Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СВОЕОБРАЗИЕ ЖИВОПИСНЫХ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ П.И. ПЕТРОВИЧЕВА
Грушевская Наталья Алексеевна
аспирантка очной формы обучения, кафедра теории и истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, РФ, г. Москва
E-mail:
THE ORIGINALITY OF OIL PAINTING CREATIVE PRINCIPLES AND METHODS OF PETER IVANOVICH PETROVICHEV
Grushevskaya Natalya
postgraduate student, department of art history in Ilya Glazunov Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture, Russia, Moskow
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены техника живописи, творческие принципы, и живописно-мировоззренческие качества П.И. Петровичева. Отмечен ряд характерных черт живописи художника, таких как использование определённых красок, своеобразное наложение мазка, особенности колорита и технологии живописи. Определены важнейшие творческие принципы мастера. Изложены черты новаторства в подходе П.И. Петровичева к написанию картин. Использован метод зрительного анализа произведений благодаря обладанию автором статьи навыками профессионального дипломированного станкового живописца.
ABSTRACT
The technique of painting, the creative principles and painting-world view qualities of P.I. Petrovichev are considered. A number of characteristic features of artist’s painting, such as using specific paints, a peculiar imposing of dab, feature of color and technology of painting are noted. The most important creative principles of the master are defined. Lines of innovation in P.I. Petrovichev's approach to painting the pictures are stated. The method of the visual analysis of works is used because of the author’s skills of the professional diplomated oil-painter.
Ключевые слова: техника живописи; творческие принципы; живопись; преемственность; Петровичев; Союз русских художников.
Keywords: the technique of painting; oil painting creative principles; an oil painting; succession; Petrovichev; The Union of the Russian artists.
Пётр Иванович Петровичев (1874—1947) — самобытный живописец, убеждённый реалист, влюблённый в родную землю, яркий представитель московской школы живописи начала XX века. П.И. Петровичев является интересной фигурой в русском искусстве и своим творчеством блестяще отображает богатство и разнообразие русского художественного мира. Его живописи свойственны большой профессионализм, собственная яркая индивидуальность, простота, добротность, искренность. Выделяет мастера и весьма ответственное отношение к своей работе. Ученик Левитана, Петровичев воспринял советы своего учителя и развил их в собственном оригинальном ключе.
Для нас представляют значительный интерес творческие методы П.И. Петровичева. Причём, не только как живые заветы большого мастера, но и как ученика мастеров начала XX века — И.И. Левитана, А.М. Васнецова, В.А. Серова, мысли об искусстве и принципах живописи которых и в наше время остаются актуальными для начинающих художников. Именно поэтому и живопись П.И. Петровичева может служить ориентиром для молодых живописцев-реалистов современности. Статья имеет своей целью предельно подробное освещение техники живописи П.И. Петровичева, в частности, методом зрительного анализа картины «Март» (1917—1919).
На примере картины «Март» можно сделать ряд выводов о технике живописи Петровичева. Внимательно изучив красочную поверхность этого полотна, мы увидим, как справа, поверх изначального пласта живописи, художник исправлял рисунок купола и крыши церкви. Даже этот факт убеждает нас, что Петровичев писал темпераментно, увлекаясь, эмоционально, на ходу исправляя работу. К этому нюансу мы не раз ещё будем возвращаться в нашем исследовании. Применяя художественный анализ к картине «Март», отметим, что художник динамично использует не чистые краски, а, как правило, составляет цвет из нескольких разных мазков, не до конца смешивая краски на палитре. В результате такой техники получаются очень богатые колористические аккорды, сочетания, цвет живёт.
Изображения архитектуры под слоем краски, а иногда и поверх его, обведены у Петровичева контуром — маленькой кистью или пером. Тонкой кисточкой очерчен контур теней от деревьев на крыше постройки, теней под карнизом дома справа, некоторые подробности в ветвях, окнах, тени и рефлексы в сугробах. Данные приёмы весьма характерны для письма Петровичева. Они встречаются и в других его работах. Так, на картине «Ранняя весна» (1912) тончайшим контуром теней поверх краски обведены стволы и ветви берёз на переднем плане, границы между светом и тенью на снегу. Контур, рисунок выявляется при зрительном анализе во многих пейзажах художника, где присутствуют архитектурные объекты, таких как «Ростов Ярославский», «Москва. Кремль», «Ростовский кремль осенью», «Пристань», «Кострома», «Северная деревня»(1900), «На краю деревни» (1914), во многих других. Мастер зачастую прибегает к обводке архитектурных объектов даже поверх первоначальных живописных работ. Так в этюде «На краю деревни» 1920 года, ясно виден контур, нанесённый поверх сочной живописи. Картину «Март» художник писал в течение двух лет, её живопись многослойна, но, тем не менее, контур в ней есть. Таким образом, контур чрезвычайно характерен для живописи Петровичева в целом, независимо от мотива и техники письма — многослойной или «а ля-прима», и независимо от масштаба произведения — этюда или законченной картины.
Вернёмся к картине «Март». Рассматривая её фактуру, мазок, приходим к выводу, что для живописи Петровичева характерен мелкий густой мазок. Он применяется художником как в этой работе, так и в большинстве других. Известно, что П.И. Петровичев использовал очень сложные замесы, а «всех, кто закрывал большие плоскости одним цветом, называл раскрашивателями», подчёркивая, что художнику нужно «не красить, а писать <…>, а это разница» [4, с. 99]. То есть, не покрывать плоскости одним цветом, а видеть всё богатство цветовых градаций в жизни и передавать их на холсте. Н.П. Петровичева подчёркивает: «Он умел чувствовать цвет, а не краску» [4, c. 99—100].
Для написания картин П.И. Петровичев использовал тройник — масло в определённой смеси со скипидаром и лаком. Мастер решал общие отношения мастихином, но писал и кистями. Часто художник писал на фанере, что способствовало лучшей сохранности его произведения, так как жил он в сырой квартире. Грунты Петровичев делал из фузы, из пшеничной муки с яйцом, из рыбьего клея или желатина, причём делал их сам.
Дочь художника упоминает о том, что её отец дружил с реставратором П.И. Юкиным и многое, полезное для технологии живописи, узнал из общения с последним. Так, П.И. Юкин привозил художнику необходимые красочные пигменты — цветные камешки на берегу реки, охры и умбры всех оттенков, в основном, в Александровской слободе. И из них Петровичев тёр краски для масляных работ.
Художник использовал только земляные, природные краски — охры, умбры, сиены, не смешивая их с яркими кадмиями (красными, жёлтыми, оранжевыми). Совет не смешивать разные цветовые палитры Пётр Иванович воспринял из уроков И.И. Левитана [3].
На картине «Март» мелким мазком Петровичев передал наиболее характерные чёрточки изображаемого им реального мира. У художника не было задачи уложить мазок к мазку — П.И. Петровичев пишет «от сердца», пишет именно от себя общее впечатление от увиденных им предметов, как бы приблизительно и динамично «обрисовывая» их. Так же динамичен он и в технике живописи.
Отчётливо видно, что каждый мазок художник накладывает по форме предмета, по направлению тени. Рыхлые мазки по снегу в сугробах передают то направление, в котором пласт снега лежит, горизонтальные и вертикальные мазки ложатся по стенам, круговые — по куполу. Петровичев, словно скульптурный объект, выстраивает и динамично лепит красочную, играющую поверхность холста, создавая своеобразный рельеф в живописном произведении. Иногда мазок рыхлый, очень динамичный, иногда чёткий (как на крыше слева), создаётся материальность. Но до конца Петровичев не «обговаривает» всё в произведении, оставляя место воображению, визуальной рефлексии зрителя, которые сами дорисовывают предмет на основе игры ассоциаций (как, например, в деревьях). Однако, художник вводит характерные, глубоко интимные подробности — чёрточка на крыше слева — растаявший снег, по-иному, не так, как на крыше, положенная плоскость снега на карнизе, разные стёкла в окошках.
На картине «Март» белый цвет плотный, нигде нет явного белого — зато есть очень точные тоновые отношения в картине, создающие такое «звучание» этого «не белого» белого снега, как если бы он действительно был белым. Это звучание становится возможным из-за верно взятых цветовых и тональных отношений в картине в ситуации, когда все пейзажные элементы темнее снега. Обучая молодых живописцев в Московском художественном училище памяти 1905 года, Петровичев не раз говорил о важности верно взятого в картине тона. Н.П. Петровичева приводит конкретные высказывания её отца об основах верной реалистической живописи: «Основа живописи — тон. Тон даёт состояние, настроение картине». «Тон надо чувствовать. Грязи в живописи нет — есть неправильно взятые отношения. Можно и грязью писать, но, соблюдая тон, добьёшься звучания цвета» [4, c. 101].
Преподавательские советы Петровичева созвучны советам его учителя И.И. Левитана [5]. По словам дочери художника Петровичева, именно Левитан открыл и объяснил начинающему художнику «главные, основные принципы живописи — чувство тона, колорита, обобщённость видения и живое, трепетное восприятие природы» [4, c. 87].
Картина «Март» (1917—1919 гг.) наполнена движением, оно передано мазками. Сочетания красок создают ощущение, что движется сам воздух. Небо словно набрано, как мозаика, продолговатыми мазками разных цветов в направлении слева направо, мазки по крышам движутся диагонально вниз, фигура женщины изображена в движении справа налево, изгибы деревьев — слева направо, кажется, что они шумят на ветру, а их тени, продолжая движение, причудливым узором ложатся на крышу.
На картине наблюдается разнообразие теней на снегу: найдены самые холодные тени — за деревьями, самые синие. Тени от деревьев светлее — они голубые, ещё ближе к нам тени от крыши на сугробе — они написаны с употреблением краплака, самые ближние к нам тени зеленовато-синие по сравнению с остальными тенями. Таким образом, художник решает воздушную перспективу, плановость картины. Он употребляет «тёплые» цвета впереди, на первом плане картины, а «холодные» на дальних планах. Рыжие, белые, синие, желтовато-зелёные, кирпичные, иссиня коричневые, сиреневые оттенки цветов образуют богатое колористическое построение картины. У Петровичева нет задачи «отрисовать» архитектуру, создать точное фотографическое изображение реальности — вместо этого он рисует кистью самую суть предмета, улавливая в нём всё самое интересное, вписывая каждый объект в «звучание» всей картины.
Можно отметить ещё ряд характерных черт для живописной манеры художника. Важной отличительной стороной живописи Петровичева является игра цвета, фактуры при выдержанности общей цветовой гаммы.
Так, в каждой тени, написанной художником, как минимум по два оттенка, в каждом предметном цвете создаётся «игра», живость, свежее интересное звучание, что даёт свободу взгляду и воображению зрителя.
Чаще всего на полотнах Петровичева богатство цветовых оттенков создаёт праздничность, приподнятость. Цвет неоднороден. Наложение мазков разнообразно, различно и их направление, разнится их густота. Небо написано сложным цветом, составным, составленным из мазков.
Таким образом, в живописи выявляется темперамент художника, мазки активны, цвет за счёт густоты наложения насыщенный. На каждой плоскости происходит «битва» холодных и тёплых тонов. Цвет художника необычайно сложен. Света, полутона и тени чётко отделены друг от друга, в них нет путаницы. Рядом с холодным цветом всегда лежит тёплый, за счёт чего достигается звучность колорита. Художник очень внимательно смотрит на натуру, улавливая малейшие ежеминутные изменения цвета. Но даже самый холодный цвет у Петровичева — не чистая краска, а всегда смесь, тон. Как белый снег, так и свет на предметах, и тень сложны, «найдены» художником путём внимательной визуальной работы.
Колорит полотен Петровичева тёплый, иконный, ведь изначально художник перешёл в станковую живопись из иконописной мастерской при Ростовском Кремле. Позже и его учитель Левитан советовал своим ученикам поучиться у ростовских иконописцев композиции, колориту. Петровичев, подобно ростовским иконописцам, мастерски компоновал свои произведения – так в картине «Цветущий сад» (1913) поражает смелость расположения дерева, выходящего на переднем плане за плоскость холста и расположенного немногим левее середины картины. В картине «Март» смелая линейная перспектива использована в ракурсе крыши слева. Характерным для художника является вытянутый формат холста, в котором он так удачно компонует виды среднерусской природы. Как и ростовские мастера, Петровичев писал небольшим количеством цветов, извлекая из них колористическое богатство и многообразие.
Художник много работал — уже на первой его выставке в 1917 году выставлялось более 250 его произведений. По энергичным мазкам можно понять, что он пишет быстро. Однако, большинство произведений написаны им за несколько сеансов. Это доказывает то, что мастер возвращался к одному и тому же месту по многу раз, стремясь глубже и точнее передать богатство натуры, «звучание» конкретной местности, ощущение от места, своё впечатление от него и его образа. Художник улавливает множество нюансов, но не дописывает каждый предмет до совершенной чёткости контура. Объясняется это качество особым пониманием «законченности», культивируемым среди мастеров круга «Союза русских художников» [2], ярким представителем которого являлся Петровичев. Художник понимал законченность в убедительности изображённого, а не в выписанности. Петровичев, вслед за своим учителем И.И. Левитаном, не любил выписанности, «драконства» [3, c. 118] и «дамского рукоделия» [1, c. 106], «пупырья» [3, c. 232], «излишней «замученности» работы» [1, c. 118]. «[Был] против зализывания, смазывания, фокусов в живописи не терпел. Он требовал до конца решать всё мазком, лепить мазками форму и пространство» [1, c. 106].
Ещё одним качеством художника является неустанный поиск правды в живописи. П.И. Петровичев пишет суть места, образ, самое существенное, поразившее его в увиденном. Он «добивается» правдивости цвета и тона и того верного ощущения жизни, которое должно передаваться зрителю от произведения художника. Следуя совету И.И. Левитана «раскрыть по-настоящему глаза» [4, c. 114], Петровичев «доискивался» [4, c. 114] правды, углубленно изучал натуру.
Характерные черты, присущие Петровичеву как художнику — основательность живописи, честность в искусстве, бесконечное трудолюбие и жизнелюбие, настойчивость в достижении правды, живой, здоровый взгляд на жизнь, отражённый в его произведениях — весьма актуальны в наше время. Анализ этих качеств, творческих методов и техники живописи может послужить весомым подспорьем как для начинающих живописцев реалистического направления в их поиске своего пути в искусстве, так и для опытных живописцев, постоянно позиционирующих себя в современном меняющемся мире.
Список литературы:
- Круглый И.А. Пётр Иванович Петровичев. Ленинград: Художник РСФСР, 1975. — 148 с.
- Лапшин В.П. Союз русских художников. Ленинград: Художник РСФСР, 1974. — 424 с.
- Левитан И.И. Письма, документы, воспоминания. (общ. ред. А. Фёдорова‑Давыдова). М.: Изд. Искусство, 1956. — 336 с.
- Руднев В.В. Пётр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника. М.: Изобразительное искусство, 1979. — 114 с.
- Сысоев П.М. Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки. Сост. Cысоев П.М., Шквариков В.А. М.: Государственное издательство «искусство», 1951. — 604 с.
дипломов
Оставить комментарий