Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТРИАДА ДУХ-ДУХОВНЫЙ-ДУХОВНОСТЬ В ЯЗЫКЕ
Лысенко Лидия Анатольевна
магистрант кафедры филологии и массовых коммуникаций Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск
E-mail: lla-08@mail.ru
Никишина Светлана Алексеевна
научный руководитель: канд. филол. наук, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций Нижневартовского государственного университета г. Нижневартовск
Лексемы дух, духовный, духовность часто употребляются в современных публицистических текстах, как в телевизионном и газетном контенте, так и в интернет-публикациях. Проблемы духа-духовности всегда волновали русских ученых-философов, например, Н.А. Бердяев писал, что «духовность, идущая из глубины, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке» [1, с. 324]. Очевидно, что в период нравственного кризиса возрастает актуальность проблемы духовного развития отдельно взятой личности и общества в целом. Между тем, анализируя современное употребление этих слов, можно сделать вывод о том, что значения указанных лексем весьма расплывчаты, понятия дух, духовный и духовность зачастую сводятся к описанию внутреннего мира человека или к синонимии с лексемой нравственность, поэтому, чтобы выявить генезис этих лексем в русском языке, мы решили обратиться к различным лексикографическим источникам, прежде всего к этимологическим.
В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера, опубликованном в русском переводе в 1964—1973 гг. (далее сокращенно СФ), зафиксировано, что слово дух восходит к старославянскому языку и имеет соответствия в других славянских языках: дух, род. п. ду́ха, укр. дух, род. п. ду́ху, ст.-слав. доухъ πνοή, πνεῦμα, ψυχή (Супр.), болг. дух(ъ́т), сербохорв. ду̑х, род. п. ду̏ха, словен. dȗh, чеш. duch, польск., в.-луж., н.-луж. duch. Другая ступень чередования до́хну́ть (*dъxnǫti) связывает лексему дух с литовским daũsos "воздух", с другой ступенью вокализма — лит. dvãsė "дух, душа", dvesiù, dvė̃sti "дохнуть"; с греческим θεός "бог" (*θεσός), θέειον "сера" (*θεσειον); см. дво́хать, далее гот. dius «зверь», д.-в.-н. tior «животное» [13, с. 556].
Таким образом, общее значение лексемы дух и ее соответствий в других языках позволяет рассматривать с точки зрения семантики три ряда слов: 1) дух, воздух, дышать, дохнуть (славянские языки, лит.); 2) дух, душа (лит.); 3) бог (греч.) [13, 556].
В «Историко-этимологическом словаре» П.Я. Черных (далее сокращенно СЧ) слово дух зафиксировано в шести значениях: ДУХ, -а, м. — 1) «умственные способности, разум и вообще нравственная сторона человеческого существа», «настроение», «сущность, истинный смысл, содержание чего-л.»; 2) разг. «воздух»; 3) разг. «дыхание» 4) прост. «запах»; 5) религ. «душа»; 6) в мифологии — «сверхъестественное, бесплотное существо». В словарную статью включенои прилагательное духовный, образованное от существительного дух в первом значении [14, 275].
Автор словаря приводит многочисленные соответствия лексеме дух в других языках: Глаг. души́ть. Укр. дух, духо́вний, -а, -е, духови́й, -а́, -е́, ду́шний, -а, -е; блр. дух, духо́ўны, -ая, -ае, духавы́, -а́я, -о́е, ду́шны, -ая, -ое; болг. дух, духо́вен, -вна, -вно, ду́шен, -шна, -шно (ду́хов,_-а, -о — из русского); с.-хорв. ду̏х, ду̀хо̄внӣ, -а̄, -о̄, ду́шити; словен. duh, duhoyen, -vna, -vno; чеш. duch (ср. dech — «дыхание», отсюда dechovу́, -а́, -е́ — «духовой»), duchovní — религ. «духовный», duchovу́, -а́, -е́ — «духовный», «умственный», dusnу́, -а́, -е́ — «душный», dusiti — «душить»; словац. duch, duchovný, -á, -é, dusný, -á, -é, dusit’; польск. duch, duchovny, -a, -e (cp. duchowy, -a, -e — «духовный»), duszny, -a, -e, dusić — «душить», «давить»; в.-луж. duch, duchowny,-a, -e, dušny, -a, -e — «сердечный», «душевный»; ср. dušity, -a, -е — «удушливый», «душный», dušič — «тушить» (мясо, овощи); н.-луж. duch, duchny, -а, -е — «духовный», «умственный».
В древнерусском языке лексема дух употребляется с XI в. в значениях «душа», «разум», «настроение», «дуновение», «ветер», «испарение», духовьнъ, духовьный — «spiritualis» — и «церковный», душьный — «душевный», (позже, XV в., в «Хожении» Аф. Никитина) «жаркий», «знойный» (Срезневский, I, 747, 748, 753; Доп., 96). Другие производные — поздние (с XVIII—XIX вв.). В частности душить отм. у Поликарпова (1704 г., 97: душу). «Рукоп. лексикон» 1-й пол. XVIII в. дает дух — «душа», «запах», «дыхание», «дух нечистый» (Аверьянова, 98) [14, с. 275—276].
В «Этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой лексема дух характеризуется как общеславянское индоевропейского характера, имеющее тот же корень, с перегласовкой, что и дышать, образованное суффиксальным способом (суф. -х- ˂ -s-) от той же основы, что и дуть [15, с. 80].
Обратимся теперь к данным толковых словарей, представленным в настоящей статье в прямой хронологической последовательности, учитывающей период их издания.
Существительное дух в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (далее сокращенно СД), опубликованном в 1867 г., фиксируется в 9-ти значениях, среди которых первыми указаны значения, отражающие мир надматериальный или свойства души человека: ДУХЪ м. бестелесное существо, обитатель невещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мир. Относя это слово к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному || видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле || сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость; отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл» [3, 503]. Остальные значения содержат сему ʼфизический или физиологический признакʼ: дыханье|| видимое дыханье, пар, выходящий изо рта|| запах, вонь, ухание|| Горн.воздух, вдуваемый в плавильные печи|| Жар [3, с. 503].
Прилагательное духовный является производным от слова дух в его нематериальных значениях: Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, к вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля [3, с. 503—504]. Дериват духовность в словаре В.И. Даля отсутствует. Таким образом, семантический объем прилагательного духовный в значительной степени сужается по сравнению с объемом производящего слова дух, в значении этого прилагательного актуализированы семы «вера», «нравственность», «церковь».
В «Толковом словаре современного русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (далее сокращенно — СУ), опубликованном в 1935 г., лексема дух зафиксирована в 9-ти значениях, большинство из которых полностью или частично совпадают со значениями этого же слова, представленными В.И. Далем [совпадающие или частично совпадающие значения здесь и далее выделены полужирным шрифтом. — С.Н., Л.Л.]:
ДУХ, а, м.1. только ед. Психические способности, ум. 2. только ед. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. 3. В религиозных, мифологических и теософских представлениях — бесплотное сверхъестественное существо. 4. только ед. В идеалистической философии — основная сущность, нематериальное начало явлений. 5. перен., только ед. Сущность, истинный смысл (книжн. устар.). 6. чего или какой. Склонность к чему-н., какое-н. начало, определяющее образ мыслей, поведение, настроение. 7. Типичные, характерные свойства, отличительные особенности кого-чего-н. 8. Дыхание (разг.). 9. только ед. (с определениями: теплый, холодный и т. п.). Воздух (простореч.) || Запах, пахучие испарения (простореч.) [11, стб. 814—815].
Семантическая структура слова дух в СУ претерпела изменения: с одной стороны, семантический объем слова увеличился, появились новые значения, с другой стороны, дух ассоциируется уже с внутренним миром, умом, моралью, а не с душой, Богом, вера сменилась религиозными представлениями.
Подобные же изменения претерпели и дериваты духовный, духовность:
ДУХО'ВНЫЙ, ая, ое. 1. Прил. К дух в 1 знач., нематериальный, нетелесный (книжн.). Духовные интересы. Духовная близость. Кто дал контрреволюционной буржуазии духовное оружие против большевизма в виде тезиса о невозможности построения социализма в нашей стране? (троцкизм). Стлн. 2. Бесплотный (устар.). 3. Церковный, сочиненный на библейскую или церковную тему; противоп. светский. Духовная музыка. Духовная драма. Духовные стихи (произведения устной народной поэзии; лит.). 4. Прил., по знач. связанное с духовенством; противоп. светский. Духовное звание. Духовное лицо. 5. в знач. сущ. духо́вный, ого, м. Человек духовного звания (разг.). 6. Церковно-административный, относящийся к церковному управлению; противоп. светский (офиц. дореволюц. и загр.). Духовная консистория. Духовная цензура.7.в знач. сущ. духо́вная, ой, ж. То же, что духовное завещание (устар.) [11, стб. 816].
Лексема духовность сопровождается пометой книжное, устаревшее: Духовность, мн. нет, ж. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа [11, стб. 816].
В толковании всех трех лексем отсутствует актуальная для СД сема «вера». И если в семантической структуре слов дух и духовный содержится сема «церковный, религиозный», то в толковании существительного духовность нет ни единого упоминания о религиозности. Объясняя причины такого семантического разрыва, В.В. Коротаева пишет: «В советское время суть социального развития определялась линией партии, в которой доминировала идеологическая установка на преодоление в человеке всего буржуазного (в том числе и религиозного), на воспитание высоких идеалов социализма, на стремление к совершенствованию, самопожертвованию» [6, с. 10]. Данная тенденция проявляется и усиливается в других словарях, опубликованных в советский период.
В «Словаре русского языка» (1957—1960) под ред. А.П. Евгеньевой (далее сокращенно МАС) регистрируется восемь значений существительного дух, объем этого понятия, как и в СУ, сводится к внутреннему миру, включающему психические способности, сознание, мышление. Усиливается противопоставление материалистического и идеалистического в толковании этого понятия, причем его идеалистическое содержание сопровождается частицей якобы, выражающей значение неуверенности, недостоверности или ложности сообщения: Дух. 1. Психические способности, сознание, мышление. || В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной материи. || В идеалистической философии: нематериальное начало, лежащее якобы в основе всех вещей и явлений, являющееся первичным по отношению к материи. || По религиозным представлениям: бессмертное нематериальное, божественное начало в человеке; то же, что душа [10, с. 455].
Уточнено второе значение лексемы дух: 2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива. || Смелость, решимость, мужество (обычно в устойчивых сочетаниях). Собраться с духом. Набраться духу [10, с. 455]. Носители духа — человек и коллектив, что соответствует атмосфере (духу!) времени, принцип коллективизма — ведущий принцип советской системы: личности полезна включенность в коллектив.
В смысловой структуре лексемы духовный происходят количественные изменения: самостоятельные значения этой лексемы, выделенные в СУ, в МАС становятся лексико-семантическими вариантами одного из значений, как раз содержащего сему «религия, церковь», что, впрочем, легко объясняется широким распространением атеизма, отрицающего веру и церковь.
1. Прил. К дух (в 1 и 2 знач.); связанный с внутренним, нравственным миром человека. 2. Связанный с религией, с церковью, относящийся к ним; противоп. светский. || В составе названий учреждений, ведающих церковными делами, а также учебных заведений, занимающихся подготовкой служителей культа и т. д. || Являющийся служителем церкви, служителем культа. || Принадлежащий, присваиваемый и т. п. служителям церкви [10, с. 455—456].
Семантический объем лексемы духовность в МАС конкретизируется: интеллект становится обязательным элементом духовности. Скорее, духовность подменяется интеллектом: ДУХО́ВНОСТЬ, -и, ж. Устар. Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности [10, с. 455].
В «Словаре русского языка XVIII века» (1984) (в дальнейшем сокращенно СРЯ–18) фиксируется 14 значений лексемы дух: 1. Дуновение, движение воздуха, ветер. 2. Воздух, ток воздуха. 3. Научн. Тонкий пар; вещество в парообразном или газообразном состоянии. 4. Хим. Спирт. 5. Запах. 6. ед. Дыхание; вдох или выдох. 7. ед. Филос. Нематериальная сущность субстанция, обладающая волей и разумом; противоп. материя, вещественность. 8. В различных религиях и мифологиях — бесплотное, сверхъестественное существо. 9. ед. По религиозным представлениям — нематериальное бессмертное божественное начало в человеке, носитель жизни. 10. ед. Внутренний психический мир человека — сознание и чувства; состояние, расположение чувств и мыслей. 11. ед. Душевные свойства, нравственная сила; нрав, характер. 12. ед. какой и чего. Умонастроение, образ мыслей, чувств. 13. ед. Истинный смысл, сущность; существенные внутренние особенности кого-, чего-л. 14. Исповедь [9, с. 36—39].
Построение словарной статьи в словарях отражает актуальность значений полисеманта, т. е. первыми идут наиболее частотные значения. Согласно СРЯ-18 в XVIII в. наиболее распространенными были значения (1—6-е), включающие семы «воздух», «дыхание». Значения же, содержащие семы «нематериальный», «божественный», составляют периферию словарной статьи (7—9-е значения). В СД, отражающем лексику той же эпохи, да и в других словарях, опубликованных в советское время (СУ, МАС), порядок следования значений лексемы дух прямо противоположный. Как объяснить это противоречие? Может, нужно было продемонстрировать, что духовность (нравственность, интеллект) советского человека настолько выросли, что по сравнению со своим предком, жившим в XVIII в. и воспринимавшим мир просто, обыденно, физически и физиологически, советский человек стал более духовным, поэтому его ценностные приоритеты иные, высокие? Может, напротив, авторы СРЯ-18 отражают объективную картину, основанную на анализе языкового материала той эпохи, а В.И. Даль субъективно определял аксиологические ориентиры и предпочтения своих современников? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, поэтому мы и не будем пытаться ответить на них.
Словарная статья к лексеме духовный в СРЯ-18 включает четыре значения и обнаруживает объективное сходство с данными, представленными в СД: Духовный. 1. Отн. к духу (7), нематериальной субстанции; противоп. материальный, вещественный. 2. Отн. к духу (9), душе (1) в христианском вероучении, к ее спасению, просвещению и т. п. 3. Относящийся к церкви, религии; противоп. светский, мирской. 4. Отн. к человеческому духу (10, 11), к его деятельности; нравственный, моральный [9, с. 40—41].
Семантика слова духовность в своем генезисе связана с религиозным началом в человеке: Духовность. 1. То, что связано с духом — нематериальным бессмертным божественным началом в человеке; занятия, сфера деятельности духовенства. 2. Свойство духовного, нематериальность. Из самостоятельных <свойств> присвояется именно богу: духовность, самодовольность, необходимость, бесконечность. Трд. Феопт. 304. О Духовности и безсмертии души. Муратори I 209 [9, с. 40].
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, опубликованный в 1992 г., отражает распад многозначного слова дух на омонимы: Дух1 1. Сознание, мышление, психические особенности; начало, определяющее поведение, действия. 2. Внутренняя, моральная сила. 3. В религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо. 4. Содержание, истинный смысл чего-н.
Дух2 1. То же, что дыхание (разг.). 2. То же, что воздух (во 2 и 3 знач.). 3. То же, что запах (прост.).
Дух3 (устар.): на духу — на исповеди.
Содержательные характеристики существительного дух и дериватов духовный, духовность совпадают с данными других словарей, изданных в советскую эпоху.
В «Большом толковом словаре русского языка» (2000) С.А. Кузнецова (далее сокращенно СК) существительное дух представлено как полисемант, имеющий семь значений. Лексема духовный соотносится со словом дух в определенных значениях, принимая семы «нематериальный», «психический», «моральный». В лексеме духовность актуализированы семы «интеллект», «нравственность»: Духовность. Духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Высшая духовность. Утрата духовности. Возрождение духовности общества. Высокая степень духовности определяет здоровье нации » [2, с. 289].
Таблица 1 отражает изменение семантического объема исследуемых полисемантов и обнаруживает тенденцию к его уменьшению.
Таблица 1.
Количество значений лексем дух, духовный, духовность, представленных в толковых словарях
Лексема |
СРЯ–18 (1984) |
СД (1867) |
СУ (1935) |
МАС (1957-1960) |
СОШ (1992) |
СК (2000) |
дух |
14 |
9 |
9 |
8 |
4+3 +1 (омонимы) |
7 |
духовный |
4 |
2 |
7 |
3 |
4 |
2 |
духовность |
2 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Семантический анализ исследуемых языковых единиц показывает, что в советский период под влиянием властвующей идеологии лексемы дух, духовный, духовность приобрели несколько устаревший и неактуальный для эпохи смысл. В начале ХХ в. их значения претерпели значительные изменения, «произошло забвение прежних смыслов, в частности, отсылающих к религиозной трактовке» [7, с. 13] этих понятий.
В «Толковом словаре современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ века» под ред. Г.Н. Скляревской, изданном в 2006 г., содержатся все три лексемы: дух, духовный, духовность. Существительное дух фиксируется в трех значениях, причем первые два значения сопровождаются пометой религиозное: Дух1 Святой Дух Рел. (в христианстве — третья ипостась Пресвятой Троицы). «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» — возглашает священник в начале Божественной Литургии 2. Рел. Нематериальное, божественное начало в человеке. Сама русская душевность не была подчинена духовности, не прошла через дух. Бердяев Н. Судьба России. Третье значение бесплотное сверхъестественное существо, доброе или злое, связанное с жизнью людей сопровождается пометой мифологическое. В конце XX в. у слова дух появился омоним: Дух2 Разг. 1. Душман. 2. О чеченском боевике [12, с. 238].
Значительные семантические изменения произошли в смысловой структуре прилагательного духовный, актуализируется его значение, связанное с религиозной составляющей: Духовный. 1. Рел. Относящийся к духу (Дух1 (1 зн.), связанный с религиозной жизнью человека; относящийся к Богу, вере, церкви. Духовный сан. Духовное звание.
2. В советское время: связанный с идеологией. Революция наша была политической, и она была интеллектуальной, духовной. Федин К. Шаг за шагом [12, с. 239].
Изменения в семантической структуре прилагательного духовный повлекли за собой подобные изменения и в семантике его деривата духовность: Духовность. 1. Рел. Нематериальное, божественное начало в жизни и в человеке; сфера религиозных интересов человека. Именно не реализм Гоголя, но его высокая духовность и тонкая потусторонность особенно увлекали. Рерих Н. Зажигайте сердца. 2. В советское время: внутренний мир человека в противоположность физическому, телесному. Духовность, наряду с целым рядом других определений, указывает на одну из граней человека социализма. ЛГ, 09.07. 69 [12, с. 238—239].
Появление значения, связанного с религией как сферой интересов человека, отразило изменения, происходящие в нашем обществе: «Сегодня государство заинтересовано во взаимодействии с религиозными конфессиями, так как оказалось, что именно они сохранили и отстаивают важные нравственные ценности: незыблемость семейных уз, необходимость серьезно заниматься воспитанием детей, значимость духовного самосовершенствования, а также учат противостоять дурным привычкам» [6, с. 10]. В связи с этим наблюдается повышение частотности употребления исследуемых лексем, что подтверждается результатами сравнения данных частотных словарей Л.Н. Засориной [4] и О.Н. Ляшевской и С.А. Шарова [5].
В первом словаре лексема духовность отсутствует, это значит, что она не принадлежит к числу частотных слов 70-х гг. XX в.; частотность однокоренного слова дух зафиксирована на уровне 134 словоупотреблений (далее сокращенно с/у), духовный — 93 с/у [4].
В частотный словарь О.Н. Ляшевской и С.А. Шарова [5] слово духовность включено, и количественные характеристики его равны 7,8 с/у (частота характеризует число употреблений на миллион слов Национального корпуса русского языка). Возросло, хотя и незначительно, с/у лексемы дух (со 134 до 153,9 с/у).
Особенно показательна в этом смысле сравнительная характеристика частотности употребления исследуемых лексем в разные периоды XX—XXI веков, составленная на основании частотного словаря русской лексики О.Н. Ляшевской и С.А. Шарова [5].
Таблица 2.
Частотность употребления лексем дух и духовность в публицистических текстах XX—XXI вв.
Лексема |
ПЕРИОД |
||
50—60-е гг. XX в. |
70—80-е гг. XX в. |
90—е гг. XX в. — 2000 гг. XXI в. |
|
дух |
206,1 |
188,6 |
150,4 |
духовный |
172,0 |
142,0 |
134,5 |
духовность |
1,5 |
7,0 |
11,2 |
Данные таблицы 2 показывают, что «пик» духа и духовного наблюдался в 50–60-е гг. XX в., т. е. в период хрущевской «оттепели», когда процесс обновления, либерализации в политике вызвал оживление культуры, подъем науки и образования. Позже употребительность этих лексем постепенно и незначительно снижается: в «разгар периода застоя» (70–80-е гг. XX в.) советская пропаганда заезженно и обреченно паразитирует на «вечных» ценностях, ставших догмами. В «лихие 90-е» ценились не духовные, а совершенно противоположные качества. Казалось бы, именно в 90-е частотность употребления исследуемых лексем должна снизиться до минимума. Но будто сам язык или те, кто им пользовался, продолжали бороться за человека духовного, морального, нравственного. И именно незначительность снижения частотности словоупотребления существительного дух и прилагательного духовный свидетельствуют, с одной стороны, о важности духовных ценностей и для советского человека, и для россиянина, с другой стороны, о том, что любая власть тоже понимает приоритетный характер именно этих ценностей. Очевидно, поэтому значительно выросла и частотность лексемы духовность (1,2—7, 0—11,2).
Таким образом, данные толковых словарей, изданных в XXI в. фиксируют факт возвращения слов дух, духовный, духовность в активный словарь в их «первородном» значении. Данные частотного словаря подтверждают актуальность этих понятий в современном обществе. Определение того, насколько отражается генетическая, религиозная составляющая в семантической структуре этих лексем, связано с анализом их современного употребления, и это является предметом нашего дальнейшего исследования.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993.
- Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб, 2000.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=7654 (дата обращения: 20.10.11).
- Засорина Л.Н. Частотный словарь русского языка [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://project.phil.spbu.ru/lib/data/slovari/zasorina/zasorina.html (дата обращения: 17.11.2011).
- Коротаева Е.В. Духовно-нравственное воспитание вчера и сегодня // Русский язык в школе. — 2011. — № 12. — С. 10—12.
- Ляшевская О.Н. и Шаров С.А. Новый частотный словарь русской лексики [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dict.ruslang.ru/freq.php (дата обращения: 23.03.12).
- Мельникова Т.А. Лексема духовность в современном словоупотреблении: лингвоэкологический аспект // Экология русского языка: материалы 1-й Международной научной конференции. — Пенза: Издательство Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2010. — С. 13—16.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999.
- Словарь русского языка XVIII века [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://feb-web.ru/feb/sl18/slov-abc/ (дата обращения: 07.04.12).
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. А–Й.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940. Т. 1: А — Кюрины / Сост. Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков; Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935.
- Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ века / Под ред. Г.Н. Скляревской. — М., 2001.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 (А—Д) / пер. снем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. — 3-е изд., стер. — СПб.: Терра-Азбука, 1996.
- Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. — 5-е изд., стереотип. — М. Рус.яз., 2002. Т. 1: А-Пантонимия.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. — М., Прозерпина, 1994.
дипломов
Оставить комментарий