Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Звенигородская Ю.В. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОДИЗАЙНА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

НЕКОТОРЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ  ЭКОДИЗАЙНА

Звенигородская  Юлия  Викторовна

аспирант  кафедры  теории  и  истории  искусств  Харьковская  государственная  академия  дизайна  и  искусств,  Украина

E-mailzvenigorodska@gmail.com

 

В  динамично  развивающемся  постиндустриальном  обществе  актуализируется  вопрос  о  современных  тенденциях  и  перспективах  развития  экологического  дизайна,  выдвигаются  новые  требования  к  дизайнеру  завтрашнего  дня.  Автор  ставит  задачу  проследить  развитие  основных  направлений  экодизайна.

Сегодня  слово  «дизайн»  используется  в  разных  смысловых  контекстах,  таких  как  фитодизайн,  дизайн  причесок,  дизайн  ногтевой  эстетики,  дизайн  кондитерской  выпечки  и  т.  д.  Сама  профессия  дизайнера  начинает  терять  свои  очертания,  что  приводит  к  утрате  четких  границ  между  различными  видами  деятельности.

Расхождение  в  понимании  и  трактовке  слова  «дизайн»  обусловлено  многозначностью  его  эквивалента  в  английском  языке  «design»,  который  в  начале  1930-х  годов  стал  международным  термином,  обозначающим  художественно-конструкторскую,  проектно-творческую  деятельность  и  ее  результаты.  В  силу  многообразия  форм  проявления  дизайна,  невозможно  толковать  его  однозначно,  поэтому  мы  приведем  официальное  определение  дизайна  в  научном  дискурсе.

Первая  официальная  дефиниция  дизайна  была  принята  в  1969  году  на  конгрессе  ИКСИД  (англ.  ICSIDInternational  Council  of  Societies  of  Industrial  Design)  (Международный  совет  организаций  индустриального  дизайна),  которая  была  сформулирована  еще  в  1950-е  годы  президентом  этой  ассоциации,  педагогом  Ульмской  школы  формообразования  Томасом  Мальдонадо.

Дизайн  —  это  «творческая  деятельность,  цель  которой  —  определение  формальных  качеств  предметов,  производимых  промышленностью;  эти  качества  формы  относятся  не  только  к  внешнему  виду,  но  и,  главным  образом,  к  структурным  и  функциональным  связям,  которые  превращают  систему  в  целостное  единство  (с  точки  зрения  как  изготовителя,  так  и  потребителя).  Дизайн  стремится  охватить  все  аспекты  окружающей  человека  среды,  которая  обусловлена  промышленным  производством»  [6,  с.  13].

«Будущее  дизайна  и  проектной  культуры  вообще  зависит  сегодня  от  осознания  двух  важнейших  факторов  современного  мирового  процесса.  С  одной  стороны  —  это  бурное  развитие  научно-технического  прогресса,  а  с  другой  —  вызванные  им  социальные  и  экологические  изменения»  [5,  с.  3].

Стремительное  развитие  техники  в  ХХ  веке  вызвало  множество  глобальных  проблем.  Но  уже  сегодня  на  смену  технократическому  мышлению  приходят  новые  формы  осознания  перспектив  развития  общества  и  цивилизации.  Как  реакция  на  стихию  технологической  революции  в  конце  1970-х  годов  ХХ  века  возник  экологический  подход  в  дизайне,  в  задачи  которого  входят  охрана  и  восстановление  окружающей  природной  среды. 

Основные  принципы  экологического  подхода  в  дизайне:

·     максимальная  экономия  природных  ресурсов  и  материалов;

·     использование  восполняемых  энергетических  ресурсов;

·     минимизация  отходов  производства;

·     достижения  долговечности  изделия  [5]. 

С  появлением  экологического  подхода  в  дизайне  возникает  ряд  терминов,  которые  соотносят  проектно-художественную  деятельность  и  экологию.  Наиболее  распространенным  и  общепринятым  является  «экодизайн».  Термин  «экодизайн»  (греч.  оikos  —  жилье,  место  строительства;  англ.  design  —  замысел,  план,  чертеж)  был  принят  к  использованию  в  публикациях  и  официальных  документах  Институтом  экологического  развития  (Австрия),  Институтом  экологической  эстетики  (Германия),  Организацией  по  экологической  оценке  промышленных  продуктов  (Нидерланды)  и  во  многих  других  организациях.  В  отечественных  исследованиях  впервые  этот  термин  был  введен  в  работах  Ю.В.  Шатина  [4].

Исследованиями  в  области  экологического  дизайна  занимались  как  зарубежные  теоретики  и  практики  дизайна  Этторе  Соттсасс,  Виктор  Папанек,  Петер  Люкнер,  Урсула  Тишнер  и  др.,  так  и  отечественные  —  О.И.  Генисаретский,  В.Ф.  Сидоренко,  К.А.  Кондратьева,  Г.Г.  Курьерова,  В.Я.  Даниленко,  А.В.  Бойчук  и  др.

В  современном  понимании  экологический  дизайн  —  это  «область  комплексной  дизайнерской  деятельности,  стремящейся  к  реализации  в  проектируемых  объектах  сближения  требований  природной  среды  и  культуры,  что  вызывает  необходимость  учета  ценностей,  достигнутых  предшествующими  поколениями  в  сфере  взаимоотношений  человека  и  природы»  [3,  с.  61].

Исследователи  харьковской  школы  дизайна  А.В.  Бойчук  и  А.А.  Галушка  предложили  классификацию  основных  направлений  развития  экологического  дизайна.  Их  становление  было  разделено  на  два  этапа.

Первый  этап  охватывает  период  1986—1990  гг.  В  этот  период  было  сформулировано  три  направления,  которые  условно  названы  авторами  как  аскетический,  модернизационный  и  гармонический.  Отмечено,  что  приверженцами  аскетического  направления  являются  немецкие  специалисты,  выступающие  за  разумное  ограниченное  использование  сырья  и  товаров  производства,  а  также  за  проектирование  изделий  длительного  использования.  Немного  другие  принципы  используют  представители  модернизационного  направления,  в  частности,  дизайнеры  Японии.  Они  акцентируют  внимание  на  производстве  новых  изделий  из  вторичного  сырья,  что  экономит  энергию  и  материалы.  Представителями  гармонического  направления  являются  итальянские  дизайнеры,  разрабатывающие  изделия  с  учетом  жизненного  цикла  изделия. 

На  втором  этапе  в  1991—1996  гг.  сформировалось  технологическое  направление.  Представителями  этого  направления  являются  дизайнеры  США,  которые  предлагают  при  дизайн-проектировании  усилить  поиск  наиболее  экономически  чистых  материалов  и  эффективных  производственных  процессов  [2]. 

Развитие  экологического  дизайна  продолжает  формироваться  и  на  сегодняшний  день  его  активным  направлением  является  этнодизайн  (национальное  и  региональное  своеобразие)  и  футуродизайн  (прогностические  разработки). 

Экологический  дизайн  не  ограничивается  задачей  сохранения  природной  среды,  а  распространяется  на  такие  понятия  как  этнос  и  художественная  культура.  «Этнокультурная  идентичность  (слитность)  среды  и  образа  жизни  обеспечивается  тем,  что  отдельные  этносы  участвуют,  с  одной  стороны,  в  обеспечении  культурного  взаимодействия  людей,  а  с  другой  —  в  обеспечении  культурного  разнообразия  и  собственной  самобытности»  [3,  с.  62].

Футуродизайн  —  это  «экспериментальная  творческая  деятельность,  имеющая  целью  определение  потенциальных  путей  изменения  потребительских  качеств  и  (как  следствие)  визуального  образа  отдельных  объектов,  и  их  систем,  а  также  перспектив  развития  предметно-пространственной  среды  и  образа  жизни  в  целом»  [3,  с.  209].

Исследовательница  О.Д.  Бейлах  в  работе  «Экологическое  направление  в  практической  и  проектной  деятельности  дизайнеров»  [1]  выделила  четыре  периода  становления  экологического  направления  в  дизайне.  Отсчет  первого  периода  автор  начинает  с  теоретических  достижений  Дж.  Рескина  и  У.  Морриса  (1860—1910  гг.).  Второй  период  (1920—1950  гг.),  который  автор  считает  периодом  зарождения  принципов  экологического  дизайна  —  это  время  функционализма  и  экономической  универсальности.  Третий  период  (1960—1970  гг.)  отмечен  прогрессивным  и  регрессивным  направлением  экологической  мысли.  «В  первом  случае  для  решения  экологических  проблем,  дизайнеры  использовали  достижения  научно-технического  прогресса,  во  втором  радикально  настроенные  группы  и  субкультуры  того  времени  формировали  понимание  экологического  мышления  без  цивилизации  и  прогресса»  [1,  с.  3].  Четвертый  период  (1980—2000  гг.)  характеризуется  общественными  программами  по  развитию  и  формированию  экологических  вопросов  и  целостного  подхода  к  экологической  стабильности  в  мире. 

В  ходе  исследования  были  рассмотрены  ключевые  направления  экологического  дизайна  и  выявлены  его  тенденции  развития.  В  рамках  экодизайна  новый  виток  развития  получат  такие  тенденции  как  этнодизайн  и  футуродизайн.

 

Список  литературы:

  1. Бейлах  О.Д.  Екологічний  напрям  у  практичній  і  проектній  діяльності  дизайнерів  //  Международная  научно-практическая  Интренет-конференция  «Современные  направления  теоретических  и  прикладных  исследований  2013».  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/arts-architecture-and-construction-113/theory-and-history-of-culture-113/17282-113-1114  (дата  обращения  15.04.2013).
  2. Бойчук  О.В.,  Галушка  О.О.  Основні  напрями  розвитку  екодизайну  //  Всеукраїнська  наукова-методична  конференція  «Становлення,  розвиток  і  сучасні  проблеми  вищої  художньої  та  промислової  освіти  в  Україні»:  Тези  доповідей  /  упоряд.  Л.  Бикова.  —  Харків:  ХХПІ,  1996.  —  С.  28—29. 
  3. Дизайн.  Иллюстрированный  словарь-справочник  /  Г.Б.  Минервин,  В.Т.  Шимко,  А.В.  Ефимов  и  др.:  Под  общей  ред.  Г.Б.  Минервина,  В.Т.  Шимко.  М.:  Архитектура  —  С,  2004.  —  С.  61.
  4. Звенігородський  Д.Л.  Екодизайн  та  його  коефіцієнт  корисної  дії  //  Вісник  ХДАДМ.  —  2009.  —  №  6.  С.  47—51. 
  5. Кондратьева  К.А.  Дизайн  и  экология  культуры.  М.:  МГХПУ  им.  С.Г.  Строгонова,  2000.  —  105  с.
  6. Лаврентьев  А.Н.  История  дизайна:  учеб.  пособие.  М.:  Гардарики,  2007.  —  С.  13.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.