Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хомич Е.Г. РАДУГА В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ К.А. СОМОВА КАК СИМВОЛ ПУТИ «К ДАЛЬНЕМУ В СЕРДЦАХ» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 11(30). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РАДУГА  В  ПЕЙЗАЖНОЙ  ЖИВОПИСИ  К.А.  СОМОВА  КАК  СИМВОЛ  ПУТИ  «К  ДАЛЬНЕМУ  В  СЕРДЦАХ»

Хомич  Елена  Геннадьевна

искусствовед,  соискатель  кафедры  русского  искусства  Санкт-Петербургского  государственного  академического  института  живописи,  скульптуры  и  архитектуры  им.  И.ЕРепина  РАХРФгСанкт-Петербург

E-mail: 

 

RAINBOW  IN  LANDSCAPE  PAINTING  BY  K.A.  SOMOV  AS  A  SYMBOL  OF  THE  WAY  «TO  THE  FAR  IN  THE  HEARTS»

Elena  Khomich

art  historian,  the  applicant  of  the  Department  of  Russian  art  in  St.  Petersburg  state  academic  Institute  of  painting,  sculpture  and  architecture  named.  I.ERepin  of  RAHRussia  StPetersburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  произведения  пейзажной  живописи  К.А.  Сомова,  в  которых  художник  использовал  мотив  радуги  для  воплощения  своих  идей,  демонстрируя  символистское  понимание  действительности.  Акцентируется  внимание  на  музыкальности  его  живописи.  Автор  приходит  к  выводу,  что  одним  из  символов  творческого  пути  Сомова  являлась  радуга.

ABSTRACT

The  article  examines  the  works  of  landscape  painting  by  K.A.  Somov,  in  which  the  artist  used  the  motif  of  the  rainbow  as  an  embodiment  of  his  ideas,  demonstrating  symbolic  understanding  of  the  reality.  The  focus  is  on  the  musicality  of  his  painting.  The  author  comes  to  the  conclusion  that  one  of  the  symbols  of  Somov’s  creative  work  is  a  rainbow.

 

Ключевые  слова:  Сомов;  пейзаж;  радуга;  символизм;  музыкальность  живописи.

Keywords:  Somov;  landscape;  rainbow;  symbolism;  musicality  of  painting.

 

В  творчестве  Константина  Андреевича  Сомова  (1869—1939),  русского  живописца  и  графика,  одного  из  основателей  общества  «Мир  искусства»  пейзаж  являлся  одним  из  ведущих  жанров.  С  его  помощью  художник  не  только  воплощал  красоту  окружающего  мира,  но  и  затрагивал  проблему  вечных  ценностей.  Для  раскрытия  идейного  содержания  произведения  художник  использовал  разные  природные  мотивы,  но  излюбленным  стало  такое  явление,  как  радуга.  Интерес  к  живописи  Сомова  никогда  не  ослабевал,  но,  не  смотря  на  ряд  исследовательских  работ  [2,  3,  5],  некоторые  аспекты  пейзажного  искусства  этого  мастера  недостаточно  изучены.

С  юношеских  лет  источником  вдохновения  для  Сомова  являлась  природа.  В  общении  с  ней  он  стремился  постичь  тайны  мироздания,  и  внимательно  изучая  изменения  в  окружающем,  отображал  свои  впечатления  в  зарисовках  с  натуры,  этюдах  и  картинах.  Из  всего  многообразия  природных  явлений  Сомов  наибольшее  предпочтение  отдаёт  радуге  и,  выбрав  эту  «семицветную  красавицу»  использует  её  черты  в  качестве  дополнительного  мотива  в  своих  произведениях  («Прогулка  после  дождя»  1896  г.,  «Осмеянный  поцелуй»  1908  г.,  «Летом»  1921  г.  и  др.)  или  делает  полноправным  действующим  лицом  («Радуга»  1897  г.).  Работая  над  картиной,  художник  стремился  мелодично  выстроить  композицию  и  колорит.

  В  акварели  «Прогулка  после  дождя»,  в  которой  проявилось  тонкое  чувство  природы  Сомова,  радуга,  как  «любимый»  впоследствии  компонент  произведений  автора,  появляется  впервые.  Звучит  она  ещё  не  так  звонко  и  блестяще,  но  становится  необходимым  выразительным  пейзажным  мотивом,  с  помощью  которого  художник  передаёт  не  только  состояние  природы,  но  и  своё  собственное  настроение  и  чувства  персонажей  картины. 

В  акварели  зафиксирован  волнующий  момент,  когда  после  дождя  на  облачном  небе  появляется  цветная  дуга,  а  на  траву  и  песчаные  дорожки  по  которым  идут  люди,  ложатся  её  мягкие  отсветы.  Выразительность  силуэтов  фигур  подчеркивает  плавная  линия  контурного  рисунка  и  чистота  цвета.  Пейзаж,  уходящий  в  глубину,  дан  обобщённо  и  воспринимается  как  фон.  Заметно  стремление  автора  к  декоративности.  В  изображении  радуги  впечатление  исчезающей  материи  создаётся  художником  благодаря  мягким  тональным  переходам  одного  цвета  в  другой,  что  напоминает  колористическую  систему  А.  Ватто,  в  картинах  которого  «цветовое  великолепие  достигается  не  за  счёт  многочисленности  тонов,  а  за  счёт  многообразия  полутонов  и  оттенков  одного  тона»  [7,  с.  342].  Мотив  радуги  Сомов  использует  в  желании  показать  словно  «последнюю  вспышку  жизненных  сил  на  грани  исчезновения  и  растворения»,  чем  становится  близок  старым  мастерам,  в  чьих  работах  «витальная  энергия»  проявляла  себя  «деликатно  и  даже  как  бы  с  меланхолическим  сознанием  своей  хрупкости  и  мимолётности»  [7,  с.  343]. 

  Поэтический  рассказ  о  жизни  природы  и  взаимодействие  её  с  человеком  изложен  в  пастели  «Радуга»  (1897  г.).  В  этой  работе  разноцветная  дуга  представлена  полноправным  действующим  лицом  наравне  с  людьми  в  отличие  от  скромной  роли  её  в  предыдущей  картине  «Прогулка  после  дождя».  Для  художника  притягателен  духовный  мир  его  персонажей.  Ему  импонирует  их  лёгкое  времяпровождение,  гуляние  по  просторам  лугов  русского  поместья,  возможность  молчаливого  созерцания  красот  родной  земли,  одной  из  которых  является  радуга.  Её  величественное  появление  на  хмуром  облачном  небе  и  не  оставшихся  равнодушными  к  этому  яркому  зрелищу  двух  дам,  изображенных  на  пастели,  выражено  художником  с  особым  волнением.

Розовый  и  красный  цвет  изящных  зонтиков  женщин,  оранжевый  и  голубой  их  платьев  согласуется  с  полосами  многоцветной  дуги.  Ажур,  сотканный  из  многочисленных  тонких  ветвей  дерева  под  которым  они  спрятались  от  дождя,  сочетается  с  плавностью  изгиба  складок  платья  одной  из  них.  То,  что  может  происходить  во  внутреннем  мире  человека,  раскрывается  в  сравнении  с  явлением  природы.  Радуга  в  данном  случае  может  восприниматься  как  символ  красоты,  одной  из  вечных  ценностей,  к  которой  стремится  любая  душа.  Вместе  с  тем  в  этом  природном  мотиве  у  Сомова  ощущается  двойственное  переживание,  подчёркнутое  пейзажем,  окрашенным  игрой  нюансов,  контрастов  света  и  тени,  обусловленное  пониманием  художника  того,  что  красота  недолговечна.  Но  благодаря  возможностям  живописи  и  способности  мастера  символически  мыслить  становится  возможным  воплощение  в  произведениях  несовместимого  с  реальностью  идеала. 

  Очередная  работа  Сомова  «Пейзаж  с  радугой»  (1919  г.)  демонстрирует  сильные  эмоции  автора,  отразившиеся  на  колористическом  строе  холста,  передающем  неограниченное  богатство  красок  природы  и  ощущение  сверкающего  солнечного  света.  Разноцветная  дуга  соединяет  в  себе  зрительный  и  чувственный  образ,  вторя  движению  скользящих  лучей  солнца,  создающих  неустойчивость  восприятия  действительности.

Из  череды  картин  с  мотивом  радуги  выделяется  работа  Сомова,  выполненная  в  1925  году  в  эмиграции  по  заказу  главы  всемирно  известной  фортепьянной  фирмы  Steinway  &  Sons  (Стейнвей  и  сыновья)  —  портрет  С.В.  Рахманинова.  На  ней  по  замыслу  автора  изображённые  цветущие  вишни  и  небо  с  радугой  иллюстрируют  музыкальную  поэму  композитора  «Весна».  Знакомый  образ  природы  был  призван  отобразить  в  картине  воспоминания  художника  и  портретируемого  о  безвозвратно  минувшем.  В  этот  пейзажный  мотив  передающий  состояние  природы  и  людей  Сомов  вложил  мечту  о  красоте  и  празднике,  которые  визуально  недолговечны,  но  в  мыслях  всегда  могут  присутствовать  с  человеком.  Одна  из  последних  работ  мастера  «Усталый  путник»  (1939  г.)  может  являться  подтверждением  выше  изложенного.  В  ней  радужная  феерия  словно  соединила  в  себе  все  предыдущие  мотивы  и  в  своём  прощальном  аккорде  звучит  сильнее  и  убедительнее.

В  стремлении  к  вечным  ценностям,  открывающим  перспективу  «к  дальнему  в  сердцах»  Сомов  был  взволнован  «приближением  внутренней  музыки  к  поверхности  сознания»  и  воплощал  в  картинах  символы  своего  творчества.  Радуга,  являлась  для  художника  таким  символом,  без  чего  как  он  сам  признавался  в  письмах  «ему  никак  нельзя»  [6,  с.  284].  К  этому  стоит  добавить,  опираясь  на  мнение  А.  Белого,  который  в  своей  работе  «Символизм  как  миропонимание»  [4]  отмечал,  что  «Не  событиями  захвачено  всё  существо  человека,  а  символами  иного.  Музыка  идеально  выражает  символ.  Символ  поэтому  всегда  музыкален»  [4,  с.  66].  В  связи  с  этим  целесообразно  говорить  о  музыкальности  живописи  Сомова.

Через  образное  восприятие  окружающего  мира  живопись  сближается  с  музыкой,  связанной  с  неведомым  и  бесконечным,  которая  способна  вознести  стремящегося  к  идеалу  человека  к  «мирам  иным»,  приподнять  над  ними  завесу.  По  мнению  В.В.  Ванслова  в  сущности  мира  заключена  музыка  и  согласно  концепции  «панмузыкальности»  [1,  с.  265]  внутренняя  музыка  звучит  в  любом  явлении  природы  и  человеческой  жизни.  Несмотря  на  то,  что  изображение  и  звук  по  своей  природе  различны,  они  обрабатываются  памятью  и  преобразовываются  в  умозрительные  понятия  и  наглядные  представления.  Музыка  проявляется  и  в  виде  живописно-пластических  изображений,  и  в  форме  созданных  музыкальным  инструментом  и  озвученных  речью  образов.  Стремление  Сомова  живописными  средствами  передать  музыку  природных  явлений,  одним  из  которых  была  радуга,  соответствует  концепции  символизма.  Магия  его  искусства  определяется  воплощением  символов  творчества.

 

Список  литературы:

1.Ванслов  В.  В.  Эстетика  романтизма/В.В.  Ванслов.  М.:  Искусство,  1966.  —  404  с.

2.Гусарова  А.П.  К.А.  Сомов.  М.:  «  Искусство»,1973.  —  32  с. 

3.Журавлёва  Е.В.  Константин  Андреевич  Сомов.  М.:  «Искусство»,  1980.  —  230  с.

4.Литературные  манифесты  от  символизма  до  наших  дней  /  Сост.  и  предисловие  С.Б.  Джимбинова.  М.:  XXI  век  Согласие,  2000.  —  608  с.

5.Русакова  А.А.  Символизм  в  русской  живописи.  М.:  «Искусство»,  1995.  —  451  с. 

6.Сомов  К.А.  Письма.  Дневники.  Суждения  современников/  Константин  Андреевич  Сомов;  сост.,  вступ.  статья  и  примеч.  Ю.Н.  Подкопаевой  и  А.Н.  Свешниковой.  М.:  Искусство,1979.  —  624  с.,62  л.ил.

7.Якимович  А.К.  Новое  время.  Искусство  и  культура  XVII—XVIII  веков/  А.К.  Якимович.  СПб.:  Азбука-классика,  2004.  —  440  с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий