Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Беркова Н.Н. К ВОПРОСУ ОБ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЛЬМОВ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 12(31). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

К  ВОПРОСУ  ОБ  ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ  ФИЛЬМОВ  О  ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  ОБЩЕСТВА  И  ПРИРОДЫ

Беркова  Надежда  Николаевна

магистр  искусствоведения,  доцент  Казахской  национальной  академии  искусств  им.  Т.  Жургенова,  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

E-mail

 

THE  QUESTION  OF  IDEAS  AND  THEAMES  OF  MOVIES  ABOUST  SOCIETY  AND  NATURE  INTERACTION

Nadezhda  Berkova,

master  of  Fine  Arts,  аssociate  Professor  of  Kazakh  National  Academy  of  Arts  named  after  T.  ZhurgenovRepublic  of  Kazakhstan  Almaty

 

АННОТАЦИЯ

В  течение  более  полувека  в  кинематографе  формировалось,  ширилось,  наполнялось  смыслами  идейно-тематическое  направление  —  кино  о  взаимодействии  общества  и  природы.  Активное  создание  фильмов  этого  направления  в  последние  20—30  лет  стало  побудительным  мотивом  развития  фестивального  движения,  как  отражения  глобальных  процессов,  переосмысления  места  человека  в  окружающей  его  природной  среде.  На  примере  одного  из  фестивалей  России  —  Байкальского  МКФ  выделены  по  формальным  признакам  и  идейному  содержанию  основные  группы  фильмов  и  дана  общая  характеристика  направления,  альтернативного  мейнстриму.

ABSTRACT

During  more  than  half  a  century  an  ideological  and  thematic  genre  in  cinematography  —  films  about  interaction  between  society  and  nature  –  has  been  forming,  proliferating  and  pervading  with  meanings.  Active  film-making  of  this  genre  in  the  last  20—30  years  has  become  an  incentive  of  festival  movement  development  as  a  reflection  of  global  processes  and  reframe  of  human’s  place  in  natural  environment.  As  exemplified  by  one  of  Russian  festivals  —  Baikal  international  film  festival  –  on  technicalities  and  a  message  there  have  been  singled  out  principal  film  groups  and  given  a  general  description  of  the  genre  alternative  to  the  mainstream. 

 

Ключевые  словакино;  взаимодействие  общества  и  природы;  окружающая  среда;  международные  кинофестивали.

Keywordscinematography;  interaction  between  society  and  nature;  environment;  international  film  festivals.

 

Тема  взаимодействия  общества  и  природы  не  раз  привлекали  в  течение  ХХ  века  кинематографистов,  ученых,  общественных  деятелей.  В  настоящее  время  фильмов  этого  направления  становится  все  больше,  но  в  киноведческой  литературе  им  уделяется  недостаточное  внимание  [2].  Между  тем  ряд  выдающихся  деятелей  мирового  и  отечественного  кинематографа  были  новаторами  и  посвятили  этой  проблематике  многие  годы.  Советский  Союз  был  одним  из  первых  государств,  где  начали  снимать  кино  о  природе.  С  середины  30-х  годов  А.М.  Згуриди  (1904—1998)  работал  над  созданием  научно-популярных  фильмы  о  природе,  а  затем  художественных  лент  с  участием  животных.  Режиссер-натуралист  Згуриди  стал  инициатором  и  вел  на  Центральном  телевидении  передачу  «В  мире  животных»  [9].  Уникальное  положение  человека  —  венца  природы  и  активного  ее  преобразователя  в  50-е  годы  нашло  отражение  в  фильмах  Ж.-И.  Кусто  (1910—1996).  К  началу  70-х  французский  исследователь,  командор  Кусто,  пришел  к  осмыслению  серьезности  экологических  проблем  и  стал  мужественный  защитником  природы.  В  телесериале  «Подводная  Одиссея  команды  Кусто»  —  путешествиях  по  морям  и  океанам,  далеким  уголкам  планеты,  поэт  и  философ  Кусто  делился  своими  воззрениями  на  роль  природы  в  жизни  человечества  и  призывал  единомышленников  к  решительным  действиям  [4].  Почти  60  лет  на  ниве  телевидения  работает  британский  журналист  Д.  Аттенборо  (род.  1926),  создатель  многих  передач  о  разнообразии  животного  мира,  знаменитого  сериала  «Живая  планета»  (1984)  —  об  основных  ареалах  обитания,  существующих  на  планете  [1].  Таким  образом,  год  за  годом  создавалась  просветительская,  обучающая  продукция  для  кино-  и  телеэкрана. 

Мощным  толчком  для  развития  этого  направления  стало  то,  что  к  середине  60-х  годов,  «люди  по-новому  осознали  сложные  взаимосвязи,  существующие  между  живыми  организмами  и  окружающей  средой,  единство  человека  с  природой  и  масштабы  антропогенного  воздействия  на  нее»  [3,  с.  4].  Эти  процессы  приобретали  все  более  глобальный  характер,  и  с  начала  1970-х  годов  они  становятся  объектом  самого  пристального  внимания  политиков,  экономистов,  ученых  и  широкой  общественности. 

В  1971  году  была  принята  Программа  ЮНЕСКО  «Человек  и  биосфера».  В  1972  году  в  Стокгольме  (Швеция)  впервые  прошла  Конференция  ООН  по  проблемам  окружающей  среды,  касающаяся  взаимосвязи  между  экономическим  развитием  и  состоянием  окружающей  среды.  После  Конференции  была  учреждена  Программа  ООН  по  окружающей  среде  (ЮНЕП),  которая  остается  ведущей  международной  организацией  по  проблемам  окружающей  среды.  В  течение  последующих  десятилетий  подписываются  десятки  конвенций,  направленных  на  охрану  природы  и  рациональное  использование  ее  ресурсов.  Передовые  страны  разрабатывают  экологические  программы,  специальное  законодательство,  стимулируют  развитие  «зеленой»  экономики.  Возникает  сеть  неправительственных  экологических  организаций,  создаются  партии  «зеленых». 

Еще  одним  мощным  стимулом  для  развития  кино  о  взаимодействии  общества  и  природы  стало  развитие  видео  и  компьютерных  технологий. 

Нарастающий  с  80-х  объем  кино-,  теле-,  видеопродукции,  посвященной  исследованиям  земли,  морей  и  океанов,  наблюдению  за  животными,  изучению  их  суверенной  жизни  способствует  формированию  фестивального  движения,  ориентированного  на  показ  этой  продукции  [5].  Один  из  первых  фестивалей  “Wildscreen”  («Девственная  природа  на  экране»),  проводится  в  Британии  с  1982  года.  В  уставе  форума  сказано,  что  организаторы,  отдают  предпочтение  и  разделяют  the  wildlife  and  environmental  filmmaking  industry.  Английское  wildlife  —  означает  дикая  природа,  естественная  жизнь  природы,  животных.  Environmental  в  переводе  —  относящийся  к  среде  обитания,  к  природе,  окружающей  среде.  Подобные  цели  ставят  организаторы  фестиваля  экологических  фильмов  «Зеленый  взгляд»  в  Санкт-Петербурге  (Россия),  где  с  1996  года  проводится  конкурс  новых  фильмов,  позволяющих  расширить  знания  зрителей  в  области  охраны  окружающей  среды.  Форум  в  г.  Банска-Быстрица  (Словакия),  с  1995  года  отдававший  предпочтение  учебному  кино,  вырос  до  уровня  МКФ  телевизионных  и  видео  программ,  посвященных  вопросам  охраны  окружающей  среды  —  ENVIROFILM.  Байкальский  МКФ  «Человек  и  природа»  (People  and  Environmental)  в  г.  Иркутске  (Россия),  начавший  работу  в  1999  году,  включает  в  программу  научно-популярные  и  документальные  ленты  актуальной  тематики.  На  фестивале  «Зеленые  врата»  в  Матсалу  (Эстония)  с  2003  года  демонстрируют  фильмы  о  заповедных  территориях,  охране  редких  и  исчезающих  видов  животных.  В  Вашингтоне  (CША)  год  за  годом  проходит  фестиваль  фильмов  об  окружающей  среде  (Environmental  Film  Festival).

Согласно  названиям  фестивалей  и  их  программным  документам,  каталогам  в  кинолексикон  входят  новые  понятия  —  экологические  фильмы,  кино  об  окружающей  среде,  о  девственной  природе,  о  редких  животных,  обитающих  в  естественной  среде.  В  начале  90-х  годов  российский  ученый  Н.  Реймерс  констатирует:  «Понятие  «экология»  уже  приобрело  глобальный  масштаб  и  охватывает  все  стороны  жизни  человека,  физический  и  духовный  мир  его  обитания»  [6,  с.  8].  Реймерс  уточняет:  «Охрана  окружающей  человека  среды  (природной,  социальной,  техногенной)  концентрирует  свое  внимание  на  потребностях  самого  человека,  идет  от  человека  к  глобальным  процессам»  [6,  c.  13].  Конфликт  возникает  из-за  воздействия  созданной  человеком  искусственной  среды  на  естественную  природную  среду.  Наращивая  экономические  темпы,  человек  нарушает  биологическое  равновесие,  разрушая  природные  экосистемы,  вторгаясь  в  места  обитания  миллионов  животных  живых  существ,  но  и  нанося  огромный  ущерб  собственному  здоровью.  Как  понятие  «экология»  приобрело  глобальный  масштаб,  так  и  фильмы  о  взаимодействии  общества  и  природы  охватывают  все  стороны  этого  процесса,  включая  физический  и  духовный  мир  человека. 

На  примере  проведения  XII  Байкальского  МКФ  (26—30  сентября  2013  года)  рассмотрим,  как  формируется  программа  и  какие  фильмы  предлагают  зрителю.  Организаторы  фестиваля  в  Иркутске  определились  с  его  форматом:  сказывается  грамотная  работа  профессионалов  —  для  показа  отобраны  документальные,  видовые,  публицистические,  фильмы-расследования,  научно-популярные  очерки,  фильмы-портреты,  кино  на  стыке  жанров  и  видов  [10]. 

В  первую  группу  можно  включить  научно-публицистические  фильмы,  в  работе  над  которыми  объединили  усилия  талантливые  ученые  и  кинематографисты.  Это  фильмы  о  насущных  проблемах  жизни  на  нашей  планете.  Земля  —  общий  дом  для  всех,  ойкумена,  потому  вопросы,  поставленные  в  них  остросоциальные,  экономические  и  экологические:  идет  ли  речь  о  наступающем  глобальном  потеплении,  или  обо  все  более  усугубляющейся  проблеме  нехватки  питьевой  воды.  В  названиях  —  уже  часть  ответов,  диагноз,  сигнализирующий  об  опасностях,  грозящих  человечеству.  «Тонкий  лед»  (режиссеры  Д.  Сингтон,  С.  Лэмб,  Новая  Зеландия,  Великобритания),  «Жажда  мира»  (режиссеры  Я.  Артюс-Бертран,  Т.  Пьянтанида,  Б.  Руже-Люшер,  Франция).  С  долей  условности  можно  к  этой  группе  и  отнести  видовой  масштабный  фильм  «Самсара»  известного  режиссера  Р.  Фрике  (США):  без  закадрового  комментария,  языком  образов  он  рассказывает  о  тончайших  связях  человека  с  природой,  ее  ритмами,  ее  способностью  поддерживать  духовные  силы  людей. 

Рядом  с  человеком  разумным  на  земле  обитают  миллионы  живых  существ,  немалая  часть  в  привычной  для  них  природной  среде.  Несколько  фестивальных  работ,  научно-популярных  фильмов,  было  посвящено  редким  животным.  «Медведь  —  властелин  гор»  (режиссер  К.  Матысек,  Польша),  фильм  о  буром  медведе,  находящемся  по  угрозой  исчезновения  в  Центральной  Европе;  о  важной  миссии,  которую  выполняют  пчелы  в  жизни  человечества  —  «Больше,  чем  мед»  (режиссер  М.  Имхоф,  Германия,  Австрия,  Швейцария).  Ленты  немецких  кинематографистов  о  медведе-губаче  «Медведь  из  «Книги  джунглей»,  обитателе  Южной  Индии,  «Неуловимая  кошка»  (режиссер  К.  Баумейстер)  —  о  ягуаре,  дикой  кошке  Бразилии  и  фильм  австрийского  режиссера  К.  Фейхтенбергера  об  иберийской  рыси  —  «Прыжок  рыси».  К  этой  группе  можно  отнести  не  совсем  научно-популярный  фильм  южнокорейских  кинематографистов,  с  лирической  интонацией  повествующий  о  сложных  условиях  обитания  императорских  пингвинов  на побережье Антарктиды  «Пенги  и  Сомми»  (режиссер  Ким  Джин-мэн). 

Авторы  этих  лент  озабочены  сохранением  дикой  природы.  Вместе  с  учеными  они  размышляют  о  путях  и  способах  поддержания  биологического  разнообразия  на  планете.  Но  человек  стремится  занять  все  большие  территории,  обживая  их,  и  неуклонно  вторгается  в  мир  животных,  разрушая  и  разрывая  сложную  систему  взаимосвязей  внутри  него. 

В  каких  формах  осуществлять  контакт  с  дикими  животными,  приближая  их  к  себе,  как  обеспечить  братьям  меньшим  достойную  жизнь  в  городской  среде?  Сюжеты  немецкого  и  американского  фильмов  о  разных  полюсах  взаимодействия  человека  с  животными:  «Дикая  жизнь  Берлина»  (режиссер  Р.  Кох)  и  «Черный  плавник»,  телевизионное  расследование  ВВС  (режиссер  Г.  Каупертвэйте)  об  использовании  кита-косатки  в  шоу  с  дрессированными  животными.  О  том,  как  сам  человек  спровоцировал  агрессивное  поведение  животных,  воздействуя  на  психику  тонко  чувствующих  существ.  И  многомиллионный  Берлин,  где  принимаются  все  возможные  меры,  чтобы  поддержать  жизнь  животных  в  огромном  городе,  рядом  с  человеком.  В  парках,  прудах  города  обитают  тысячи  уток,  бурундуков,  лис  и  других  живых  существ.

Еще  одну  группу  составили  документальные  ленты  о  представителях  малочисленных  народов.  Это  фильмы-наблюдения  российских  режиссеров:  «Месторождение»  И.  Головнева,  «Великие  реки  Сибири.  Лена»  П.  Фаттахутдинова  о  коренных  жителях  Сибири,  чей  образ  жизни  издавна  связан  с  окружающей  их  природой,  лесом,  тундрой,  рекой.  В  емком  названии  фильма  Головнева  —  важные  смыслы.  Месторождение  полезных  ископаемых  —  это  актуально,  добыча  их  необходима  для  развития  экономики  страны.  Но  ведь  там,  где  нашли  руду,  газ,  нефть,  человеческие  корни  тесно  сплелись  с  корнями  деревьев,  сок  по  ним  течет  так  же,  как  струится  родничок  из  глубины  самой  земли.  И  это  малая  родина,  место  рождения  народа.  Неужели  первоначальный  смысл  этих  слов  исчезнет  из  нашего  языка,  как  исчезнут  и  корни,  связывающие  народ  с  этой  землей?! 

В  фестивальной  программе  волнующие  истории  о  судьбах  коренных  народов  из  разных  уголков  планеты,  побуждающие  к  размышлениям  духовного  порядка:  «Сердце  земли,  сердце  небес»  —  фильм  германского  и  американского  режиссеров  Ф.  Сандиг  и  Э.  Блэка  о  потомках  древних  майя,  их  страданиях,  причиной  которых  является  наступление  транснациональных  корпораций  на  родную  землю,  об  искренних  стремлениях  юных  жителей  Гватемалы  противодействовать  разрушению  их  культуры  и  природы.  Из  Бразилии  –  авторская  работа  «О  душах»  режиссера  Т.  Тамбелли:  о  растерянности  простых  людей,  желании  обрести  душевное  равновесие  в  трудной  борьбе  за  выживание. 

К  какой  группе  отнести  «Акулы  в  моем  видоискателе»  (режиссеры  А.  Молнар,  Ж.  Шажди),  фильм,  заслуживший  Гран-при  кинофестиваля?  Своеобразная  работа  венгерских  кинематографистов  создана  на  стыке  жанров  документального  кино:  в  ней  переплетаются  два  повествования.  Первый  видовой,  связанный  с  профессиональным  увлечением  европейца  подводной  фотографией,  очарованного  грацией  акул,  его  особой  привязанностью  к  ним,  и  второй,  публицистический,  тревожный  взгляд  мастера,  художника  на  торговлю  акульими  плавниками.  Чтобы  выжить,  тысячи  бедняков  охотятся  на  акул.  Авторы  трезво  оценивают  ситуацию,  причины  которой  в  экономическом  неравенстве:  богатые  готовы  платить  за  блюдо  из  акульих  плавников,  бедные  поставляют  товар  на  рынок,  и  один  фотограф  не  может  в  одиночку  остановить  этот  жестокий  бизнес.  «Но  независимо  от  того,  что  я  могу  или  не  могу,  я  организую  выставки  и  просмотры.  Делаю  все,  что  в  моих  силах»,  —  говорит  герой  ленты,  Дэниэл  Сельмеци.

Таким  образом,  фестивальное  движение,  вбирающее  в  свои  программы  фильмы  разного  содержания,  демонстрирует  широкое  разнообразие  тем,  диапазон  экологических  проблем  от  глобального  масштаба  до  локального.

  Это  направление  ставит  во  главу  угла  гуманистические  ценности  и  призывает  к  осознанию  единства  человека  и  природы  на  новом  уровне.  Этим  целям  способствуют  философские  идеи,  декларируемые  во  многих  работах  их  создателями  прямо  или  косвенно.  Это  идеи  экологической  философии,  так  называемой  глубинной  экологии,  уходящие  корнями  вглубь  веков  [7].  Важнейшей  составляющей  этой  философии  является  ее  аксиологическая  составляющая,  в  ее  основе  —  защита  природы.  Экологическое  кино  создается,  чтобы  воздействовать  на  сознание  человека,  направлять  его,  способствовать  формированию  экологического  мировоззрения,  экологической  этики,  в  основе  которых  лежит  нравственный  императив  —  ответственности  за  Землю  и  жизнь  на  Земле.  Важно  отметить,  что  количество,  эстетическое  качество,  содержание  экологических  фильмов,  создаваемых  в  стране,  говорят  как  о  глубоком  знании  природы  и  окружающей  среды,  об  экологической  культуре  его  создателей,  так  и  об  уровне  демократизации  общества  и  его  готовности  заниматься  решением  экологических  проблем.  Экологическое  кино  —  это  кино  альтернативное,  противостоящее  мейнстриму,  потоку  массовой  культуры,  где  показ  «господства  над  внешней  природой,  подчинения  природы  приводит  человечество  к  погружению  в  новое  варварство»  [9,  с.  94]. 

Мы  не  рассматривали  в  этом  тексте  игровое  кино  о  человеке  и  природе,  в  ярких  выразительных  формах  показывающее  красоту  девственной  природы,  характеры  представителей  животного  мира,  их  притягательное  и  благотворное  воздействие  на  человека.  Этот  аспект  отражения  взаимодействия  природы  и  общества  может  стать  темой  отдельного  исследования. 

 

Список  литературы 

1.Аттенборо  Дэвид.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE,_%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4  (дата  обращения  20.12.2013). 

2.Бейли  К.  Кино:  фильмы,  ставшие  событиями/Пер.  с  франц.  В.М.  Кислова  и  Н.М.  Фарфель  СПб.:  Академический  проект,  1996.  —  400  с.,  с  илл.;  Берген  Р.  Кино:  Путеводитель  по  жанрам.  Пер.  с  анг.  М.Ч.  Копецкой-Линчевской.  М.:  Кладезь-Букс.  —  2011.  —  160  с.;  500  фильмов,  изменивших  мир.  Издание  третье.  Путеводитель  «Афиши».  М.:  Афиша,  2006.  —  432  с. 

3.Бернд  фон  Дросд.  Устойчивое  развитие.  Охрана  природы  и  развитие  —  две  стороны  одной  медали//Курьер  ЮНЕСКО,  1987,  ноябрь.  —  с.  4. 

4.Куратов  С.  Ангел  моря//  Вестник  «Зеленое  спасение».  Выпуск  20.  Творчество,  вдохновленное  природой.  Алматы:  2013.  —  с.  58—68.

5.Cм.  сайты  МКФ:  «Wildscreen»  г.  Бристоль  (Англия):  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.wildscreenfestival.org/#  (дата  обращения  26.10.2012);  «Зеленый  взгляд»,  г.  СПб.  (Россия):  http://www.infoeco.ru/greenvision/  (дата  обращения  03.11.2013);  ENVIROFILM.  г.  Банска-Быстрица  (Словакия):  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.envirofilm.sk/  (дата  обращения  17.12.2013);  Байкальский  МКФ  научно-популярных  и  документальных  фильмов  «Человек  и  природа»,  г.  Иркутск  (Россия)  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.baikalkinofest.ru  (дата  обращения  18.10.2013);  Телевизионный  экологический  фестиваль  «Спасти  и  сохранить»,  г.  Ханты-Мансийск  (Россия)  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.ugoria.tv/fest/?history&ln=ru#  (дата  обращения  26.10.2012);  «Зеленые  врата»,  г.  Матсалу  (Эстония)  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.matsalufilm.ee/festival/index_eng.html  (дата  обращения  10.11.2013);  Environmental  Film  Festival,  г.  Вашингтон  (CША)  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dcenvironmentalfilmfest.org  (дата  обращения  10.11.2013).

6.Реймерс  Н.Ф.  Экология  (теория,  законы,  правила,  принципы  и  гипотезы)  М.:  Журнал  «Россия  молодая»,  1994  —  367  с. 

7.Дж.  Сид,  Дж.  Мейси,  А.  Наэсс,  П.  Флеминг.  Думая  как  гора:  на  пути  к  Совету  всех  существ.  М.,  1992.  —  128  с.

8.Симанович  Г.С.  Александр  Згуриди.  Портрет  режиссера.  М.:  В/О  «Союзинформкино»,  1983.  —  48  с.

9.Цит.  по  Современная  западная  философия:  Словарь  /  сост.:  Малахов  В.С.,  Филатов  В.П.  М.:  Политиздат,  1991.  —  414  с.

10.Человек  и  природа.  ХII  Байкальский  международный  кинофестиваль  научно-популярных  и  документальных  фильмов.  Каталог.  Иркутск:  2013.  —  44  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий