Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карпов А.В. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ-ИСКУССТВОВЕДОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ  ПОДХОДЫ  В  СОВРЕМЕННОЙ  ТЕОРИИ  И  ИСТОРИИ  ИСКУССТВА:  ПРОБЛЕМЫ  ПОДГОТОВКИ  МАГИСТРОВ-ИСКУССТВОВЕДОВ

Карпов  Александр  Владимирович

доцент,  кандидат  культурологии,  НОУ  ВПО  «Санкт-Петербургский  Гуманитарный  университет  профсоюзов»,  доцент  кафедры  искусствоведения,  РФ,  Санкт-Петербург

E-mail:  KarpovAV@gup.ru

 

INTERDISCIPLINARY  APPROACHES  IN  CONTEMPORARY  THEORY  AND  ART  HISTORY:  ISSUES  IN  TEACHING  AND  LEARNING  MASTER  OF  ART  HISTORY

Karpov  Aleksandr

Ph.  D.  in  Culture  Studies,  docent,  Saint-Petersburg  University  of  Humanities  and  Social  Sciences,  Department  of  Theory  and  History  of  Art,  Professor,  Russia,  Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  представлены  основные  концепции,  определяющие  принципы  интерпретации  изобразительного  искусства  в  контексте  научных  подходов,  сформировавшихся  в  других  областях  гуманитарного  знания.  Обоснована  концепция,  структура  и  содержание  учебной  дисциплины  «Междисциплинарные  подходы  в  современной  теории  и  истории  искусства»,  ее  место  и  значение  в  структуре  подготовке  магистров-искусствоведов. 

ABSTRACT

The  paper  reviews  the  main  theories  underlying  the  principles  of  interpretation  of  pictorial  artworks  within  the  context  of  approaches  evolved  in  other  humanitarian  disciplines.  Also,  the  concept,  structure  and  contents  of  academic  subject  «Interdisciplinary  Approaches  in  the  Contemporary  Theory  and  History  of  Art»  as  well  as  its  place  and  role  for  teaching  masters  of  art  in  art  history  and  theory  are  presented  in  this  paper. 

 

Ключевые  слова:  теория  искусства;  история  искусства;  философия  искусства;  эстетика;  культурология;  религиоведение;  теория  социальных  коммуникаций;  высшее  образование. 

Keywords:  art  theory;  art  history;  philosophy  of  art;  aesthetic;  cultural  studies;  religious  studies;  the  theory  of  social  communications;  higher  education. 

 

Принцип  междисциплинарности  в  современном  гуманитарном  знании  принято  понимать  как  одновременное  присутствие  в  конкретном  научном  исследовании  разных  методологических  парадигм,  отвечающих  за  свой  «предмет»  общего  «поля»  исследования,  что  выражает  тенденцию  к  интеграции  научного  познания  (в  отличие  от  тенденций  к  его  дифференциации).  В  искусствознании  таковым  «полем»  является  вся  художественная  практика,  включающая,  по  крайней  мере,  три  аспекта:  само  художественное  произведение,  процесс  его  создания  и  последующее  его  использование,  что  и  обеспечивает  включение  в  искусствознание  смежных  дисциплин.  «Поле»  междисциплинарных  исследований  в  структуре  современного  искусствоведения  весьма  обширно:  от  социологии  и  психологии  до  семиотики  и  лингвистики.  Подобная  сложность  предопределяет  трудности  в  освоении  данной  предметной  области  научно-педагогической  практикой.  Действующий  ФГОС  ВПО  по  направлению  подготовки  035400  «История  искусств  (квалификация  —  магистр)»  подразумевает,  что  выпускник  магистратуры  должен  быть  способен  к  анализу  и  обобщению  результатов  научного  исследования  на  основе  современных  междисциплинарных  подходов;  к  владению  современными  научными  стратегиями  и  методологическими  принципами  исследования  истории  искусства;  к  анализу  историко-культурных,  формально-образных,  семантических,  социокультурных  и  иных  аспектов  истории  искусства. 

На  формирование  этих  компетенций  направлена  учебная  дисциплина  «Междисциплинарные  подходы  в  современной  теории  и  истории  искусства»,  являющейся  одной  базовых  профессиональных  дисциплин  в  системе  подготовки  магистров  истории  искусств.  Целевая  установка  учебной  дисциплины  «Междисциплинарные  подходы  в  современной  истории  и  теории  искусства»  —  формирование  у  магистрантов  системных  знаний  в  сфере  междисциплинарных  связей  современного  искусствоведения  с  другими  гуманитарными  науками.  Предметом  изучения  учебной  дисциплины  являются  основные  концепции,  определяющие  интерпретацию  произведений  искусства  в  контексте  междисциплинарных  научных  подходов,  сформировавшихся  в  других  областях  гуманитарного  знания:  философии,  эстетики,  литературоведении,  психологии,  социологии,  культурологии,  религиоведения  и  т.  д. 

Задачи  дисциплины:

·     показать  значение  междисциплинарных  связей  искусствоведения  в  структуре  современного  гуманитарного  знания;

·     сформировать  у  студентов  умения  и  навыки  исследовательской  работы  в  области  междисциплинарных  искусствоведческих  исследований;

·     расширить  знания  студентов  по  всеобщей  истории  искусства,  истории  отечественного  искусства,  теории  и  методологии  истории  искусства; 

·     раскрыть  основные  проблемы  и  концепции  междисциплинарных  исследований  искусства,  выявить  общие  и  особенные  их  характеристики. 

Задачи  дисциплины  предполагает  наличие  в  ней,  как  минимум,  пяти  основных  разделов,  отражающих  соответственно,  философско-эстетические,  культурологические,  филологические,  коммуникативные,  религиоведческие  аспекты  современного  искусствоведения.  Естественно,  этот  перечень  не  является  конечным,  вне  его  остается  ряд  аспектов,  распределенных,  например,  между  дисциплинами  «Проблемы  истории,  социологии  и  психологии  искусства»  [14],  «Семиотика  искусства»,  «Современная  эстетическая  теория». 

Во-первых,  характеристика  философско-эстетических  подходов  в  современном  искусствоведении  [33;  1;  4;  8;  13;  16;  17;  22;  23;  32],  что  предполагает  рассмотрение  следующих  аспектов:

·     общефилософские  аспекты  истории  и  теории  искусства  (особенности  формирования  искусствознания  как  особой  области  научной  деятельности;  онтологический,  семиотический  и  функциональный  критерии  классификации  искусства;  философия  искусства  и  теоретическое  искусствознание:  проблема  границ  и  методов); 

·     классическая  философия  искусства  (зарождение  и  развитие  эстетических  представлений  в  Античности,  Средневековье  и  Возрождении;  смысл  искусства  в  классической  эстетике  и  философии  искусства;  природа  художественного  образа  в  классической  философии  искусства;  представление  о  назначении  художника;  эстетический  опыт  как  содержание  искусства;  эстетические  критерии  оценки  искусства;  философия  искусства  Гегеля  как  завершение  классической  философии  искусства;  искусство  как  особая  форма  общественного  сознания  в  философии  марксизма  и  переход  к  неклассической  философии  искусства;  основные  категории  классической  философии  искусства). 

·     неклассическая  философия  искусства  (феноменология,  неопозитивизм,  экзистенциализм,  структурализм  и  герменевтика  как  основные  тенденции  философской  мысли  ХХ  века;  феноменологическая  эстетика;  психоаналитическая  философия  искусства;  философия  структурализма  о  художественных  феноменах;  опыт  русской  «формальной  школы»;  герменевтика  как  теория  познания  текстов;  семантическая  философия  искусства;  антиэссенциализм,  неопрагматизм,  контекстуализм  и  институциональная  теория  как  основные  направления  неклассической  философии  искусства  и  эстетики  середины  —  второй  половины  ХХ  века). 

·     постнеклассическая  философия  искусства  (постструктурализм  и  его  основные  понятия:  язык,  текст,  письмо,  ризома  и  другие;  деконструкция  как  метод  интерпретации  текста;  основные  черты  эстетики  постмодернизма:  симулякр,  ирония,  маргинальное,  пастиш,  деструктивность,  чувствительность,  шок,  хаос,  цитатность,  стилевой  и  жанровый  синкретизм,  игра;  искусство  как  хаос  смыслов;  теоретики  и  практики  постмодернизма). 

Во-вторых,  рассмотрение  культурологических  проблем  современного  искусствоведения  [34;  35;  3;  10;  11;  12;  15;  18;  19;  24;  27],  включающих  в  себя  следующие  аспекты: 

·     искусство  как  феномен  культуры  (культура  как  контекст  самоопределения  искусства;  взаимосвязь  искусства  с  другими  элементами  культуры  художественное  сознание  как  культурологическая  проблема;  диалектика  общекультурного  и  художественного  факторов  истории  искусства;  культурный  статус  художественного  произведения); 

·     культурологический  анализ  искусства  в  проблемном  поле  современной  междисциплинарности  (контекст  различных  исторических  эпох;  контекст  различных  феноменов  культуры;  соотнесение  текста  произведения  искусства  с  современным  или  историческим  контекстом); 

·     искусство  и  картина  мира  (искусство  в  формировании  картины  мира;  социокультурные  смыслы  искусства;  историческая  динамика  искусства  в  контексте  культуры:  мифология,  религия,  философия,  повседневность,  идеология,  технология). 

·     отдельные  проблемы  культурологии  искусства  (искусство  в  аспекте  проблем  цивилизационной  идентичности;  типология  искусства  —  типология  культур;  культура  как  предмет  рефлексии  искусства;  метафоры  культуры  как  язык  искусства;  идеи  и  образы  культуры  в  истории  искусства). 

·     Искусство  как  сфера  культурно-исторической  памяти  (понятие  «память»  в  теории  искусства  и  методологии  искусствознания;  история  искусства  в  контексте  социальной  памяти;  воздействие  искусства  на  социальную  память;  художественное  переживание  как  взаимодействие  индивидуальной  и  социальной  памяти); 

·     культурно-антропологические  аспекты  истории  искусства  (цель  и  смысл  искусства  в  антропологическом  измерении;  антропология  образа  и  визуальности;  телесность  как  аспект  художественности);

·     искусство  и  игра  как  феномены  культуры  (эстетическое  измерение  игровой  деятельности;  типология  игры;  игра  как  принцип  художественного  творчества  в  философии  искусства;  игровое  начало  в  искусстве:  уровень  содержания,  уровень  художественной  формы;  контексты  игрового  начала  в  художественном  творчестве). 

Третья  междисциплинарная  сфера  взаимодействия  искусствоведения  и  других  отраслей  гуманитарного  знания  —  это  филологические  аспекты  современного  искусствоведения  [6;  11;  18;  29;  31],  предполагающие  обращение  к  следующим  проблемам: 

·     мифопоэтический  подход  в  истории  и  теории  искусства  (мифическое  и  мифологическое:  аспекты  взаимодействия;  мифологизм  и  творчество;  мифологические  аспекты  текстуальности;  миф  как  первоисточник  искусства;  миф  в  стуктуре  художественной  образности  произведения  искусства). 

·     понятие  «поэтика»  как  литературоведческая  и  искусствоведческая  категория  (поэтика  как  научная  дисциплина  (общая  поэтика,  описательная  поэтика,  историческая  поэтика);  поэтика  как  общегуманитарная  категория;  культурологическая  характеристика  поэтики:  поэтика  как  выражение  целостности  искусств;  место  литературы  в  системе  искусств;  художественный  образ  и  культурные  коды  литературы). 

·     филологическая  герменевтика  в  исследования  истории  искусства  (сфера  филологической  герменевтики;  герменевтический  опыт  как  осознание  принадлежности  к  традиции  и  осознание  исторической  дистанции;  герменевтический  круг;  рецептивная  эстетика  как  общегерменевтическая  модель;  культурно-историческая  обусловленность  художественного  смысла;  иконология  и  филологические  методы  изучения  искусства). 

В-четвертых,  анализ  искусство  в  контексте  теории  социальных  коммуникаций  [2;  7;  9;  18;  20;  21;  25;  26;  28],  опираясь  на  следующие  аспекты: 

·     понятие  «художественная  коммуникация»  (художественная  коммуникация  как  движение  художественных  смыслов  в  социальном  пространстве  и  времени;  социально-коммуникационные  циклы  функционирования  художественной  коммуникации;  художник  и  аудитория  искусства  в  системе  социальных  коммуникаций;  типология  художественных  коммуникаций;  информационный  подход  в  искусствоведении:  художественная  информация  и  научная  информация). 

·     Семантика  и  семиотика  художественных  коммуникаций  (семиотическое  пространство  художественных  коммуникаций  синтактика,  семантика,  прагматика;  художественный  смысл,  язык,  знак,  текст,  код,  символ  в  системе  художественных  коммуникаций;  коммуникационные  знаки  и  их  классификация;  смысл  как  измерение  коммуникации). 

Пятая  проблема  —  это  осмысление  искусства  в  контексте  религиозного  сознания  [1;  5;  15;  30],  что  предполагает  обращение  к  следующим  темам:

·     религиоведческие  аспекты  теории  и  истории  искусства  (понятие  «религиозное  искусство»,  понятие  «религиозные  сюжеты  и  образы  в  искусстве»;  искусство  в  системе  культа;  сакральное,  иррациональное  и  трансцендентное  как  аспекты  творчества  и  художественности;  творчество  как  ритуал;  религиозное  искусство  и  эстетический  идеал,  религиозное  сознание  и  художественное  сознание). 

·     история  и  теория  искусства  в  контексте  русской  религиозной  эстетики  и  философии  (русская  религиозная  эстетика  как  выражение  сущностных  проблем  духовной  культуры;  основные  идеи  русской  религиозной  эстетики;  философия  иконы;  влияние  религиозной  эстетики  на  эстетическое  сознание  в  России). 

Учебная  дисциплина  акцентирует  внимание  на  историко-теоретических  аспектах  темы,  прикладные  аспекты  (например,  исследование  конкретного  произведения  искусства  в  ракурсе  различных  методологических  подходов)  могут  составлять  содержание  отдельных  дисциплин  по  выбору  студента  и  входить  в  содержание  научно-исследовательских  и  научно-производственных  практик.

Самостоятельная  работа  по  дисциплине  «Междисциплинарные  подходы  в  современной  истории  и  теории  искусства»  заключается  в  освоении  достаточно  обширного  теоретического,  историографического,  историко-художественного  и  эмпирического  материала.  Выполнение  ряда  заданий  по  дисциплине  рассчитано  на  самостоятельную  работу  студентов  в  библиотеках,  в  сети  Интернет,  на  выставках  и  экспозициях.  Самостоятельная  работа  позволяет  студенту:

1.  проверить  собственную  подготовку  по  основным  темам  курса,  способность  ориентироваться  в  своеобразии  методологических  подходов  различных  дисциплин  в  современном  искусствоведении  (философия,  эстетика,  культурология,  филология,  религиоведение,  теория  коммуникации), 

2.  понимать  специфику  функционирования  профессиональной  искусствоведческой  терминологии  в  контексте  различных  методологических  парадигм; 

3.  развить  навыки  анализа,  как  отдельного  произведения  искусства,  так  и  художественно-исторического  процесса  в  контексте  философско-эстетических,  культурологических,  филологических,  религиоведческих  и  иных  аспектов  современного  искусствознания. 

 

Список  литературы:

  1. Бычков  В.В.  Эстетика:  Учебник.  М.:  Академический  проект,  2011.  —  452  с. 
  2. Басин  Е.Я.  Искусство  и  коммуникация:  Очерки  из  истории  философско-эстетической  мысли.  М.:  Моск.  обществ.  науч.  фонд,  1999.  —  276  с. 
  3. Бельтинг  Х.  Антропология  образа  (главы  из  книги)  //  Искусствознание.  —  2005.  —  №  1.  —  С.  68—106.
  4. Бранский  В.П.  Искусство  и  философия.  Роль  философии  в  формировании  и  восприятии  художественного  произведения  на  примере  истории  живописи.  Калининград:  Янтарный  сказ,  2000.  —  704  с.
  5. Буркхардт  Т.  Сакральное  искусство  Востока  и  Запада.  Принципы  и  методы.  М.:  Новый  акрополь,  2014.  —  216  с. 
  6. Введение  в  литературоведение  /  Под  ред.  Л.В.  Чернец.  М.:  Высшая  школа,  2004.  —  680  с. 
  7. Грачев  В.И.  Коммуникации-ценности-культура  (опыт  информационно-аксиологического  анализа)  /  В.И.  Грачев.    СПб.:  Астерион,  2006.  ––  248  с.
  8. Грэм  Г.  Философия  искусства.  М.:  Slovo/Слово,  2004.  —  256  с. 
  9. Дриккер  А.С.  Эволюция  культуры:  информационный  отбор.  –СПб.:  Акад.  проект,  2000.  ––  184  с. 
  10. Жидков  В.С.,  Соколов  К.Б.  Искусство  и  картина  мира.  СПб.:  Алетейя,  2003.  —  464  с. 
  11. Зись  А.Я.,  Стафецкая  М.П.  Методологические  искания  в  западном  искусствознании:  критический  анализ  современных  герменевтических  концепций.  М.:  Искусство,  1984.  —  238  с. 
  12. Искусство  как  сфера  культурно-исторической  памяти  /  Отв.  ред.  Л.Ю.  Лиманская.  М.:  Изд-во  РГГУ,  2008.  —  395  с. 
  13. Капустина  Л.Б.  Философия  и  искусство:  логика  паратекста.  СПб.:  Петрополис,  2004.  —  216  с. 
  14. Карпов  А.В.  Учебная  дисциплина  «Проблемы  истории,  социологии  и  психологии  искусства»  в  структуре  подготовки  магистров-искусствоведов  //  Педагогика  и  психология:  актуальные  проблемы  исследований  на  современном  этапе.  Махачкала:  НИЦ  «Апробация»,  2014.  —  С.  42—45. 
  15. Кондаков  И.В.,  Соколов  К.Б.,  Хренов  Н.А.  Цивилизационная  идентичность  в  переходную  эпоху:  культурологический,  социологический,  искусствоведческий  аспекты.  М.:  Прогресс-Традиция,  2011.  —  1024  с. 
  16. Кривцун  О.А.  История  искусства  и  философия  истории  //  Эстетика:  Вчера.  Сегодня.  Всегда.  Вып.  1.  М.:  ИФ  РАН,  2005.  —  С.  115—129. 
  17. Лиссман  К.П.  Философия  современного  искусства:  введение.  СПб.:  Гиперион,  2011.  —  248  с. 
  18. Лотман  Ю.М.  Об  искусстве.  СПб.:  Искусство-СПб.,  1998.  —  716  с. 
  19. Манкевич  И.А.  Литературно-художественное  наследие  как  источник  культурологической  информации  //  Обсерватория  культуры.  —  2007.  —  №  5.  —  С.  17—23.
  20. Манкевич  И.А.  Социально-коммуникационный  подход  в  системе  культурологического  знания  //  Методология  гуманитарного  знания  в  перспективе  XXI  века:  мат-лы  межд.  науч.  конф.  18  мая  2001  г.  Санкт-Петербург  /СПбГУ.  СПб.,  2001.  —  С.  83—87. 
  21. Манкевич  И.А.  Феномен  художественной  коммуникации  в  контексте  культурологического  знания:  Опыт  построения  концептуальной  модели  //  Современные  проблемы  межкультурных  коммуникаций.  Сб.  статей/  СПбГУКИ.  СПб.,  2005.  —  С.  68—75. 
  22. Никитина  И.П.  Философия  искусства.  М.:  Омега-Л,  2010.  —  559  с. 
  23. Очерки  эстетики  и  теории  искусства  /  Отв.  ред.  Н.А.  Хренов,  А.С.  Мигунов.  М.:  Канон+,  2013.  —  448  с.
  24. Пелипенко  А.А.  Искусство  в  зеркале  культурологии.  СПб.:  Нестор-История,  2009.  —  318  с. 
  25. Раппопорт  С.Х.  Художественные  коммуникации  и  языки  искусства  //  Языки  науки  —  языки  искусства.  М.,  2000.  —  С.  40—49. 
  26. Савранский  И.Л.  Коммуникативно-эстетическая  функция  культуры.  М.:  Наука,  1979.  —  231  с. 
  27. Современное  искусствоведение  в  системе  гуманитарного  знания:  Монография  /  Науч.  ред.  А.В.  Карпов.  СПб.:  СПбГУП,  2012.  —  356  с.
  28. Соколов  А.В.  Общая  теория  социальной  коммуникации.  СПб.:  Изд-во  В.А.  Михайлова,  2002.  —  461  с. 
  29. Фарино  Е.  Введение  в  литературоведение.  СПб.:  РГПУ  им.  А.И.  Герцена,  2004.  —  639  с. 
  30. Философия  русского  религиозного  искусства  /  Сост.  Н.К.  Гаврюшин.  М.:  Республика,  1993.  —  400  с.
  31. Хализев  В.Е.  Теория  литературы.  М.:  Высшая  школа,  1999.  —  240  с.
  32. Шехтер  Т.Е.  Искусство  как  пространство  смыслов:  избранные  работы  по  теории  и  истории  искусства  /  Науч.  ред.  и  сост.  А.В.  Карпов  СПб.:  СПбГУП,  2014.  —  376  с. 
  33.  Art  in  Theory  1900—2000:  An  Anthology  of  Changing  Ideas  /  Edited  by  Charles  Harrison  &  Paul  Wood.  2nd  ed.  London:  Blackwell  Publishing,  2012.  —  1258  p. 
  34. D’Alleva  Anne.  Methods  &  Theories  of  Art  History.  Second  Edition.  London:  Laurence  King  Publishing,  2012.  —  186  p. 
  35. Hatt  Michael  and  Klonk  Charlotte.  Art  History:  A  critical  introduction  to  its  methods.  Manchester  University  Press,  2006.  —  250  p.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.