Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИОГРАФИЯ ЭКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА В ДИЗАЙНЕ
Иващенко Ирина Ивановна
аспирант кафедры графического дизайна Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Украина, г. Харьков
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF ECO-CULTURAL POTENTIAL OF THE GRAPHIC LANGUAGE IN DESIGN
Ivaschenko Iryna
post graduate student of the department of graphic design
Kharkov state Academy of design and arts, Ukraine Kharkov
АННОТАЦИЯ
В статье производится анализ исследований проектной деятельности, которые поднимают проблематику дизайнерских задач, состоящих в гуманном подходе к окружающей среде, культурной идентичности, эко-семиотике визуальных коммуникаций в аспекте экологического направления.
ABSTRACT
In this paper an analysis we researched project activities that raise issues of design tasks, consisting of a humane approach to the environment, cultural identity and eco-semiotics of visual communication in the aspect of environmental strategy.
Ключевые слова: графический язык; визуальные коммуникации; экосемиотика; визуальная экология
Keywords: graphic language; visual communication; eco-semiotics; visual ecology.
Выделение не решенных ранее частей общей проблемы. Исследование и анализ эко-культурного потенциала графического языка в дизайне.
Научная новизна работы заключается в исследовании подходов в изучении графического языка в проектной деятельности с учетом экологического фактора.
Анализ исследований и публикаций
Анализ исследований графического языка в его экологическом направлении является возможным благодаря междисциплинарным трудам нескольких поколений ученых, которыми был накоплен и систематизирован огромный пласт материала, прослежены не только утилитарные и философские осмысления формирования экологического феномена в дизайне, но и разработана методика исследования визуального языка.
Развернутыми работами в области изучения визуального языка представлены исследователи: М. Лима, Р. Хоулес, С. Спенсер, Й. Негрейсон, А. Усманова и другие.
Анализом знаковых систем и формированием науки семиотики занимались Г. Фреге, Ч. Пирс, Ч. Морис, Ф. де Соссюр, Л. Греймас, Ю. Лотман, Р. Барт, У. Эко, Р. Якобсон, С. Серов, В. Глазычев, Ж. Бонта, Д. Бродбент и Б. Успенский.
Основательным изучением проблемы «визуальной экологии» занимались такие искусствоведы как: Э. Григорьев, Г. Кузнецова, Дж. Гибсон и В. Филин.
Целью исследования является анализ трудов проектно-экологического направления в контексте графического языка.
Задачи: исследовать труды проектного направления, проследить попытки утилитарного и философского осмысления формирования экологического феномена в дизайне, проанализировать разработанные методики исследования графического языка.
Основной материал исследования
Трансформации художественно-проектной деятельности, которые спровоцированы появлением экологического фактора, их эко-культурный потенциал и ценностно-гуманистические ориентации, рассматриваются в трудах исследователей проектной деятельности разных направлений.
Так, исследования графического языка и экологических основ формирования визуального пространства являются важным аспектом в проектной деятельности архитектурного направления. В частности, российский ученый и архитектор Л. Соловьев в статье «О языке проектной графики формообразования в архитектуре» рассматривает существование языковой структуры проектной графики формообразования в архитектурном проектировании. «Главным элементом этой системы является графика, а сама система представляет собой проектно-графический язык. Анализируя систему графических изображений, автор выделяет преимущества метода графических изображений» [11].
Взаимосвязи потребительских удовлетворений человека и эффективности функционирующих знаковых систем, их семиотические особенности в урбанизированной среде изучает А. Фасонов в работе «Взаимосвязь потребностей субъектов коммуникации и семиотических характеристик урбанизированной среды». Автор пишет: «Семиотика урбанизированного пространства понимается как комплекс знаковых систем, построенных на основе архитектуры зданий и сооружений, пространств населенных пунктов, транспортной, инженерной инфраструктуры и т. д.» [13]. Семиотическая эволюция в архитектурной графике, на примере произведений иконических изображений: чертежи (их перспективные представления), символы (знаки ориентации по сторонам света, масштабная линейка, размеры и др.), схемы (основанные на объективных закономерностях природы) изучаются в статье «Семиотические особенности архитектурной графики» Н. Бугаевой [1].
В статье Е. Лобанова «Дизайн среды и архетипы пространственной организации» за счет сравнительного анализа графических «партитур» и дизайнерских проектов различных направлений исследуются взаимосвязи между графическими особенностями проектов и их жизненным содержанием, а также рассматривается графический аспект архитектоники жизненной среды. В частности, автор пишет: «…По-новому осмысляется значение графики в архитектурно-дизайнерском проектировании; проводится различение «органического» и «символического» методов проектирования. <…> Графическое воплощение архитектонического замысла приобретает особую значимость при определении жизненного смыслового содержания произведения.<…>Это содержание может концентрироваться … в области визуальной коммуникации, через посредство знаковых систем» [8].
Проблематика дизайнерских задач, состоящих в гуманном подходе к окружающей среде и культурной идентичности, поднимается многими исследователями. Акцентируя внимание на новом авангардном направлении в проектной деятельности, объединенном общей культурно-экологической ориентацией, определяется и статус этнических ремесел, которые в современной проектной деятельности служат как источники инновационных идей и экокультурного опыта. Эта концепция в частности рассматривается профессором МГХПУ К. Кондратьевой в её монографии «Дизайн и экология культуры» [6, c. 23]. Исследуя эко-культурологический подход в дизайне, К. Кондратьева описала современную проектную стратегию в дизайнерской деятельности, как возрождение богатейшей исторической рефлексии, которая содержится в визуальных коммуникациях [6, c. 11]. «Историческая рефлексия необходима для разрешения задач по поиску знаково-символического аспекта формы, сближает экологический подход в дизайне с культурологическим», – подчеркивает исследовательница [6].
Психологическое влияние знаковой символики на важность экосемиотики пространства, как «носителя экологических смыслов и ценностей» рассматривает в своих работах И. Яковец. В статье «Екологічне проектування в контексті вирішення сучасних проблем дизайну» автор исследует формирование сближения визуальных коммуникаций, архитектуры, промышленного, средового дизайна и феномена «экологии культуры» в проектной деятельности [14, c. 114].
Принципы экологического проектирования в архитектуре, появление категорий и понятий, отражающих природные ценности, классификацию экологических сред, их экопоказатели в архитектурном пространстве рассмотрены в работах В. Иовлева «Экологическая топология в архитектуре». Автор пишет: «Образы природы присутствовали в деятельности зодчих с древнейших времен, однако в наши дни природа получает широкий экологический смысл и многообразные проявления. Это моделирование природных архетипов, как неотъемлемых элементов архитектурного текста, прямая имитация природных форм...» [4].
Односторонность в средствах языка дизайна, семиотический шум, проблемы культурной идентичности, а также становление и развитие экологического дизайна поднимаются Е. Кулишовой в статье «Перспективы развития дизайна: экологический аспект». В заключение исследовательница утверждает, что современный дизайн ориентирован исключительно на экологическое мировоззрение: «…перед современным дизайном в обозримом будущем будет стоять задача научно-исследовательской деятельности в области решения экологических проблем… где полный экоцикл переориентирует проектную культуру в сторону создания экологически здорового общества» [7].
Ядром интеграции эколого-эстетического и культурно-экологического подходов, направленных на сбережение ценностей унаследованной культуры, регионального природного и историко-культурного наследия, является экологическое сознание, утверждает Т. Пойдина в статье «Культуросозидающие функции дизайна в современном обществе». Исследовательница приходит к выводу, что современное рассмотрение проектной деятельности немыслимо без триады «человек-среда-культура», а базовую основу проектной культуры составляет выявление культурной идентичности современной предметно-пространственной среды. В заключении работы указано: «…важной стороной дизайнерского мышления является самоощущение проектировщика во времени, его отношение к традициям и их роли в условиях современности» [10].
Исследованиям экологического направления в современной проектной культуре посвящена работа О. Орловой «Экологический фактор формообразования в дизайне». Проведенный анализ основных эволюционных изменений в практике проектирования второй половины ХХ века, а также в различных видах дизайна, позволил определить специфические стратегии экологического проектирования. Исходя из общепринятых для дизайна принципов, автор систематизировал черты экологического фактора, влияющие на формообразование объектов дизайна: экономичности, универсальности, долговечности, а также сформировал критерии оценки объектов экологического дизайна. В плоскости графического дизайна исследовательница построила так называемую «сеть качества», которая должна визуально отображать экологические свойства объекта. На основе анализа свойств продукта дизайна, в работе Орловой предложен ряд экомаркировок, который предоставляет сведения об экологическом качестве и соответствии [9]. Но предоставленный визуальный ряд недостаточно раскрывает вопрос, чем актуализирует необходимость дальнейшего изучения и систематизации экологических знаковых систем.
Исследования понятийного аппарата в области дизайна и прикладной экологии произвел А. Уваров в диссертационной работе «Экологический дизайн: опыт исследования процессов экологического проектирования». Автор утверждает, что «при антропологическом подходе экологический дизайн выступает как средство развития этнокультурного миросозерцания и духовно-ценностного восприятия человека». В работе систематизированы факты, связанные с созданием объектов, теорий и проектов экологического направления. Описана периодизация и проявление событий, наиболее повлиявших на развитие экологического фактора в дизайне. Разработана и внедрена терминологическая база, которая рассматривает как сам термин «экологический дизайн», так и сопроводительные понятия [12].
Также В. Иовлев в автореферате к диссертационной работе «Экологические основы формирования архитектурного пространства (на примере Урала)» поднимает проблематику «визуальной экологии». «…Уплотнение, связанное с заполнением пространства застройкой, техникой, людьми, имеет физические и психологические пределы. <…> Это вытеснение природы и человека из свободного пространства техникой и её атрибутами…» [5].
Интенсивно эскалируется изучение процесса развития экологического движения в рамках эволюции рекламной коммуникации, «экологической» и «зеленой» рекламы. Таким образом в развитии эко-ориентированной рекламы просматриваются несколько этапов: 1930-е гг. — период протоэкомышления, 1960-е — как потребность донесения идеи протестных движений до массового сознания, а период с 1990-х и до сегодня — как осмысленную попытку нахождения компромисса между техногенным прогрессом и «экологической модернизации». Так в статье М. Власовой «К истории экологической рекламы» производится детальное описание формирования экологических движений [2]. Этим же автором в работе «Периодизация развития рекламных компаний, основанных на экологической идее» анализируются тенденции американских и европейских маркетинговых компаний, указывается, что происходит перемена экоэпистем ««экологического человека», осознающего себя частью замкнутого природного цикла». В работе констатируется смена терминологии: «не экология, а «устойчивое развитие», «органическое мышление», «зеленый маркетинг»» [3].
Выводы
Исследование утилитарных и философских осмыслений графического языка в дизайне показало, что посредством объединения общей культурно-экологической ориентации образовалось новое авангардное направление в проектной деятельности. Актуальным вопросом является статус этнических традиций, которые в современной проектной деятельности служат источниками инновационных идей эко-культурного потенциала.
На основе анализа разработанных методик исследования графического языка установлено, что многими авторами акцентируются особое внимание на коммуникативный аспект экологического фактора, касательно визуальной экологии, знакових систем, рекламных коммуникаций, а также проектной деятельности графического, промышленного, середового и архитектурного направлений.
Поднятая проблематика экологической ориентации в дизайне является актуальной и динамически развивающейся в обще-технологическом прогрессе. Таким образом, графический язык экологического направления призван войти во все аспекты потребительского общества, как для формирования экологической ответственности, так и для экологического здорового мышления. Вследствие этого, современными задачами дизайнера являются: ориентирование во времени, искания инновационных подходов на основании изучения глубокого культурного контекста, образования смысла в дизайн-решениях и эко-ответственность в отношении семиотического шума.
Список литературы:
1.Бугаева Н.И. Семиотические особенности архитектурной графики: [Электронный ресурс] / Н.И. Бугаева // Архитектон: известия вузов. – 2011. — № 33. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archvuz.ru/2011_1/12, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 17.02.13).
2.Власова М.В. Периодизация развития рекламных компаний, основанных на экологической идее [Электронный ресурс] / М.В. Власова. / Материалы студенческой научной конференции «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна». // Архитектон: известия вузов. — 2009 — № 26. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archvuz.ru/2009_22/49, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 8.02.13).
3.Власова М.В., Павловская Е.Э. К истории экологической рекламы / М.В. Власова, Е.Э. Павловская // Архитектон: известия вузов. — 2012. — № 1 (37). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archvuz.ru/2012_1/8, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 12.02.13).
4.Иовлев В.И. Экологическая топология в архитектуре / В.И. Иовлев // Архитектон: известия вузов. — 2006 — № 15. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: ttp://archvuz.ru/2006_3/2, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 10.01.13).
5.Иовлев В.И. Экологические основы формирования архитектурного пространства (на примере Урала): автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. архитектуры / В.И. Иовлев. М., 2008. — 48 с.
6.Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры / К.А. Кондратьева. М.: МВХПУ им. Строганова, 2000. — 105 с.
7.Кулишова Е. «Перспективы развития дизайна: экологический аспект» / Е. Кулишова // Вісник ХДАДМ. — 2007 — № 10. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/VKhdadm/2007-10/07keedea.pdf, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 18.02.13).
8.Лобанов Е.Ю. Дизайн среды и архетипы пространственной организации / Е.Ю. Лобанов // Архитектон: известия вузов. — 2012 — № 39 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archvuz.ru/2012_3/6, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 10.02.13).
9.Орлова О.О. Екологічний фактор формоутворення в дизайні: автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. мистецтвознавства / О.О. Орлова. Х., 2003. — 20 с.
10.Пойдина Т.В. Культуросозидающие функции дизайна в современном обществе. / Т.В. Пойдина // Научный электронный архив академии естествознания. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2012/10/1699.pdf, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 11.01.13).
11.Соловьев Л.В. «О языке проектной графики формообразования в архитектуре» / Л.В. Соловьев // Архитектон: известия вузов. — 2012 — № 39 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archvuz.ru/2012_3/4, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 15.03.13).
12.Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения / А.В. Уваров. М., 2010. — 18 с.
13.Фасонов А.Л. Взаимосвязь потребностей субъектов коммуникации и семиотических характеристик урбанизированной среды. / А.Л. Фасонов // Архитектон: известия вузов — 2011 — № 34 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://archvuz.ru/2011_22/22, свободный Загол. с экрана. — Язык рус. (дата обращения 22.02.13).
14.Яковець І.О. Екологічне проектування в контексті вирішення сучасних проблем дизайну / І.О. Яковець // Вісник ХДАДМ. — 2012. — № 2. — 120 с.
дипломов
Оставить комментарий