКОЙ  ИСТОРИЧЕСКОЙ  КАРТИНЫ  В  ТВОРЧЕСТВЕ  КАЗАХСКОГО  ЖИВОПИСЦА  КАНАФИЯ  ТЕЛЬЖАНОВА

Личман  Елена  Юрьевна

д-р  философии  (PhD),  доцент  кафедры  теории  и  методики  музыкального  образования,  Павлодарского  государственного  педагогического  института,  Республика  Казахстан,  г.  Павлодар

E-mail: 

 

TRADITIONS  OF  RUSSIAN  HISTORICAL  PAINTING  IN  THE  ART  OF  THE  KAZAKH  PAINTER  KANAFIYA  TELZHANOV

Lichman  Yelena  Yurievna

Ph.D.  in  History  of  Arts,  Associate  Professor  of  the  Department  of  Theory  and  Methodology  of  Music  Education  of  the  State  Pedagogical  Institute,  Republic  of  Kazakhstan  Pavlodar

 

АННОТАЦИЯ

В  статье,  рассматривается  проблема  развития  традиций  русской  исторической  картины  в  творчестве  казахского  живописца  Канафия  Тельжанова.  Искусствоведческий  анализ  позволил  выявить  особенности  взаимодействия  традиций  казахского  народного  искусства  и  традиций  русской  реалистической  школы  живописи  в  творчестве  художника.  Автор  приходит  к  выводу,  что  казахский  живописец  сохранил  преемственность  творческому  методу  педагогов  русской  художественной  школы,  в  которой  происходило  его  профессиональное  становление.

ABSTRACT

The  problem  of  development  of  traditions  of  Russian  historical  painting  in  the  art  of  Kazakh  painter  Kanafiya  Telzhanov  is  considered  in  the  article.  Critical  art  analysis  contributed  to  detection  of  special  features  of  cooperation  of  traditions  of  Kazakh  folk  art  and  traditions  of  Russian  realist  school  of  painting  in  the  art  of  the  painter.  The  author  concludes  that  the  Kazakh  painter  preserved  continuity  to  creative  method  of  the  pedagogues  of  Russian  Art  School  where  his  professional  formation  occurred.

 

Ключевые  слова:  художественные  традиции;  русская  художественная  школа;  станковая  живопись  Казахстана;  историческая  картина.

Keywords:  artistic  traditions;  Russian  Art  School;  easel  painting  of  Kazakhstan;  historical  painting.

 

Для  современного  казахстанского  искусствоведения  важной  является  проблема  установления  логических  связей  между  разновременными  пластами  национального  искусства  в  контексте  взаимодействия  с  художественными  традициями  сопредельных  государств.  Первые  профессиональные  художники  Казахстана  М.  Кенбаев,  К.  Шаяхметов,  Н.-Б.  Нурмухаммедов,  К.  Тельжанов,  стоявшие  у  истоков  становления  исторической  живописи  республики,  сохранили  преемственность  традициям  русской  исторической  картины.

Канафия  Тельжанов  (1927)  в  1946  году  окончил  Алма-атинское  художественное  училище.  Затем  обучался  в  творческой  мастерской  М.И.  Авилова  в  Петербургской  Академии  художеств,  где  исторический  жанр  всегда  занимал  основополагающее  место.  Традиции  обращения  к  темам,  почерпнутым  из  отечественной  истории,  были  заложены  в  ХVIII  веке  и  продолжены  выдающимися  советскими  педагогами  Петербургской  Академии  художеств  Р.Р.  Френцом,  А.М.  Герасимовым,  М.И.  Авиловым  и  многими  другими  мастерами.

Михаил  Иванович  Авилов  (1882—1954),  окончив  Академию  художеств  в  1913  году  по  классу  батальной  живописи  у  Ф.  Рубо  и  А.  Самокиша,  в  своем  творчестве  развивал  традиции  русской  реалистической  живописи  конца  XIX  века.  Художник,  обращаясь  к  народному  творчеству,  находил  решение  темы,  опираясь  на  эпические  предания,  созданные  в  течение  многих  веков  русским  народом.  М.И.  Авилов  внес  новое  понимание  в  трактовку  эпических  образов,  придал  им  более  конкретный  исторический  характер,  использовал  их  для  раскрытия  сущности  действительного  события  прошлого  Родины  [2,  с.  393].

М.И.  Авилов,  будучи  художником-баталистом,  пространство  своих  картин  наполнял  национальным  духом,  образами  эпических  богатырей,  передавал  динамику  боевых  сражений,  лихих  скачек.  Придавая  большое  значение  пейзажу  в  батальной  живописи,  М.И.  Авилов  многие  картины  создавал  на  основе  общей  конфигурации  местности.  Крепко  привитые  навыки  живописи,  под  влиянием  которых  формировалось  мастерство  художника,  помогли  М.И.  Авилову  в  будущей  педагогической  деятельности.  Постоянная  работа  со  студентами  над  пейзажем,  составляющим  сцену  действия  картин,  укрепляла  навыки  молодых  живописцев  в  изображении  групп,  фигур  в  реальной  природной  среде,  развивала  умение  передавать  пространство,  свет  и  воздух,  изменчивое  состояние  земли  в  различные  времена  года  [1,  с.  93].  Творческий  метод,  лежащий  в  основе  преподавания,  развивал  дар  живописца  с  опорой  на  принцип  реализма,  который  являлся  основной  концепцией  русской  художественной  школы.  Преемственность  творческому  методу  М.И.  Авилова  в  исторических  произведениях  сохранил  его  ученик  —  Канафия  Тельжанов. 

По  окончании  Петербургской  Академии  художеств  им.  И.Е.  Репина  в  качестве  дипломной  работы  К.  Тельжанов  представил  картину  «Амангельды  Иманов»  (1953),  отражающую  события  революционной  борьбы  казахского  народа.  Исторический  жанр  в  Казахстане  воспринял  и  интерпретировал  традиции  русской  исторической  живописи  на  основе  особенностей  исторического  прошлого  Казахстана,  неповторимости  географической  среды,  уникальности  творческих  индивидуальностей,  рожденных  в  Казахстане.  Преемственность  проявилась  в  обращении  к  сюжетам  национальной  истории,  в  присутствии  в  многофигурных  полотнах  «хорового»  начала,  в  высоком  статусе  исторической  картины.  Историческая  картина  является  носителем  духовных  ценностей,  в  систему  которых  входит  «историческая  память»,  нашедшая  воплощение  в  художественных  образах,  сюжетах,  посвященных  трагическим  или  радостным  событиям  жизни  человека,  страны,  общества.  Историческая  память  концентрируется  в  художественной  памяти  региона  [4,  с.  152].

Историческая  картина  —  сложное,  многоплановое  понятие,  имеющая  глубокие  исторические  и  национальные  корни,  —  полнокровно  проявилась  в  творчестве  казахских  живописцев.  Художники  синтезировали  традиции  русского  исторического  жанра  и  специфику  исторической  картины  советского  периода.  Трагизм,  героика,  драматизм  наполняют  произведения  казахских  живописцев.  В  них  нашли  отражение  глобальные  исторические  события  XX  века  истории  Казахстана  (1917  год,  Гражданская  война,  индустриализация,  Великая  Отечественная  война,  освоение  целины,  «малые»  современные  войны).  Трагические  мотивы  для  произведений  художники  Казахстана  черпали  в  истории  республики,  в  истории  ее  обновления,  что  придает  им  уникальность.

Навыки  создания  исторической  картины,  сформированные  в  годы  обучения  в  Академии  художеств,  развивались  в  последующих  произведениях  Канафия  Тельжанова.  В  различные  периоды  художник  создал  многоплановые  по  сюжету  произведения  исторического  жанра.  Главные  темы  творчества  живописца  выразили  исторические  события  революции:  «Казахстан  в  1918  году»  (1957);  «Наказ  Ильича»  (1962);  триптих  «Начало»  (1967—1970);  «Рассвет»  (1970);  триптих  «Октябрь»  (1970);  «На  страже  революции»  (1980—1981)  [3,  с.  7].  В  перечисленных  произведениях  ярко  обозначено  ощущение  времени,  дух  революционной  приподнятости,  героический  порыв,  переданный  средствами  сурового  письма.  Преобладание  реалистического  стиля  в  произведениях  К.  Тельжанова  сочетается  с  национальной  направленностью  сюжета,  выраженной  эмоционально  напряженно.  Картины  словно  «лозунги-плакаты»  создают  пафос  времени.  Для  многих  произведений  характерна  строгая  манера  письма,  подчеркнутая  четким  абрисом  прямых  линий.  Лаконичность  живописного  языка  придает  монументальность  историческим  произведениям.  Порыв,  приподнятость,  готовность  к  новым  победам,  завоеваниям,  радость  жизнеутверждения  —  характерные  составляющие  художественного  образа  картин,  посвященных  революционной  тематике.

Вторая  важная  для  художника  тема,  история  казахского  народа  в  период  освоения  целины.  В  выбранной  теме  К.  Тельжанов  отражает  переживание  казахским  народом  противоречий,  связанных  с  нарушением  традиционного  уклада  жизни  кочевника.  Историзмом  наполнена  картина  «На  земле  дедов»  (1958).  Для  создания  монументального  художественного  образа  живописец  прибегает  к  средствам  реалистического  письма.  Работа  выполнена  в  традициях  русской  исторической  живописи,  что  проявляется  в  значительности  изображаемого  события,  правдивости  деталей  в  одежде,  пейзаже,  образной  характеристике.  Типически  точно  показан  главный  герой  картины.  Особенность  русской  школы  живописи,  для  которой  традиционна  передача  цветовых  отношений  объектов  с  учетом  тонового  и  цветового  состояния  освещенности,  используется  художником  для  повышенного  эмоционального  звучания  художественного  образа,  как  и  устойчивая  традиция  трехплановой  системы  построения  пространства  станковой  картины.  Первый  план,  более  энергичен  по  цвету,  контрастам,  деталям,  объемности  предметов.  В  последующих  планах  характеристики  предметов  становятся  менее  выраженными.  Они  смягчаются  воздухом,  освещением.  Удаляясь  от  зрителя,  предметы  утрачивают  объемность,  их  цвета  становятся  менее  насыщенными,  приобретая  оттенок  воздушной  дымки  [5,  с.  48].  С  целью  подчеркивания  смыслового  акцента  художник  располагает  главное  действующее  лицо  на  среднем  плане,  делая  фигуру  аксакала  центром  картины.  Впечатление  эпичности  достигается  при  помощи  доминирования  в  композиции  горизонтальных  линий.  Цветовая  организация  картины  ритмически  повторяет  композиционное  построение:  густая  охра  поднятой  трактором  степной  травы  переходит  в  желтовато-светлую  дымку  небосвода.  Уже  в  этом  произведении  видно,  что  эмоционального  эффекта  художник  старается  достичь  повышенной  звучностью  цвета.  Картина  написана  широко,  энергично.  Краски  положены  в  темных  местах  пастозно.  В  более  светлых  частях  композиции  (небо  с  облаками)  использованы  лессировки.

В  произведениях  К.  Тельжанова  прослеживается  изобразительный  билингвизм,  взаимодействие  устойчивых  традиций  реалистического  письма  русской  школы  живописи  с  традициями  казахского  фольклора.  Построение  исторической  и  сюжетно-тематической  картины  на  основе  пейзажа  присуще  традициям  русской  школы  живописи.  В  то  же  время  на  формирование  образности  казахского  национального  пейзажа  оказывает  воздействие  архаически-мифологическая  (фольклорная)  модель  и  национальная  пространственная  модель.  Как  и  многие  казахские  живописцы,  К.  Тельжанов  не  пишет  «чистых»  пейзажей.  Кочевая  жизнь  казаха  проходит  в  степном  пространстве,  поэтому  так  важна  взаимосвязь  и  целостность  человека  и  природы.  Образ  казахской  степи,  являясь  пейзажной  основой  исторической  картины,  подчеркивает  национальную  самобытность  художественных  произведений.  Реализм  изображаемых  событий,  эпичность  образов,  многообразие  состояний  и  доминирование  пейзажа  в  исторической  картине,  созданных  с  использованием  различных  живописных  техник,  проявляет  степень  влияния  традиций  русской  художественной  школы  на  развитие  станковой  живописи  К.  Тельжанова,  подтверждая  взаимосвязь  с  творческим  методом  педагога  М.И.  Авилова,  традициями  русской  художественной  школы.

 

Список  литературы:

1.Авилов  М.И.  Мастера  советского  искусства  /  вст.  ст.  С.  Исакова.  М.-Л.:  Советский  художник,  1950.  —  63  с.

2.Кеменов  В.С.  Академия  художеств  СССР.  Скульптура.  Живопись.  Графика.  Театрально-декорационное,  монументальное,  декоративно-прикладное  искусство  /  В.С.  Кеменов.  Ленинград:  Аврора,  1982.  —  437  с. 

3.Мастера  изобразительного  искусства  Казахстана  /  Г.  Сарыкулова,  И.  Рыбакова,  М.  Габитова,  М.  Досмагамбетова,  Р.  Ергалиева,  С.  Кумарова,  Т.  Рахимжанов.  Алма-Ата:  Наука,  1984.  —  280  с.

4.Степанская  Т.М.  Очерки  искусства  Алтая  /  Т.М.  Степанская.  Барнаул,  2009.  —  220  с. 

5.Степанская  Т.М.,  Нехвядович  Л.И.  Русская  художественная  традиция  в  искусстве  Сибири  (конец  XX  —  начало  XXI  в.).  Монография  /  научн.  ред.  проф.  Т.М.  Степанская.  Барнаул:  Изд-во  Азбука,  2009.  —  202  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.