Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Буланина И.А. КОНЪЮНКТУРА СФЕРЫ МОДЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

КОНЪЮНКТУРА  СФЕРЫ  МОДЫ  И  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  СОВРЕМЕННОГО  КОСТЮМА  В  КОНТЕКСТЕ  ЭТНИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

Буланина  Ирина  Александровна

аспирант,  Московского  Университета  Дизайна  и  Технологии,  г.  Москва

E-mail: 

 

«Самая  важная  деталь  в  платье  —  женщина, 

которая  его  носит»

Ив  Сен-Лоран

 

Современные  технологии  производства  костюма  и  аксессуаров  развиваются  всё  быстрее.  Сегодня  мы  стоим  на  пороге  новых  открытий,  когда  коллекции  сезонных  показов  сменяют  друг  друга  всё  быстрее,  а  сам  костюм  с  помощью  современных  полимерных  технологий  и  3D-принтеров  уже  возможно  «распечатать».  Новые  технологии  требуют  освоения  новый  специализаций  художниками,  чтобы  понимать  особенности  проектирования  костюма  начиная  от  этапа  создания  эскиза  и  заканчивая  готовым  изделием.

Современные  технологии  совершенствуют  процесс  создания  костюма,  а  художнику  остается  только  совершенствовать  свое  мастерство  в  понимании  гармонии  системы  «человек-костюм».  Неотъемлемой  частью  проектирования  модного  образа  и  центральной  «точкой»  всей  гармонически  взаимосвязанной  системы,  влияющей  на  все  процессы  модных  тенденций,  является  сам  человек.  Еще  древний  мыслитель-философ  Протагор  подтверждал  в  своих  высказываниях  идею,  что  именно  человек  является  центром  всего  окружающего:  «человек  —  есть  мера  всем  вещам»  [6].  Костюм  в  системе  «человек-костюм»  экстраполяция  внешнего  и  внутреннего  —  это  отражение  человека. 

Согласно  теории  описания  костюма,  по  Р.А.  Степучеву,  взаимосвязь  человека  и  его  костюма  идет  «в  неразрывной  связи  со  смысловой  константой»  [4,  с.  158].  Соответственно  система  «человек-костюм»  имеет  определенную  взаимосвязь,  которая  формируются  в  первую  очередь  самим  образом  человека. 

Мода  многогранна  и  источники  её  вдохновения  всегда  разнообразны,  так  как  моду  создают  люди  с  различным  мировосприятием,  культурными  ценностями,  социально-возрастным  цензом  и  множеством  различных  факторов  формирующих  определенный  стиль  дома  моды,  бренда  и  самого  художника-модельера.  Мода  —  это  поиск  нового  образа,  где  необходимо  знать  и  понимать  особенности  взаимосвязей  системы  «человек-костюм»  в  различных  этнокультурах,  что  позволит  более  корректно  использовать  композиционные  приемы  в  современной  системе  художественного  проектирования  и  формообразования.

Многими  научными  трудами,  связанными  с  исследованием  модных  процессов,  доказано  неоспоримое  влияние  —  социальных,  экономических,  политических  и  культурно-религиозных  аспектов  на  формирование  костюма.  Однако  среди  всех  «источников»  самым  «неиссякаемым»  для  вдохновения  является  этническая  культура,  к  образам  и  стокам  которой  постоянно  обращаются  художники  моды.  На  протяжении  всей  истории  моды  «цитирование»  элементов  этнической  культуры  имело  постоянное  влияние  на  модный  образ.  В  большенстве  случаев  художественный  образ  на  основе  этно-источника  строится  по  интуитивному  настрою  художника-модельера,  что  в  умелых  руках  создавало  современные  трансформации. 

В  современном  художественно  формообразовании  нельзя  использовать  целиком  весь  источник  или  брать  отдельные  элементы  традиционного  костюма,  не  вникая  в  суть  его  предназначения  —  это  может  привести  либо  этнографическому  повторению,  либо  к  дисгармонии  восприятия  полученного  образа.  Сегодня,  в  эпоху  все  большего  поглощения  мира  моды  бизнес-корпорациями,  где  главное  целью  является  «наращивание  оборота  продаж»  —  гармония  целостности  образа  в  системе  «человек-костюм»  отходит  на  второй  план.  Однако,  не  стоит  забывать  и  о  идейных  вдохновителях  модного  мира,  которые  всегда  помнят  о  истинной  ценности  этнической  культуры  и  о  важности  гармонии  в  системе  «человек-костюм».  Именно  такие  «творцы»  задают  модные  тенденции  и  влияют  на  образы  в  каждом  сезоне.  Именно  благодаря  гармоничному  сочетанию  современного  облика  и  правильному  композиционному  решения  образа  создавались  модели  вошедшие  в  систему  классического  гардероба. 

«Человек  потребляет  костюм  в  той  мере,  в  какой  он  создает  в  своем  воображении  собственный  образ  идеального  бытия»  [1,  с.  117].  Однако  стоит  учитывать,  что  этническая  культура  несет  в  себе  отточенные  временем  идеальные  образы  со  множеством  символьных  элементов,  которые  при  слепом  копировании  могут  разрушить  весь  современный  образ.  Для  более  целостного  понимая  образа  костюма  необходимо  знание  основ  трансформации  образа  и  теорий  принципов  проектирования.  Сегодня  художник-модельер  обязан  понимать  процесс  создания  модели  костюма  на  всех  этапах  проектирования.  Особенно  стоит  отметить  вклад  российских  художников-модельеров  в  основу  теории  трансформации  народного  искусства  в  современный  костюм,  где  основными  вопросами  являются:  «назначение  костюма  и  фигура:  для  чего  предназначается  костюм  —  назначение;  из  чего  —  материал;  для  кого  —  фигура;  как  делается  костюм  —  его  форма.  Фигура  определяет  цвет  и  материал;  форма  определяет  материал,  орнамент,  ритм;  орнамент  конструирует  форму,  соединяет  разные  материалы  и  формы...»  [2,  c.  11—12].  Извесный  исследователь  русского  костюма  Пармон  Ф.  говорил  о  необходимости  рассматривать  этническую  культуру  и  современный  костюм  в  глобальном  масштабе,  что  позволит  более  разнопланово  подходить  с  созданию  образа:  «достижение  единства  в  многообразии  и  многообразия  в  единстве  —  путь  развития  и  обновления  современного  костюма»  [3,  c.  270]. 

Трансформация  этнической  культуры  в  современное  пространство  моды  должно  учитывать  не  только  отточенные  временем  системы  проектирования,  но  и  этические,  и  гармонический  аспекты  формирования  системы  «человек-костюм».  Конъюнктура  мира  моды  сегодня  отражает  потребность  различных  этнических  культур  в  экспликации  своих  гармонических  структур  в  современный  модный  образ,  подтверждение  этому  развитие  школ  дизайна  и  художественного  проектирования  костюма  в  разных  странах.  Все  эти  аспекты  отражают  главную  проблему  современного  художественного  проектирования  костюма  —  отсутствие  единого  подхода  в  системе  трансформации  этнической  культуры  в  современный  образ,  а  в  погоне  за  количеством  иногда  ускользает  качественная  основа.  Современная  теория  художественного  проектирования  должна  учитывать  развитие  современных  технологий  и  базироваться  четко  выработанных  теоретических  основах  научной  сферы. 

 

Список  литературы:

  1. Козлова  Т.В.  Костюм.  Теория  художественного  проектирования.  Учебник  для  вузов.  —  М.:  МГТУ  им.  А.Н.  Косыгина.  2005.  —  380  c.
  2. Петушкова  Г.И.  Проектирование  костюма.  М.,  Академия,  2004.  —  416  c.
  3. Пармон  Ф.М.  Русский  народный  костюм  как  художественный-конструкторский  источник  творчества:  Моноторг.  —  М.:  Легпромбытиздат,  1994.  —  272  с.
  4. Ступучев  Р.А.  Костюмографика.  Учебник  для  вузов.  М.:  МГТУ  им.  А.Н.  Косыгина  2003.  —  706  с.
  5. Электронный  ресурс  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.philosophy.ru
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.