Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Черняева И.В. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЯХ БАРНАУЛА В НАЧАЛЕ XXI В. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

СОВРЕМЕННОЕ  ИСКУССТВО  В  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  ГАЛЕРЕЯХ  БАРНАУЛА  В  НАЧАЛЕ  XXI  В.

Черняева  Ирина  Валерьевна

канд.  искусствоведения,  старший  преподаватель  кафедры  истории  отечественного  и  зарубежного  искусства  Алтайского  государственного  университета

E-mailgurkina-22@mail.ru

 

Художественные  галереи  составляют  основу  арт-рынка,  олицетворяют  собой  высший  уровень  организации  арт-бизнеса,  требующей  от  галериста  большого  профессионализма  и  квалификации.  Современные  галереи  являются  отражением  тенденций  в  изобразительном  искусстве  рубежа  XX—XXI  вв.

В  России  частные  галереи  были  закрыты  после  1917  года.  Декретом  от  3  июня  1918  г.,  подписанным  Председателем  Совета  Народных  Комиссаров  В.  Ульяновым  (Ленининым)  и  Управляющим  делами  Совета  Народных  Комиссаров  В.  Бонч-Бруевичим  Совет  народных  комиссаров  постановил:  «Московскую  городскую  художественную  галерею  имени  П.  и  С.М.  Третьяковых  объявить  государственной  собственностью  Российской  Федеративной  Советской  Республики  и  передать  в  ведение  Народного  комиссариата  по  просвещению  на  общем  основании  с  прочими  государственными  музеями»  [2].  18  ноября  и  19  декабря  1918  года  были  приняты  декреты  о  национализации  частных  коллекций  С.И.  Щукина  и  С.И.  Морозова  соответственно  [2].  Частное  коллекционирование  продолжалось  и  после  1917  года.

Галерейное  движение  в  России  возобновилось  в  середины  1980-х  гг.  Первые  галереи  были  открыты  в  Москве  и  Санкт-Петербурге,  среди  них  «MAPC»,  «Первая  галерея»,  «Анна»  (1988),  «Ариадна»  (1988),  «Дельта»  (1990),  «Палитра»  (1990),  «Гильдия  мастеров». 

В  Сибири  на  рубеже  XX—XXI  вв.  основываются  первые  художественные  галереи.  Первая  частная  галерея  современного  искусства  на  Алтае  «Арт-галерея  Щетининых»  открылась  в  Барнауле  в  2003  году,  в  2005  году  основана  в  Барнауле  частная  галерея  «Кармин»,  в  2003  году  создана  галерея  «Универсум»  на  базе  факультета  Искусств  Алтайского  государственного  университета,  в  апреле  1998  года  в  Омске  возникла  арт-галерея  «Квадрат»,  с  1995  года  в  Новосибирске  существует  художественная  галерея  «Модерн»,  в  2002  году  там  же  открывается  выставочный  зал  «Сибирские  Мастера».  Это  лишь  небольшой  перечень  галерей,  открывшихся  в  конце  XX  —  начале  XXI  вв.  в  Западной  Сибири.  Кураторы  художественных  галерей  Западной  Сибири  активно  публикуются:  В.  Чирков  (г.  Омск),  В.  Назанский  (г.  Новосибирск),  Л.  Пастушкова  (г.  Барнаул),  Е.  Москвитина  (г.  Барнаул).  Благодаря  их  статьям  современное  искусство  широко  популяризируется  и  становиться  известно  далеко  за  пределами  региона.  В  числе  наиболее  ценных  трудов  новейшего  времени,  расширяющих  научные  представления  о  художественной  жизни  Сибири,  следует  отметить  уникальный  по  своей  инновационной  сути  профессиональный  справочник  «100  художников  Сибири»,  содержащий  сведения  об  известных  сибирских  художниках,  художественных  музеях,  наиболее  интересных  галереях  и  искусствоведах,  подготовлен  и  издан  галереей  «Сибирское  искусство».  В  нем  аккумулирована  информация,  отражающая  состояние  современного  искусства  региона  за  период  с  1995  по  2005  год.  Составитель-куратор  проекта  и  автор  идеи  —  директор  галереи  «Сибирское  искусство»  Ольга  Галыгина  [1]. 

Галерейное  движение  —  основа  возрождающегося  свободного  художественного  рынка  Сибири.  В  настоящее  время  автором  выявлено  шестьдесят  семь  художественных  галерей,  расположенных  на  территории  Западной  Сибири.  Концентрируются  выставочные  площадки,  как  правило,  в  крупных  городах  региона. 

В  Алтайском  крае  современное  искусство  представляют  тринадцать  выставочных  площадок:

·     частные  —  «Арт-галерея  Щетининых»,  картинная  галерея  «Кармин»,  выставочный  зал  «Турина  гора»,  арт-галерея  «Бандероль»,  галерея  современного  искусства  «Проспект»,  галерея  «Республика  Изо»;

·     открытые  при  высших  учебных  заведениях  —  галерея  современного  искусства  «Универсум»  при  факультете  Искусств  Алтайского  государственного  университета,  выставочный  зал  в  центре  культуры  Алтайского  государственного  политехнического  университета  им.  И.И.  Ползунова;  выставочный  зал  центра  культурно-массовой  работы  Алтайской  государственной  педагогической  академии;  выставочный  зал  при  библиотеке  Алтайской  государственной  академии  культуры  и  искусств.

·     созданные  на  базе  муниципальных  учреждений  —  выставочный  зал  «Союз  художников  России»,  павильон  современного  искусства  «Открытое  небо»  при  центральной  универсальной  молодежной  библиотеке  им.  В.М.  Башунова;  выставочный  зал  при  библиотечно-информационном  центре  «Барнаул».

Одной  из  особенностей  регионального  художественного  рынка  является  сохранение  муниципальных  картинных  галерей,  выполняющих,  в  том  числе,  коммерческую  функцию,  посредством  популяризации  творчества  художников  Алтайского  края.  Накануне  крушения  Советского  Союза  в  Алтайском  крае  было  более  60  сельских  картинных  галерей.  Большинство  галерей  было  основано  художниками,  начинавшими  свой  жизненный  путь  в  этих  селах.  До  настоящего  времени  сохранили  свое  лицо  Михайловская  картинная  галерея  (с.  Михайловка  Алтайского  края),  Павловская  картинная  галерея  (с.  Павловск  Алтайского  края),  картинная  галерея  им.  В.В.  Тихонова  (г.  Рубцовск). 

Особенность  галереи  «Универсум»  заключается  в  том,  что  она  является  учебно-методической  базой  для  приобщения  студентов  к  практической  работе  (оформление  экспозиции,  составление  и  проведение  экскурсий,  каталогизация  фонда,  создание  каталогов  выставок  и  т.  п.).  В  галерее  регулярно  проводятся  выставки  студенческих  творческих  работ,  выполняемых  в  соответствии  с  учебным  планом.

Инициатором  создания  галереи  «Кармин»  является  Сергей  Грантович  Хачатурян.  Автором  первой  экспозиции  и  автором-составителем  аннотированного  научного  каталога  выставки  «Пейзаж  —  национальный  жанр  России»  стала  доктор  искусствоведения  Т.М.  Степанская.  Дизайн-проект  каталога  осуществил  А.Л.  Кальмуцкий  [3].  Первая  экспозиция  характеризовалась  академичностью,  но  не  смотря  на  академичность  в  ней  присутствовали  элементы  современного  дизайна.  Сегодня  в  галерее  искусствоведом  является  Л.Н.  Шамина,  директором  —  Г.Г.  Хачатурян.

Достоинством  Арт-галереи  Щетининых  является  издательская  деятельность,  т.  е.  популяризация  творчества  алтайских  художников  не  только  в  Алтайском  крае,  но  и  в  Западно-Сибирском  регионе.  Издательская  деятельность  ведется  из  средств  галереи,  а  не  на  средства  художников.

Издания  Арт-галереи  Щетининых  можно  разделить  на  два  направления:  каталоги  информационного  характера  и  издания  монографического  характера.  Каталоги  информационного  характера  отличает  высокое  качество,  так  как  они  сопровождаются  вступительной  статьей.  Статьи  к  каталогам  пишут  Т.М.  Степанская,  И.  Щетинина,  А.  Лисицкая.  Тамара  Михайловна  стала  автором  вступительных  статей  к  каталогам  художников  И.  Щетининой,  А.  Щетинина,  А.  Емельянова,  Н.  Пономарева,  И.  Хайрулинова  и  др. 

В  сотрудничестве  с  типографией  «Графикс»  с  грифом  «Арт-галерея  Щетининых»  в  2000-х  годах  были  изданы  такие  каталоги  выставок,  как  «Господин  самовар»  (2011),  «Деревенька  —  колыбель  души…»  (2011),  «Монголия  в  произведениях  Алтайских  художников»  (2011).  Издания  монографического  характера  представлены  альбомом  «Ирина  Щетинина»  (2009),  научным  каталогом,  изданным  к  выставке  «Сподвижники.  Прокопий  Щетинин  и  его  поколение»  (2009),  каталогом  «Александр  Емельянов»  (2006).  Галерея  Щетининых  прошла  путь  до  варианта  научно-исследовательского  учреждения,  т.к.  исследуется  важный  блок  искусства  XX  —  начала  XXI  века.

Художественная  галерея  —  сложный  организм.  При  галерее  имеется  багетная  мастерская,  магазин,  где  продаются  изделия  высокого  качества,  но  галерея  ведет  настолько  активную  просветительскую  деятельность,  которая  имеет  важное  значение  для  художников,  что  коммерческая  функция  отходит  в  сторону.  Для  горожан  галерея  —  это,  прежде  всего,  выставочный  зал. 

В  частных  галереях  города  Барнаула  представлено,  преимущественно,  реалистическое  искусство,  которое  пользуется  внимание  и  интересом  зрителя.  Хотя  и  современно  искусство  эстетики  постмодернизма  находит  место  в  экспозициях.  Произведения  Александра  Емельянова,  представленные  на  персональной  выставке  в  Арт-галере  Щетининых,  характеризуют  такие  черты  как  цитатность,  романтизм,  приоритет  образного  решения  над  реалистическим  воспроизведение  действительности.

В  галереях  центральных  городов  России  представлено  искусство  авангардного  направления.  Недавно  в  городе  Барнауле  открылась  галерея  современного  искусства  «Республика  Изо»  (куратор  В.  Климов).  Зрители  ожидали,  что  галерея  откроется  выставкой  авангарда.  Но  первая  экспозиция  с  лирическим  названием  «Маленькая  Родина»  посвящена  реалистическому  пейзажу  алтайских  художников.  Этот  факт  еще  раз  подтверждает  жизнеспособность  реалистического  направления  в  искусстве  Алтая.

Таким  образом,  выставочная  деятельность  художественных  галерей  способствует  отражению  тенденций  в  современном  искусстве  Алтая.

 

Список  литературы:

  1. Галыгина  О.  100  художников  Сибири.  Современное  искусство:  справочник.  Новокузнецк,  2005.
  2. Декреты  Советской  власти.  Том    II.  17  марта  —  10  июля  1918  г.  М.:  Гос.  изд-во  политической  литературы,  1959.
  3. Пейзаж  —  национальный  жанр  России  —  в  коллекции  Сергея  Хачатуряна:  каталог  выставки,  12  мая  —  12  июня;  [сост.,  вступ.  ст.  Т.М.  Степанской].  —  Барнаул:  Галерея  «Кармин».  —  2005.  —  34  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.