Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДИАЛОГ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. ФАЙНФЕЛЬДА
Дмитриева Елена Викторовна
аспирант кафедры литературы и журналистики Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан
E-mail:
Произведения, сочетающие в себе элементы прозы и поэзии, появлялись на протяжении всей истории литературы. Особую популярность данный феномен приобрел в начале прошлого столетия и, как подчеркивает С.Е. Шеина, остается одним из мало изученных. По мнению исследователя, причинами подобного объединения было стремление писателей выйти за пределы сложившихся литературных канонов и их эксперименты с существующими художественными формами.
В творчестве современного поэта и писателя И.А. Файнфельда сочетание поэзии и прозы впервые появляется в сборнике «Попытка пробудиться» (1992), где первый раздел состоит из стихотворений, а второй из небольших прозаических текстов философского характера.
Литературно-философское эссе «Дзэн для самого себя» (2011) также представляет собой совмещение разных по структуре текстов: прозаическая часть перемежается стихотворениями и завершается циклом четверостиший, раскрывающих, по словам автора, его «интуитивное восприятие дзэн» [8, с. 105].
К настоящему времени И.А. Файнфельдом написан цикл медитативных повестей «Внутриутробная жизнь капитана Серого» (две части), «Алхимия костлявого запяторучья» и «Двуполая кровь». Взаимодействие прозаического и стихотворного в этих текстах проявляется по-разному и имеет четкую динамику. Так, в первой повести практически нет стихотворных вставок (за исключением нескольких эпиграфов). Однако в некоторых эпизодах повествование имеет выраженный поэтический ритм.
В «Алхимии костлявого запяторучья» введение трех поэтических глав (полностью состоящих из стихотворений) в центр прозаического повествования становится своеобразным композиционным приемом.
Мы считаем актуальным проследить соотношение прозы и поэзии на примере повести «Двуполая кровь» по нескольким причинам. Первая связана с активным использованием текстов стихотворений, принадлежащих И.А. Файнфельду. Введение стихотворений в корпус прозаического произведения реализуется двумя способами: в виде эпиграфов (почти всем главам повести предпосланы эпиграфы), а также чередованием повествования в прозе и поэтических текстов внутри глав повести.
Вторая причина обусловлена тем, что совмещение поэтической и прозаической форм речи представляет собой способ с большей художественной полнотой выразить размышления о человеке и мире. Характерно, что в творчестве И.А. Файнфельда связующую роль играет, по существу, одна, но по-настоящему важная тема — поиска себя, понимания, кто есть «я».
Следует сказать, что все художественные произведения автора (как поэтические, так и прозаические) мы оцениваем как метатекст, организованный мотивно и тематически и на этом уровне представляющий собой целостное единство.
В литературоведении понимание термина «метатекст» далеко не однозначно и зависит от предмета исследования. Так, «метатекстуальность» может быть определена как сознание о тексте в широком смысле слова [3, с. 6]. Такая трактовка перекликается с определением метатекста как «повествования о повествовании» (при этом рассматриваются такие произведения, в которых непосредственно присутствует рассуждение автора о творимом тексте, о принципах его создания) [6, с. 110].
Согласно иному определению, «метатекст» — совокупность текстов писателя, рассматриваемых как некая целостность. Подобную трактовку метатекста применяет О.С. Бердяева к творчеству М.А. Булгакова. Исследовательница считает, что «…каждый булгаковский текст, роман, повесть или драма, независимо от жанрового воплощения, будучи самостоятельными произведениями, содержат в себе мотивы и типологически близкие образы, смыслополагающие, сквозные, важные и для других последующих или предыдущих произведений Булгакова, формируя таким образом метатекст» [1, с. 42].
Мы придерживаемся именно такого понимания метатекста в формулировке, предложенной Е.А. Гончаровой: «…Индивидуальная система определенного писателя, все созданные им художественные произведения могут рассматриваться как некий мета- или архитекст, теоретически вероятная текстовая форма, выводимая путём сопоставления реально существующих текстов с единственной содержательной основой — авторской концепцией действительности» [2, с. 21].
Поэтическое творчество И.А. Файнфельда, на наш взгляд, оказало определенное воздействие на его прозу. В свою очередь, проза, развивая и дополняя поэтическую систему, является неотъемлемой частью целостной художественно-философской системы автора, представляющей собой метатекст.
Одно из проявлений воздействия поэзии на прозу — появление в творчестве И.А. Файнфельда комплекса тематических перекличек, использование общих символов. Можно предположить, что необычный жанровый подзаголовок — медитативная повесть — также связан с подобным влиянием.
Т. Маркова считает, что авторские указания на жанр есть показатель сознательного выбора писателем оригинальной жанровой стратегии. Таким образом, «… характер жанровых номинаций свидетельствует, с одной стороны, о жанровой рефлексии автора, с другой — о разрушении и сознательной трансформации традиционных моделей» [4, с. 285—286]. Нередко жанровое определение уточняется эпитетами, дополнениями, которые могут указывать на тему или объем, на структуру или субъекта повествования.
Эпитет, подобранный И.А. Файнфельдом к повести, не указывает ни на одно из этих качеств. В то же время он отсылает нас к такой жанрово-тематической разновидности поэзии, как медитативная лирика. Лирические медитации представляют собой «непосредственные созерцания, индивидуализированные «умозрения», направленные к постижению сокровенных закономерностей бытия» [5, с. 214].
В связи с этим можно предположить, что данная жанровая номинация — это своеобразный показатель, с одной стороны, взаимодействия поэтического и прозаического компонентов в тексте повести, с другой — особого характера ее содержания, а именно выражения «глубинных сверхличных переживаний, связанных с воссозданием структур мифо-синкретического мышления, архетипических моделей» [10, с. 5].
Обратимся непосредственно к повести «Двуполая кровь». В ней писатель обращается не к окружающей нас действительности, а к глубинным слоям человеческой психики и пытается выразить их через образы, размышления героев. Отсюда — отказ от воспроизведения жизненных реалий, отсутствие внешнего действия, то есть явной событийности, и сосредоточенность на действии внутреннем, размышлениях, медитации.
Герои (Серый и Нюся — муж и жена) не имеют характеров — это люди вообще, воплощения «идей», аллегорические фигуры, не могущие быть реальными, конкретными людьми. Описание лишено каких-либо примет действительности или физического бытия, время и пространство внутри повести никак не обозначены. Тем самым акцентируется «другая» реальность — реальность сознания.
Взаимодействие поэзии и прозы в повести «Двуполая кровь» можно продемонстрировать несколькими примерами.
Так, одним из доминирующих в тексте является образ утробы — образ многозначный, нестабильный по вложенному в него смыслу.
В одном из эпизодов Нюсе в видении является ребенок («Над ее головой нависает сидящий на белой закрытой книге кристальный двуликий ребенок»), и он обращается к ней:
Ментальной краской твой закрашен свет,
но краску смыть мало кому доступно,
и бродит краска-человек в своем я мире утлом,
утроба каменно-ментальная тесна…
Здесь «каменно-ментальная» утроба синонимична мировоззрению, рассудку. Она олицетворяет состояние закованности человека в своем рассудочном мире.
В следующем фрагменте, уже прозаическом, Нюся видит парящую над ней женщину, в которой узнает себя, но образ тут же растворяется. В этот момент она вдруг осознает, что «…беременна и, в то же время, она сама растущий плод в утробе» [7, с. 5]. Осознание собственной беременности и одновременно того, что ей самой предстоит родиться означает, что человеку дана возможность покинуть «каменно-ментальную» утробу и обрести «… Истоки иного творенья // В небесной утробе земли» [7, с. 6]. Мысль о беременности каждого человека самим собой, то есть своим подлинным, духовным «я» концептуальна для всего творчества И.А. Файнфельда, который написал: «Собой беременные люди, Саморождайтесь, // Иного счастья вам не будет, // Как ни старайтесь».
Значимым является, с нашей точки зрения, то, что повесть завершается стихотворением, в котором снова присутствует гиперболизированный образ утробы, предстающей безграничной:
В глубинах утробы Вселенской
Гигантский растет эмбрион…
Вот потуги, возглас недетский,
И с кровью рождается он.
Зачатки в нем жизней грядущих… [7, с. 52].
Одной из основных художественно-философских идей И.А. Файнфельда является мысль о подмене подлинной духовной сущности человека неким фантомом. Человек, не раскрывший в себе подлинное сознание, является всего лишь тенью того существа, «которое могло родиться», а его жизнь — тенью жизни, «которая могла состояться».
Об этом «мучительно» размышляет Серый: «Зачем сон этой яви? <…> Зачем гнетущая явь сна? Откуда безумие всесокрушающей иллюзии? Почему я обречен видеть только нереальное? <…> Кто заставляет смеяться и плакать этот фантом – проекцию того я, которого нет и никогда не было?» [7, с. 15].
В поэтическом виде эти мысли выражены в стихотворении «Словно десять веков живу…», написанном намного раньше, но созвучном поднимаемым в повести проблемам:
… Может быть, и не зачат я, —
Родилась только тень моя,
Моим голосом говорит,
Сквозь года моей явью спит… [7, с. 9].
Таким образом, формируется четкий тематический комплекс, основные символы которого — сон, явь, иллюзия, тень, фантом — являются сквозными как для всего творчества, так и для конкретного произведения.
Как было ранее отмечено, поиск своего подлинного «я» — центральная тема творчества И.А. Файнфельда, которую он выражает не только словом, но и самой организацией своих произведений, в частности, медитативной повести «Двуполая кровь», стремлением к синтезу жанров и речевых форм.
Итак, «диалог» поэзии и прозы в повести осуществляется на двух уровнях: структурном — проникновение элементов поэзии в прозаический текст, а также тематическом — параллели между поэтическими текстами и прозаическим повествованием.
Синтез поэзии и прозы в творчестве И.А. Файнфельда способствует приращению смыслов и усилению художественного воздействия, а также представляет собой альтернативную форму реализации его философско-художественных установок.
Список литературы:
- Бердяева О.С. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст: Дис. канд. филол. наук. — Великий Новгород, 2004. — 329 с.
- Гончарова Е.А. К вопросу об изучении категории «автор» через проблемы интертекстуальности // Интертекстуальные связи в художественном тексте: межвуз. сб. науч. тр. — СПб., 1993. — С. 20—28.
- Иваньшина Е.А. Культурная память и логика текстопорождения в творчестве М.А. Булгакова: Автореф. дис. доктора филол. наук. — Воронеж, 2010. — 40 с.
- Маркова Т. Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопросы литературы. — 2011. — № 1. — С. 280—290.
- Муравьев В.С. Медитативная лирика // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — С. 214.
- Ушакова Е. Метатекст в рассказе А.П. Чехова «Марья Ивановна» // Молодые исследователи Чехова: материалы международной научной конференции (Москва, май 2005 г.). — М.: Изд-во МГУ, 2005. — C. 109—112.
- Файнфельд И.А. Двуполая кровь: Медитативная повесть 3. — М.: Издательство «Спутник +», 2011. — 54 с.
- Файнфельд И.А. Дзэн для самого себя. — М.: Издательство «Спутник+», 2011. — 123 с.
- Шеина С.Е. Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века (Дж. Джойс и С. Беккет): Автореф. дис. доктора филол. наук. — М., 2009. — 30 с.
- Штерн М.С. Философская лирика А.А. Фета // Проблемы изучения жизни и творчества А. Фета. — Курск, 1990. — С. 4—13.
дипломов
Оставить комментарий