Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 28 октября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ЦВЕТ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ ДРЕВНЕГО ТКАЧЕСТВА ВОЛЫНСКОГО ПОЛЕСЬЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(29). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 

ЦВЕТ  КАК  КЛЮЧЕВОЙ  АСПЕКТ  ДРЕВНЕГО  ТКАЧЕСТВА  ВОЛЫНСКОГО  ПОЛЕСЬЯ

Назарчук  Мария  Викторовна

ассистент  кафедры  дизайна  Луцкий  национальный  технический  университет,  г.  Луцк

E-mail: 

 

COLOR  AS  A  KEY  ASPECT  OF  ANCIENT  WOODLANDS  WEAVING  VOLYN

Nazarchuk  Maria

assistant  Department  of  Design  Lutsk  National  Technical  University,  Lutsk

 

АННОТАЦИЯ

В  процессе  исследования  ткачества  Волынского  Полесья  установлен  ряд  художественных  особенностей,  в  которых  цвет  занимает  ключевые  позиции.  Рассмотрены  основные  природные  красители,  используемые  для  покраски  нитей  и  ткани  на  территории  Волынского  Полесья. 

ABSTRACT

During  the  study  on  weaving  of  Volyn  Polesye,  set  of  artistic  features  in  which  color  has  a  key  positions  were  established.  The  main  used  natural  dyes  for  dyeing  fibers  and  fabrics  in  the  territory  of  Volyn  Polesye  were  examined. 

 

Ключевые  слова:  цвет;  ткачество;  Волынское  Полесье.

Keywords:  color;  weaving;  Volyn  Polesye.

 

Несмотря  на  бытующее  мнение  о  бесцветности  и  серости  одежды  полещуков  в  этой  статье  мы  хотим  показать,  что  цвет  был  одним  из  ключевых  аспектов  древнего  ткачества  Волынского  Полесья.

Технологическое  использование  сырья  и  особенности  его  обработки  являются  предпосылкой  формирования  функциональных  и  художественных  особенностей  тканых  изделий.  В  условиях  земледельческого  натурального  хозяйства  и  применения  ручного  труда,  плетение  и  ткачество  зародились  как  домашний  вид  ручной  женской  работы  и  переросли  в  домашнее  ремесло,  вписанное  в  круг  единого  процесса  жизнеобеспечивающей  деятельности  народа.  На  этой  почве  сформировался  глубоко  синкретический  характер  ткачества,  которое,  с  одной  стороны,  органически  срослось  с  земледелием,  как  типом  хозяйства  и  способом  удовлетворения  жизненных  потребностей,  а  с  другой  —  с  обществом,  этапами  его  интеллектуального  и  духовного  развития.  Этим  объясняется  единство  основных  особенностей  ткачества  и  его  продукции,  а  также  наличие  определенных  локальных  различий  в  технологиях  и  конечной  продукции  —  тканых  изделиях,  где  проявлялись  особенности  среды  обитания  и  способы  его  освоения  человеком  и  его  работой.  Еще  с  древних  времен  основным  сырьем  для  изготовления  тканей  на  территории  Волынского  Полесья  были  местные  волокнистые  материалы  —  лен  и  конопля  [2,  с.  65],  поскольку  большая  часть  сельского  населения  Волынского  Полесья  занималась  земледелием.  Вместе  с  лубяными  культурами  использовались  шерсть  и  дикорастущий  камыш.  С  развитием  торговли  в  начале  XX  в.  на  исследуемую  территорию  проникает  и  фабричная  пряжа.

На  территории  Волынского  Полесья  прослеживается  локальная  специфика  в  использовании  натурального  сырья,  которая  зависит  от  природно-географических  условий.  На  заболоченных  и  песчаных  почвах  северной  части  Волынского  Полесья  преобладало  использование  конопли,  которая  является  менее  сложным  и  малоотходным  в  обработке  сырьем,  что  имело  немаловажное  значение.  Большое  количество  рек  с  заросшими  берегами  обеспечивало  население  дополнительными  материалами  для  ткачества  —  дикорастущими  растениями,  которые,  в  частности,  использовались  в  Шацком,  Старовыжевском,  Турийском  районах.  В  центральной  (Ковельский,  Маневицкий  районы)  и  южной  (Луцкий,  Рожищенский  районы)  зонах  зажиточные  крестьяне  и  помещики  в  основном  выращивали  лен,  который  требовал  более  тщательного  ухода  и  плодородных  почв.  В  южной  лесостепной  зоне  больше  всего  разводили  овец  тонкорунной  породы,  поэтому  шерстяное  сырье  здесь  применялось  наряду  с  растительным  (Луцкий,  Рожищенский,  Владимир-Волынский  районы).

Сырье  растительного  и  животного  происхождения  проходило  пять  основных  этапов  обработки,  а  именно:  1)  получение  сырья,  2)  первичная  обработка  сырья,  3)  формирование  нити,  4)  образование  ткани,  5)  завершающая  обработка  ткани.  Именно  на  этапе  формирования  нити  подвергались  окраске  в  различные  цвета  в  зависимости  от  их  дальнейшего  использования.

Колорит  тканей  и  тканых  изделий  Волынского  Полесья  в  действительности  является  довольно  широким.  Еще  до  начала  XX  в.  на  исследуемой  территории  народные  умельцы  хранили  способы  приготовления  природных  красителей,  хотя  на  практике  они  почти  уже  не  применялись.  Их  вытеснили  анилиновые  красители  промышленного  производства,  которые  были  удобными  в  пользовании,  но  не  отличались  особой  устойчивостью  и  насыщенностью.  Только  природные  красители  в  различных  сочетаниях  могли  дать  множество  оттенков.  Так,  в  1834  г.  на  выставке  в  Полтаве  была  представлена  пряжа  130  цветов.

Древнейшим  и  наиболее  устоявшимся  цветом  у  полещуков  был  белый.  Он  был  символом  чистоты  и  оберегал  от  всего  плохого.  Именно  поэтому  новорожденных  детей  пеленали  в  белые  пеленки  или  рубашку  матери.  Однако  белый  цвет  имели  льняные  нити,  из  которых  преимущественно  изготовляли  ткань,  шерстяные  нити  отбеливали  крайне  редко.  На  всей  исследуемой  территории  мы  зафиксировали  только  один  способ  отбеливания  шерстяных  нитей  с  помощью  раствора  из  белой  глины,  которую  разваривали  в  чане  (с.  Билын,  Владимир-Волынского  района).

В  основном  красились  шерстяные  нити.  До  середины  ХIХ  в.  народные  мастера  пользовались  исключительно  природными  красителями.  Так,  красный  цвет  —  охра,  которая  была  любимым  цветом  полещуков,  известна  еще  с  эпохи  палеолита  [3,  с.  61].  Кармин  и  краплак  были  наиболее  распространенным  цветом  нитей.  Его  получали  из  зелени  травы  марены  и  червеца  (яички  насекомых,  которые  собирали  на  корешках  лесной  земляники).  О  широком  применении  этого  красителя  на  территории  Волынского  Полесья  свидетельствует  тот  факт,  что  червец  был  формой  феодальной  повинности  крестьян  в  Ратновском,  Старовижевском  районах  [1,  с.  47;  4,  с.  49],  а  также  экспортировался  в  Европу.  Червец  сушили  в  печи,  потом  растирали  в  порошок.  Сухой  червец  разводили  с  хлебным  квасом,  потом  емкость  с  раствором  ставили  на  печь  в  тепло  и  в  нее  опускали  нити  на  сутки,  что  придавало  шерстяной  пряжи  мягкий  красный  оттенок  (кармин).  Охристый,  менее  насыщенный  цвет  достигался  с  помощью  раствора  луковой  шелухи.

Для  сравнения,  на  других  территориях  западной  Украины  красный  краситель  получали  из  перезрелых  ягод  крушины,  травы  душицы  и  листьев  дикой  яблони.  Эту  смесь  толкли  в  ступе,  добавляли  немного  воды  и  под  гнетом  выжимали  красную  краску.  Кое-где  относительно  яркий  красный  цвет  получали  из  сока  голубики,  смешанного  с  молоком.

Красный  цвет  имел  символическое  значение  оберега  «от  злого  глаза».  Недаром  элементам  одежды  красного  цвета  придавали  очень  большое  значение  во  время  важных  событий  в  жизни  человека.  На  исследуемой  территории  новорожденного  ребенка  перевязывали  красным  родительским  поясом  или  на  голову  клали  красный  платок  матери  от  сглаза,  чтобы  отогнать  нечистую  силу.  На  свадебной  церемонии  невеста  надевала  наряды  красного  цвета,  который  был  символом  счастливой  семейной  жизни  и  плодородия.  В  с.  Несвич  Луцкого  района  существует  интересный  обычай:  на  второй  день  свадьбы  на  бутылку  повязывали  красную  нить  как  символ  невинности  невесты,  а  нечестности  —  белую.  Еще  одной  вариацией  данного  обряда  было  вывешивание  красного  платка  в  случае  девственности  невесты,  если  же  нет,  то  на  дом  крепили  синюю  портянку.

Элементы  одежды  синих  и  черных,  одним  словом,  темных  цветов  доминировали  у  стариков.  Подтверждение  этому  находим  в  статьях  русской  исследовательницы  Н.  Прокопьевой.  Она  приводит  доводы  о  том,  что  для  одежды  стареющего  человека  характерна  «бесформенность,  мягкость,  удобство,  износ,  некомплектность,  то  есть  возможное  отсутствие  компонентов,  которые  в  предыдущей  возрастной  группе  носить  необходимо,  как  фартук  у  старых  женщин,  и  главное  —  колористическое  оформление,  в  котором  доминируют  темные  цвета  и  белый».

Значительно  сложнее  было  получить  черную  окраску  нитей.  Для  этого  использовали  различные  методы,  что  позволяло  варьировать  оттенки  черного  цвета.  Так,  например,  для  шерстяных  нитей  на  севере  (Любешовский,  Камень-Каширский  районы)  использовали  богатую  минералами  черную  речную  землю,  которая  способствовала  окраске  в  синевато-черный  цвет,  а  на  юге  черный  был  с  коричневым  оттенком,  благодаря  использованию  коры  дуба  в  качестве  красителя,  который  именовали  «чорновата».  Также  черный  цвет  получали  из  отвара  ольховой  коры  и  корня  конского  щавеля  или  красного  свекольного  кваса.  Однако  важным  условием  успеха  была  необходимость  положить  на  полчаса  в  приготовленный  раствор  кусок  железа.

Распространенным  способом  для  получения  черной  окраски  нитей  на  исследуемой  территории  было  использование  сажи  и  ягод  черники.  Зато,  например,  у  гуцулов  устойчивый  черный  цвет  шерсти  достигался  с  помощью  отвара  бобовых  стручков,  семян  подсолнечника  и  ольховой  коры.

В  северных  и  центральных  районах  синяя  краска  достигалась  путем  приготовления  раствора  из  ягод  крушины  и  бузины,  сыворотки,  синего  камня  (медного  купороса)  и  окиси  железа.  Насыщенность  цвета  варьировалась  за  счет  количества  медного  купороса.  На  юге  аналогичную  краску  получали  из  раствора  свекольного  кваса  и  окиси  железа.  Зато  у  гуцулов  синий  краситель  получали  из  растения  под  названием  усьма,  после  вываривания  раствора  получался  осадок,  который  собирали  и  высушивали.

Для  получения  желтой  краски  по  всей  территории  Волынского  Полесья  использовали  цветы  жовтила  и  растения  зиновати,  которые  были  распространены  лишь  на  севере  Полесья.  Оба  цветка  сушили,  а  затем  варили  с  хлебным  квасом  или  с  отваром  из  шишек  ольхи.  Красили  нити  в  желтый  цвет  также  с  помощью  коры  дуба,  широко  распространенного  на  южных  землях.  Для  сравнения,  на  соседних  территориях  желтый  цвет  получали  с  помощью  шелухи  луковиц,  гречневой  половы,  недозрелых  ягод  крушины.  Все  это  толкли  в  ступе  вместе  с  корой  дикой  яблони,  добавляли  квасцы  и  вываривали  в  сыворотке.

Коричневую  краску  давал  отвар  из  ольхи  и  коры  груши.  Зеленый  цвет  получали  из  варева  на  основе  молодых  листьев  березы.  Использовали  и  растворы  из  свежей  травы  зеленицы  и  хлебного  кваса.  Зато  на  близлежащих  территориях  для  получения  зеленого  цвета  отваривали  спорыш,  листья  березы  или  омелы,  спелые  ягоды  крушины,  а  также  дубовую  кору.

Кроме  локальных  цветов  народные  умельцы  изготавливали  и  сложные  цвета.  Так,  например,  оранжевый  цвет  ниток  получали  соединением  растворов  луковой  шелухи  и  цветов  растения  жовтила.  Такая  краска  встречается  в  поясах  Любомльского  района.  Темно-коричневую  краску  получали  путем  сочетания  черной  и  красной  краски.

Изредка  красили  и  льняные  нити.  Растворы  для  окраски  таких  нитей  отличались  от  описанных  выше.  Для  получения  черно-коричневого  цвета  для  льняной  пряжи  раствор  готовили  из  весенней  стружки  коры  дуба  и  окиси  железа.  Желтый  цвет  льняных  нитей  получали  с  помощью  водного  раствора  меди,  добавляя  в  него  рыжую  глину.

Важным  условием  создания  цвета  было  применение  природных  кислот  (уксуса,  соли,  овощных  рассолов),  которые  способствовали  насыщенности  и  яркости  цвета.  Например,  для  закрепления  на  шерстяных  нитях  синей  краски,  в  отвар  добавляли  лозу,  для  красного  и  зеленого  цвета  —  капустный  квас,  а  в  желтую  краску  —  кору  вяза.  Чтобы  закрепить  черную  краску  на  льняных  нитях  в  раствор  добавляли  соль,  а  на  шерстяных  -  капустный  квас.

В  начале  ХХ  в.  широкое  распространение  на  исследуемой  территории  приобретают  анилиновые  красители,  которые  довольно  быстро  выцветали  и  теряли  цвет.  Однако  они  пользовались  спросом  у  местного  населения,  поскольку  экспериментальным  методом  мастерицы  научились  закреплять  цвета  и  регулировать  их  насыщенность  с  помощью  квасов  и  отваров  из  ольхи,  лозы,  а  иногда  даже  использовали  молоко  (с.  Прылисное,  Маневицкого  района).

Именно  в  то  время  окраска  ткани  с  домашнего  занятия  переходит  в  кустарный  промысел,  где  мастера  за  определенную  плату  натуральным  расчетом  (картофелем,  зерном)  или  за  деньги  красили  нитки  или  ткань.

Стоит  отметить,  что  цвет,  кроме  эстетической  функции,  был  и  показателем  определения  характера  события,  который  диктовал  социальную  реальность  и  становился  символическим  доказательством.  Следовательно,  цвет  в  традиционной  культуре  полещуков  выступал  способом  формирования,  доработки  и  организации  одежды  в  процессе  подготовки  и  реализации  основных  жизненных  программ  —  сохранения  вида  и  продолжения  рода.  Он  был  подчинен  мировоззренческим  и  мифологическим  представлениям,  которые  хранились  в  течение  поколений  и  передавались  потомкам. 

 

Список  литературы: 

1.Антонович  В.Б.  Исследование  о  крестьянах  Юго-Западной  России  /  В.Б.  Антонович  Киев,  1870.  —  64  с. 

2.Охріменко  Г.  Населення  Волині  та  Волинського  Полісся  в  праісторичні  часи:  розвиток  матеріальної  та  духовної  культури  /  Г.В.  Охріменко  Луцьк:  Волинська  обласна  друкарня,  2003.  —  224  с. 

3.Стародавнє  населення  Прикарпаття  і  Волині:  (Доба  первіснообщинного  ладу)  /  Ред.  О.П.  Черниш.  К.:  Наукова  думка,  1974.  —  287  с. 

4.Фотинський  О.  Очерки  из  истории  быта  монастырских  крестьян  на  Волыни  в  ХVII—ХVШ  в.  /  О.  Фотинський  Житомир,  1910,  —  112  с.  —  (Труды  Общества  исследователей  Волыни;  т.  III.).

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.