Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соломенцева С.Б. КОНЦЕПТ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА КАК ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

КОНЦЕПТ  ЕЛЕЦКОГО  КРУЖЕВА  КАК  ИДЕАЛЬНАЯ  ФОРМА  КУЛЬТУРНОГО  БЫТИЯ

Соломенцева  Светлана  Борисовна

доцент    Елецкого  государственного    университета  им.  И.А.  Бунина,  г.  Елец

E-mailss00001@mail.ru

 

CONCEPT  OF  THE  YELETSKIYE  LACE  AS  AN  IDEAL  FORM  OF  CULTURAL  BEING

Svetlana  Solomentseva

associate  professor  of  Yelets  State  University  named  after  I.A.  BuninYelets

 

АННОТАЦИЯ

Данная  работа  посвящена  изучению  историко-философских  аспектов  елецкого  кружева  и  его  концепта  как  идеальной  формы  культурного  бытия,  с  целью  показать,  что  оно  представляет  собой  единство  духовного  и  материального  в  контексте  единства  веры,  искусства  и  науки.  Доказано,  что  кружевоплетение  имеет  диалектическую  природу,  как  носитель  художественного  образа  и  духовности.

ABSTRACT

This  article  is  devoted  to  the  study  of  historical  and  philosophical  aspects  of  the  Yeletskiye  lace  and  its  concept  as  an  ideal  form  of  cultural  being.  The  aim  of  this  research  is  to  show  that  the  given  lace  represents  the  unity  of  the  spiritual  and  the  material  in  the  context  of  unanimity  of  faith,  art  and  science.  It  is  proved  that  lace-making  has  a  dialectical  nature  as  a  bearer  of  word  picture  and  spirituality. 

 

Ключевые  слова:  концепт;  елецкое  кружево;  кружевоплетение;  народный  костюм;  декор.

Keywords:  concept;  the  Yeletskiye  lace;  lace-making;  national  costume;  setting. 

 

В  этой  статье  будет  сделана  попытка  рассмотреть  проблему  феноменологии  елецкого  кружевоплетения,  как  части  декора  народного  костюма,  в  историко-философском  аспекте,  в  качестве  духовно-практического  и  ценностного  феномена  жизни  простого  народа,  как  материальное  воплощение  его  знаний.  Мы  проследим  народный  космизм,  который  выражает  «проживание  мира»,  собственное  представление  о  нем,  характерные  образы  и  символы,  которые  изотерически  сохранили  историческую  общественную  память  в  мировоззренческом  единстве  осознания  целостности  небесного  и  земного.  Сведя  воедино  разные  взгляды  на  космизм,  мы  постараемся  создать  философско-культурологическую  модель  елецкого  кружева  как  прообраза  культуры.

Желание  рассмотреть  своеобразие  традиционного  елецкого  кружева  обусловлено  достаточно  невысоким  уровнем  разработки  общей  истории  и  теории  этого  вида  народной  художественной  культуры,  малочисленностью  исследований  аспектов,  связанных  с  данной  проблематикой.

Философский  аспект  в  истории  изучения  елецкого  кружевоплетения  будет  исследоваться  как  часть  парадигмы  культуры,  ценностная  основа  всей  народной  художественной  культуры  края,  которая  сохраняет  на  протяжении  длительного  времени  тесные  связи  с  мировоззрением,  историй,  трудом,  бытом,  этнической  общностью.  В  любой  области  исследований  понятийно-терминологический  аспект  является  базисом,  поэтому  необходимо  уточнить  основополагающие  понятия,  касающиеся  нашей  темы.

На  наш  взгляд  введение  в  область  исследования  философского  аспекта  в  истории  изучения  елецкого  кружева  понятия  «культурная  парадигма»  вполне  обосновано.

Понятие  «парадигма»  впервые  введено  Томасом  Куном  в  работе  «Структура  научных  революций»  [6].  Это  слово  в  переводе  с  греческого  языка  означает  «пример,  модель,  образец».  В  методологии  науки  оно  трактуется  как  совокупность  ценностей,  методов,  подходов,  технических  навыков  и  средств,  принятых  в  сообществе  в  рамках  устоявшейся  традиции  в  определенный  период  времени.  Но  сам  феномен  елецкого  кружевоплетения  в  его  художественно-эстетическом  аспекте,  по  нашему  мнению,  является  более  глубоким  явлением  в  народной  художественной  культуре  края.  Поэтому  более  приемлемо  философское  значение  слова  «парадигма»:  «исходная  концептуальная  схема,  модель»,  являющаяся  эталоном  мышления,  «строго  научная  теория,  воплощенная  в  системе  понятий,  выражающих  существенные  черты  действительности».  Данный  подход  к  трактовке  этого  термина  позволяет  с  новой  стороны  осмыслить  понятие  «культурная  парадигма»  в  контексте  нашей  темы.

Понятие  «культура»  имеет  много  значений  в  различных  областях  жизнедеятельности  человека  и  общества  в  целом.  Но  для  целей  нашего  исследования  наиболее  оптимальным  является  широкое  философское  определение  «культуры»,  как  «второй  природы»  объективного  человеческого  опыта,  в  котором  человек  и  культура  неразрывно  связаны  подобно  растению  на  почве,  в  которой  оно  растет.  Поэтому  рассматривать  культуру  необходимо  как  специфический  социальный  и  антропологический  феномен.  А.И.  Арнольдов  дал  свое  образное  и  поэтичное  определение  понятие  «культуры»:  «реальная  сила,  направленная  на  утверждение  истинно  человеческого  в  человеке.  Она  —  вторая  Вселенная,  создаваемая  человечеством»  [1].

Культура  —  одно  из  самых  сложных  явлений,  которое  позволяет  изучить  и  понять  исторический  опыт  народа,  совокупность  духовных  и  материальных  ценностей,  созданных  предыдущими  поколениями.  Естественно,  что  особое  место  в  народной  культуре  занимает  костюм,  элементом  декора  которого  является  кружево,  изготовленное  в    культурных  традициях  области  проживания.  Человек  выбирая  композиционное  решение  для  своих  работ,  создавая  определенные  рисунки,  орнаменты,  использовал  формы,  которые  гармонично  сочетались  с  природой  родного  края.  В  этом  случае  декор  костюма  являлся  органичной  связующей  нитью  между  природой  и  миром  вещей.  И.Г.  Гердер  утверждает,  что  «...Культурная  традиция  идет  от  народа  к  народу,  видоизменяясь,  принимая  все  новые  и  новые  формы»,  одной  из  которых  и  является  декор  народного  костюма  [2,  с.  616].  По  словам  И.Т.  Касавина  «Традиция  «мерцает»  в  истории,  но  она  же  и  творит  ее,  являясь  формой  органического  перерастания  спонтанной  человеческой  деятельности  в  регулярную  и  законосообразную  социальную  практику.  И  здесь  же  она  (уже  как  понятие)  оказывается  способом  формирования  исторического  сознания,  которое  обнаруживает  в  традиции  не  просто  устаревшие  формы  деятельности  и  мышления,  но  «сгустки»  исторически  конкретного  опыта,  необходимые  ступени  развития  общественных  отношений»  [5,  с.  66].

Существует  ряд  научных  направлений:  историческое,  информационное,  аксиологическое,  гносеологическое,  эстетическое,  этическое  и  т.  д.,  которые  взаимодействуя  друг  с  другом,  комплексно  изучают  социокультурный  потенциал  декора  народного  костюма.  Историко-археологические  данные  дают  нам  возможность  получить  достоверную  информацию  о  генезисе  и  развитии  народной  культуры.  Большое  внимание  уделяется  духовной  и  художественной  культуре  народа,  его  традициям,  обычаям  и  обрядам.  Юлиус  Липс  в  своей  работе  «Происхождение  вещей»  определил  несколько  закономерностей  развития  декора  костюма  [7].  Отмечено  сходство  разных  регионов  по  видам  декора  костюма  и  его  жизненным  функциям,  а  также  переход  к  более  сложным  системам  декора  с  течением  времени.  Характерно  зарождение  новых  элементов  декора  костюма  следующей  эпохи  в  предыдущей.  Различные  культуры  взаимодействуют  друг  с  другом,  что  способствует  распространению  новых  технических  достижений.  Существует  много  вариантов  воплощения  закономерностей,  особенно  в  декоре  костюма,  а  также  применение  типового  композиционного  решения  традиционных  предметов  и  элементов  одежды.

Первые  попытки  выявить  основу  эстетических  канонов  декора  народного  костюма  предприняли  этнографы,  но  большая  часть  их  внимания,  естественно,  была  обращена  на  эстетическую  составляющую  и  описание  одежды  различных  регионов.

Идея  «прекрасного»  в  сознании  древних  народов  формировалась  в  процессе  трудовой,  практической  деятельности.  Красота  выражалась  в  гармонии  целого,  соразмерности  частей  его  составляющих  и  воплощалась  в  согласованном  сочетании  всех  элементов  русского  народного  костюма,  включая  элементы  декора,  к  которым  относится  кружево.  Гармония  в  костюме  рассматривалась  как  материальная  закономерность  красоты.  А  сама  «красота»  —  в  качестве  всеобщего  закона  мироздания  и  условия  космического  бытия.  В  то  же  время  «красота»  оставалась  способом  понимания  и  особой  формой  бытия,  что  допускает  трактовку  костюма  и  его  элементов  как  концепта.

Ученых  всегда  заботил  вопрос  о  происхождении  славянской  культуры,  истоках  возникновения  народных  ремесел  и  промыслов.  Начало  этим  исследованиям  положил  М.В.  Ломоносов  [8].  Первые  фундаментальные  исследования  истории  русского  кружевоплетения  были  проведены  С.А.  Давыдовой,  а  результаты  впоследствии  были  обобщены  в  книге  «Русское  кружево  и  русские  кружевницы»,  где  елецкому  кружеву  отведено  достойное  место  [4].  Идейным  вдохновителем  исследований  С.А.  Давыдовой  и  рецензентом  ее  рукописи  был  знаток  русской  культуры  В.В.  Стасов,  который  дополнил  фактический  материал  сведениями  из  старинных  летописей  княжеского  и  великокняжеского  периода  [14].  Ученый  отстаивал  идеи  реализма  в  русском  искусстве  и  проделал  огромную  работу  по  собранию,  реставрации  и  сохранению  лучших  образцов  русского  декоративно-прикладного  творчества,  в  том  числе  и  кружева.

Важную  роль  в  формировании  композиционного  решения  кружева  играет  такая  художественная  составляющая  как  цвет.  Существует  теория,  что  полная  гармония  цветового  решения  может  основываться  на  принципе  психологического  воздействия  на  человеческую  душу.  Этот  принцип  на  подсознательном  уровне  часто  использовался  нашими  предками.  Современного  осмысления  требуют  вопросы  взаимодействия  визуального  и  вербального  кодов  эпохи  и  семантика  цвета.  Народная  культура  является  сложной,  многофункциональной  системой,  с  характерными  ей  формами  деятельности  и  механизмами  их  осуществления,  а  кружевоплетение  является  её  значительной  частью,  характеризующей  отличительные  особенности  этноса.

Устойчивую  связь  микрокосма  и  макрокосма  в  народном  искусстве  выявил  и  проанализировал  Б.А.  Рыбаков  [13].  В  своей  работе  он  обозначил  древность  происхождения  орнаментальных  решений,  а  также  отметил,  что  орнамент  является  своеобразным  общерусским  информационным  языком.  В  то  же  время  отмечается,  что  трактовка  схожих  элементов  орнаментики  в  различных  местностях  отличалась  из-за  особенностей  этнокультуры  этого  края.

Зачастую  народное  искусство  в  целом  и  декор  костюма  в  частности  рассматривают  как  знаковую  систему,  имеющую  четкую  информационную  функцию.  И.П.  Работнова  тщательно  изучала  приемы  традиционного  русского  кружевоплетения  [11]  и  вышивки,  а  также  региональные  особенности  их  воплощения.  Это  позволило  ей  обозначить  важную  закономерность  русской  народной  одежды:  общее  декоративное  решение  одежды  основано  на  одном  из  самых  устойчивых  знаковых  элементов  —  орнаменте,  что  позволяет  создать  завершенный  художественный  образ  [12].

Многие  исследователи  декоративно  прикладного  искусства  связывают  диалектическую  природу  этого  явления  не  только  с  прошлым  народа,  но  также  с  настоящим  и  будущим.  Существует  тесная  связь  искусства  и  традиций  народа,  которые  вместе  составляют  целостную  образную  художественную  непрерывно  развивающуюся  систему.  Именно  по  стилистическим  особенностям  этой  системы  можно  отследить  уровень  развития  эпохи,  её  особенности.  Следует  отметить  такой  важный  аспект  как  понятие  стиля  в  народном  искусстве  и  в  кружевоплетении  в  частности.  Стиль  выражает  духовное  состояние  народа  в  определенный  период  времени  и  постоянно  меняется  с  изменением  реалий  времени.

По  мнению  М.А.  Некрасовой  декор  костюма,  как  часть  народной  культуры  являлся  связующим  звеном  между  природой,  человеком  и  культурой  в  единстве  духовно-пространственной  среды  [10].  Утверждение  автора,  о  том  что  в  традицию  переходит  только  то,  что  имеет  непреходящую  ценность  точно  соответствует  елецкому  кружеву,  которое  развиваясь,  впитало  опыт  народа  и  доказало  способность  существовать  и  быть  востребованным  на  протяжении  веков.  Кружевоплетение  развивалось  достаточно  медленно  и  эволюционно  из-за  известной  консервативности  бытового  уклада  жизни  народа.  Основными  канонами,  по  которым  происходило  это  развитие,  являлись  традиционность  и  коллективность,  использование  накопленного  богатого  опыта  и  этнографических  особенностей  региона.  В  культуре  народа  выражено  представление  об  окружающем  мире,  «проживание»  его,  космологические  образы  и  символы,  отражающие  родовую  память.  Народный  космос  формируется  из  связей  систем  мировоззрения  об  устройстве  мира,  его  законах,  порядке  существования  в  нем  человека  и  взаимодействии  с  обществом.  Декор  костюма,  к  которому  относится  кружево,  кроме  эстетического  и  знакового  имеет  еще  и  духовно-содержательное  значение.

Согласно  Ю.М.  Лотману,  который  является  основателем  школы  знаковых  систем,  народная  культура  моделирует  мир,  а  декор  костюма  представлен  в  качестве  интерпретации  человеческого  бытия.  По  мнению  исследователя,  передача  и  сохранение  исторического  опыта  и  духовных  ценностей  в  костюме  происходит  путем  внутренних  и  межэтнических  контактов  [9].

Философ  Л.Н.  Гумилев  считает  этнос  явлением,  лежащим  на  стыке  общества  и  природы.  Одной  из  составных  частей  этноса  является  декор  народного  костюма.  Этнос  является  фактором,  объединяющим  народ,  который  характеризуется  единством  географического  местоположения,  языка  и  истории.  Определяющим  фактором  для  его  формирования  является  среда  обитания,  потому  что  те  или  иные  стереотипные  действия  позволяют  этносу  выжить  в  биосфере  [3,  с.  31].  Автор  считает,  что  этнос  является  не  только  социальным  явлением,  но  и  своеобразной  природной  общностью,  отличной  от  других  типов  объединения  людей.

Исследование  кружевоплетения  в  аксиологическом  ракурсе  актуально  в  настоящее  время.  В  центре  аксиологических  исследований  художников  и  дизайнеров  находится  эстетическое  восприятие  кружева.  Существуют  несколько  факторов,  которые  определяли  принципы  эстетического  сознания  народа:  языческие  традиции;  пришедшие  вместе  с  крещением  Руси  идеалы  христианства;  и  эстетическое  народно  художественное  самосознание,  которое  было  выражено  в  декоративно-прикладном  искусстве  и  бытовом  укладе  жизни  общества.

Изучив  историко-философские  аспекты  елецкого  кружева  и  его  концепт  как  идеальную  форму  бытия,  можно  сказать,  что  оно  представляет  собой  единство  духовного  и  материального  в  контексте  единства  веры,  искусства  и  науки.  Кружевоплетение  имеет  диалектическую  природу,  как  носитель  художественного  образа  и  духовности.

 

Список  литературы:

1.Арнольдов  А.И.  Путь  к  храму  культуры.  М.:  Издательский  дом  «Грааль»,  2000.  —  108  с.

2.Гердер  И.Г.  Идеи  к  философии  истории  человечества.  М.:  Наука,  1977.  —  704  с.

3.Гумилев  Л.H.  Этногенез  и  биосфера  Земли.  М.:  Рольф,  2001.  —  560  с.

4.Давыдова  С.А.  Русское  кружево  и  русские  кружевницы.  Спб.:  Типография  А.С.  Суворина,  1892.  —  324  с.

5.Касавин  И.Т.  Познание  в  мире  традиций.  М.:  Наука,  1990.  —  204  с.

6.Кун  Т.  Структура  научных  революций.  М.:  АСТ,  2009.  —  320  с.

7.Липс  Ю.  Происхождение  вещей.  Из  истории  культуры  человечества.  Смоленск:  Русич,  2001.  —  512  с.

8.Ломоносов  M.B.  Избранные  философские  произведения.  М.:  Госполитиздат,  1950.  —  760  с.

9.Лотман  Ю.М.  Статьи  по  семиотике  и  типологии  культуры.  Таллин:  Александра,  1992.  —  479  с.

10.Некрасова  М.А.  Народное  искусство  России.  М.:  Сов.  Россия,  1983.  —  219  с.

11.Работнова  И.П.  Русское  народное  кружево.  М.:  КОИЗ,  1957.  —  160  с.

12.Работнова  И.П.  Русская  народная  одежда.  М.:  Легкая  индустрия,  1964.  —  75  с.

13.Рыбаков  Б.А.  Макрокосм  в  микрокосме  народного  искусства  //  ДИ  СССР.  —  1975.  —  №  3.  —  С.  31—33.

14.Стасов  В.В.  Разбор  сочинения  г-жи  С.А.  Давыдовой  «Русское  кружево».  Исследование  историческое,  техническое  и  статистическое  (рукопись).  Спб.:  Типография  Императорской  Академии  наук,  1886.  —  28  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.