Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 октября 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Театральное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Монд О. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ И ЛИБРЕТТО МЮЗИКЛА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ И ЛИБРЕТТО МЮЗИКЛА

Монд Ольга-Лиза

канд. пед. наук, педагог по вокалу отделения музыкального театра Института театра и кино Лии Страсберга, г. Нью-Йорк

E-mail: lmonde@rambler.ru

 

У создателей мюзиклов изначально присутствовало понимание того, что искать идеи для написания сценария и либретто надо среди литературных произведений. Переломным моментом в развитии, как самого мюзикла, так и взаимоотношений музыки и драмы в этом виде музыкально-драматического искусства, стало творчество композитора Курта Вейля [2]. Он понимал исключительную важность литературной основы для написания качественного либретто, что позволило ему создать такие шедевры, как «Дама в темноте»/ Lady in the Dark, «Уличная сценка»/ Street Scene, «Затерявшиеся среди звезд»/ Lostinthe Stars, «Жизнь в любви»/ Love Life, «Tрехгрошовая опера»/ The Three penny Opera, «Прикосновение Венеры»/ OneT ouch of Venus и другие произведения, воснову сценария которых легли как известные, так и незнакомые широкой публике литературные произведения. Благодаря творчеству этого композитора в музы­кальном театре появилось такое понятие как «концептуальный мюзикл», в котором драма и музыка выступают на равных.Кроме того, работы Курта Вейля для музыкального театра ознаменовали собой коренное изменение отношения к мюзиклу как к «легкому» жанру: он противопоставил мюзикл музыкальной комедии, создав «музыкальные трагедии» и «концептуальный мюзикл» [7, с. 231].

Испытывая острую потребность в качественных либретто, композиторы, писавшие партитуры мюзиклов, старались находить сюжеты на страницах книг. Это прослеживается в творчестве таких великих мастеров, работавших для американского музыкального театра, как Джером Керн, Ирвинг Берлин, Коул Портер, Джордж Гершвин, Ричард Роджерс, Леонард Бернстайн, Стивен Сондхайм, Джерри Херман, Стивен Шварц и другие. Так, самый знаменитый творческий тандем, когда-либо творивший для музыкального театра — Р. Роджерс и О Хаммерстайн II, всегда придерживался правила брать за основу литературное произведение [6].

История мюзикла как жанра насчитывает несколько переломных моментов. К работам, которые принято считать «переходными», можно отнести мюзиклы: «Плавучий театр» /Show boat, «Оклахома!» /Oklahoma!, «Вестсайдская история» /West Side Story, «Призрак оперы» /The Phantom of the Opera, «Иисус Христос Суперзвезда» /Jesus Christ Superstar, «Странная» /Wicked. Появление каждой из вышеперечис­ленных постановок ознаменовало собой зарождение или утверждение новой разновидности жанра. Так, с «Плавучего театра»началось движение в сторону преобразования музыкальной комедии в музы­кальную драму, мюзикл «Оклахома!» стал олицетворением рождения музыкальной драмы Золотого века, а появление «Вестсайдской истории» утвердило ее становление. Легендарный «Призрак оперы» явил новую разновидность мюзикла — поп-оперу, а «Иисус Христос Суперзвезда» стал эталоном рок-оперы или рок-мюзикла [1; 5]. Не только эти, но и большинство других самых успешных мюзиклов, количество показов которых исчислялось от тысячи и более, опирались на литературную основу [5].

Проанализировав большую часть мюзиклов, опирающихся на литературное произведение, мы выделили несколько возможных форм использования первоисточников:

1. инсценирование

2. «по мотивам»

3. «осовременивание»

4. заимствования персонажей из художественной литературы, библейских сюжетов, народного эпоса, мифологии.

К числу самых известных инсценировок можно отнести такие мюзиклы, как «Моя прекрасная леди» /My Fair Lady, «Звуки музыки» /The Sounds of Music, «Призрак оперы» /The Phantom of the Opera, «Отверженные» /Les Miserables, «Эвита» /Evita, «Клетка для чудаков» /La Cage aux Folles, «Собор Парижской Богоматери»/ Notre-Dame de Paris, «Ромео и Джульетта»/ Romeo and Juliette, «Ребекка» /Rebecca и д р.

Говоря об этой форме использования литературных произве­дений, следует отметить, что они перерабатывались исходя из задач постановки и возможностей тех выразительных средств, которыми располагал мюзикл как жанр на момент постановки. Как правило, это в основном касалось сокращений и адаптаций. При этом основа сюжетной линии, герои, время и место действия оставались практически неизменными.

К мюзиклам, созданным «по мотивам литературных произведений» можно отнести: «Человек из Ламанчи»/ Man of La Mancha, «Дети Эдема»/ The Children of Eden, «Кошки» /Cats, «Юг Тихого океана» /South Pacific, «Мисс Сайгон» /Miss Saigon, «Звездный экспресс» /Starlight Express, «Лестат» /Lestat, «Женщина в белом»/ The Woman in White,«Странная»/Wicked и многие другие. От рассмотренных выше работ, эти отличаются тем, что сценаристы использовали лишь главную идею и/или отдельные фрагменты опубликованного литературного произведения. Можно выделить следующие варианты: развитие основной идеи с существенным преобразованием сюжетной линии; изменение основной идеи с сохранением фрагментов сюжетной линии и/или персонажей; объединение нескольких произведений или их частей; выборочное использование отдельных фрагментов литературного произведения.

Попытки «осовременить» литературные произведения для использования в мюзиклах предпринимались не раз. Из наиболее известных следует упомянуть «Поцелуй меня, Кэйт!»/ Kiss Me Kate, «Вестсайдскую историю» /West Side Story, которые являются «переделанными» шекспировскими трагедиями «Укрощение строптивой» и «Ромео и Джульетта» соответственно. Идея перенесения библейских и мистических персонажей из прошлого в настоящее, также не чужда мюзиклу. При этом оригинальная история может, как бережно сохраняться, так и существенно преобразовываться. Общим является изменение времени и места действия. Так, мюзиклы «Священное писание»/Godspell, «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» /j25eph and The Amazing Technicolor Dreamcoat и «Иисус Христос Суперзвезда»/ Jesus Christ Superstarизвестные работы Э.Л. Веббера, поставленные по библейским сюжетам. Примером «осовременивания» мистических персонажей может служить чешский мюзикл «Дракула. Легенда возвращается»/ Dracula. Legenda se vraci, в котором основной сюжет заимствован из книги Б .Стокера «Дракула», однако авторы существенно доработали фабулу, расширили как географию поиска Дракулой своей возлюбленной, так и временные рамки повествования [4].

В качестве примера использования героев из литературных произведений при создании либретто приведем мюзикл С. Сондхайма «В леса»/ Into the Woods, основанном на известных сказках. Сюда же можно отнести мюзиклы, использующие архетип вампира [3].

Таким образом, использование различных форм прозаических и поэтических произведений для создания новых постановок в жанре мюзикла стало обычным явлением, начиная с середины ХХ века. Форма использования может варьировать и быть представленной в виде: неизмененного сюжета для инсценировки, «по мотивам», «осовременивания», использования известных персонажей, сказочных, мистических и мифологических героев, а также трансформации сюжета за счет его развития и изменения времени и места действия. Вышеперечисленные формы мы отнесли в своих работах к четырем вариантам, подробно проанализировав их на примерах различных мюзиклов [5].

 

Список литературы:

  1. Монд О.Л. Музыкальный театр: жанры и вокальные стили // SocialScience / Общественные науки: Всероссийский научный журнал. М.: МИИ Наука, 2010, № 6, С. 95—101.
  2. Монд О.Л. Роль Курта Вейля в развитии музыкального театра: «американская опера» или «концептуальный мюзикл»? // Педагогика искусства: электронный научный журнал. — № 1, 2011, — [Электронный ресурс] — Режим доступа.— URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/ new-magazine-1-2011.htm — Объем0,4.
  3. Монд О.Л. Стивен Сондхайм — певец аутсайдеров в мюзикле. Часть 2 / Ж. Музыковедение, № 11, 2011, — С. 19—26.
  4. Монд О.Л. Дракула в мюзикле: эволюция образа // Ж. Вопросы культурологии, ИД: Панорама, 2011, № 12, —С. 63—68.
  5. Монд О.Л. Значение литературной основы либретто для создания мюзикла как произведения музыкально-драматического искусства // Отечественная и зарубежная литература в контексте изучения проблем языкознания. Книга 5.: Монография. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012, — С. 3—23.
  6. Sears A. The Coming of the musical play: Rogers and Hammerstein./The Cambridge companion of the Musical/ed. By A.Everett&P.R.Larid. — 2ndedn. Cambridge University Press, 2008, — p. 147—164.
  7. The Cambridge Companion to the Musical // Second Edition, ed. By W.A. Everett &P.R. Laird. Cambridge University Press 2002, 2008. —412 p.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.