Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 декабря 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Германские языки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЕРБАЛЬНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИИ
Карпова Екатерина Сергеевна
канд. филол. наук, ассистент кафедры английской филологии Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Украина, г. Киев
E.mail: karpova_k @ukr.net
VERBAL PRESENTATION OF NATIONAL CHARACTER IN AMERICAN LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD
Karpova Ekaterina
PhD in Philology, assistant of English Philology Department, Institute of Philology,
Kiev National Taras Shevchenko University, Ukraine Kiev
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются ключевые черты национального характера американцев. Исследуются лексические и идиоматические способы вербальной презентации концепта «национальный характер» в языковой картине мира США.
ABSTRACT
The article examines key peculiarities of American national character. Studies lexical, nominative, stylistic, idiomatic means of verbal presentation of the term “national character” in American language picture of the world.
Ключевые слова: языковая картина мира; национальный характер; американская нация; вербальная презентация; оценка; коннотация.
Keywords: language picture of the world; national character; American nation; verbal presentation; evaluation; connotation.
Проблемы определения термина «национальный характер» и расшифровки культурного генофонда принадлежат к ключевым в свете современных гуманитарных исследований. Энциклопедические источники по-разному трактуют понятия «нація» и «етнос». В рамках нашего исследования эти понятия будут рассматриваться как тождественные, а именно означающие «народ, имеющий общую историю, культуру, осознающий свое единство, проповедующий общие духовные ценности, говорящий на одном языке» [5, c. 22].
Как известно, национальный характер является основополагающим компонентом бытия каждой нации, фактором ее консолидации. Термин «национальный характер» определяется как «исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре. В национальном характере тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики» [4]. Несмотря на очевидность существования национальных характеров, их научное исследование является достаточно сложной и запутанной проблемой. Это объясняет тот факт, что ученые до сих пор не пришли к общему мнению относительно существования национальных характеров как таковых, факторов их формирования, влияния на историческое развитие человечества. Современные гуманитарные науки сфокусированы на изучении национального характера в эпоху глобализации и унификации [6], поскольку глобализация неизменно влечет за собой культурную интеграцию и является, в свою очередь, мощным механизмом воздействия на национальную культуру.
Американский национальний характер проявляется в национальном многообразии США, включает в себя специфический способ мышления американцев, что позволяет отличить их от представителей других наций. Ключевыми составляющими американского национального характера являются следующие: exceptionalism, pragmatism, self-reliance, efficiency, practicality, materialism, workaholism (work-orientation), social mobility, change (time and its control), activist approach to life, optimism (directness, openness, honesty), various addictions [2; 3; 7; 8; 12; 15].
Одним из базовых элементов национального характера, имеющих религиозную подоплеку, является мысль об избранности Америки Богом (elect nation, chosen people). Именно Богоизбранность легла в основу характерной черты американцев — американской исключительности (American exceptionalism): “In its classic forms, American exceptionalism refers to the special character of the United States as a uniquely free nation based on democratic ideals and personal liberty” [14]. Французский исследователь истории и культуры США Алексис де Токвиль трактовал американскую исключительность следующим образом: “The idea that the United States and the American people hold a special role in the world, by offering opportunity and hope for humanity, derived from a unique balance of public and private interests governed by constitutional ideals that are focused on personal and economic freedom. Some United States citizens have used the term to claim moral superiority for America or Americans. Others use it to refer to the American concept, or "dream" as itself an exceptional ideal” [11]. В дефиниции А. Токвиля представлены основные ценностные ориентации американцев, которые вербализуются в аксиологемах opportunity, hope, balance of public and private interests, personal and economic freedom, moral superiority. Вера американцев в собственную Богоизбранность отражена в синонимических выражениях We are the best nation, America is the center of the world (earth), the great society [8]. Однако существует и обратная сторона медали, согласно которой исключительность является негативной чертой нации, а ее существование вообще ставится под сомнение: “The US has been exceptionally bad, racist, violent” [14]. В данном примере анти-исключительность вербализуется за счет лексем с негативной коннотацией bad, racist, violent. Кроме того, значение лексем усиливается с помощью интенсификатора exceptionally. Негативное отношение к американской исключительности объясняется, прежде всего, агрессивным политическим курсом страны.
Американский стиль жизни основан на утилитарности, которая проявляется в чрезмерном прагматизме и рационализме американцев. В следующем примере американский прагматизм представлен с помощью прилагательных с позитивным оценочным значением: “Americans have a reputation of being an extremely realistic, practical and efficient people. The practical consideration is likely to be given highest priority in making any important decisions in the United States. Americans pride themselves in not being very philosophically or theoretically oriented. If Americans would even admit to having a philosophy, it would probably be that of pragmatism” [13]. Популярный американский политолог Джеймс Твитчелл в своей книге “Lead Us Into Temptation: The Triumph Of American Materialism” называет американцев потребительской нацией (the nation of consumers, the people of plenty) [10, c. 14]. Кроме того, американская культура в терминологии Твитчелла обозначена термином mallcondo culture. Следует заметить, что лексема mallcondo образована путем словосложения от лексемы mall и сокращенного варианта американизма condo. Рассмотрим следующий пример, в котором практицизм американцев представлен в лексеме malcondoville, олицетворяющей стремление американцев к объединению дома с торговой сетью: “American civilization is based on malcondoville — a vast continuum of interconnected structures and modes of organizing work, shopping and living, all based on the principles of enclosure, control and consumption” [10, c. 18]. Тяга к чрезмерным и необдуманным покупкам лишь для того, чтобы продемонстрировать свою финансовою состоятельность, является отличительной чертой американцев. Этот социальный феномен эксплицируется в английском языке в следующих коллокациях: conspicuous consumption и consume conspicuously.
Трудоспособность и трудолюбие (work-orienation) являются одними из ключевых черт американского национального характера. Умение упорно работать для достижения поставленных целей находит свое языковое отражение в ряде идиом: alive and kicking, ball of fire, go-getter, on the go, eager beaver, to dig in, to work one’s fingers to the bone. Однако следует заметить, что в современных реалиях термин с позитивной коннотацией work-orientation претерпевает изменения и приобретает негативную окраску в лексеме workaholism. В приведенном ниже примере для обозначения американской нации употребляется атрибутивное словосочетание workaholic nation: “The US is the world’s standout workaholic nation” [9, c. 14], значение которого интенсифицируется с помощью позитивно маркированного прилагательного standout. Негативное влияние чрезмерной трудоспособности на повседневную жизнь американцев вербализуется при помощи номинативных метафор workaholic syndrome, epidemic of overwork, oversheduling, time famine. Однако, невзирая на все негативные факты, трудолюбие и энергичность позволили США стать одной из наиболее развитых держав на геополитической карте мира.
Трудолюбие (work-orientation), социальная мобильность (social mobility), склонность к переменам (change), активная жизненная позиция (activist approach to life) американцев гармонично сочетаются с их невероятным оптимизмом (optimism), который заложен в американском национальном характере на генетическом уровне. Удивительная способность американцев открыто обсуждать собственные проблемы представлена в номинации oprahization — “the increased tendency for people to publicly describe their feelings and emotions and confess their past indiscretions” [16]. Лексема образована от имени Опры Уинфри — ведущей одного из наиболее успешных ток-шоу в стране, которое оказало огромное влияние на поп-культуру в США. Кроме того, такие фразы, как Keep smiling! Never say die! Take it easy! Don’t worry, be happy! Nice to meet you! являются своеобразными слоганами типично американского стиля жизни.
Американскому национальному характеру присуща также такая черта, как склонность к разного рода аддикциям (various addictions). Например, культ поглощения нездоровой пищи в огромных количествах вербализирован в идиоме eyes are bigger than one’s stomach (belly). Общеизвестно, что именно Соединенные Штаты считают родиной и популяризатором заведений быстрого питания fast food и junk food. Однако, несмотря на явные проблемы с питанием и, как следствие, с лишним весом, американцы редко комплексуют из-за своих нестандартных фигур и никогда не изменяют своей природности [1, c. 194].
Таким образом, основными чертами, которые формируют национальный характер американцев, являются вера в собственную исключительность (exceptionalism), прагматизм (pragmatism), рационализм (rationalism), трудолюбие и трудоспособность (workaholism), социальная мобильность (social mobility), склонность к переменам (change), активный стиль жизни (activist approach to life), склонность к разнообразным культам и зависимостям (various addictions). Особенности национального характера вербализованы в языковой картине мира американцев с помощью широкого арсенала лексических и идиоматических языковых средств.
Список литературы:
1.Воробьев Г.Г., Иванова Е.Л. Некоторые аспекты американского национального характера // Американский характер. Очерки культуры США. 1991. — С. 191—294.
2.Голицинский Ю.Б. The United States of America: пособие по страноведению. СПб.: КАРО, 2001. — 447 с.
3.Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. М.: Гнозис, 2005. — 352 с.
4.Национальный характер // Этнопсихологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://ethnopsychology.academic.ru/259/ (дата обращения 07.12.2013).
5.Мала енциклопедія етнодержавознавства. Національна Академія наук України. Інститут держави і права імені В.М. Корецького / Відп. ред. Ю.І. Римаренко. К.: Генеза, 1996. — 942 с.
6.Павловская А.В. Национальный характер в условиях глобализации: перспективы изучения // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М.: Издательство Московского ун-та, — 2004. — № 4. — С. 108—118.
7.Токарева Н.Д., Пеппард В. Америка. Какая она?: учеб. по страноведению США. М.: Высшая школа, 1998. — 334 с.
8.Томахин Г.Д. США. Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 2001. — 576 с.
9.Schor J.B. The Overworked American. The Unexpected Decline of Leisure. New York. Basic Books, 1993. — 727 p.
10.Twitchell J.B. Lead Us into Temptation: the Triumph of American Materialism. New York: Columbia University Press, 1999. — 310 p.
11.American Exceptionalism // New World Encyclopedia [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/American_exceptionalism (дата обращения 04.12.2013).
12.In Search of … America’s National Character // The Boston Globe [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.boston.com/bostonglobe/ideas/brainiac/2011/01/in_search_of_am.html (дата обращения 10.12.2013).
13.Kohls L.R. The Values Americans Live By [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.claremontmckenna.edu/pages/faculty/alee/extra/American_values.html (дата обращения 07.12.2013).
14.Tyrrell I. What is American Exceptionalism [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://iantyrrell.wordpress.com/papers-and-comments/ (дата обращения 12.12.2013).
15.Who Are We? The Debate over National Сharacteristics // The Forbes [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.forbes.com/sites/stratfor/2013/09/18/who-are-we-the-debate-over-national-characteristics/ (дата обращения 11.12.2013).
16.Word Spy [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://wordspy.com/words/Oprahization.asp (дата обращения 11.12.2013).
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий