Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КРУЖЕВНОЙ МЕТАЛЛ И АЖУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В РУССКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КАК КОМПОЗИЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО
Севрюкова Надежда Владимировна
канд. пед. наук, член Творческого союза художников ФГНУ Институт культурологии образования РАО, г. Москва
E-mail: nvsevr@mai.ru
Красота ажурной композиции на Руси всегда высоко ценилась, поэтому получила широкое распространение в разных видах прикладного искусства. Мастера учитывали, что каждый материал (металл, камень, дерево, кость, глина и т. д.) обладает своими характерными особенностями в обработке, следовательно, и в составлении разнообразных ажурных композиций. Многообразие технологических приемов художественной обработки металла позволяют использовать «кружевные» композиции в самых разных видах: от архитектурного металла до изысканных невесомых ювелирных изделий. Обращение к системному изучению ажурных композиций, изделий из металла больших размеров (архитектурного металла) и малых ювелирных форм объясняется тем, что приемы обработки, а также принципы композиционного построения в основном едины. Их объединяет изысканная ручная работа, требующая высокой квалификации профессиональной подготовки, а также глубоких знаний по технологии выполнения разных видов кружевной композиции. Происхождение слова кружево связано со значением слова круг — «от существительного круг образован глагол кружить, «приводить в круговое движение» [6, с. 227]. Вот почему кружевной узор получается в результате «кружения» нитки или проволоки. На Руси кружева на коклюшках плелись из льняных и хлопковых ниток. Из тонкой проволоки при помощи коклюшек изготавливали настоящее металлическое кружево (золотое или серебряное) в соединении с шелковыми нитями. В композиционном решении кружева из ниток и ажурного узора из металла есть много общего. Кружево изготавливали мерное — можно было отмерить столько, сколько необходимо и отрезать кусок. Поэтому использовали в композиции мерного кружева частые орнаментальные повторы — раппорт. Этот же прием использовали в художественном архитектурном металле — в решении композиции протяженных вдоль фасада деталей – кружевных подзоров. Штучное кружево — это изделия с завершенной композицией — платочки, воротнички, банты, рюши и т. д. Этот же композиционный прием — завершенную замкнутую композицию — использовали мастера в композиционном решении изделий художественного металла — светцах решетках, воротах и т. д. Мастера-кружевницы оформляли край кружева искусными способами, полукруглыми фестонами, зубчатыми треугольниками, фантазийными изгибами. Край деревянного или металлического подзора в архитектурном убранстве зданий так же имел фигурное решение. Деревянные «кружева» украшали дома: наличники окон и дверных проёмов здания, по периметру крыш спускались подзоры, ажурными плоскостями закрывали стены. В декоре домов часто использовали детали из кованного или литого металла: крыши украшали навершия, печные трубы — кружевными дымниками. «Кружева», выполненные из металла, изготавливали при помощи различных техник, его отливали, ковали, чеканили, выпиливали, спаивали из отдельных деталей. Композиция «кружева» не была монотонно однообразной.
Ажурные техники возникли как следствие изменения образа мышления и образа жизни человека. В истории человечества появился период, когда появилась возможность украшать жилище, пространство вокруг себя — с этим связано появление ажурного архитектурного металла и предметов интерьера. Появление ажурных технологий в ювелирном деле связано с изменением эстетических воззрений на ювелирные украшения из драгоценных металлов — стали больше ценить тонкость выполнения украшения, а не его вес. Слово «ажур» — имеет несколько значений; одно из них — ажур — искусное плетенье из тонких металлических нитей в ювелирной работе, сквозной, решетчатый, прозрачный; искусно и тонко сделанный» [5, с. 17]. Другое понятие — «вести дела в ажуре» — значит вести дело исключительно аккуратно. Если соединить вместе эти два значения и переложить на «язык» прикладного искусства, то получается, что ажурная композиция — это искусно, исключительно хорошо продуманное расположение деталей, работающих на просвет. И действительно, изучение ажурных произведений из металлов дает основание думать, что без хорошо продуманной композиции, без знаний свойств металлов и специальной технологии производства, красивое ажурное изделие сложно, а подчас и просто невозможно выполнить.
Русские мастера при работе с металлом стремились минимальными средствами составить интересную в композиционном решении работу. В понятие «минимальными средствами» можно вложить двоякий смысл. Во-первых, разработать композицию с использованием минимального количества драгоценного металла, чтобы стоимость изделия была экономически обоснована. Во-вторых, выстроить композицию простую по восприятию, не перегруженную лишними деталями. При этом использовать с максимальным эффектом средства художественной выразительности (форму, силуэт, пропорции, ритм, цветовые сочетания, фактуры).
Кузнецы, литейщики, ювелиры использовали такие технологические приемы обработки металла, которые позволяли бы расходовать его экономно, а изделия из него были бы функциональными, долговечными, удобными. Использование ажурных композиций в металле связано с разными техниками его художественной обработки — литьем, ковкой, просечкой, сканью.
Украшением парадных одежд в России во второй половине XVII века служило так называемое «кружево», нашивавшееся на ворот, концы рукавов, подол одежды. Это были ажурные полосы, составленные из отдельных пластинок прямоугольной или квадратной формы, выполненные из золота или серебра. Пластинки скреплялись между собой подвижно на штифтах или при помощи колечек. Как в мерном кружеве, выполненном из ниток, можно было отрезать любой длины кусок, так и в металлическом кружеве можно было отсоединить необходимый отрезок (разогнуть колечки, либо выдвинуть штифт). Длину таких «кружев» можно было регулировать в зависимости от того, куда их нашивали — на рукава нужны были короткие отрезки «кружев», на подол — длинная полоса. Излюбленным мотивом в декоре «кружев» были изображения разных цветов. Четко продуманная ажурная композиция выделяет главный композиционный центр — изысканный силуэт цветка, расположенный чаще всего по диагонали, и второстепенные детали — стебель, небольшие листья, завитки. Цветы украшались самоцветными камнями — рубинами, алмазами, изумрудами. «В 1680 году 15 чеканщиков Серебряной палаты, сделали «самым добрым мастером» серебряное чеканное кружево на царскую парадную одежду — платно. Работа была грандиозная, так как кружево это весило 15 фунтов 54 золотника (6 килограмм 375 грамм) и имело «длину 2 аршина, 2 вершка, в подоле 5 аршин, на проймах по аршину без 3-х вершков, а ширину 3¼ вершка». Кружево на кафтане царя Ивана Алексеевича состоит из 106 золотых запон с алмазами и рубинами» [2, с. 12] .
В декоре ажурных ювелирных изделий из драгоценных металлов часто использовалась скань. Свое название скань получила от древнерусского слова «скать» — сучить, скручивать нити. «Скань на Руси делали почти повсеместно, но в одних центрах она занимала ведущее место, в других встречалась в виде исключения» [3, с. 12]. Особо выделялись Великий Новгород, Ярославль, Москва, города русского Севера. Для скани применяют золотую, серебряную или медную проволоку. Металл берут чистый, лишенный примесей. Мягкость, которая при этом условии обладает металлическая проволока, позволяет легко добиваться более тонкого сечения за счёт протягивания проволочки через специальные волочильные доски. Мягкая проволока дает возможность изгибать её в заданные формы по предварительно скомпонованному орнаменту. Орнамент «набирают» из отдельных деталей — спиралей, завитков, дорожек, кружочков, петелек, восьмерок и т. д. Чаще всего крупные завитки, выполненные из толстой проволоки, создают центральные главные формообразующие детали. Из тонкой проволоки выполняют фоновое заполнение. Сканые нити, соединяясь между собой, создают сквозные ажурные формы. Скаными узорами можно выполнить как плоскостные, так и объемные изделия.
Приемы набора скани разнообразны. Например, украшенные ажурным сканным орнаментом оклады икон передают и сияние венца, и мягкие складки одежды, и сложное орнаментальное заполнение фона, и пейзаж на дальнем плане. Бесконечное варьирование рисунков из проволоки проявляется то в виде лучистых дорожек, то перистого крупного узора, то филигранной сеткой. Скань обладает уникальностью тончайшего рисунка, прозрачностью решения, миниатюрностью деталей орнамента. Изделия, выполненные в технике скани, напоминают плетеное кружево. Ассортимент ажурных сканых изделий разнообразен: украшения (серьги, кольца, броши, браслеты, пряжки для пояса, запонки); посудная группа — (подстаканники, сухарницы, солонки, ложки- ситечки); шкатулки, подносы, коробочки, ларчики, корзиночки.
В художественной ковке так же применяют ажур в композиционном решении изделий. Кузнецы из полосы проката металла куют, протягивают, сворачивают ажурные композиции. Ковка позволяет создавать изделие из отдельных деталей, располагать эти детали через просветы, паузы и скреплять их различными способами между собой (кузнечная сварка, заклепки, соединение «хомутами»). С ковкой тесно связаны приёмы гнутья и ажурной просечки, которые могут выполняться по холодному металлу, так называемая «холодная ковка». Она применяется для тонких прутков, полос металла или листового железа, а также для драгоценных металлов — золота, серебра. Но чаще всего ковка ведется с предварительно нагретой докрасна в горне заготовкой из железа или стали.
При изготовлении светца, подставки для лучины, использовался еще один способ получения ажурной композиции. Светец в основании имел металлический стержень, который на верхнем конце расщеплялся, и зажженная лучина вставлялась в расщеп. Мастера искали такое композиционное решение разветвления стержня, чтобы можно было увеличить количество горевших лучин, делали его узорным, ажурным, напоминающим жар-птицу [1, c. 14].
В архитектурном декоре широко использовались ажурные подзоры, орнаменты которых вырубались при помощи зубила из тонких листов железа. В соборах Московского Кремля ажурные кружевные металлические подзоры украшают арочные завершения закомар, апсид, а также расположены в основании куполов. Подзоры выполняли в виде ажурной полосы с фестончатым округлым, треугольным, либо сложным резным краем. В русской архитектуре композиции из ажурного кованого металла нашли широчайшее применение в самых разнообразных изделиях. Ворота и ограды, балконные решетки, балюстрады, фонари — вот далеко не весь перечень ассортимента кованого архитектурного металла. Развитие промышленности, изменение в тенденциях моды позволило практически этот же ассортимент выполнять и при помощи художественного литья.
Художественное ажурное литье в русском искусстве как самостоятельная отрасль крупного промышленного производства начинает развиваться в России с конца XVII века. Применение ажурного литья в архитектуре Санкт-Петербурга придало городу неповторимый, изысканный облик. По богатству и многообразию художественного архитектурного чугунного литья с ним не может сравниться ни один город в России. Центром художественного чугунного литья стал Каслинский чугунолитейный завод. Производство связано с расположением месторождения песка, с очень тонкой фактурой, идеального для выполнения тонких формовочных работ. Каслинское литье украшает решетки и ворота, чугунные павильоны и садовую мебель (стулья, скамейки, вазы и жардиньерки для цветов и т. д.). Овладение техникой ажурного литья позволяло каслинским мастерам исполнять отдельные ажурные детали изделий миниатюрного размера. В начале ХIХ века в России стало модным иметь ювелирные украшения из чугуна. Каслинские литейщики «стали выпускать украшения к костюму — пряжки, броши, браслеты, перстни, веера, в которых чугун, благодаря ажурному узору терял свой вес, а легкий рельеф при этом создавал игру светотени» [4, с. 120].
Произведения русских мастеров показывают, какое разнообразие форм и мотивов содержат изделия художественного металла, выполненные с использованием искусства скани, литья, ручной ковки. Эти способы художественной обработки металлов возникли в далеком прошлом, но не потеряли своей актуальности в наши дни.
Примеры использования ажурных композиций, которые приведены выше, не могут исчерпать всего богатства и разнообразия наследия прошлого в этой интересной области искусства. Работы современных ведущих художников по металлу свидетельствуют, что изучение художественного наследия прошлого помогает им в создании новых по форме и содержанию произведений на основе древних национальных традиций.
Список литературы:
- Ледзинский В.С., Теличко А.А., Зверев А.В. Художественная ковка и литье Москвы. М.: Машиностроение, 1989. — 304 с., ил.
- Медведева Г.М. , Платонова Н.Г. и др. Русские ювелирные украшения XVI—XX веков из собрания Государственного Исторического музея. Научн. ред. М.М. Постникова — Лосева. — М.: Советский художник, 1987 — 344 с.
- Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. — М.: Искусство, 1981 — 287 с.
- Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII—XIX веков. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 160 с
- Краткий словарь иностранных слов. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1950. — 454 с.
- Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев Радянська школа, 1970. — 598 с
дипломов
Оставить комментарий