Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Грушко Г. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

Грушко Г.И.

канд. искусствоведения,

 преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповича

 г. Воронеж

E-mail: grushkogalina@e-mail.ru

 

Опыт осмысления музыкального стиля насчитывает несколько столетий, однако объем и содержание данного понятия, функции обозначаемого им явления остаются недостаточно изученными, а потому — дискуссионными. Парадоксальность ситуации заклю­чается в том, что существует множество публикаций, где с тех или иных позиций рассматриваются этот феномен, и лишь единичные труды, посвященные собственно теоретическим и практи­ческим аспектам его изучения [5; 13—16; 18; 19; 21].

Понятие музыкальный стиль допускает множество интерпре­таций. В его определении возникают определенные трудности, что обусловлено рядом причин. Одна из них — терминологическая путаница, поскольку любое проявление стиля может истолковываться по-разному. Противоречивость суждений, многозначность терминов и синонимичность обозначений выступают помехой для точных определений, и свидетельствуют о неясности и неточности самого понятия. Другая причина кроется в разногласиях, касающихся периодизации музыкально-исторического процесса и типизации художественных явлений.

В истории науки существуют подобные случаи, когда в рамках одной и той же теории сосуществуют различные, но законные, с ее точки зрения, утверждения. Это говорит о глубоких недостатках этой теории, поэтому неудивительно, что обнаружение парадоксов стимулирует научную деятельность и приводит к ее перестройке. Таковы, например, парадоксы системных признаков — неудачи, связанные с объяснением соотношения целого и его части в биологии, которые способствуют переориентации на поиск новых подходов в контексте универсального эволюционизма.

Развитие знаний о музыкальном стиле происходит в рамках общепринятой парадигмы, и, как видится, трудности в определении его феномена заключаются в использовании традиционных подходов. Так, в качестве ведущего выступает формальный или описательно-оценочный подход, применяемый в большинстве работ, и предпола­гающий множественность высказываний по проблемам стиля. Используется, также, феноменологический подход, направленный на исследование сущностных проявлений музыкального стиля, но не претендующий на объяснение законов, которым они подчиня­ются. Наряду с ними, широкое распространение получают культурно-исторический и историко-стилистический подходы [5; 13; 19; 21], опирающиеся на принцип историзма и позволяющие рассматривать феномен стиля в контексте культуры и искусства. Известны, также, попытки применения системного [15; 22] и семиотического подходов [14].

Однако, несмотря на обширную историографию, интерес к феномену музыкального стиля не ослабевает. В конце XX— начале XXI столетий продолжают появляться все новые публикации — исследования, учебные пособия и программы учебных курсов, свидетельствующие о продвижении исследовательской мысли [4; 5; 9; 11; 13; 16—18; 21; 22; 25]. И это не случайно, поскольку исследовательские стратегии нуждаются в корректировке — об этом свидетельствует сам процесс продвижения исследовательской мысли, темп его постоянно ускоряется [4].

Современный этап развития науки опирается на синтез знаний — новую систему научных идеалов и норм, которые открывают иные грани познаваемой реальности и изменяют представления о мире и человеке. Эволюционно-синергетический подход оказывается удивительно эффективным в изучении систем самого различного происхождения, обладающих сходными процессами самоорганизации. С помощью синергетической модели выявляются особенности их динамики (нелинейность, неустойчивость, множественность путей развития), обусловленные как внешними, так и внутренними факторами. Такой подход позволяет в иных ракурсах взглянуть на известные явления и процессы культуры и искусства [1—3; 6—8; 10; 12; 20; 23; 24]. Он будет весьма плодотворным и в исследовании музыкального стиля.

Возможно, научные поиски приведут к возникновению стилевой концепции, синтезирующей различные, даже противоположные, точки зрения в контексте современной научной парадигмы. Ее теоретико-методологической базой может послужить опыт синергетических исследований в различных областях научных знаний (синергетика и новое мировидение, самоорганизация в природе и обществе, синергетический историзм, социальная самоорганизация, социально-культурная динамика, самоорганизация и информация, универсальный эволюционизм), что весьма своевременно.

В контексте современной научной парадигмы музыкальный стиль можно представить с новых позиций и в новом ракурсе, для чего потребуется:

1.Рассмотреть музыкальный стиль как сложную систему, включающую целостное множество иерархически соподчиненных стилей.

2.Выявить ее взаимодействие с системой более высокого уровня, каковой является система культуры и искусства, и охаракте­ризовать как открытую неравновесную нелинейную систему, обладающую эмерджентными свойствами.

3.Определить особенности функционирования этой системы в контексте культуры и искусства.

4.Приложить понятия порядок и хаос к системе музыкального стиля, стремящейся к самосохранению и адаптирующейся к окружа­ющей среде.

5.Оценить возможности динамической иерархичности — особенности взаимодействий ее иерархических уровней, в результате которых и зарождается новая система стиля.

6.Изучить стилевую динамику (цикличность, необратимость, нелинейность, альтернативность, определенная направленность, «ускорение») и сравнить с базовыми принципами синергетики и универсальными алгоритмами самоорганизующихся систем.

7.Построить эволюционные модели: Древо музыкального стиля, Система музыкального стиля, Эволюция системы музыкального стиля, Музыкальный стиль как самоорганизующаяся целостность; Музыкально-стилевая система.

8.На основе полученных данных представить музыкальный стиль самоорганизующейся системой, стремящейся к достижению информационного максимума, а его историческое развитие — синергетическим процессом.

9.Сформулировать положение о музыкальном стиле как о самоорганизующейся целостности.

Благодаря эволюционно-синергетическому подходу появится возможность адекватно оценить значение каждого музыкального стиля, будь то главенствующий или второстепенный стиль, в соответствии с особыми стилистическими приемами, свойственными творческой личности, и шире — художественной школе, направлению и музыкально-стилевой эпохе. Полученные результаты смогут стать теоретико-методологическими ориентирами для дальнейшей разра­ботки концепции музыкального стиля, согласующейся с современ­ными научными представлениями.

 

Список литературы:

  1. Бранский В.П. Искусство и философия. — Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  2. Буданов В.Г. Методологические принципы синергетики // Новое в синергетике. — М.: Наука, 2007. — с. 311—330.
  3. Волошинов А.В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 213—246.
  4. Грушко Г.И. Музыкальный стиль в истории европейской культуры: эволюционно-синергетический подход. — Воронеж: Кварта, 2012.
  5. Девуцкий В.Э. Стилистический курс гармонии. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.
  6. Дриккер А.С. Принцип информационного ускорения и цикличность в художественной культуре // Информационный подход в эмпирической эстетике. — Таганрог: ТГРУ, 1998. — С. 57—65.
  7. Евин И.А. Синергетика искусства. — М.: Лада, 1993.
  8. Елинер Н.Г. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах. — СПб.: ИД «Петрополис», 2005.
  9. Епишин А.В. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. — СПб.: Композитор, 2006.
  10. Каган М.С. Философия культуры. — СПб.: ИД «Петрополис», 1996.
  11. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков. — М.: МГК, 1996.
  12. Кобляков А.А. Синергетика и творчество // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 305—325.
  13. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М.: Советский композитор, 1990.
  14. Медушевскй В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Cоветская музыка. 1979. — № 3. — С. 30–—39.
  15. Михайлов М.К. Стиль в музыке. — Л.: Музыка, 1981.
  16. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  17. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. — М.: Классика — XXI век, 2008.
  18. Ручьевкая Е.А. Классическая музыкальная форма. — СПб.: Композитор, 1998.
  19. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973.
  20. Синергетическая философия истории / под ред. В.П. Бранского. — Рязань: «Копи-Принт», 2009.
  21. Слонимская Р.Н. Анализ гармонических стилей. Тезисы лекций и конспект исторического обзора гармонических стилей. — СПб.: Ун-т Культуры и искусств, 2001.
  22. Титова Е.В. Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений Моцарта). Дисс … канд. иск. — Л.: ЛОЛГК, 1990.
  23. Устюгова Е.Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля. — СПб.: Изд. СПб. ун-та, 2006.
  24. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. — М.: Наука, 2004.
  25. Чернобривец П.А. Программа учебного курса «Стилистическая гармония (классицизм — романтизм)». — СПб.: СПб. ГК, 2009.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.