Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Славянские языки

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Максимчук В.В. СЛОВОТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ РОВЕНЩИНЫ В ПОСЛЕДНЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ ХХ ВЕКА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

СЛОВОТВОРЧЕСТВО  ПОЭТОВ  РОВЕНЩИНЫ  В  ПОСЛЕДНЕМ  ДЕСЯТИЛЕТИИ  ХХ  ВЕКА

Максимчук  Виталий  Васильевич

аспирант,  преподаватель  кафедры  украинского  языка  и  литературы  Национального  университета  «Острожская  академия»,  г.  Острог

E-mailvitalykmaks@gmail.com

 

RIVNENSHCHENA  POET’S  WORD-CREATION  DURING  LAST  TEN  YEARS  OF  XX  CENTURY

Maksymchuk  Vitalii

postgraduate  student,  lecturer  of  Ukrainian  language  and  literature  department  of  National  University  “Ostroh  Academy”,  Ostroh

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  проанализированы  семантические  особенности  авторских  лексических  новообразований  поэтов  Ровенщины  в  конце  ХХ  века.  Выделены  основные  закономерности  индивидуально-авторских  существительных,  прилагательных,  наречных  и  глагольных  номинаций.  Отмечено  влияние  внеязыковых  факторов  на  развитие  поэтического  дискурса  Ровенщины,  в  т.  ч.  и  авторских  лексических  новообразований.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  analysis  of  the  semantic  peculiarities  of  Rivnenshchyna  poet’s  author  lexical  new-formations  in  the  end  of  XX  century.  The  main  regularities  of  individually-author  noun,  adjective,  adverb  and  verb  nominations  have  been  distinguished.  The  influence  of  extralingual  factors  with  Rivnenshchyna  poetic  discourse,  including  author  lexical  new-formations,  has  been  noted.

 

Ключевые  слова:  авторское  лексическое  новообразование;  семантика;  поэтический  дискурс;  поэзия  Ровенщины  конца  ХХ  века.

Keywords:  author  lexical  new-formation;  semantics;  poetic  discourse;  Rivnenshchyna  poetry  of  the  end  of  XX  century.

 

На  протяжении  последних  десятилетий  поэтический  лексикон  украинского  языка  пополнился  оригинальными  инновациями,  анализу  которых  посвящены  разведки  многих  украинских  ученых,  например,  Ж.В.  Колоиз,  Г.М.  Вокальчук,  Г.М.  Сюты,  Т.Г.  Юрченко,  О.О.  Жижомы,  А.А.  Калетник,  Н.А.  Адах,  Н.В.  Гаврилюк,  О.Б.  Тимочко  и  других.  Исследователи  отдают  преимущество  изучению  семантико-структурных  особенностей  авторских  лексических  новообразований  (далее  —  АЛН)  определенных  литературных  групп  (киевских  неоклассиков  —  А.А.  Калетник,  Н.В.  Гаврилюк;  поэтов  Нью-йоркской  группы  —  Г.М.  Сюта;  поэтов-диссидентов  —  О.Б.  Тимочко)  или  известных  фигур  в  истории  украинской  литературы  (Василия  Барки  —  Н.А.  Адах;  Павла  Загребельного  —  Т.Г.  Юрченко;  Лины  Костенко  —  Г.М.  Вокальчук,  И.В.  Цапук;  Павла  Тычины  —  О.В.  Кирилюк)  и  тому  подобное.  Однако  до  сих  пор  не  исследованной  остается  словотворчество  авторов  так  называемых  «региональных  объединений»,  то  есть  членов  одной  областной  организации  Союза  писателей  Украины.

Наше  внимание  привлекла  словообразовательная  практика  поэтов  Ровенщины  —  местности,  которая  подарила  миру  И.  Вишенского,  Г.  и  М.  Смотрицких,  Д.  Наливайка,  Д.  Братковского,  Л.  Зизания-Тустановского,  В.  Полищука,  У.  Самчука,  О.  Стефановича,  О.  Телигу  и  других  известных  личностей.  Я.О.  Полищук  отмечает,  что  литературные  традиции  этого  региона  берут  свое  начало  еще  со  времени  Киевской  Руси,  они  «пережили  свой  самый  выдающийся  период  в  ХVІ  веке,  в  пору  нашего  первого  национального  возрождения»  [3,  с.  4].  Исследователь  выделяет  такие  главные  периоды  развития  литературы  Ровенщины:  1)  волынские  события  в  «Русской  летописи»,  памятнику  древнерусской  литературы;  2)  Волынь  в  период  литовской  истории  (ХІV—ХVІ  вв.).  Сюда  принадлежит  «Короткая  киевская  летопись»,  в  которой  идет  речь  о  походах  князей  Острожских,  Корецких  и  других;  3)  полемическая  литература  Острога  конца  ХVІ  и  начала  ХVІІ  в.  К  этому  периоду  принадлежит  поэма  «Острожская  война  под  Пяткой»  С.  Пекалида,  предисловие  к  «Острожской  Библии»  Г.  Смотрицкого,  «Послание  к  епископам»  И.  Вишенского  и  др.;  4)  художественные  и  документально-художественные  произведения  о  Волыни  и  Полесье  ХІХ  века;  5)  произведения  писателей  1  половины  нашего  [двадцатого.  —  В.  М.]  века;  6)  творчество  современных  литераторов  Ровенщины  (Л.  Кравцова,  Е.  Шморгуна,  М.  Пшеничного,  М.  Тимчака  и  многих  других)  [3,  с.  6].

Заметим,  что  словотворчество  поэтов  Ровенщины  не  нашло  своего  отражения  в  лексикографических  источниках,  только  в  начале  2000-х  годов  появляются  словари  неологизмов,  в  которых  изредка  зафиксированы  АЛН  ровенских  авторов  1  половины  ХХ  века  (труды  Ж.В.  Колоиз,  Г.М.  Вокальчук,  О.Б.  Тимочко).

Принимая  во  внимание  особенности  развития  украинского  поэтического  дискурса  в  целом  и  регионального  в  частности  (классификацию  Я.О.  Полищука)  и  периодизацию  индивидуально-авторской  лексической  номинации  в  поэзии  ХХ  века,  осуществленную  Г.М.  Вокальчук  [1,  с.  91—130],  в  словообразовательной  практике  поэтов  Ровенщины  выделяем  такие  хронологические  отрезки:  а)  1940—1945  годы;  б)  1946—1953  годы;  в)  1954—1970  годы;  г)  1971—1985  годы;  д)  1986—1991  годы;  е)  1992—2000  годы;  ж)  2001  г.  —  наше  время.

Цель  этой  статьи  —  проанализировать  главные  структурно-семантические  особенности  авторских  лексических  новообразований  поэтов  Ровенщины  в  последнем  десятилетии  ХХ  века,  то  есть  1992—2000  годы.

1992—2000  годы  —  это  посткоммунистический  период,  связанный  со  временем  независимости  Украины,  а  также  другими  изменениями  в  жизни  общества,  —  «острым  экономическим  кризисом,  межнациональными  конфликтами,  разрушением  старых  общественных  стереотипов,  изменением  моральных  и  культурных  приоритетов,  возрождения  интереса  к  религиозным  ценностям»  [1,  с.  125].  Все  эти  факторы,  по  мнению  Г.М.  Вокальчук,  влияли  на  лексический  состав  языка,  что  приводило  к  пополнению  его  новообразованиями,  какие  «отражали  самые  актуальные  для  социума  реалии  окружающей  действительности»  [1,  с.  126].

На  протяжении  последнего  десятилетия  ХХ  в.  поэтический  процесс  на  Ровенщине  представлен  признанными  авторами,  к  которым  присоединяется  молодое  поколение,  —  С.  Луцкова,  С.  Мейта,  Л.  Литвинчук,  В.  Самчук,  О.  Заика,  Н.  Новицкая  и  другие.  При  областной  организации  Национального  союза  писателей  Украины  по  инициативе  Е.  Цимбалюка  было  создано  книжное  издательство  «Азалия»,  которое  публикует  художественную  и  документальную  литературу,  альманахи,  справочники  [2,  с.  4].

Индивидуально-авторское  словотворчество  этого  периода  отмечается  переходом  к  абстрагированию,  переосмыслением  философских  понятий,  появлением  в  структуре  АЛН  отрицательных  черт  деривата,  мотивов  тоски,  боли,  разлуки.  В  области  конструирования  названий  лиц  заметная  тенденция  к  употреблению  единиц  с  негативной  семантикой  наподобие  лихотворець  (А.  Грицай),  непосида-хлопчаксплюх-лежебока  (Б.  Билецкий),  чиновник-ізгой  (Г.  Царик),  отець-лицемір  (О.  Матвийчук),  горе-отець  (С.  Бабий),  невдаха-обрин  (Б.  Боровец),  нікчема-підмайстер  (С.  Мейта),  виродок-чинуша  (В.  Ярмолюк)  и  т  п.,  напр.:  Всіх  лихотворців  покарання  жде  (А.  Грицай).

Активно  пополняются  лексические  ряды  слов  на  обозначение  отрицательных  черт  характера,  например:  лицемір’ясамоїдствочваньбаприблуддя  (Е.  Шморгун),  здирацтво  (О.  Стриенко)  и  др.  —  Бо  ж  пора,  вже  пора  на  подвір’я  /  Із  наметів,  із  юрт,  із  яранг,  /  із  прочумлених  чумів,  /  Із  шкорлуп  самоїдства,  /  підступності  та  лицемір’я,  /  Із  хвальби  і  чваньби,  /  із  плаксиво-засоплених  сумів  (Е.  Шморгун).

Расширяется  создание  единиц,  которые  называют  душевные  состояния,  эмоции  негативного  реагирования  с  такими  компонентами:  боль  —  біль-мечібіль-цвях  (Г.  Царик),  біль-тривога  (А.  Грицай);  печаль  /  горе  —  сльозина-печаль  (О.  Ундир),  печаль-спокута  (А.  Криловец),  горенько-смертьнещастя-горенькощастя-горе  (Б.  Боровец);  отчаяние  —  безодня-одчай  (Г.  Царик);  тревога  —  спів-тривога  (Г.  Царик),  біль-тривога  (А.  Грицай),  розлука-тривога  (Е.  Цимбалюк);  тоска  —  темінь-туга  (Г.Царик);  грусть  —  самосум  (Б.  Боровец).

Активизируется  поиски  новых  выразительных  средств,  связанных  со  сферой  человеческих  взаимоотношений,  чувств,  например:  відстань-розлукабезлюбов  (А.  Криловец),  розлука-спиця  (Г.  Царик)  сльоза-розлука  (Б.  Билецкий),  розлука-вина  (Г.  Дьячок),  розлука-тривога  (Е.  Цимбалюк)  и  др.:  Напівцілунки  і  напівслова    /  Подвійна  плата  за  чиє  чекання?  /  Напівполіт  чи  то...  напівкохання:  /  Хмільна  душа    твереза  голова.  (С.  Луцкова).

Также  происходит  переосмысление  некоторых  философских  категорий  и  соответственно  создания  на  их  основе  АЛН:  существование  —  святобуття  (О.  Стриенко),  півіснування  (Л.  Пшеничная);  пространство  —  ніч-простір  (Г.  Царик);  время  —  диалектик-час  (Н.  Дибъяк),  переможець-час  (Б.  Боровец),  понадчассячас-весласходинка-хвилина  (Г.  Царик),  одночасся  (А.  Криловец),  рік-хвиля  (Е.  Шморгун),  рік-акорд  (Б.  Билецкий);  смерть  —  смерть-погуба  (А.  Криловец),  смерть-розлучниця  (Б.  Боровец)  и  др.,  напр.:  Чомусь  я  зник  останнім  часом  /  Зі  сходинок-хвилин  життя…  (Г.  Царик).

Активизируется  употребление  индивидуально-авторских  существительных  с  компонентом  ‘дыво’:  диво-журавельдиво-крило  (Г.  Царик),  диво-саддиво-світанокдиво-соловей  (Б.  Боровец),  диво-черевичокзустріч-диво  (Н.  Дибъяк),  диво-килим  (М.  Степанюк)  и  т.  п.  Кроме  того,  появляется  синонимическая  составляющая  ‘чудо’:  чудо-ріка  (Н.  Дибъяк),  чудо-день  (В.  Ярмолюк),  чудозіркачудозоря  (Б.  Радонь),  чудо-стрічечка  (И.  Пащук)  и  др.

Продолжаются  поиски  новых  выразительных  средств  на  обозначение  религиозных  понятий,  например:  гріх-ранагріх-латигрішністьдуша-молитвадуша-соловейалея-молитва  (Г.  Царик).

Расширяется  использование  иноязычных  аффиксов  в  процессе  создания  индивидуально-авторских  существительных,  напр.:  1)  лже-  —  лже-бідар  (В.  Попенко),  лжедійстволжедіячлжекумирлжемузей  (Б.  Билецкий);  2)  анти-  —  антидійсністьанти-світанти-час  (Н.  Дибъяк),  антиправда  (Ю.  Береза);  3)  супер-  —  суперспівак  (М.  Степанюк),  суперальтруїзм  (С.  Праск);  4)  теле-  —  телехаща  (В.  Басараба),  тележиття  (С.  Бабий);  5)  псевдо-  —  псевдогра  (С.  Мейта);  6)  а-  —  амораль  (А.  Криловец);  7)  фіто-  —  фітоетюд  (В.  Ярмолюк);  8)  ретро-  —  ретроуривок  (Н.  Дибъяк)  и  т.  п.  Заметим,  что  чаще  всего  АЛН  с  этими  компонентами  используются  с  версификационной  или  стилистической  целью,  ср.:  За  межею  життя  анти-світанти-час,  /  Анти-я  в  безгомінні  астральнім.  (Н.  Дибъяк).

В  сфере  индивидуально-авторской  номинации  прилагательного  продолжаются  эксперименты  с  создания  сложных  единиц  с  соматическими  компонентами,  например:  масляноокийоливковошкірийлисочолий  (О.  Ирванец),  колосогривийзеленогривийнатхненнокрилий  (В.  Ярмолюк),  неспокійно-дзвінкокрилий  (Б.  Боровец),  гнучкотілий  (С.  Бабий)  и  др.

Активизируются  словопоиски  прилагательных  АЛН  с  цветовым  компонентом,  среди  которых  выделяем  ряды  с  частотными  цветоназвами:  а)  белый  —  біло-ромашковий  (Г.  Царик),  білотканий  (М.  Яковчук),  трепетно-білийцнотливо-білий  (Н.  Дибъяк),  каштанобілий  (П.  Рачок),  лебедино-білий  (Б.  Билецкий)  и  т.  п.;  б)  зеленый  —  зеленоріднийзеленочистий  (Б.  Боровец),  зеленогривий  (В.  Ярмолюк),  зеленкосий  (А.  Грицай);  в)  розовый  —  рожево-ніжнийрожевосяйний  (Б.  Билецкий);  г)  синий  /  голубой  —  синьонебий  (В.  Ярмолюк),  спрагло-голубий  (Г.  Царик)  и  др.

Появляются  сложные  инновации  прилагательных  в  частности  такой  тематики:  названия  характерологических  признаков  денотата  —  нестерпно-невеселий  (Н.  Новицкая),  бездушно-пихатийтепло-мудрий  (Б.  Боровец),  сумно-суворий  (С.  Бабий);  номинации  на  обозначение  вековых  особенностей  —  бунтарсько-молодий  (Л.  Литвинчук),  юно-молодийнаївно-молодий  (Б.  Боровец),  світанково-молодий  (О.  Ирванец);  названия  внешних  признаков  денотата  —  золотогранний  (Г.  Царик),  ніжностанний  (Л.  Литвинчук)  и  т.  п.

Активно  используются  сложные  адъективные  АЛН,  первый  компонент  которых  является  отглагольным  образованием,  например:  загнуздано-густийрозпилено-малий  (Н.  Новицкая),  окрилено-несмілий  (Н.  Дибъяк)  и  др.:  Довкіл,  немов  ниток  сплетіння    /  Таке  загнуздано-густе,  /  Таке  тверде!..  (Н.  Новицкая).

Индивидуально-авторская  глагольная  номинация  представлена  единицами  разных  тематических  групп  и  словообразовательных  типов,  напр.,  клекотіти-кипіти  (Н.  Новицкая),  не-сказати-кому  (С.  Мейта),  органити  (А.  Грицай),  розп’ясти-замучити  (Б.  Билецкий),  завишиванитизашароварити  (С.  Бабий),  молиститися  (А.  Лимич),  зірчити  (Л.  Литвинчук),  ср.:  Зашароварилизавишиванили,  /  Співограями  заполонили...  (С.  Бабий).

В  области  наречного  словообразования  преобладают  сложные  номинации  с  числовым  компонентом,  который  теряет  количественное  значение  и  служит  для  обозначения  интенсивности  проявления  признака:  триголово  (Е.  Шморгун),  семибарвностоусто  (Г.  Царик),  стогрозово  (А.  Грицай),  тисячогласотисячолітньомноготисячетисячекратно  (Б.  Билецкий)  и  др.,  Та  знову  весняний  звучить  хорал,  /  І  квіт  стоусто  душу  обнімає…  (Г.  Царик).

Таким  образом,  конец  ХХ  века  ознаменовался  появлением  в  словотворчестве  поэтов  Ровенщины  субстантивных  АЛН  негативной  семантики,  что  можно  объяснить  депрессивным  состоянием  общества  на  изломе  тысячелетий.  Однако  в  сфере  индивидуально-авторской  наречной  и  глагольной  номинации  ощутимое  продолжение  тенденции  предыдущих  хронологических  отрезков.  Также  заметим,  что  начало  ХХІ  века  отмечается  появлением  в  структуре  АЛН  поэтов  Ровенщины  значительного  количества  иноязычных  основ  и  аффиксоидов,  что  вызвано  внеязыковыми  факторами,  в  первую  очередь  экономическими,  политическими,  социальными  изменениями  в  жизни  общества.

 

Список  литературы:

  1. Вокальчук  Г.М.  Словотворчість  українських  поетів  ХХ  століття:  Монографія.  —  Острог  :  Національний  університет  «Острозька  академія»,  2008.  —  536  с.
  2. Пащук  І.Г.  Літературно-краєзнавча  енциклопедія  Рівненщини.  —  Рівне:  Волинські  обереги,  2005.  —  212  с.
  3. Поліщук  Я.  Література  рідного  краю:  нариси  з  літературного  краєзнавства  Рівненщини.  —  Рівне:  Азалія,  1993.  —  80  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.