Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 28 октября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дубицкая Т.А., Зуева И.В. ВЫПОЛНЕНИЕ МОТИВОВ ТРАДИЦИОННОЙ РОСПИСИ В ТЕХНИКЕ СУХОГО ВАЛЯНИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(29). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:


 


ВЫПОЛНЕНИЕ  МОТИВОВ  ТРАДИЦИОННОЙ  РОСПИСИ  В  ТЕХНИКЕ  СУХОГО  ВАЛЯНИЯ


Дубицкая  Татьяна  Алексеевна


преподаватель,  Омский  филиал  Высшей  школы  народных  искусств,  г.  Омск,  Россия


E-mail: 


Зуева  Ирина  Владимировна


преподаватель,  Омский  филиал  Высшей  школы  народных  искусств,  г.  Омск,  Россия


E-mail: 


Немирова  Любовь  Федоровна


канд.  техн.  наук,  доцентОмский  государственный  институт  сервиса,  г.  Омск,   Россия

E-mail: 

 

MAKING  OF  TRADITIONAL  PAINTING  MOTIVES  IN  DRY  FELTING  TECHNIQUE

Tatiana  Dubitskaya

teacher,  Omsk  branch  of  Higher  School  of  Folk  Arts,  Russia

Irene  Zueva

teacher,  Omsk  branch  of  Higher  School  of  Folk  Arts,  Russia

Lubov  Nemirova

ph.D.,  Omsk  State  Institute  of  Service,  Russia

 

АННОТАЦИЯ

В  работе  изучено  выполнение  мотивов  традиционной  росписи  «гжель»  и  урало-сибирской  росписи  в  технике  сухого  валяния.  Проанализирована  последовательность  выполнения  традиционной  росписи  маслом  и  выполнен  декор  в  технике  сухого  валяния.

ABSTRACT

The  article  presents  the  technology  of  dry  felting  in  making  the  motifs  of  traditional  Ural-Siberian  and  Gzhel  painting.  Тhe  stages  of  the  traditional  oil  painting  were  analyzed  and  the  décor  in  dry  felting  technique  was  made. 

 

Ключевые  слова:  сухое  валяние  шерсти;  технология  выполнения  декора;  традиции  росписи  гжель;  традиции  урало-сибирской  росписи

Keywords:  dry  felting  of  wool;  décor  making  technology;  Gzhel  painting  traditional;  Ural-Siberian  painting  traditional 

 

Работа  выполнена  в  Омском  филиале  Высшей  школы  народных  искусств.  Ее  цель  —  приобщение  обучающихся  по  специальности  «Художественное  оформление  изделий  текстильной  и  легкой  промышленности»  к  изучению  и  инновационному  применению  традиций  народного  декоративно-прикладного  искусства.  Предметом  исследования  явилось  воспроизведение  элементов  традиционной  росписи  в  технике  сухого  валяния. 

Валяние  шерсти  —  одна  из  самых  древних  техник  изготовления  текстиля.  Традиционно  из  влажной  шерсти  при  механическом  воздействии  получали  плотное  полотно  —  войлок.  В  современном  дизайне  реализуется  новое  направление,  валяние  по-сухому,  когда  волокна  шерсти  вбиваются  в  основу  из  текстиля  с  помощью  специальных  игл  с  зазубринами,  что  позволяет  создавать  многоцветные  рельефные  узоры.

Изучено  применение  техники  сухого  валяния  для  выполнения  мотивов  традиционной  росписи  «гжель»  и  урало-сибирской  росписи.

Урало-сибирская  роспись  —  это  одна  из  разновидностей  свободной  кистевой  росписи  масляными  красками,  распространенная  на  Урале  и  в  Западной  Сибири.  В  XVII  веке  двухцветный  мазок  в  Сибирь  и  на  Урал  принесли  поморы,  а  в  конце  XVIII  —  начале  XIX  вв.  переселенцы  с  юга  России  и  Украины  −  обилие  фантазийных  форм  и  богатую  цветовую  гамму  [4].  Для  домовых  росписей  Урала  характерны  яркая  цветовая  гамма,  свои  художественные  приемы,  особая  техника  кистевого  мазка  с  разбелом,  дающая  мотивам  живописность  и  некоторую  объемность.  Роспись  выполнялась  на  цветном,  реже  на  нейтральном  светлом  фоне:  в  Прикамье  —  на  желто-оранжевом,  оранжево-красном,  синем;  на  Среднем  Урале  —  на  оранжево-красном,  красном,  белом;  в  Сибирском  Зауралье  —  на  оранжево-красном,  темно-желтом,  зеленом,  темно-синем  и  белом.  Для  урало-сибирской  росписи,  в  целом,  характерны  довольно  разнообразные  мотивы:  розетки,  цветы,  ягодки  и  листья  в  букетах,  гирляндах  и  венках,  образующие  сложные  композиции,  как  бы  состоящие  из  нескольких  слоев  [1,  с.  169].

У  гжели  собственный  стиль  —  синие  и  голубые  узоры  и  цветы  на  белом  фоне.  Роспись  производится  кобальтом,  который  в  ходе  технологического  процесса  приобретает  характерный  для  гжели  синий  цвет.  Самобытный  стиль  росписи  кобальтом  использует  тридцать  различных  оттенков:  от  почти  прозрачного  светло-голубого  до  насыщенного  темно-синего  цвета,  в  зависимости  от  нажима  кисти  художника.  Краску  разводят  водой,  покрывают  работу  мазками,  двойными  мазками,  линиями.  А  роспись  «одной  кистью»  получается  тогда,  когда  цветок  или  веточка  пишутся  одним  набором  краски  на  кисть  —  тогда  первые  лепестки  будут  темные,  а  остальные  постепенно  светлеют  [3]. 

У  двух  видов  росписи  имеются  характерные  особенности  в  приемах  выполнения  элементов  композиции.  Роспись  композиции  всегда  выполняется  от  центрального  элемента  к  ее  периферийным  элементам.  Так  в  урало-сибирской  росписи  вначале  выполняют  крупные  цветы  и  прилегающие  к  ним  крупные  листья  в  центре  композиции,  затем  более  удаленные  от  центра.

При  выполнении  многослойных  элементов  имеются  различия:  в  урало-сибирской  росписи  сначала  выполняют  нижележащие  фрагменты  (например,  лепестки  цветов),  затем  элементы  рисунка  вышележащего  слоя  (середина  цветка);  листья  выполняют  от  черешка  к  концу.  В  росписи  гжель  вначале  выполняют  центральную  часть  элемента,  а  затем  последующие  лепестки  и  листья.  В  росписи  гжель  возможно  наслоение  части  одного  элемента  на  другой,  что  не  характерно  для  урало-сибирской  росписи.  Отличительной  особенностью  урало-сибирской  росписи  является  двухцветный  мазок,  в  то  время  как  гжельскую  роспись  выполняют  одним  цветом.

При  изучении  технологии  воссоздания  рисунков  традиционной  росписи  в  технике  сухого  валяния  особое  внимание  обращено  на  выполнение  многослойных  элементов  декора.  Были  разработаны  эскизы  для  декора  женского  костюма  с  сохранением  цветовой  палитры  и  основных  элементов  росписи,  которые  представлены  на  рисунках  1,2. 

 

Рисунок  1.  Эскиз  декора  урало-сибирской  росписи

 

Рисунок  2.  Эскиз  декора  росписи  гжель

 

Декоры  выполнялись  на  шерстяной  фланели:  для  урало-сибирской  росписи  выбрана  фланель  серого  цвета,  для  гжели  —  белого  цвета.  При  выполнении  отделки  возможности  сухого  валяния  позволяют  работать  как  в  технике  «акварели»,  так  и  в  объемной  или  плотной  технике  настила. 

Установлено,  что  в  технике  сухого  валяния,  последовательность  выполнения  композиции  обратная  росписи:  декор  выполняется  от  краев  к  центру  композиции,  что  позволяет  уменьшить  деформацию  основы.  Однако  при  выполнении  настила  расположение  волокон  повторяет  последовательность  нанесения  мазков  при  росписи  (рис.3). 

 

 

Рисунок  3.  Направление  движения  кисти  при  выполнении  росписи

 

При  выполнении  декора  по  мотивам  росписи  гжель  выполняют  настил  следующим  образом:  вначале  волокнами  светло-голубого  оттенка  внутри  контура,  затем  —  волокнами  темно-синего  цвета  от  контура  элемента  к  его  центру.  Использование  двух  оттенков  синего  цвета  и  послойное  нанесение  шерстяных  волокон  разного  цвета  позволяют  получить  эффект  акварельности  и  прозрачности,  не  зависящий  от  толщины  слоя  волокон,  и  воспроизвести  особую  технику  выполнения  росписи  гжель  (рис.  4).

 

Рисунок  4.  Декор,  выполненный  по  мотивам  росписи  гжель

 

Сложность  в  выполнении  декора  по  мотивам  урало-сибирской  росписи  состоит  в  подборе  волокон  шерсти  различных  цветов  для  точной  передачи  двухцветности  мазка  (рис.  5).  Для  создания  эффекта  двухцветного  мазка  использованы  волокна  нескольких  оттенков:  для  мотивов  цветов  —  три  оттенка  розового,  для  мотивов  листьев  —  оттенки  цвета  «шампанское»  и  два  оттенка  зеленого  цвета.  Волокна  трех  цветов  берутся  в  пучок  одновременно,  расположение  каждого  цвета  в  пучке  совпадает  с  цветом  в  эскизе  декора.

Таким  образом,  современное  искусство  валяния  может  сочетаться  с  традиционными  формами  и  материалами,  но  привнося  в  них  инновационные  технологии,  отражающие  художественное  и  авторское  восприятие  декоративно-прикладного  искусства.

 

Рисунок  5.  Декор,  выполненный  по  мотивам  урало-сибирской  росписи

 

Список  литературы:

1.Барадулин  В.А.  Народные  росписи  Урала  и  Приуралья.  Крестьянский  расписной  дом.  Л.:  Художник  РСФСР,  1988.  —  200  с.

2.Зайцева  А.А.  Войлок  и  фетр.  Большая  иллюстрированная  энциклопедия.  М.:  Эксмо,  2011.  —  208  с.

3.История  гжели  //Евразия:  информационно-аналитический  портал  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=print&sid=1343  (дата  обращения:  27.09.2013).

4.Урало-сибирская  роспись,  XVII  век,  (Урал  и  Западная  Сибирь,  Россия)  //  Виртуальный  музей  «Мир  шкатулок»:  сайт  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://mirshkatulok.ru/index/uralo_sibirskaja_rospis/0-40  (дата  обращения:  12.10.2013).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий