Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Плотникова А.Н., Троепольская Н.Е. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ  И  ВИЗУАЛЬНЫЕ  РЕШЕНИЯ  ПРИ  ПРОЕКТИРОВАНИИ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

Плотникова  Александра  Николаевна

студент  3-го  курса  Института  архитектуры  и  дизайна  КГАСУ,  г.  Казань

E-mail

Троепольская  Наталья  Евгеньевна

старший  преподаватель  факультета  архитектуры  Института  архитектуры  и  дизайна  КГАСУ,  г.  Казань

E-mailtronata@jmail.com

 

Актуальность.  Абсолютная,  тотальная  компьютеризация  вошла  в  нашу  жизнь  стремительно  и  бесповоротно.  Понятие  кибернетического  пространства  из  неординарного  фантастического  сюжета  культового  фильма  стало  неотъемлемой  частью  сознания  молодого  поколения,  что  поступательно  меняет  систему  мышления  и  восприятия  мира  сегодняшними  школьниками.  Для  них  уже  не  является  проблемой  или  камнем  преткновения  новая  и  более  сложная  система  сотового  телефона,  новой  компьютерной  игры  или  программы.  Они  легко  и  свободно  чувствуют  себя  в  виртуальном  мире,  многомерном  пространстве  и  легко  переходят  на  «ты»  в  общении  с  компьютерной  техникой.  Мы  позволим  себе  оставить  за  рамками  данной  статьи  обсуждение  влияния  этой  ситуации  на  развитие  творческих,  духовных  сторон  личности  подростка  и  на  формирование  его  как  члена  социума.  Но  факт  остается  фактом:  наше  мировосприятие  меняется.  За  последние  30—40  лет  гигантские  скачки  в  развитии  науки,  в  частности  —  концепций  строения  и  развития  Земли,  Вселенной,  Космоса,  привели  к  возникновению  неокосмологии,  фрактальной  геометрии,  нелинейной  динамики.  Сегодня  новое  представление  о  планете  как  о  системе  оболочек,  каждая  из  которых  имеет  свой  сценарий  эволюции,  или  о  мире  как  о  системе  множества  независимых  нелинейных  систем  закономерно  определяет  возникновение  новых  творческих  направлений  в  различных  сферах  деятельности  человека  и,  в  первую  очередь,  в  архитектуре,  поскольку  именно  она  наиболее  ярко  отражает  систему  мышления  человека  [1].  Естественно-научные  принципы  восприятия  и  понимания  мира,  которые  явились  основой  «новой  парадигмы  в  архитектуре»,  несомненно  дали  мощный  толчок  для  современных  архитекторов-проектировщиков.  Но  это  неординарное  направление  не  должно  ограничиваться  только  поверхностными  формами.  Во  многом  оно  должно  отразиться  на  идеологии  внутренней  структуры  прежде  всего  образовательных  учреждений,  в  которых  дети  и  подростки  проводят  от  30  до  50  %  своего  времени  ежедневно.  Какой  должна  быть  современная  школа?  Как  она  должна  быть  спроектирована,  чтобы  максимально  мотивировать  школьника  к  творческому  развитию  и  саморазвитию?  Этот  вопрос  не  просто  актуален.  Его  значение  трудно  переоценить,  поскольку  он,  наряду  с  другими  важными  вопросами,  определяет  наше  будущее.

«От  того,  как  будет  устроена  школьная  действительность,  какой  будет  система  отношений  школы  и  общества,  насколько  интеллектуальным  и  современным  мы  сможем  сделать  общее  образование,  зависит  благосостояние  наших  детей,  внуков,  всех  будущих  поколений»  (Национальная  образовательная  идея  «Наша  новая  школа»  [2]).

Цель  работы  заключалась  в  разработке  объемно-планировочного  и  визуального  решения  при  создании  проекта  общеобразовательной  школы.

Материалы  и  методы  исследований.  Проектирование  было  выполнено  на  базе  Казанской  государственной  академии  строительства  и  архитектуры  с  применение  программного  продукта  Autodesk  Revit  Architecture.

Результаты  выполненных  работ.  Проектируя  школу,  надо  учитывать  особенности  этапов  развития  ребенка,  рассматривать  его  творческий  потенциал  и  стремление  к  познанию.  Проект  школы  зависит  от  многих  факторов:  замысла  архитектора,  специализации  школы  (гуманитарный  или  естественно-научный  уклон),  предназначение  для  разных  направлений  деятельности  в  будущем.  Поэтому,  несомненно,  архитектурное  решение  школы  должно  быть  связано  с  ее  специализацией.  Как  известно,  человеку  могут  быть  присущи  такие  типы  мышления,  как  научное,  творческое,  проектное,  техническое,  архитектурное.  К  сожалению,  отсутствие  индивидуального  подхода  и  качественной  системы  тестирования  детей  на  стадии  их  подготовки  к  школе  с  целью  определения  их  индивидуальных  наклонностей  и  способностей,  не  позволяет  уже  в  первые  годы  обучения  школьника  помочь  ему  найти  свое  призвание  в  будущем.  Часто  результат  бывает  плачевным:  завершая  учебу,  подросток  не  в  состоянии  определить  интересную  для  него  сферу  дальнейшей  учебы,  развития,  движения  дальше.  Личный  опыт  авторов  показывает,  что  не  более  20  %  выпускников  средних  школ  делают  осознанно  и  без  колебаний  свой  следующий  шаг  по  выбору  профессии  и  направлению  деятельности.

Также  немаловажную  роль  играет  окружающая  среда  школы  и  ее  визуальное  решение.  Она  должна  быть  спроектирована  максимально  комфортно,  с  обеспечением  активного  развития  детей,  в  соответствии  с  санитарными  и  экологическими  требованиями.

Дети,  обучающиеся  в  школе,  делятся  на  три  основные  возрастные  группы:  младшая,  средняя  и  старшая.  Представители  каждой  из  них  обладают  отличными  от  других  особенностями,  характеризующими  этапы  взросления  ребенка.  Так,  например,  социальные  навыки  дошкольника  отличаются  от  таковых  у  представителя,  к  примеру,  средней  возрастной  группы.

Кроме  этого,  проектирование  школы  должно  базироваться  на  основе  учета  особенностей  и  характерных  черт  трех  основных  этапов  творческого  развития  ребенка:

·     Формирование  замысла.  На  этом  этапе  у  ребёнка  возникает  идея  (самостоятельная  или  предложенная  родителем/воспитателем)  создания  чего-то  нового.  Чем  младше  ребёнок,  тем  большее  значение  имеет  влияние  взрослого  на  процесс  его  творчества.  В  младшем  возрасте  только  в  30  %  случаев  дети  способны  реализовать  свою  задумку,  в  остальных  —  первоначальный  замысел  претерпевает  изменения  по  причине  неустойчивости  желаний.  Чем  старше  становится  ребёнок,  тем  больший  опыт  творческой  деятельности  он  приобретает  и  учится  воплощать  изначальную  задумку  в  реальность.

·     Реализация  замысла.  Используя  воображение,  опыт  и  различные  инструменты,  ребёнок  приступает  к  осуществлению  идеи.  Этот  этап  требует  от  ребёнка  умения  владеть  выразительными  средствами  и  различными  способами  творчества  (рисунок,  аппликация,  поделка,  механизм,  пение,  ритмика,  музыка).

·     Анализ  творческой  работы.  Является  логическим  завершением  первых  этапов.  После  окончания  работы  ребёнок  анализирует  получившийся  результат,  привлекая  к  этому  взрослых  и  сверстников.

Таким  образом,  наличие  в  школе  помещений,  соответствующих  этим  трем  этапам,  необходимо.  Это  классы  внеурочной  работы  и  дополнительного  специализированного  образования.  Важно  отметить,  что  при  планировании  конструкций  и  дизайна  этих  помещений  необходимо  использование  концепции  модульности  и  возможности  трансформации  для  расширения  функциональности  помещений,  которые  в  зависимости  от  задач  могут  быть  и  актовым  залом,  и  танцевальной  площадкой  для  кружка  бальных  танцев,  и  выставочным  залом  для  демонстрации  тематических  экспозиций  различных  работ  школьников  (рисунков,  фотографий,  графических  разработок  в  простейших  графических  редакторах  и  т.  д.).

Рассмотрим  подробно  идеи,  положенные  в  основу  созданного  проекта,  концептуальной  основой  которого  явилась  Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»,  утвержденная  04  февраля  2010  г.  президентом  Российской  Федерации  Дмитрием  Медведевым  [2]. 

При  проектировании  прежде  всего  была  учтена  необходимость  наличия  свободных  пространств,  что,  безусловно,  стимулирует  творческую  деятельность.  Также  в  школе  находятся  студии  с  естественным  освещением,  кабинеты  для  внеурочной  научной  (исследовательской)  и  творческой  деятельности,  спортивные  помещения,  концертный  зал,  столовая  с  выходом  на  террасу,  которая  может  быть  использована  как  дополнительная  зона  столовой  в  теплое  время  года  или  как  площадка  для  фестивалей  или  выпускного  бала. 

Обустройство  уличной  территории  школы  также  соответствует  принципу  свободного  времяпрепровождения  ученика  во  внеурочное  время.  Она  включает  спортивные  площадки,  парковые  зоны,  а  также  террасы  всевозможной  формы.  Также  есть  организованная  автомобильная  парковка  для  школьных  автобусов,  экскурсионных  автобусов  и  родителей,  приезжающих  на  машинах  за  своими  детьми  (рис.  1,  2).

 

Рисунок.  1.  Видовой  кадр  школы  и  пришкольной  территории

 

Рисунок.  2.  Видовой  кадр  фрагмента  школы  и  пришкольной  территории

 

Что  касается  внутреннего  пространства  школы,  то  оно  включает  в  себя  три  этажа.  Первая  возрастная  категория  учащихся  (1—4  классы)  разместились  на  первом  этаже  здания,  вторая  и  третья  (5—11  классы),  в  силу  своей  возрастной  близости,  размещены  на  втором  и  третьем  этажах. 

На  первом  этаже  также  располагаются  столовая  и  кухня,  два  спортивных  зала  (для  младшей  возрастной  категории  и  общий),  а  также  помещение  для  драматического  кружка,  которое  сообщается  лестницей  с  актовым  залом,  находящимся  на  втором  этаже.  Функциональность  этого  решения  обусловлена  тем,  что  в  школе  появляется  хорошо  продуманная  зона,  включающая  сцену  и  связанное  с  ней  помещение,  которое  может  быть  использовано  в  качестве  гримерной,  что  позволит  организовывать  как  школьные  спектакли,  так  и  спектакли  и  представления  приглашенных  артистов  и  творческих  коллективов.

На  втором  этаже  разместились  учебные  классы,  помещения  внеурочного  времяпрепровождения,  администрация,  кабинеты  врачей  и  концертный  зал.  Проект  школы  предусматривает  три  эвакуационные  лестницы  в  различных  частях  здания.

На  третьем  этаже  располагаются  студии  с  естественным  освещением,  ученические  кабинеты,  внеурочные  научно-исследовательские  практикумы  (для  кружков  естественно-научного  направления).  Студии  с  естественным  освещением,  по  мнению  авторов,  являются  очень  важным  элементом  школьного  здания,  поскольку  создают  особую  атмосферу  контакта  с  окружающей  средой,  удаляют  ощущение  замкнутости  пространства,  способствуют  повышению  настроения,  дают  возможность  эмоционального  отдыха,  расслабления,  мотивируют  к  творческой  деятельности.

Библиотека,  соответственно  школе,  также  является  трехэтажной,  с  разделением  на  отсеки,  каждый  из  которых  соответствует  возрастной  группе  учеников  и  содержит  определенный  книжный  формуляр.  Но  несмотря  на  разницу  отсеков,  библиотека  является  единой  системой,  в  которой  ученик  младшего  класса  может,  поддавшись  любопытству,  подняться  на  этаж  выше  и  увидеть,  как  работают  старшие  школьники.  Такое  решение  будет  способствовать  мотивации  развития  детей,  которые  всегда  стараются  подражать  старшим.  Пример  организации  второго  этажа  приведен  на  рисунке  3.

При  проектировании  первого  и  третьего  этажей  за  основу  была  выбрана  готовая  планировка  второго,  так  как,  по  мнению  авторов,  на  нем  располагаются  основные  элементы  жизнедеятельности  учеников  и  учебно-вспомогательного  персонала. 

По  мнению  ряда  педагогов  и  психологов,  в  современном  проектировании  школ  часто  присутствует  ненужная  роскошь  и  архитектурная  амбициозность  с  одной  стороны  и  отсутствие  психологического  и  педагогического  аспекта  в  проработке  фасадов  и  интерьеров  с  другой  [3].  С  этим  трудно  не  согласиться,  ибо  роскошь  создаст  у  ребенка  изначально  неверные  подсознательные  ориентиры.

Что  касается  визуального  решения  школы,  проект  которой  представлен  в  данной  статье,  то  в  ее  основу  была  положена  идея  древа  познания,  которое  прежде  всего  символизирует  широту  необходимых  знаний  и  навыков,  которые  получат  школьники  за  время  своего  обучения,  и  широту  технической  оснащенности  школы.  Ибо  чем  шире  будет  техническая  оснащенность  школы  и  разнообразнее  перечень  информации,  которую  предоставляют  учителя,  тем  шире  будет  эрудиция  выпускников  этой  школы,  тем  шире  будут  возможности,  которые  перед  ними  откроются.  Но  в  идее  дерева  есть  еще  и  другой  смысл:  сила  и  стойкость  дерева  зависит  от  силы  и  глубины  его  корней.  Только  глубокие  фундаментальные  знания  учителей,  а  также  глубина  традиций  российской  школы  обеспечат  широту  и  глубину  знаний  ее  учеников.

 

Рисунок  3.  Экспликация  помещений  второго  этажа:  1  —  канцелярия,  2  —  кабинет  директора  школы,  3  —  учительская,  4  —  комната  внеурочных  занятий,  5  —  холл,  6  —  библиотека,  7  —  актовый  зал,  8  —  учебные  классы

 

Рисунок  4.  Видовой  кадр  школьного  комплекса

 

Идея  дерева  в  центре  школьного  комплекса  (рис.  4),  на  наш  взгляд,  также  прослеживается  и  в  планировочном  решении  школы:  отталкиваясь  от  планировки  с  явным  ядром,  похожим  на  ствол,  от  которого  идут  учебные  отсеки,  как  ветки,  мы  пришли  к  идее  разноуровневой  кроны.  Первая  идея  планировки  не  соответствовала  нашему  первоначальному  замыслу,  включающему  в  себя  наличие  свободных  пространств,  и  поэтому  от  этой  идеи  пришлось  отказаться.

 

Рисунок  5.  Реализация  визуального  решения  древа  познания  в  главном  фасаде  школьного  комплекса

 

Поэтому,  чтобы  визуально  приблизить  здание  школы  к  части  лесного  массива,  мы  использовали  остекление  зеленого  цвета  и  колонны,  стилизованные  под  деревья  (рис.  5).

 

Рисунок  6.  Видовой  кадр  фрагмента  школьного  комплекса  с  дубовой  аллеей

 

Зеленые  насаждения  на  всей  территории  школьного  комплекса  и  вокруг  него,  а  также  школьный  ботанический  сад  и  тепличный  комплекс  несомненно  являются  прекрасной  возможностью  для  организации  специализированных  занятий  по  естественным  направлениям,  включая  ботанику,  биологию,  географию  (рис.  6,  7). 

 

Рисунок  7.  Видовой  кадр  школьного  комплекса  с  прилегающей  территорией

 

На  первый  взгляд  может  показаться,  что  необычная  архитектура  школьного  комплекса  далека  от  привычных  для  многих  зданий  школ  конца  прошлого  и  начала  нынешнего  столетий.  Но  ее  необычные  и  оригинальные  формы  во  многом  соответствуют  воплощению  виртуальных  идей  языком  геометрии  и  пластики.  Согласно  мнению  авторов  статьи,  представленные  объемно-планировочные  и  визуальные  решения  будут  способствовать  развитию  тесной  связи  между  ребенком,  приходящим  в  эту  школу,  и  ощущением  пространства  и  неограниченных  возможностей,  которые  может  развить  в  себе  человек.  Такое  архитектурное  решение  обеспечит  развитие  самостоятельной,  творческой  личности,  способной  к  развитию  и  благополучной  адаптации  в  социуме.

 

Список  литературы:

1.Добрицына  И.А.  Нелинейная  парадигма  в  архитектуре  90-х  годов  ХХ  века  //  Вопросы  теории  архитектуры.  Архитектурное  сознание  ХХ—ХХI  веков:  разломы  и  переходы  /  Сб.  науч.  трудов  под  ред.  И.А.  Азизян.  —  М.:  Научная  книга,  2001.  —  С.  146—206.

2.Президентская  инициатива  «Наша  новая  школа»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nasha-novaya-shkola.ru/

3.Савенков  А.И.  Одаренные  дети  в  детском  саду  и  в  школе:  Учебное  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений.  —  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2000.  —  232  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.