Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Максимова А.А. СИМВОЛИКА В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ СВ. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО НОВОЧЕРКАССКОГО БЛАГОЧИНИЯ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СИМВОЛИКА  В  ПРАВОСЛАВНОМ  ХРАМОВОМ  СТРОИТЕЛЬСТВЕ  НА  ПРИМЕРЕ  ЦЕРКВИ  СВ.  СЕРГИЯ  РАДОНЕЖСКОГО  НОВОЧЕРКАССКОГО  БЛАГОЧИНИЯ  РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ  ЕПАРХИИ

Максимова  Анна  Александровна

член  молодежного  объединения  Ростовского  областного  отделения  всероссийской  творческой  общественной  организации  «Союз  Художников  России»,  РФ,  г.  Ростов- на-Дону

E-mail: 

 

SYMBOLISM  IN  THE  ORTHODOX  TEMPLE  CONSTRUCTION  ON  THE  EXAMPLE  OF  THE  CHURCH  OF  ST.  SERGIUS  OF  RADONEZH  NOVOCHERKASSK  DEANERY  ROSTOV-ON-DON  DIOCESE

Maximova  Anna

member  of  the  youth  Association  of  the  Rostov  regional  branch  of  all-Russian  creative  public  organization  "Union  of  Artists  of  Russia",  Russia,  Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  раскрывается  роль  и  значение  символов  в  православной  храмовой  архитектуре.  В  качестве  примера  приводится  описание  церкви  св.  Сергия  Радонежского  в  Новочеркасске.

ABSTRACT

The  article  reveals  the  role  and  importance  of  symbols  in  the  Orthodox  temple  architecture.  As  an  example,  describes  the  Church  of  St.  Sergius  of  Radonezh  in  Novocherkassk.

 

Ключевые  слова:  церковные  символы;  храмовая  архитектура;  монументальная  живопись.

Keywords:  church  symbols;  temple  architecture;  monumental  painting.

 

Православное  храмовое  зодчество  глубоко  символично.  С  давних  времен  православному  храму  приписывается  символическое  значение  самого  Христа,  вставшего  на  путь  спасения  целого  человеческого  рода.  При  возведении  культовых  сооружений  все  взаимосвязано  (архитектура,  объемно-планировочное  решение,  монументальная  живопись,  иконопись)  и  все  имеет  свое  божественное  обоснование  и  объяснение,  поскольку  главной  задачей  при  строительстве  является  отражение  священного  значения  и  христианской  идеи  храма.

Целью  работы  является  изучение  церковной  символики  при  строительстве  православных  храмовых  сооружений.  В  качестве  объекта  рассмотрения  выступает  церковь  св.  прп.  Сергия  Радонежского  в  городе  Новочеркасске  Ростовской  области  (рис.  1). 

 

Рисунок  1.  Церковь  св.  Сергия  Радонежского

 

Свято-Сергиевский  храм  —  это  современная  постройка,  время  возведения  относится  к  рубежу  XX—XXI  веков.  Как  и  все  православные  храмы,  он  завершается  куполами,  которые  символизируют  духовное  небо.  Всего  куполов  десять,  в  том  числе  пять  над  четвериком,  где  один  из  них  возвышается  над  остальными:  они  обозначают  Христа,  как  Главу  Церкви,  и  четырех  евангелистов.  Купол  в  храме  дает  чувство  безопасности,  выражает  заступничество,  направляемое  Божьей  милостью,  а  сферичность  его  линий  подчеркивает  единение  всех  христиан  в  Церкви.  Форма  купола-луковицы  символизирует  образ  горение  свечи,  пламенной  молитвы,  обращающий  нас  к  словам  Христа:  «Вы  —  свет  миру».

Над  храмом  возвышаются  кресты,  венчающие  главы  в  знак  прославления  подвига  Иисуса  Христа  [3,  c.  7].  Восемь  концов  Креста  означают  восемь  основных  периодов  в  истории  человечества,  где  восьмой  —  это  жизнь  Будущего  Века,  Царствие  Небесное  [2].

В  плане  церковь  имеет  прямоугольник  («Корабль»)  выражающего  мысль,  что  мир  есть  «житейское  море»,  полное  бурь,  а  Церковь  —  корабль,  «Ноев  ковчег»,  где  верующие  спасаются  от  волн  житейского  моря  и  стремятся  в  Царствие  Небесное.

Свято-Сергиевский  храм  имеет  белый  цвет  фасада.  Кровля,  оконные  рамы,  шатер  над  колокольней  зеленого  цвета  —  это  цвет  животворения  и  вечной  жизни,  по  православному  канону  соотносится  с  празднованием  и  днем  памяти  преподобных  святых,  что  соответствует  имени  прихода.  Золото  куполов  выражает  символ  небесной  славы.

Над  северным  притвором  церкви  возвышается  тридцатиметровая  колокольня.  Ее  доминирующая  высота  символизирует  образ  мачты  корабля,  то  есть  храма.  Шатровое  покрытие  в  данном  случае  рассматривают  как  символ  устремления  души  человека  к  Небу  [4].  В  плане  шатер  колокольни  образует  форму,  сходную  по  построению  с  восьмиконечной  звездой,  помещаемой  трижды  на  мафории  Пресвятой  Богородицы  и  часто  употребляемой  в  церковном  искусстве  в  качестве  ее  символа.  В  основе  формы  восьмигранного  шатра  лежит  число  девять,  образуемое  восемью  гранями  и  геометрическим  центром  —  вершиной  шатра  с  маковицей  и  крестом.  Число  девять  —  символ  девяти  чинов  Ангелов,  которые  имеют  трехчастную  иерархию,  что  отражено  в  треугольном  строении  каждой  грани  шатра  [5,  с.  78].

В  соответствие  с  правилами  церковного  строительства  три  двери  в  храме  (западная,  южная  и  северная)  означают  троичность  Божества  (Отец,  Сын,  Святой  Дух).  Все  входные  двери  массивные,  деревянные.  Дерево  —  символ  Древа  жизни  райского  сада,  в  котором  пребывают  праведные  души  [2].  Таким  образом,  даже  строительный  материал,  задействованный  при  сооружении  храма,  являет  собой  христианские  символы. 

Дневной  свет  в  Свято-Сергиевскую  церковь  проникает  через  узкие  арочные  окна,  обрамленные  наличниками  полуциркульной  формы.  Окно  —  это  «око»  Храма,  дающее  ему  солнечный  свет,  —  прообраз  Света  Божественного.  Невещественный  Свет  Божественной  благодати,  согласно  учению  Церкви,  мы  получаем  через  посредство  Ангельских  Сил.  Поэтому  окна  Храма  получили  архитектурную  и  изобразительную  символику  Ангельских  Сил,  сообщающих  нам  Свет  Божественных  Озарений  и  охраняющих  Храм  от  проникновения  в  него  «духов  тьмы»  —  падших  ангелов  [5,  с.  86].  Тот  же  символический  смысл  несут  и  обрамляющие  окна  наличники  в  виде  полуциркульных  арок,  имитирующих  небесный  свод.

Рассматриваемая  церковь  имеет  трехчастную  структуру  плана:  притвор,  средняя  часть  храма  и  алтарь.  Соответственно,  это  деление  обозначает  три  части  человека:  тело,  душу,  дух;  три  степени  духовного  состояния  человека;  три  разряда  благочестивых  людей:  кающихся,  верных,  освященных.  В  планировочном  отношении  алтарь  являет  образ  Рая,  духовного  мира,  нисходящего  на  землю  к  людям.  Средняя  часть  храма  представляет  собой  символ  земли  и  неба,  всей  вселенной.  Притвор  соотносится  с  греховным,  неоправданным  миром  [4].

Как  и  в  большинстве  небольших  православных  храмов  в  средней  части  церкви  св.  Сергия  Радонежского  имеется  четыре  столпа,  поддерживающих  кровлю  и  символизирующих  четырех  евангелистов,  четыре  стороны  света.  При  этом  пространство,  пересекающееся  между  столпами,  образует  знамение  Креста  и  условно  разделяет  храм  на  его  символические  части.

Интерьер  храма  олицетворяет  весь  мир  Божий,  вселенскую  Церковь.  В  центре  купола  Свято-Сергиевского  храма  в  соответствии  с  традициями  написан  образ  Господа  Вседержителя  (Пантократора).  Глава  храма,  венчающая  купол  с  изображением  Христа,  есть  символ  Христа  —  Главы  Вселенской  Церкви.  Если  сам  храм  —  тело  Церкви,  то  его  глава  —  вместилище  Божественной  премудрости.  В  парусах  под  куполом  помещены  изображения  четырех  евангелистов:  Марка,  Матфея,  Луки,  Иоанна.  Четыре  подкупольных  паруса  являются  символами  четырех  ветров,  несущих  благодать.

По  наставлению  старых  богословов,  Иоанна  Златоуста  и  Петра  Карнатского,  четырехугольный  храм  есть  образ  мира,  каждая  сторона  —  стена  его  должна  соответствовать  одной  из  четырех  сторон  света  и  по  своей  символике  соотноситься  к  тому  или  иному  разделу  церковной  жизни.  Так,  восточная  часть  храма,  по  взгляду  Библии,  есть  область  света,  «страна  живых»  и  символизирует  Рай.  Именно  по  этой  причине  с  давних  времен  христиане  устанавливали  алтарь  неизменно  на  восточной  стороне.

 

Рисунок  2.  Центральная  стена  алтаря

 

На  центральной  стене  алтаря  Свято-Сергиевской  церкви  располагается  деисусная  композиция,  с  изображением  в  центре  Христа  Вседержителя  на  троне  (рис.  2).  Пантократор  вписан  в  концентрические  круги  мандорлы.  Спаситель  завершает  благословляющий  жест,  но  не  заканчивает  его,  как  при  вознесении  на  небо.  Символика  композиции  обозначает  бесконечное  в  своей  благодати  Царство  небесное,  нескончаемое  благословение  верных.  Окружают  Господа  животные  —  символы  евангелистов,  ведущих  проповедь  во  всех  четырёх  концах  света,  причем  Матфей  изображен  в  образе  юноши,  или  ангела,  Марк  —  в  образе  льва,  Лука  —  в  образе  вола,  а  Иоанн  —  в  образе  орла.  Все  они  держат  свои  Евангелия  и  все  имеют  крылья,  что  подчеркивает  их  ангельский  чин.  Справа  и  слева  от  Христа  расположены,  соответственно,  изображения  Богоматери  и  Иоанна  Крестителя.

Если  Восток  есть  область  света,  «страна  живых»,  место  райского  блаженства,  то  Запад,  наоборот,  есть  территория  мрака,  страданий,  область  вечного  пристанища  мертвых,  жаждущих  воскрешения  и  суда.  Таким  образом,  представление  об  аде,  как  о  мире  мертвых,  соотносится  с  западной  стороной  храма,  где  традиционно  изображается  Страшный  Суд.  Свято-Сергиевская  церковь  соответствует  этому  принципу,  и  на  ее  западной  стене,  над  выходом,  расположена  картина  Страшного  Суда  Божия.

На  вершине  композиции  возвышается  Господь  Вседержитель,  предстающий  в  роли  главного  судьи  в  окружении  апостолов  и  всех  святых.  По  правую  руку  от  Него  находится  Матерь  Божия,  по  левую  —  Иоанн  Креститель.  Неизменными  спутниками  Христа  являются  четыре  евангелиста  в  образе  своих  символов.  По  бокам  верхнего  яруса,  как  бы  завершая  его,  располагаются  ангелы  со  свитками,  «раскручивающими»  «новое  небо  и  новую  землю»,  то  есть  представляющими  образ  «Небесного  Иерусалима».  В  центре  второго  яруса  изображения,  у  подножия  Пантократора,  мы  видим  коленопреклоненных  перед  престолом  с  Евангелием  и  крестом  Христовым  Адама  и  Еву,  молящихся  о  спасении  всего  рода  человеческого.  Слева  и  справа  от  них  (учитывая  входные  двери)  картина  четко  поделена  на  два  сегмента:  праведников  и  грешников.  За  спиной  Адама  ангелы  раздают  белые  одежды  спасшимся  святым  и  праведникам,  приглашая  их  в  Царствие  Небесное;  за  спиной  Евы  ангелы  меряют  весами  грехи  и  дела  людские,  пуская  молнии,  поливая  огнем  из  чаши  гнева  Божия  нечестивцев.  Нижний  ярус  композиции  показывает  процесс  воскрешения  умерших  и  восстановления  их  из  праха  до  телесной  оболочки  (слева)  и  томящихся  в  огне,  в  присутствии  дьявола,  погибающих  в  пасти  апокалиптического  змея,  грешников  (слева).

На  северной  и  южной  стенах  Свято-Сергиевского  храма  помещены  изображения  преподобных  и  мучеников,  а  также  эпизоды  новозаветной  истории.  До  пола  росписи  не  достигают,  оставляя  место  панелям,  украшенным  орнаментом.  Эти  панели  символически  приравнивают  нижнему  ряду  святых  всех  живущих  людей  и,  следовательно,  имеющих  надежду  на  спасение  [3,  c.  16].

Над  аркой  хоров  помещены  изображения  летящих  ангелов  со  свитками,  на  которых  написаны  начальная  и  конечная  буквы  греческого  алфавита:  альфа  и  омега.  Альфа  и  Омега  (греч.  Α  Ω)  —  образное  именование  Господа  Иисуса  Христа  в  Откровении  св.  Иоанна  Богослова  (Апокалипсисе).  Выражение  «Альфа  и  Омега»  означает  безграничное  бытие,  все  объемлющее  собой  и  все  превосходящее.  «Словами  Альфа  и  Омега  означается  Христос,  как  Бог,  все  содержащий,  безначальный  и  бесконечный:  Сущий,  и  прежде  сущий,  и  конца  не  имеющий»,  —  говорит  Андрей  Кесарийский  [1].  Лики  ангелов  обращены  к  изображению  креста,  вписанного  в  круг.  Такая  форма  креста  традиционна  для  Византии  и  имеет  название  «Греческого  креста».  Этот  крест  также  считается  древнейшим  «Русским  крестом»,  поскольку  согласно  церковному  преданию  святой  князь  Владимир  вывез  из  Корсуни,  где  крестился,  именно  такой  крест  и  установил  его  на  берегу  Днепра  в  Киеве.  Круг,  в  который  вписан  крест,  символизирует  сферу  небесную.  Такое  изображение  греческого  креста  подчеркивает  вселенское  значение  Креста  Христова  [6].

Поддерживающие  свод  церкви  пилоны  украшены  попеременно  орнаментом  и  так  называемыми  «белыми  полотенцами».  На  этих  панелях  остановимся  поподробнее.  В  вытянутый  прямоугольник  на  белом  фоне  помещена  композиция  из  виноградных  листьев  и  ягод,  увенчивающаяся  сверху  трилистниковым  крестом  и  пшеничными  колосьями.  Такая  форма  креста  в  России  чаще  всего  применяется  для  изготовления  напрестольных  крестов.  Также  ее  можно  увидеть  и  на  государственных  символах.  Виноградные  лозы  —  один  из  символов  рая.  С  виноградной  лозой  сравнивал  Себя  Христос  непосредственно  после  совершения  Им  Евхаристии  в  сионской  горнице.  Вино  и  хлеб  символизируют  его  Всесвятыя  Кровь  и  Плоть,  преподаваемые  в  Таинстве  Евхаристии.

Таким  образом,  совершенно  очевидно,  что  в  православном  храмовом  строительстве  значение  символов  играет  очень  большую  роль.  Здесь  не  может  быть  «лишних»  деталей,  а  полет  фантазии  художников  и  архитекторов  ограничен  строгими  каноническими  церковными  требованиями,  основанными  на  православной  догматике.  Это  подтверждает  своим  примером  архитектура  и  внутреннее  убранство  церкви  св.  Сергия  Радонежского  Новочеркасского  благочиния  Ростовской-на-Дону  епархии.

 

Список  литературы:

1.Альфа  и  Омега  //  Духовная  жизнь  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.skudelnica.ru/alfa-i-omega/  (дата  обращения:  20.04.2015).

2.Блажин Я.  Православный  храм,  история  возникновения,  архитектура,  символика  //  Золотые  купола  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov.shtml  (дата  обращения:  20.03.2015).

3.Возняк  Е.Р.,  Горюнов  В.С.,  Семенцов  С.В.  Архитектура  православных  храмов  на  примере  храмов  Санкт-Петербурга:  учеб.  пособ.  СПб.:  СПбГАСУ,  2010.  —  80  с.

4.Кеслер  М.Ю.  Православные  храмы  и  комплексы.  Пособие  по  проектированию  и  строительству  к  СП  31-103-99.  Том  2.  МДС  31-9.2003.  М.:  Архитектурно-художественный  центр  Московской  Патриархии  АХЦ  «Арххрам»,  2003.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://skachate.ru/pravo/145929/index.html  (дата  обращения:  18.04.2015).

5.Кудрявцев  М.П.,  Кудрявцева  Т.Н.  Русский  православный  храм.  Символический  язык  архитектурных  форм  //  К  Свету.  —  №  17.  —  1992.  —  С.  65—87.

6.Кузнецов  В.П.  История  развития  формы  креста  М.:  Издание  православного  братства  во  имя  Воздвижения  Честного  и  Животворящего  Креста  Господня,  1997.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.golddomes.ru/krest/krest.shtml  (дата  обращения:  20.03.2015).

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.